Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования
статья по теме

Соколова Наталья Валентиновна

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее  у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более высокую внутреннюю мотивацию и как результат, неуклонный профессиональный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedagogicheskom_sovete.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 6.doc29 КБ
Microsoft Office document icon 7.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете.

«Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования».

Учитель английского языка Соколова Наталья Валентиновна

2008г.



Предварительный просмотр:

Вступление.

«Под окнами дома пожилого человека играли дети.... Никакие уговоры и просьбы играть в другом месте не действовали.

И тогда он придумал: «Вы очень здорово играли и резвились. Каждому за это по 1доллару.». На следующий день он сказал: «Обстоятельства изменились, и я могу вам заплатить только 50 центов». Дети в этот день шумели меньше. Затем он заплатил им только 20центов. А когда он им предложил 5 центов, они ушли со словами «Будем мы кричать за 5 центов!?». Так пожилой человек избавился от шума под окнами.

О чем это? О внешней и внутренней мотивации. Пожилой человек снизил уровень внутренней мотивации (их собственные эмоции, желания), переведя её во внешнюю, а затем убрал внешний стимул. Куда же делась внутренняя мотивация? Куда деваются активисты? Ответ однозначный: слишком много внимания внешней мотивации.

Внутренняя мотивация — это то почему вложены усилия. Она побуждает к действию. Никогда не должно быть отрицательного результата. Есть просто результат, с которым надо продолжать работать, а не опускать руки.

Внешняя мотивация - это устремление к достижению определенного места в социуме.

Они должны быть в равновесии.

Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности.(Проявляется при возникновении необходимости, недостатка чего-либо)

Внутренние мотивы:                     Внешние мотивы:

  • мечта, самореализация;        •   деньги;
  • творчество;        •   карьера;
  • здоровье;        •   статус;
  • любопытство;        •   признание;
  • нужность кому-то;        •   престижные вещи;
  • личный рост.        •   достойный быт.

Особенности внутренней мотивации педагога.

В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога- воспитателя. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Даже те, кто получает удовольствие от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов - даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных.

Основная задача не просто победить в конкурентной борьбе и добиться определенного уровня оценок, но внедрить философию качества, предупреждение брака. Необходимо чувство ответственности и прогнозирование результатов.

А. К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:

  • Мотивы долженствования;
  • Мотивы заинтересованности и увлеченности, преподаваемым предметом;
  • Мотивы увлеченности общением с детьми - «любовь к детям».

Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства.



Предварительный просмотр:

Особенности внешней мотивации педагога

1.        Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением ( сюда входят в том
числе и такие стимулы, как повышение разряда, ослабление требований и контроля).
Особенностью работы учителя с такой мотивацией является то, что он ориентирован на
внешние показатели своего труда. Практически не стремится к повышению квалификации (за
исключением обучения с отрывом от работы в школе). Использование ими новшеств носит
случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок.

Такая внешняя непрофессиональная мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.

2.        Мотив престижа. Мотив внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через
внешнюю положительную оценку окружающих).

В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд.

Сформированность познавательной деятельности учеников, уровень усвоения знаний не являются главной целью учителя, а средство достижения цели - положительная оценка его работы. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а цели личного успеха.

Специфическая отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую и эффективную отдачу, активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, часто без длительной и настойчивой их доработки.

Оптимальность «мотивационного комплекса» педагога.

Удовлетворенность педагогической профессией напрямую связанна с оптимальностью «мотивационного комплекса». Баланс между внешней и внутренней мотивациями ведет к удовлетворенности потребностей педагога как личности.

Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития.

Урок для такого педагога - это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей.

Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством учителя-инноватора.

Успешность инновационной деятельности определяется способностью учителя учитывать и контролировать особенности межличностных отношений в коллективе. А формирование личности учителя во многом определяется общественным окружением, коллективом педагогов - педагогическим сообществом. Поэтому большое значение имеет создание так называемого, инновационного климата, без которого инновационная деятельность пробивает себе дорогу с трудом.

Внутренняя тип мотивации - деятельность значима для личности сама по себе.

Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п.

Внешняя отрицательная мотивация связана с потребностью самозащиты, характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны дирекции и т.п.

Наиболее оптимальным является мотивационный комплекс, в котором внутренние мотивы занимают лидирующее положение при минимальной выраженности внешних отрицательных мотивов. Худшим является мотивационный комплекс, в котором внешние отрицательные мотивы становятся наиболее значимыми при наименьшей ценности внутренних мотивов.

Именно на внутренней мотивации базируется кадровый подбор:

  • Можно ли доверять?
  • Любит ли работать?


Предварительный просмотр:

  • Может ли работать творчески?
  • Как нужно с ним общаться?

Пути развития мотивации педагога:

  • Микроклимат в коллективе;
  • Информация и содействие (взаимопосещения учителей);
  • Активное вовлечение всех сотрудников;
  • Пример руководства;
  • Контроль (должно быть чувство ответственности);
  • Внедрение личных разработок.

Повышение мотивации учащихся.

Предварительное задание: Составьте список из 5-10 действий, которые вы могли бы совершать в своем классе для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства: 1. мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2. то, чему учат, можно выучить, и 3. преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы ,которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Конечно, нам не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт, - все это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому мы должны научиться использовать шесть факторов мотивации и постоянно варьировать их на уроке. Это факторы помогут мобилизовать учащихся и повысить их желание учиться.

Ни один из этих факторов не превосходит другие, и ни один из них нельзя рассматривать в отрыве от других. Они постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс во всей системе.

I.   Уровень озабоченности.

Один из факторов, на который вы можете повлиять в классе, это уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?

В прошлом мы считали стресс и озабоченность нежелательными факторами. Теперь, однако, нам известно, что умеренное беспокойство приносит пользу, оно мобилизует человека, заставляет его приложить все силы для успеха. Если вы довольны своим видом, работой, мостом проживания, вы не станете прилагать усилия для перемен. Лишь озабоченность, недовольство побуждают вас «предпринять что-нибудь». Вы начинаете искать возможность повысить эффективность своего педагогического труда. Но если ваша озабоченность превышает разумные пределы, вы начинаете тратить энергию не на совершенствование учебного прочеса, а на заботу о своем положении и даже порой на свое профессиональное выживание.

Есть одно психологическое правило, которое должно влиять на решения преподавателя. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.

Повышать или понижать озабоченность учащихся можно следующим образом:



Предварительный просмотр:

  • Может ли работать творчески?
  • Как нужно с ним общаться?

Пути развития мотивации педагога:

  • Микроклимат в коллективе;
  • Информация и содействие (взаимопосещения учителей);
  • Активное вовлечение всех сотрудников;
  • Пример руководства;
  • Контроль (должно быть чувство ответственности);
  • Внедрение личных разработок.

Повышение мотивации учащихся.

Предварительное задание: Составьте список из 5-10 действий, которые вы могли бы совершать в своем классе для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства: 1. мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2. то, чему учат, можно выучить, и 3. преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы ,которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Конечно, нам не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт, - все это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому мы должны научиться использовать шесть факторов мотивации и постоянно варьировать их на уроке. Это факторы помогут мобилизовать учащихся и повысить их желание учиться.

Ни один из этих факторов не превосходит другие, и ни один из них нельзя рассматривать в отрыве от других. Они постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс во всей системе.

I.   Уровень озабоченности.

Один из факторов, на который вы можете повлиять в классе, это уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?

В прошлом мы считали стресс и озабоченность нежелательными факторами. Теперь, однако, нам известно, что умеренное беспокойство приносит пользу, оно мобилизует человека, заставляет его приложить все силы для успеха. Если вы довольны своим видом, работой, мостом проживания, вы не станете прилагать усилия для перемен. Лишь озабоченность, недовольство побуждают вас «предпринять что-нибудь». Вы начинаете искать возможность повысить эффективность своего педагогического труда. Но если ваша озабоченность превышает разумные пределы, вы начинаете тратить энергию не на совершенствование учебного прочеса, а на заботу о своем положении и даже порой на свое профессиональное выживание.

Есть одно психологическое правило, которое должно влиять на решения преподавателя. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.

Повышать или понижать озабоченность учащихся можно следующим образом:



Предварительный просмотр:

Методы и приемы:

  • Разноуровневые задания;
  • Сначала задаем легкие вопросы менее способным ученикам, потом более сильные

ученики отвечают на трудные вопросы.

  • Работа с маленькими группами проблемных учеников, пока остальной класс

продолжает заниматься самостоятельно.

IV.        Интерес.

Четвертым фактором, который, согласно накопленному опыту, влияет на мотивацию учащихся, является интерес к изучаемому предмету. С интересом не рождаются - его приобретают. Учитель может развить это качество в своих питомцах двумя путями. Первый путь состоит в использовании интереса учащегося к самому себе. Привлечение материала из жизни самого учащегося, использование его имени и примеров, относящихся к его учебе и накопленному опыту ,позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях. Второй путь стимуляции интереса состоит в выделении нового или яркого элемента в учебном материале. Новизны можно достигнуть в классе такими простыми средствами , как изменение своего голоса или позы, переход от повествования к вопросам ,можно также предложить учащимся самим решать тот или иной вопрос перейти от письменных к устным проверочным работам, от чтения текстов к просмотру фильмов, все это включает «рефлекс внимания» в сознании учащихся. Но надо успеть использовать «рефлекс внимания», чтобы за время реагирования на «новизну» обучить материалу. Но главное не «переборщить». Обилие яркой мишуры лишь отвлечет его от учебы. Третий путь - новый аспект или особый характер материала. Например: «Сейчас вы проведете свой собственный опыт. Задайте три вопроса, которые, по вашему мнению, помогут проверить, насколько человек понял эту главу, а затем сами ответьте на них. Отметка, которую вы получите, отразит качество этих вопросов и, разумеется, самих ответов».

Приемы:

  •  Экскурсия с «изюминкой».
  • Пересказ с вопросами по своему ответу.
  • Домики и глагол to be.
  • Человечки с разными лицами. Модальные глаголы.  Игрушка - учитель. S Рассказы о себе.
  • Доска - почета. Превосходная степень прилагательных.

V.        Знание результатов.

Обратная связь помогает учащимся узнавать о своих достижениях. Нас интересуют, в первую очередь, объем, специфичность и оперативность обратной связи. Когда мы постоянно делаем одно и то же дело, не зная, как оно получается, мы не испытываем удовлетворения. В результате у нас часто пропадает желание продолжать эту работу и улучшать ее качество. Но если мы знаем, что нам сопутствует успех, если нам известно, где конкретно надо внести исправления и улучшения, и главное, что делать, чтобы их внести, - тогда, мы приобретаем мотивацию и стремимся к прогрессу.

Отметки недостаточно оперативны и специфичны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Учащиеся должны получать специфические сведения о результатах. Одна фраза -«Твои мысли прекрасны; теперь приведи пример, чтобы знать, как они будут выглядеть, если их осуществить» - может побудить учащегося к реализации его душевного порыва. Побуждая учащихся к активному участию в уроке, снабжайте их оперативной обратной связью, дополняя ее частыми и короткими тестами и письменными заданиями.



Предварительный просмотр:

Можно предложить еще один способ быстрого получения знаний о достигнутых на занятиях результатах: вы задаете вопрос всему классу, даете им несколько вариантов ответов, их которых они должны выбрать правильный (устный ситуативный выбор), а затем говорите правильный ответ и объясняете, почему он правильный. Такой педагогический прием дает возможность ознакомить учащихся с результатами, не подвергая публичному унижению ответивших неправильно, причем те, кто ответил верно, рады успеху и испытывают приятные ощущения.

VI.   Внутренняя и внешняя мотивации.

Внутренняя и внешняя мотивации - это противоположные стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель. Абсолютная внутренняя мотивация возникает в тех случаях, когда главной целью ученика является получение удовлетворения от самой учебы, ученик совершает какую-то работу, чтобы насладиться ею. Если ее он учится, чтобы добиться какого-то результата, получить конкретную пользу от своей учебы (заслужить хорошие отметки, завершить курс, выполнить поставленные требования, приобрести знания в данной области), это значит, что на него действует внешняя мотивация. Внутренняя мотивация не обязательно «свята», а внешняя нет. Обе эффективны. Разница лишь в том, что внутренняя мотивация побуждает вас к действиям, потому что вы хотите учиться сам, учебный процесс доставляет вам радость. Поэтому внутренняя мотивация сама себя укрепляет. Типичными примерами такой мотивации могут служить хобби и игры (когда победа не главная цель). Здесь главная цель - не результат, а процесс, участие.

В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка, глобального общения (благодаря всеобщей компьютеризации) перед преподавателем этой дисциплины встает задача лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация в свою очередь нуждается в мотивации.

Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока. Необходимо воздействовать не только на сознание, но и на его эмоциональную сферу. Нужно создавать яркие образы.

Основные методы и приемы, направленные на развитие мотивации.

  1. Упражнение «комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
  2. Грамматические упражнения в форме физминутки (неправильные глаголы англ. языка).
  3. Вербальная похвала «well done! How clever you are! Good boy/girl!» и т.д.
  4. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
  5. Похвала в жетонах и карточках (лучики солнца, лица с разными выражениями)
  6. Разноуровневые задания.
  7. Использование пословиц, поговорок и игровых методик (модники и модницы, театральные постановки).
  8. Проекты (исследовательские, творческие, информационные).
  9. Соревнования.

Заключение.

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих мотивацию - учащихся, это поможет нам перейти от интуитивного и случайного выбора педагогических приемов к сознательному использованию шести факторов мотивации в нашей преподавательской деятельности. В конечном счете, учащиеся перейдут от чисто внешней мотивации (они должны учиться) к более внутренней мотивации (им нравится учиться). Со временем успехи наших учеников обеспечат нам самим более высокую внутреннюю мотивацию и, как результат, неуклонный профессиональный рост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой....

Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики

В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и п...

Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...