Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании
презентация к уроку на тему

Пестова Наталья Леонидовна

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству в дополнительном образовании детей»

Слайд 2

Правила совместной работы. 1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, оказывать помощь, выполнять указания старшего. 2. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца. 3. Качественно выполнять работу. 4. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Слайд 3

Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышение качества образования

Слайд 4

Задачи: Через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения». Провести анализ мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников. Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса. Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

Слайд 5

Виды мотивов Я это знаю Я это не помню Я хочу об этом узнать побольше Мотив Мотивация Познавательная мотивация Содержательная мотивация Социальная мотивация Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Мотив достижения успеха Мотив избежание неудач Задание: Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.

Слайд 6

Мотив – - любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности. - это побуждение к действию. - причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность. Потребность-мотив-цель. (хочу) (интересуюсь) (умею) Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Слайд 7

Мотивация - «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека... его направленность и активность» (Немое Р. Психоло­гия. М.: Просвещение, 1995). Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Слайд 8

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отража­емый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Слайд 9

№ Методы мотивации и стимулирования Уровни реализации Реализуются на должном уровне Реализуются частично Практически не реализуются

Слайд 10

Классификация мотивов: С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности. связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Слайд 11

Классификация мотивов: Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ мотивы, связаны с деятельностью . мотивы, не связаны с деятельностью .

Слайд 12

Познавательные мотивы: -потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; -познавательный интерес , т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; мотив достижения , реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности; -мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности; - мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. - мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания; - мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда; - мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии. - мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Слайд 13

Внутренние: - мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату; - стремление развить какие-либо умения, качества; - интерес к процессу решения, - интерес к поиску наиболее рационального способа, к результату процесса и т.д.

Слайд 14

Социальные мотивы: - мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми; - мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). - стремление быть полезным обществу, - чувство ответственности перед родителями, учителем. - чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности - стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, полу­чить их одобрение, заслужить авторитет. - попытка самоутверждения — в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, до­минировать в группе или классе и т.д. - желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);. - яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению. - Этот мотив — основа самовоспитания, самосовершенствования.

Слайд 15

Внешние: - проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, - действует из-за давления родных, учителей и т.д. - желание получить хорошую отметку, - желание показать умение решать задачи, - добиться похвалы учителя и т.д.

Слайд 16

Классификация мотивов: Две тенденции к достижению успеха к избеганию неудачи - постановка перед собой позитивных целей; активный поиск средств, свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием. - не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Слайд 17

побуждающая сосредотачивается вокруг целеполагания. Способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат. Функции мотивации: организующая смыслообразующая это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.

Слайд 18

В мотивации учения важную роль играют: Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Слайд 19

Этапы изучения раздела, темы: мотивационный операционально-познавательный рефлексивно-оценочный.

Слайд 20

Мотивационный этап. Создание учебно-проблемной ситуации Формулировка основной учебной задачи Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Слайд 21

" Н е может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление« Л.С. Выготский

Слайд 22

Операционально-познавательный этап. усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Слайд 23

Рефлексивно-оценочный этап. учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Слайд 24

Три кита учебной мотивации: Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний Ощущение свободы выбора ощущение успешности

Слайд 25

КИТ 1 Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами»

Слайд 26

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Слайд 27

Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?

Слайд 28

Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ? Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

Слайд 29

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Слайд 30

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор! ») КИТ 2

Слайд 31

КИТ 3 Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»

Слайд 32

Активизация учебно-познавательной деятельности. Занимательные задачи. Познавательные вопросы. Развивающие упражнения. Творческие задания. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее  у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более ...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙКузнецова Мария ВикторовнаЗайцев Алексей ЯковлевичГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского твор...

«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования».

Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции....

Презентация результатов изучения мотивации детей и предпочтений родителей в пространстве дополнительного образования

В презентации представлен пример оформления результатов проведенного исследования мотивации детей и предпочтений родителей в пространстве дополнительного образования....

Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование худ...