Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
материал

Каримова Ольга Владимировна

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchashchihsya_k_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования

Развитие творческих способностей у подрастающего поколения – наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше традиционное образование предполагает передачу учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к невостребованности потенциала личности. Цель образования в целом и дополнительного образования в частности – организовать обучение таким образом, чтобы максимально задействовать не столько память, сколько мысль.

В современных условиях дополнительное образование детей играет уникальную роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.

Актуальной задачей учреждений дополнительного образования является формирование творческой личности учащихся. Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать творческую личность, то для нас является наиважнейшей задачей - поддержание у обучающихся устойчивой мотивации к творчеству, что способствует повышению показателя результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо дать свободу фантазии, научить их творить, мыслить нестандартно, оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности, идти вперед. Нужно помочь учащимся сохранить уверенность в своей значимости, в интересности возникающих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и закрепляться. 

Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

  Что же такое мотивация. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов.

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность обучающегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В чем же специфика творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и каковы условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:

- творческая среда учреждения;

- профессиональная компетентность педагога;

- организация процесса обучения;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Проявлению творческих способностей обучающихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация на одобрение, заниженная самооценка, недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают детям проявлять творческие способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.

Преодолеть эти барьеры обучающимся в учреждении дополнительного образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении благоприятную психологическую атмосферу.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях; помочь детям обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен сдетьми духовными ценностями. Общий язык с детьми – это не язык команд, а язык доверия.

Педагогу дополнительного образования на своих занятиях необходимо:

  1. Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться.
  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
  3. Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка.
  4. Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом.
  5. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
  6. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.

В своей работе необходимо использовать разные методы для развития творческих способностей обучающихся: эвристический, исследовательский, проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать.

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Поэтому, задачей педагога учреждения дополнительного образования, является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Мотивация обучающихся во многом зависит от инициативной позиции педагога на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию их творческих способностей, должен видеть потенциал в каждом ребенке, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

Таким образом, мотивация является ключом к продуктивности процесса обучения и определяет эффективность учебной деятельности. Мотивация к творческой деятельности занимает важное место среди компонентов учебной деятельности учреждения дополнительного образования, способствует формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

В своей работе я стараюсь так построить занятие, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало весь учебный процесс, т.е. практические задания, материалы для чтения и аудирования, введение новых лексических единиц и презентация материала, формы и виды самостоятельной работы являются весомым аргументом для формирования и развития положительной мотивации к изучению иностранного языка. Хочу представить некоторые приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

Групповая работа, как в больших так и в малых группах. Она полезна для развития социальных мотивов. В ней дети учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но использовать соревнование нужно очень осторожно и только между детьми с равными возможностями.

Нестандартные занятия, обучающие  развивающие ролевые игры, игровые ситуации позволяют сделать каждый учебный процесс интересным, увлекательным, развивающим познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, способствующие эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивающие практическую направленность обучения; наглядные пособия, использование страноведческого материала, элементы интенсивной методики, позволяют реализовать цели, заложенные в программе, а также повысить уровень обученности.

Олимпиады и конкурсы  привлекают большое количество  обучающихся. Ребята с удовольствием участвуют в заочных конкурсах, причём как хорошо успевающие так и не очень. Они выполняют задания, ищут ответы на вопросы, а затем успешно применяют новые знания на уроках, получая хорошие отметки, диплом или сертификат в своё портфолио.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Тем самым повышается качество знаний.

Проведение  мероприятий также способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, ребята чувствуют себя более уверенно, успешно.

По окончании изучения тем провожу тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показывают, что дети значительно лучше усваивают те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения т.е. создавались условия, повышающие мотивацию.

В своей работе стараюсь регулярно соблюдать  условия повышения мотивации так как это повышает качество знаний, которое составляет у меня на протяжении многих лет  более 80%.

Я полностью разделяю мнение английского педагога Норманна Уитни «Мотивация – это ключ к успешному обучению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...

Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова...

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018

Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...