ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Махотина Ксения Юрьевна

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование художественного вкуса и развитие способностей не происходит без приложения усилий и вне системы. Для этого необходим целенаправленный, упорядоченный, хорошо организованный процесс обучения. Обязательным элементом данного образовательного процесса являются педагогические условия, реализация которых позволит обеспечить развитие творческих способностей обучающихся. Средством развития художественного вкуса ребёнка, творческой активности, эстетической восприимчивости выступает хореографическое искусство. Рассмотрены дополнительные подходы формирования системы развития художественно-творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 374

К.Ю. Махотина

Преподаватель

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

г. Нижневартовск, Россия

Ksu_86rus@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование художественного вкуса и развитие способностей не происходит без приложения усилий и вне системы. Для этого необходим целенаправленный, упорядоченный, хорошо организованный процесс обучения. Обязательным элементом данного образовательного процесса являются педагогические условия, реализация которых позволит обеспечить развитие творческих способностей обучающихся. Средством развития художественного вкуса ребёнка, творческой активности, эстетической восприимчивости выступает хореографическое искусство. Рассмотрены дополнительные подходы формирования системы развития художественно-творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: педагогические условия, развитие детей, художественно-творческие способности, хореографическое искусство, хореография, личность.

K.Y. Makhotina

teaсher

Children art school №2

Nizhnevartovsk, Russia

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS AT CHOREOGRAPHY LESSONS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the theoretical foundations of creating pedagogical conditions as a necessary factor in the development and upbringing of a child through the prism of creativity. It is argued that the formation of artistic taste and development of abilities do not occur without the application of effort and out of the system. This requires a focused, orderly, well-organized learning process. A mandatory element of this educational process is the pedagogical conditions, the implementation of which will ensure the development of students’ creative abilities. Choreographic art is a means of developing a child's artistic taste, creative activity, and aesthetic sensitivity. Additional approaches to the formation of a system for the development of artistic and creative abilities of students are considered.

Keywords: pedagogical conditions, children's development, artistic and creative abilities, choreographic art, choreography, personality.

Исходя из опыта педагогической деятельности в дополнительном образовании, систематическое занятие одним из видов искусства будь то хореографическое, музыкальное, изобразительное, театральное – закладывает основу, на которой в дальнейшем строится «здание» нравственных и эстетических ценностей. Особая роль в формировании нравственной личности с развитыми художественно-творческими способностями принадлежит хореографическому искусству. Хореография обладает огромным потенциалом для полноценного, гармоничного, нравственного, духовного и физического развития ребенка и совершенствования его художественно-творческих способностей. «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство» (Н.Е. Румянцева). Л.С. Выготский, раскрывая специфическую функцию искусства, отмечает, что при воздействии на личность оно как бы просветляет чувства. Он указывает на духовность в содержании искусства. Ю.Б. Бореев так же говорит о том, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу. Именно в детстве и юношестве закладывается фундамент качеств личности человека, среди которых одним из главных является накопление культурных ценностей, которые требуют творческих усилий. Таким образом, хореографическое искусство является одним из условий формирования и развития личности ребёнка, так как с его помощью осуществляется приобщение ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.

Колоссальный опыт, который подтверждает тесную связь занятий хореографией с эстетическим и творческим развитием обучающихся, специфика развивающего потенциала хореографии в различных видах танцевального искусства (классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный танец), накоплены и отражены в исследованиях таких педагогов и деятелей искусств, как Н.П. Базарова, Л.Н. Богаткова, А.Я. Ваганова, З.И. Васильева, Р.В. Захарова, И.А. Моисеев, Т.В. Пуртова, М.М. Фокин и др. Подчёркивая влияние искусства на формирование личности ребёнка, исследователи утверждают, что искусство возвышает человека, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, порождает социальную активность людей, направляет их силы и способности на достижение высших ценностей общества. И, в частности, хореография имеет особые возможности в целостном нравственном развитии детей, их духовно-эмоциональном обогащении, развитии эстетического отношения к действительности, благодаря которому и становится возможной активизация их творческого потенциала. Только в процессе систематической специальной учебно-воспитательной деятельности возможно развитие художественно-творческих способностей детей. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, когда обучающийся занимается художественно-практической деятельностью, знакомится с произведениями искусства, решаются не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.

Вопрос изучения особенностей развития творческих способностей в научной литературе освещается на основе эмпирического опыта. В работах ведущих хореографов, педагогов прослеживается различный подход к пониманию непосредственно развития творческих способностей и сам термин «развитие» имеет широкое значение и различные трактовки. Развитие – закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Изменения не могут накапливаться при отсутствии направленности, таким образом, существенной характеристикой развития является время. Любое развитие осуществляется в реальном времени. Для того, чтобы изменения имели свою закономерность, необходимо создать педагогические условия, которые в реальном времени будут приводить к качественному изменению художественно-творческих способностей, а именно к их развитию.

Общество, находясь на определённой ступени развития экономических, политических, социальных отношений, нуждается в образованных, творчески развитых, креативно мыслящих личностях, так как они обладают высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни. В связи с этим перед системой образования встает вопрос о создании условий реализации творческого потенциала личности, её физических, интеллектуальных способностей и возможностей. В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «…развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни…», то есть создавать условия для развития художественно-творческих способностей учащихся. Этим объясняется интерес педагогической науки к проблеме развития творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования средствами создания соответствующих педагогических условий [2]. Однако одного наличия способностей недостаточно. Соглашаясь с утверждением В.А. Сухомлинского о том, что творчество – явление не спонтанное, можно говорить о необходимости обучения творчеству. Кроме того, при развитии художественно-творческих способностей, необходимо, чтобы учащийся сам прилагал усилия. Если занятия хореографией приносят учащемуся радость, становятся желанными, тогда ребёнок сам проявляет интерес к данному виду деятельности и с удовольствием ею занимается. В процессе обучения хореографии ребёнок развивает свои художественно-творческие способности и тем самым достигает высоких результатов в освоении материала и становлении себя как личности. Таким образом, успешное развитие художественно-творческих способностей учащихся базируется на его личном потенциале. Однако, как было сказано ранее, развитие само по себе не происходит, необходимы целенаправленная деятельность, определённые педагогические условия, система развития художественно-творческих способностей. Формирование системы развития художественно-творческих способностей учащихся средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования требует следующих дополнительных подходов:

  • личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;
  • деятельностного подхода, когда художественно-творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретённого в процессе занятия хореографическим творчеством;
  • социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования художественно-творческих способностей в соответствии с потребностью общества [3].

В рамках проблемы исследования необходимо уточнить понятие «педагогические условия». Философская наука трактует категорию «условие» как выражение отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условие составляет определённую оптимальную среду, при которой явления возникают, существуют и развиваются.

Понятие «педагогические условия» включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения, воспитания и развития: цели, содержание, принципы, методы, формы, средства. В.И. Андреев в педагогике творческого саморазвития отмечает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей» [1]. Более объемное понятие педагогическим условиям дают Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева. По их мнению, это совокупность мер педагогического процесса, которые направлены на повышение его эффективности. Они отмечают, что условия являются всегда внешними факторами по отношению к предмету [5].

Изучив научные труды и опыт ведущих хореографов и педагогов в области искусств, под педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей учащихся можно понимать совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым звеном процесса развития творческих способностей учащихся, который с учётом организации образовательного процесса позволит обеспечить высокий уровень развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования. Иными словами, вне целенаправленной деятельности никакие способности развиваться не могут. По мнению В.Ю. Никитина творческие способности развиваются и формируются только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности. Эти условия предполагают, что всё должно быть направлено на такую организацию процесса обучения ребёнка, такую его целостность, где обучение активизировало бы весь творческий потенциал ребёнка, пробуждая его духовные силы, стремление к творчеству, где методика преподавания исключала бы пассивное восприятие готовых знаний, выводов и точек зрения [4].

Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся находят своё применение на уроках хореографии, где и происходит порождение хореографической и музыкальной культуры учащихся как часть их общей духовной культуры. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

В основе уроков хореографии лежат принципы, отражающие творческую направленность, к которым относятся:

1. Направленность на формирование образного мышления, как важнейшего фактора художественного освоения действительности.

2. Оптимизация художественного синтезирования, как условия для пластически-чувственного и эстетически-многопланового освоения явлений действительности.

3. Развитие навыков художественного общения, как основы для целостного восприятия искусства.

4. Создание нравственно-эстетических ситуаций, как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

5. Воспитание навыков импровизации, как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

Изучая проблему определения и создания педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся, занятия хореографией следует рассматривать как организованную, целенаправленную, упорядоченную деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования, которая включает в себя определённые этапы, способы, методы и методики, последовательность действий и операций, связанных с процессом культуросообразного изменения окружающего мира в различных областях (духовной, материальной, социальной) и базирующихся на научных знаниях и опыте [2].

Таким образом, научно-педагогическая система развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках хореографии может успешно функционировать, развиваться и быть эффективной лишь при соблюдении определённых условий. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами хореографии будет эффективным при условии создания определённых педагогических условий и целенаправленного процесса, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Хореографическое творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. Эти условия и представляют собой именно педагогические условия, то есть взаимодействующий комплекс мер, в которых протекает образовательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты. В то же время педагогические условия сами по себе не могут гарантировать обязательное достижение педагогического результата. Они могут только способствовать этому. Однако от созданных педагогических условий зависит эффективность образовательного процесса, направленного на развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования. В изменяющихся условиях современного мира одних традиционных подходов в решении проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся средствами хореографии недостаточно. Необходимо, сохраняя традиции и опыт прошлых лет, знания ведущих деятелей науки в области педагогики, психологии и искусства, наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости, инициативы, интереса, вдохновения личности ребёнка.

Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Электронный ресурс] / В.И. Андреев. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с. – Режим доступа: https://freedocs.xyz/pdf-463323468, свободный. – (дата обращения: 27.03.2020)
  2. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2012. №8. С. 148-151.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 192 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/zagvyazinskiy-vi-teoriya-obucheniya-sovremennaya-interpretaciya_d6fba669cac.html?page=1, свободный (дата обращения: 25.03.2020)
  4. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. 3-е изд. М.: Лань, 2017. 520 с.
  5. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/279/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?isAllowed=y&sequence=1, свободный (дата обращения: 29.03.2020)

References

1. Andreev V. I. Pedagogy: training course for creative self-development [Electronic resource] / V. I. Andreev. 3rd ed. Kazan: center for innovative technologies, 2012. 608 p. - access Mode: https://freedocs.xyz/pdf-463323468, free. (date of application: 27.03.2020)

2. Vasilenko P. G. Pedagogical conditions for the development of creative abilities of students to visual activities // Theory and practice of social development. 2012. No. 8. P. 148-151.

3. Zagvyazinsky V. I. Theory of education: Modern interpretation: textbook for universities. 3rd ed., ISPR. M.: Academy, 2006. 192 p. [Electronic resource] - access Mode: https://www.studmed.ru/view/zagvyazinskiy-vi-teoriya-obucheniya-sovremennaya-interpretaciya_d6fba669cac.html?page=1, free (accessed: 25.03.2020)

4. Nikitin V. Y. the skill of the choreographer in the modern dance. Textbook. 3rd ed. Moscow: LAN, 2017. 520 p.

5. Yakovlev E. V. Pedagogical concept: methodological aspects of construction / E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva. M.: Humanitar. ed. center VLADOS, 2006. 239 p. [Electronic resource] - access Mode: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/279/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?isAllowed=y&sequence=1, free (accessed: 29.03.2020)

© К.Ю. Махотина, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Компьютерные технологии как важный элемент деятельности концертмейстера в классе хореографии в учреждении дополнительного образования

Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в работе концертмейстера...

Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.

Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии  в учреждениях дополнительного образования детей....

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"

Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...

Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей

В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях до...