Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.
презентация к уроку по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии  в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ХОРЕОГРАФУ И

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ

Ирина Лосева

Любовь Кобякова

МИР ТАНЦА

Методическое пособие по предметам

РИТМИКА и ХОРЕОГРАФИЯ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербург

2015

Настоящее методическое пособие адресовано концертмейстеру-пианисту и хореографу-педагогу для исполнителя на занятиях ритмики и хореографии с учащимися младших с 5 лет, средних и старших до 18 лет групп в учреждениях доп. образования

Цель сборника – не только обогащать духовный мир занимающихся, способствуя выработке музыкальной, в частности танцевальной культуры и красоты движений, но и создавать на занятиях атмосферу радости, мажора, пробуждать творческое начало, выявлять одаренных.

Успех работы зависит от того, насколько выразительно концертмейстер исполняет муз. сопровождение (муз. пример, фрагмент из балета или оперы), грамотно им подобранное в соответствии с поставленными хореографом в каждом конкретном случае задачами и доносит его содержание до слушателей.

Четкая ритмическая организация, ясная фразировка, яркая динамика помогают учащимся услышать и передать услышанное в танцевальных движениях.

Перед началом занятий для более глубокого восприятия музыки рекомендую расположить учащихся на полу на ковриках.

Перед прослушиванием необходимо познакомить учащихся с композитором, его эпохой и основными произведениями.

Во время исполнения музыкальных произведений у учащихся развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, образное мышление, вырабатывается умение слышать музыкальную фразировку, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамики. Данная методика позволяет учащимся различать музыкальные произведения разных эпох, стилей, жанров и при постановочной работе помогает воспринимать музыку и хореографию как единое целое.

Для слушания использованы произведения классической, народной и современной музыки в авторском переложении для фортепиано, созданы музыкальные композиции, составлены попурри на мелодии из кинофильмов. Например , музыкальная композиция «Тема Далилы» - фрагмент из оперы Ш.К.Сен-Санса «Самсон и Далила» в авторской импровизационной обработке с её высокой патриотической темой любви к Родине и своему народу.Помимо слушания её можно рекомендовать для использования на уроках классического танца в старших группах хореографических студий как для комбинаций plie,rond de jamber par terre, battement  fondu  port de bras, adagio, стретчинга, растяжек, релаксации, так и для создания театрально-хореографической композиции. В тех же целях может быть использована композиция «Вечная любовь» - произведение Ш. Азнавура в авторской импровизационной обработке. Остальные музыкальные композиции, представленные в сборнике, также могут быть рекомендованы как для слушания, так и для использования на занятиях.

Кроме пьес выдающихся композиторов, для изучения элементов классического экзерсиса в сборник включены музыкальные примеры неизвестных композиторов, прошедших сквозь фильтр времени, необходимые в процессе обучения основам искусства хореографии.

На занятиях с учащимися младших и средних групп хореографических студий можно использовать авторские обработки танцевальных и песенных мелодий, доступных для детского восприятия. Для достижения лучшего результата рекомендуется проговаривание текста, простукивание и прохлопывание ритмического рисунка.

В случае, если инструмент громкий, хороший эффект создания приглушенного звука, при котором хореограф ведет занятие, не напрягая голосовые связки, достигается покрытием струн фортепиано мягкой бархатной тканью.

Приглушенный звук фортепиано можно использовать в качестве музыкального фона при исполнении крупных произведений, например, на занятиях стретчингом.

Содержание

         От составителя……………………………………………………….6-7

Раздел I

Упражнения для подготовительной части занятия и классического экзерсиса

  1. Разминка………... …………………………………………………..8
  1. Упражнения для мышц шеи, плеч и туловища.

Джазовая пьеса. Manfred Schmitz. (Аранжировка И. Лосевой)…………………………………………………………..9-11

1.1.2. Танцевальный шаг.

  Г. Гладков. «Прощальная песня» из к/ф «Обыкновенное   чудо»…………………………………………………………….12-14

1.1.3. Бег.

  Русский танец «Калинка» (импровизационная      обработка И. Лосевой (фрагмент)……………………………………………15-17

1.2. Классический экзерсис……………………………………………18

1.2.1.Поклон………………………………………………………………18

1.2.2.Поклон для девочек.

Г. Свиридов. Фрагмент вальса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» в обработке И. Лосевой…………………………………………………………....19

1.2.3.Поклон для мальчиков

М. Глинка. «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент) в обработке И. Лосевой…………………………………………...19

1.2.4Поклон для мальчиков и для девочек.

 О. Петрова, А. Петров. Фрагмент романса «Не растравляй моей души» из т/с «Петербургские тайны». Обработка И. Лосевой……………………………………………………………20

  1. Упражнения у станка……………………………………………..21
  1. Releve.

Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой, фрагмент)………………………………………………………21-23

  1. Demi plie, Grand plie.

 (автор неизвестен)………………………………………………………………….24-27

  1. Battement tendu.

Автор неизвестен…………………………………………………………………...28-29

  1. Battement tendu jete.

А. Глазунов. Вариации 4-х солистов из балета «Раймонда»………………………………………………………………………………..30

  1. Rond de jambe par terre.

автор неизвестен………………………………………………………………..…31-33

  1. Battement fondu. Battement frappe.

 Автор неизвестен…………………………………………………………………...34-35

  1. Battement releve lent на 90 градусов.

Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (обработка И. Лосевой)………………………………………………………..36-39

  1.  Grand Battement tendu jete. «Battement tendu».

Автор неизвестен........................................................................40-42

  1. Комбинация растяжек.

Ф. Шопен. «Вальс»………………………………………………………………….43-46

  1. Упражнения и комбинации на середине зала…………………………...47
  1. Прыжки: saute, echappe, changement de pied.

В. Гаврилин. «Шутка»……………………………………………………………..47-48

  1. Pas de bourree.

Л. Минкус. «Вариация» из балета «Баядерка» (фрагмент)……………………………………………………………………………….49-50

  1.  Pas Balance.

Л. Делиб. Фрагмент Вальса из балета «Коппелия»; Р. Глиэр. Фрагмент Вальса из балета «Медный всадник»……………………51-53

  1. Temps lie.

 Ф. Шопен. «Вальс»………………………………………………………………...54-58

  1.  Вращения. Tours chaines.

Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой) (фрагмент); П.И. Чайковский. Стремительный танец Авроры из балета «Спящая Красавица»…………………..................................59-61

Раздел II

Музыка к занятиям народным и историко-бытовым танцем

  1. Югославская песня-танец «Сладкая» (обработка И. Лосевой)...................................................................................... 62-63
  2. Финская полька (обработка И. Лосевой)……………………..64-65
  3. Русский танец «Петрушка» (обработка И. Лосевой)………...66-67
  4. Русский танец «Калинка» (импровизационная обработка И. Лосевой)…………………………………………………………68-72 

Раздел III

Сюжетно-ролевые хореографические композиции

  1. Сюжетно-ролевая композиция «Сорванцы» (импровизационная обработка И. Лосевой)…………………..................................73-81
  2. Сюжетно-ролевая композиция «Морячки». Попурри на морские темы (обработка И. Лосевой)…………………………………82-90

Приложение

  1. Manfred Schmitz. Чарльстон (Аранжировка с элементами импровизации И. Лосевой)…………………………………........91-93
  2. Литовская полька (обработка И. Лосевой)..…………………….94-95
  3. Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой)…………96-99
  4. Plie

Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (обработка И. Лосевой)……..100-101

  1. Rond de jambe par terre

 Л. Минкус. «Андантино» из балета «Баядерка» (фрагмент)…………………………………………………..……….102

  1. Ноты. Manfred Schmitz. Чарльстон (Аранжировка с элементами импровизации И. Лосевой)………………………………………..103
  2. 2.4.2. Ноты. Л. Делиб. Фрагмент вальса из балета «Коппелия» (в приложение)…………………………………………………………104
  3. Либретто

Шарль Камилл Сен-Санс. Тема Далилы из оперы «Самсон и Далила» (Импровизационная обработка Лосевой И.В.) Историческая справка……………………….........................................................105-110

От составителя

Статья от хореографа

Занятия хореографией имеют художественно-эстетическую направленность. Они укрепляют детей физически, психологически, способствуют их социализации в обществе.

Хореография благодатно сочетает различные виды музыкальной, творческой деятельности (исполнительской, актёрской).

Хореография расширяет возможности самопознания, формирует свободную личность, а обращение к средствам эстетики, искусства стимулирует творческое отношение к жизни, повышает познавательную активность учащихся. Искусство обогащает воспитанников нравственными и эстетическими переживаниями, побуждая их к творчеству в различных сферах деятельности.

Педагогическая целесообразность заключается в высоком уровне мотивации воспитанников к занятиям хореографией, их заинтересованности и активности. Наиболее одарённые дети могут продолжить занятия в профессиональных учебных заведениях. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях позволяют развить данные ребёнка и максимально раскрыть его творческие возможности.

Цель занятий хореографией – формирование творческого потенциала ребёнка, развитие общего уровня культуры средствами хореографического искусства.

Статья от концертмейстера

Представленные в сборнике фрагменты из музыкальных произведений своим ритмическим рисунком соответствует характеру движений классического танца, а обращение к творчеству отечественных, зарубежных композиторов, к народному фольклору способствует воспитанию в детях чувства художественного восприятия, чувства ассоциативной связи мира музыки с гармонией движений, формирует у воспитанников правильные эстетические ориентиры.

В пособие включены музыкальные примеры для элементов классического экзерсиса, которые необходимы в процессе обучения детей основам классического танца и соответствующих уровню как физического, так и духовно-эстетического развития детей.

При исполнении включённых в сборник музыкальных произведений возможно изменение их темпа в зависимости от поставленных педагогом-хореографом задач. Не исключена возможность варьирования фактуры аккомпанемента.

О сборнике

Настоящее методическое пособие «Мир танца» содержит музыкальные произведения для использования концертмейстером-пианистом и хореографом-педагогом на занятиях ритмики и хореографии для учащихся учреждений дополнительного образования.

Пособие отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе подобного назначения.

Возраст от 5-6 лет до 12-13 лет

Пособие состоит из 3 разделов: I раздел «Упражнения для подготовительной части занятия и классического экзерсиса», II раздел «Музыка к занятиям народным и историко-бытовым танцем», III раздел «Сюжетно-ролевые хореографические композиции».

Раздел I

Упражнения для подготовительной части занятия и классического экзерсиса

1.        Разминка

1.1.1.        Упражнения для мышц шеи, плеч и туловища.

И.П.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

8 тактов – наклоны головы к правому и левому плечу;

8 тактов – повороты головы направо, налево;

8 тактов – наклоны головы вперёд, поднимание наверх;

8 тактов – поочерёдное поднимание плеч;

8 тактов – одновременное поднимание плеч;

8 тактов – наклоны туловища вправо, влево;

4 такта – наклон туловища вперёд, потянуться;

4 такта – вернуться в И.П.;

4 такта – releve по VI позиции, руки на поясе;

4 такта – поочерёдное поднимание пятки (педали).

Итого: 64 такта.

Для постановки танцевальной композиции также рекомендованы:

Battement tendu, Battement tendu jete, Battement frappe, pas de burree, releve.

Ноты. Джазовая пьеса. Manfred Schmitz. (Аранжировка И. Лосевой)

1.2. Танцевальный шаг

         Музыкальный размер 4/4.

И.П.: Дети встают в круг по линии танца в III позиции ног, правая впереди, руки на поясе.

1-2 такт – вступление;

3-10 такты (счёт по четвертям) – танцевальный шаг с носка (стопа выворотно, тянуть подъём);

11-14 такты – шаг с высоко поднятыми коленями;

15-18 такты (счёт по четвертям) - шаг с пятки на носок (перекатить стопу);

 19-22 такты (счёт по восьмым, т.е. 32 шага) – шаг на полупальцах;

23- 32 такта (счёт по четвертям) – танцевальный шаг с носка (стопа выворотно, подъём тянуть).

Ноты. Г. Гладков. «Прощальная песня» из к/ф «Обыкновенное чудо»

1.3. Бег.

С затакта 59 такта – по 1 четверть 122 такта в темпе Allegro.

  • с затакта 59 такта – по 1 четверть 74 такта - бег с высоким подниманием колен, руки на поясе – 16 раз;
  • с затакта 74 такта – по 1 четверть 90 такта - бег – взахлёст голени назад, руки на поясе – 16 раз;
  • с затакта 90 такта – по 1 четверть 106 такта - бег с прямыми ногами на носках (выброс ног вперёд), руки на поясе – 16 раз;
  • с затакта 106 такта  – по 1 четверть 122 такта - бег на носочках, руки на поясе – 16 раз.

Ноты. Русский танец «Калинка» (импровизационная обработка И. Лосевой (фрагмент)

II Раздел

2.Классический экзерсис

2.1.        Поклон

2.1.1.Поклон для девочек. Г. Свиридов. Фрагмент вальса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» в обработке И. Лосевой.

Ноты. Г. Свиридов. Фрагмент вальса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» в обработке И. Лосевой.

2.1.2.        Поклон для мальчиков М. Глинка. «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент) в обработке И. Лосевой.

М. Глинка. «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент) в обработке И. Лосевой.

2.1.3.        Поклон для мальчиков и для девочек. О. Петрова, А. Петров. Фрагмент романса «Не растравляй моей души» из т/с «Петербургские тайны». Обработка И. Лосевой.

Ноты. О. Петрова, А. Петров. Фрагмент романса «Не растравляй моей души» из т/с «Петербургские тайны». Обработка И. Лосевой.

2.2.        Упражнения у станка

2.2.1.        Releve.

Муз. Размер 4/4.

И.П.: стоя лицом к станку, держась обеими руками, корпус прямой, ноги в VI позиции.

1-2 такты: по VI позиции на 2 счёта (2 четверти) – подняться на полупальцы; 2 счёта, (2 четверти) – опуститься.

3-4 такты: в 2 раза быстрее. По VI позиции на 1 счёт (1 четверть) – подняться на полупальцы; 1 счёт (1 четверть) – опуститься. На последние 2 счёта поменять позицию ног с VI на I.

5-6 такты: по I позиции повторяется комбинация 1-2 тактов.

7-8 такты: по I позиции повторяется комбинация 3-4 тактов. На последние 2 счёта смена позиции ног через battement tendu с I на II.

9-10 такты: по II позиции повторяется комбинация 1-2 тактов.

11-12 такты: по II позиции повторяется комбинация 3-4 тактов. На последние 2 счёта смена позиций ног через battement tendu с II на IV (правая нога впереди).

13-14 такты: по IV позиции (правая нога впереди) повторяется комбинация 1-2 тактов.

15-16 такты: по IV позиции (правая нога впереди) повторяется комбинация 3-4 тактов. На последние 2 счёта смена позиции ног через battement tendu с IV (правая нога впереди) на V (правая нога впереди).

17-18 такты: по V позиции (правая нога впереди) повторяется комбинация 1-2 тактов.

19-20 такты: по V позиции (правая нога впереди) повторяется комбинация 3-4 тактов. На последние 2 счёта (2 четверти) смена позиции ног через battement tendu с V позиции (правая нога впереди) на V позицию (левая нога впереди).

21-22 такты: по V позиции (левая нога впереди) повторяется комбинация 1-2 тактов.

23-24 такты: по V позиции (левая нога впереди) повторяется комбинация 3-4 тактов. На последние 2 счёта (2 четверти) смена позиции ног через battement tendu с V позиции (левая нога впереди) на I.Закончить в I позиции ног.

Ноты. Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой, фрагмент).

2.2.2. Demi plie, Grand plie (автор неизвестен)

Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

 Музыкальный размер 6/8.

 Вся комбинация исполняется на протяжении 16 тактов; одно Demi plie и одно Grand plie в I позиции (4 такта), одно Grand plie и поднимание на полупальцы во II позиции (4 такта), одно Demi и одно Grand plie в IV позиции (4 такта), одно Grand plie и поднимание на полупальцы в V позиции (4 такта).

Ноты. «Plie» (автор неизвестен)

2.2.3.        Battement tendu. Автор неизвестен.

Музыкальный размер 2/4. Исполняются четыре Battement tendu simples вперёд по четвертям (на 2 такта), одно Battement tendu с Demi plie вперёд и одно – в сторону (два такта). Затем всё повторить в обратном направлении сзади (4 такта). Также повторить в сторону (4 такта), затем два Battement tendu simples в сторону и три doubles Battement tendu (4 такта).

Ноты. Battement tendu. Автор неизвестен.

2.2.4.        Battement tendu jete. А. Глазунов. Вариации 4-х солистов из балета «Раймонда»

Battement tendu jete по четвертям по 8 раз крестом (вперёд, в сторону, назад и в сторону) – (16 тактов).

Ноты. А. Глазунов. Вариации 4-х солистов из балета «Раймонда»

2.2.5.        Rond de jambe par terre. (Автор неизвестен)

Музыкальный размер 2/4 (два Rond de jambe par terre на один такт).

Вся комбинация исполняется en dehors и en dedans на протяжении 26 тактов, включая двухтактное вступление, на которое дети делают preparation, раскрывая рабочую руку во II позицию. Четыре Rond de jambe par terre en dehors (2 такта), так же en dedans (2 такта), затем четыре Rond de jambe par terre en dehors (2 такта) и один медленный Rond de jambe par terre en dehors на 45 градусов, закончить через I позицию носком в пол вперёд (2 такта). Отсюда вся комбинация повторяется с самого начала en dedans (8 тактов). В заключение делается обвод на Demi plie и port de bras (8 тактов). Начать grand rond de jambe par terre (обвод) en dedans (2 такта), затем вывести рабочую ногу назад, оставаясь на demi plie (1 такт), углубить plie и одновременно сделать четыре port de bras (4 такта) и закончить движение в исходное положение (1 такт).

Ноты. «Rond de jambe par terre» (автор неизвестен)

2.2.6.        Battement fondu. Battement frappe. Автор неизвестен

Музыкальный размер 2/4. Вся комбинация исполняется на протяжении 16 тактов.

И.П.: у станка, ноги в V позиции (правая нога – рабочая - впереди), правая рука (рабочая) в подготовительном положении, а левая лежит на станке.

Затакт: preparation (раскрыть рабочую руку во II позицию через I).

1-2 такты: два Battement fondu правой ногой вперёд,

3-4 такты: два Battement fondu правой ногой в сторону,

5-6 такты: два Battement fondu правой ногой назад;

7-8 такты: два Battement fondu в сторону правой ногой.

9-10 такты: два Battement frappe вперёд по тактам,

11-12 такты: два Battement frappe в сторону по тактам,

13-14 такты: два Battement frappe назад,

15-16 такты: один Battement frappe в сторону. На последний такт – возврат в исходную позицию.

Ноты. Battement fondu. Battement frappe. Автор неизвестен

2.2.7. Battement releve l`ent на 90 градусов.

Комбинация предназначена для занятий классическим танцем с группой 3 года обучения. Исполняется боком к палке в V позиции En dehors и En dedans крестом.

Это медленное поднимание ноги на 90 градусов.

Движение развивает силу ног, шаг, выполняется в медленном темпе.

Музыкальный размер 4/4.

И. п. —V позиция ног (правая впереди) боком к палке, правая рука в подготовительном положении.

 En dehors:

1-2 такты – стоять готовы.

3-5 такты — preparation (рука из подготовительного положения раскрывается во II позицию через I).

6-7 такты - Рабочая нога плавно, непрерывно, по правилам battement tendu, поднимается вперед точно по прямой на 90 градусов, выворотно, бедра ровные.
8-9 такты - рабочая нога, не ослабляя своей выворотности и натянутости, плавно, непрерывно начинает опускаться, доходит до положения «носком в пол», и, не задерживаясь, закрывается в V позицию.

10-11 такты - рабочая нога скользит в сторону II позиции (по правилам battement tendu). Далее, не задерживая носок на полу, нога начинает плавно подниматься вверх, доходя до 45 градусов и, не прерывая движения, и не ослабляя натянутости, рабочая нога поднимается на высоту 90 градусов, опорная нога также натянута и выворотна, корпус прямой, не отклоняется в сторону, центр тяжести на опорной ноге, плечи ровные.

12-13 такты — положение ноги на 90 градусов сохранить. Далее рабочая нога, не ослабляя своей выворотности и натянутости, плавно и непрерывно начинает опускаться, доходит до положения «носком в пол» и, не задерживаясь, закрывается в V позицию.

14-15 такты — вышеизложенное, но правая нога сзади. При исполнении battement releve l`ent назад корпус немного подаётся вперёд. Бёдра и плечи ровные.

16-17 - рабочая нога плавно и непрерывно начинает опускаться, доходит до положения «носком в пол» и, не задерживаясь, закрывается в V позицию. При возвращении ноги в V позицию корпус выпрямляется. Голова повёрнута к руке, раскрытой во II позицию.

18-19 такты – повторение 10-11 тактов.

20-21 такты – повторение 12-13 тактов.

 En dedans:

22-23 такты – повторение 14-15 тактов.

24-25 такты – повторение 16-17 тактов.

26-27 такты – повторение 10-11 тактов.

28-29 такты – повторение 12-13 тактов.

30-31 такты – повторение 6-7 тактов.

32-33 такты – повторение 8-9 тактов.

34-35 такты – повторение 10-11 тактов.

36-37 такты – повторение 12-13 тактов.

38-41 такты – рука медленно опускается в подготовительное положение.

Ноты. Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (обработка И. Лосевой)

2.2.8.         Grand Battement tendu jete.

Музыкальный размер 2/4. Вся комбинация исполняется на протяжении 18 тактов, включая двухтактное вступление с затактом, En dehors и En dedans крестом.

И. П. —V позиция ног (правая впереди) боком к станку, правая рука в подготовительном положении.

 En dehors:

1-2 такты с затактом – preparation (рука из подготовительного положения раскрывается во II позицию через I).

3 такт – на «раз» рабочая нога отбрасывается вперёд скользящим движением ступни по полу, (как при выполнении  battement tendu), и продолжает свой взлёт с возрастающей силой, достигая высоты 90 градусов. На «два» - возвращается сдержаннее, легко касаясь носком пола. Весь бросок ноги следует выполнять энергично, слитно,  выворотно, с вытянутым коленом, подъёмом и пальцами, точно по прямой линии вперёд. Опорная нога должна быть воворотна и хорошо вытянута в колене. Голова при броске ноги  вперёд повёрнута к раскрытой руке во II позицию.

4 такт – на «раз» рабочая нога, обычным приемом  battement tendu закрывается в V позицию. На «два» сохраняется позиция.

5 такт - на «раз» рабочая нога отбрасывается в сторону скользящим движением ступни по полу, (как при выполнении  battement tendu), и продолжает свой взлет с возрастающей силой, достигая высоты 90 градусов. На «два» - возвращается сдержаннее, легко касаясь носком пола. Весь бросок ноги следует выполнять энергично, слитно,  выворотно, с вытянутым коленом, подъемом и пальцами, точно по прямой линии в сторону. Опорная нога должна быть воворотна и хорошо вытянута в колене. При броске в сторону удерживается en face.

6 такт — на «раз» рабочая нога, обычным приёмом  battement tendu закрывается в V позицию (назад). На «два» сохраняется позиция.

7-8 такты — вышеизложенное, но правая нога сзади. При отбрасывании ноги назад корпус одновременно незначительно подаётся вперёд. В момент возвращения в исходную позицию он вновь выпрямляется. Голова при броске ноги назад повёрнута к раскрытой руке во II позицию.

9-10 такты – повторение 5-6 тактов, нога закрывается назад перед En dedans.

 En dedans:

11-12 такты – повторение 7-8 тактов.

13-14 такты – повторение 5-6 тактов, нога закрывается вперёд в V позицию.

15-16 такты – повторение 3-4 тактов.

17-18 такты – повторение 5-6 тактов, нога закрывается вперёд в V позицию. На 2 долю (счёт 2) 18 такта рука медленно опускается в подготовительное положение.

Вся комбинация крестом в соответствии с музыкальным материалом повторяется с левой ноги.

Ноты. «Battement tendu» Автор неизвестен.

2.3.        Комбинация Растяжек

Упражнения на растяжку на станке. Муз. размер 3\4:

И. П.: встать лицом к станку. Положение рук на станке: кисти на линии плеч, локти свисают вдоль корпуса. Голову и спину держать прямо.

Затакт: положить правую ногу на станок выворотно. Опорная нога вытянута и выворотна, спина прямая, плечи ровные.

1 – 8 такты: Начинать медленно сгибать и разгибать опорную ногу в demi plie (4 раза). Бедра необходимо держать на одной линии с телом.

9-16 такты: съезжать правой ногой по палке вправо, затем возвращаться в исходную точку 4 раза (2 такта – съезжать, 2 такта – возвращаться), при этом рабочая правая нога должна быть натянутой, бедра надо держать на одной линии с телом, носок правой ноги вытянут, и смотрит от палки, а пятка внутрь. Опорная нога в I позиции вытянута и вывортна, спина прямая, плечи ровные. На последнем такте (16) опорную ногу развернуть в VI позицию, а корпус к выворотной рабочей правой ноге. «Втянуть» бедро, развернув тазобедренный сустав левой ноги перпендикулярно правой. Отвести правую руку во II позицию.

17-18 такты: Удерживая корпус в максимально выпрямленном состоянии (особенно поясничный отдел позвоночника), выполнить наклон вперед, подбородком к носку правой ноги. Правой рукой плавно коснуться носка правой ноги, левой рукой держаться за станок (не поднимая локтя), плечи держать ровно.

19-20 такты: поднять корпус, правую руку перевести в III позицию. Голову повернуть к правой руке, плечи не поднимать.

21-22 такты: выполнить прогиб назад, голову не запрокидывать, держать ровно, смотреть на правую руку. Правая рука в III позиции.

23-24 такты: вернуться в исходную точку, плавно перевести руку во II позицию по правилам исполнения Port de bras.

25-26 такты: повторение 17-18 тактов.

27-28 такты: повторение 19-20 тактов.

29-30 такты: повторение 21-22 тактов.

31-32 такты: вернуться в исходную точку, но развернуться лицом к станку, опорную ногу перевести в I позицию, правую руку положить на станок, правая нога натянута, выворотна.

33-36 такты: наклонить корпус вбок к правой ноге.  Держась правой рукой за станок, левой, через III позицию, тянуться к носку лежащей на станке правой ноги, и сохранить данное положение.

37-38 такты: возврат в исходное положение.

39-40 такты: сделать 1 раз plie на опорной ноге, держась обеими руками за станок.

41-48 и 49-56 такты: повторение комбинации движений 33-40 тактов.

57-62 такты: повторение 33-38 тактов.

63-64 такты: снять правую ногу со станка, и плавно опустить её на пол.

Далее с 1 такта повторить весь комплекс упражнений с левой ноги.

Ноты. Ф. Шопен. «Вальс»

2.4.        Упражнения и комбинации на середине зала.

 Прыжок saute, Прыжок Echappe, Прыжок changement de pied.

Муз. размер 4/4. Прыжковая комбинация исполняется на протяжении 17 тактов, включая один такт вступления.

Прыжок saute:

1 такт: И. П. – I позиция ног. Спина прямая. Руки в подготовительной позиции.

2-3 такты: выполнить 2 одинарных прыжка saute с полуприседа.

4-5 такты: выполнить 2 двойных прыжка saute с полуприседа.

6-7 такты: повторить 2-3 такты.

8-9 такты: повторить 4-5 такты.

Прыжок Echappe:

10-13 такты: выполнить 2 прыжка Echappe, и на последнем такте встать в V позицию epaulement croise (правая нога впереди), руки в подготовительной.

Прыжок changement de pied:

14-17 такты: выполнить 4 прыжка changement de pied со сменой направлений epaulement, и закончить в V позиции epaulement croise (правая нога впереди).

Ноты. В. Гаврилин. «Шутка»

2.4.1.        Pas de bourree.

Pas de bourree развивает подвижность и живость стопы, а также придаёт чёткость и ловкость движениям ног. Первоначально изучается лицом к станку, затем на середине зала.
Муз. размер 2/4. Движение расписано на 18 тактов, включая двухтактное вступление. Pas de bourree en dehors.

Разучивается движение лицом к станку, держась за него руками, в замедленном музыкальном темпе (Andante sostenuto). А приведённый ниже пример ориентирован на отработку уже выученного движения, и исполняется на середине зала под музыку в темпе Allegro.

И. п. — epaulement croise, V позиция ног, правая впереди, руки в подготовительной.

1-2 такт (вступление) - Preparation: руки, приоткрываясь, закрываются в повышенное подготовительное положение, голова наклоняется налево. На «затакт» к 3 такту - demi-plie на правой ноге, одновременно левая поднимается на cou-de-pied сзади, руки открываются в направлении II позиции. Голова поворачивается направо.

3 такт «раз и» — с поворотом en face встать на левую ногу на высокие полупальцы,  правая поднимается на условное cou-de-pied спереди, руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию.

3 такт « два и» — переступить на правую ногу на полупальцы, примерно на половину расстояния II позиции. Левая нога переводится на условное cou-de-pied спереди; положение рук и головы не меняется.

4 такт «раз и» — поворот корпуса в epaulement croise, левая нога опускается в demi plie, правая поднимается на cou-de-pied сзади, правая рука открывается во II позицию, левая остается в I позиции, голова поворачивается налево.

4 такт «два и» - пауза, положение сохраняется.

5-6 такт - движение повторяется в другую сторону по вышеуказанной схеме.

7-18 такт – повторяется движение с затакта 3 такта- по 6 такт. Но на последнюю восьмую 18 такта вернуться в И.П.

Движение исполняется четко, на высоких полупальцах. Ноги сохраняют выворотность как на полупальцах, так и на demi-plie. Корпус подтянут, плечи и бедра ровные. Подъем и пальцы вытянуты.

Ноты. Л. Минкус. «Вариация» из балета «Баядерка» (фрагмент)

2.4.2.         Pas Balance.

Pas balance - это танцевальные движение, в котором переступают с ноги на ногу и чередуют demi-plie с подъемом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания.

Это движение вводят в урок после проучивания положения ноги sur le cou de pied.

Муз. Размер 3/4.Pas balance на середине зала. Движение рассчитано на 1 такт.

И. П.: III позиция ног, правая нога впереди. Руки в подготовительном положении.

Затакт: подняться на полупальцы, Руки раскрыть в низкую II позицию. Правая нога скользящим движением открывается в сторону на 15-20 градусов, стопа выворотна и вытянута, корпус и центр тяжести находится на левой ноге.

1 такт на «Раз» – корпус и центр тяжести переносится на правую ногу, которая сдерживая падение, опускается на пол мягко через носок. Коснувшись пола, правая нога принимает положение demi plie, одновременно левая нога приходит на cou de pied сзади. Обе ноги предельно выворотные.

На «Два» – левая нога становится на полупалец точно сзади правой стопы, колено вытянуто; одновременно правая нога вытягивается в колене и в стопе точно перед левой ногой, слегка отрываясь от пола.

На «Три» – правая нога становится на полупалец точно спереди левой стопы, колено вытянуто. Одновременно левая нога скользящим движением открывается в сторону на 15-20 градусов, стопа выворотна и вытянута, корпус и центр тяжести находится на правой ноге.

2 такт – pas balance повторяется с левой ноги.

Р. Глиэр. Фрагмент вальса из балета «Медный всадник»

2.4.3.        Temps lie.

Temps lie — это движение слитное, разработано для развития танцевальности. Связывая различные положения корпуса в одно целое, движение не всегда остаётся одинаковым. 

Данная связка рассчитана на разучивание с детьми на 3 году обучения. При разучивании помнить о подтянутости корпуса во всех положениях, о правильности позиций рук и чистоте позиций ног.

Муз. размер 3/4. Движение рассчитано на 32 такта.

Temps lie вперёд.

Исходное положение epaulement croisee в восьмую точку класса, правая нога впереди. Руки в подготовительной позиции. Голова повёрнута направо.

Затакт: «вздох» руками в подготовительном положении вместе с demi-plie.

1-2 такт: левая нога в demi-plie. Правая нога вытягивается в восьмую точку класса, стопой скользя по полу, как в battement tendu. Руки поднимаются в I позицию. Голова наклонена ухом к левому плечу. Взгляд направлен в кисть руки.

3-4 такт: перенести корпус на правую ногу, удлинив шаг и скользнув носком правой ноги по полу. Левая нога переходит в позу croisee  назад. Правая рука во II, левая в III позицию. Голова поворачивается направо. На последнюю долю 4 такта закрыть левую ногу в V позицию.

5 такт: поворот en face , одновременно с demi pliе. Левая рука переводится в I позицию.

6 такт: правая нога скользит в сторону. Левая рука открывается во II позицию. Голова поворачивается налево.

7-8 такт: удлинив шаг и скользнув носком по полу, правая нога переходит на полную стопу. Корпус переносится на правую ногу. На последнюю долю 8 такта левая нога закрывается в V позицию вперёд. Руки закрываются в подготовительную позицию. Корпус направляется во вторую точку класса в epaulement croisee .

9-16 такт: зеркально выполняем связку с другой ноги из положения  во вторую точку класса в epaulement croisee. В этом случае движение заканчивается в восьмую точку класса.

Temps lie назад.

Исходное положение epaulement croisee в восьмую точку класса, правая нога впереди. Руки в подготовительной позиции. Голова направо.

17-18 такты: правая нога в demi-plie. Левая нога вытягивается в четвёртую точку класса, стопой скользя по полу, как в battement tendu. Руки поднимаются в I позицию. Голова наклонена ухом к левому плечу. Взгляд направлен в кисть руки.

19-20 такты: перенести корпус на левую ногу, удлинив шаг и скользнув носком левой ноги по полу. Правая нога переходит в позу croisee  вперёд. Правая рука во II, левая в III позицию. Голова поворачивается направо. На последнюю долю 20 такта закрыть правую ногу в V позицию вперёд.

21 такт: поворот en face , одновременно с demi-plie. Левая рука переводится в I позицию.

22 такт: левая нога скользит в сторону. Левая рука открывается во II позицию. Голова поворачивается налево.

23-24 такт: удлинив шаг и скользнув носком по полу, левая нога переходит на полную стопу. Корпус переносится на левую ногу. На последнюю долю 24 такта правая нога закрывается в V позицию. Руки закрываются в подготовительную позицию. Корпус направляется во вторую точку класса в epaulement croisee.

25-32 такты: зеркально выполняем связку с другой ноги из положения  во вторую точку класса в epaulement croisee. В этом случае движение заканчивается в восьмую точку класса.

Ноты. Ф. Шопен. «Вальс»

2.5.         Вращения. Tours chaines.

Tour (тур) - поворот.

Tour chaine (тур шене) – следующие друг за другом слитные, быстрые повороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.

Термин «chaine» называется «шене» и происходит от французского слова, означающего «цепь». Термин используется в балете для описания последовательности маленьких, быстрых, связанных поворотов, обычно исполняемых сериями. («Техника Классического Балета» Гретчен Уорд Уоррен, 1989, стр. 190.)

При исполнении Tour chaine следует сохранять правильное положение осанки и головы, «держать точку», т.е. уметь удержать взгляд на ориентире по направлению движения, поворачивая сначала голову, затем туловище.

Ноты. Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой) (фрагмент); П.И. Чайковский. Стремительный танец Авроры из балета «Спящая Красавица» (приложение)

Раздел II

Музыка к историко-бытовым танцам и танцам в народной стилизации

2.1. Югославская песня-танец «Сладкий танец» (обработка И. Лосевой)

Композиция предназначена для детей подготовительной группы  (5-6 лет). Используется на занятиях для развития чувства ритма, разучивания и закрепления положений рук и позиций ног. Муз. размер 4/4.

1-4 такты – вступление – выходят на сцену, выполняя подскоки (руки на поясе), и становятся в шахматном порядке.

Запев:

 (5-6 такты) – руки «домиком» над головой, ноги в VI позиции. Дети делают пружинку.

7-8 такты – открывают руки во II позицию (либо кладут на плечи соседу), делают «качалочку», затем убирают их на пояс.

Припев:

9 такт – на «раз, два» делают «пружинку» (ноги в VI позиции), развернув корпус к одному соседу (образовав пару), и немного наклонив, как бы подглядывая друг к другу, смотреть друг на друга, руки на поясе. На «три, четыре» - встают в исходную позицию.

10 такт – повторяют движение 9 такта, но с другим соседом.

11-12 – шаг на месте с высоко поднятыми коленями. Руки ведут на «раз, два» в III позицию, на «три, четыре» открывают во II позицию. Далее на «раз, два» в I позицию, на «три, четыре» - на пояс. Движения рук слитные, переходы плавные.

Во 2 куплете движения можно комбинировать, также можно разнообразить композицию рисунками.

Ноты. Югославская народная песня-танец «Сладкий танец» (обработка И. Лосевой).

3.3.        Финская полька (обработка И. Лосевой)

Муз. размер 2/4.

В танце участвуют чётное количество человек, не менее 10. Танец рассчитан на детей 7-10 лет первого года обучения.

1)        1-4 такты: Выход на сцену линиями из разных кулис одновременно: первая линия выходит из правой ближайшей кулисы; вторая линия выходит из левой дальней кулисы. Руки на поясе. Выходят подскоками на сцену и встают в шахматном порядке лицом к зрителям.

2)        5-12 такты: Ноги в VI позиции. Руки на поясе. Делают на месте 2 переступания с правой ноги, на 3 – подскок на правой ноге. Далее делают 2 переступания с левой ноги, на 3 – подскок на левой ноге. Затем делают 3 переступания с правой ноги, и 3 хлопка. Повторяют движение.

3)        13-20 такты: Делают 6 подскоков вокруг себя (1 полный поворот) через правое плечо, и 3 хлопка лицом к зрителям. Далее делают 6 подскоков вокруг себя (1 полный поворот) через левое плечо, и 3 хлопка.

4)        21- 28 такты: Руки на поясе. Поворачиваются по линии танца, и по кругу делают 2 шага с правой ноги, на 3 – подскок на правой ноге. Далее делают 2 шага с левой ноги, на 3 – подскок на левой ноге. Затем делают 3 шага с правой ноги, и 3 хлопка. Повторяют движение в этом направлении, и на последних 3 хлопках поворачиваются в направление против линии танца.

5)        29-36 такты: Выполняя движение 21-28 тактов, но против линии танца, постепенно уходят один за другим в левую кулису.

6)        Выходят на сцену, делают поклон и уходят за кулисы.

Ноты. Финская полька (обработка И. Лосевой)

3.4.        Русский танец «Петрушка» (обработка И. Лосевой)

Муз. размер: 4/4. В русском танце «Петрушка» участвуют 12 девочек. Он рассчитан на детей 1-2 года обучения.

1)        За кулисами строятся 2 колонки с двух сторон по 6 человек.

2)        1-8 такты: из дальних кулис хороводным шагом выходят ровными колонками, держа руки на поясе, скрестным ходом, и, дойдя до середины каждой колонки (проходят первые 3 девочки), образуют крест по 3 человека во всех 4 его сторонах. Танцовщицы с каждой стороны креста берут друг друга под руки, а крайние девочки свободную руку кладут кулачком на пояс, и хороводным шагом идут против часовой стрелки один круг, не меняя рисунка (крест); соответственно середина делает чуть короче шаг, а крайние танцовщицы - чуть шире, в конце  формируя 4 одинаковых круга из 3-х девочек в каждом.

3)        9-16 такты: Держа кулачки на поясе, делают «топотушки» по линии танца, т.е. против часовой стрелки, спиной в круг во всех 4 кружках. Затем против линии танца (по часовой стрелки). Далее выстраивают один большой круг, взявшись за руки за спинами друг друга, на уровне талии, корпус немного отклонить назад.

4)        17-24 такты: делают припадание на правую ногу по кругу против часовой стрелки, затем по часовой стрелки на левую ногу, и выстраиваются в полукруг.

5)        25-40 такты: начиная с края полукруга до середины, с двух сторон по 2 танцора, скрестным ходом, выполняют бег взахлёст по направлению к зрителю, с правой ноги, держа руки либо на поясе, либо раскрытыми во II позиции, выполняют поклон (ноги в VI позиции), и убегают за кулисы так же по 2 девочки бегом взахлёст. Остальные в полукруге в этот момент делают притопы правой ногой, держа кулачки на поясе. Последние 2 девочки после своего выхода остаются на сцене, к ним присоединяются убежавшие за кулисы танцовщицы. Все делают общий поклон без музыки, и убегают в одни кулисы.

Ноты. 3.4.        Русский танец «Петрушка» (обработка И. Лосевой)

  1. Русский танец «Калинка» (импровизационная обработка И. Лосевой)

Муз. размер 2/4.

Народный танец, исполняют его 10 девочек, предназначен для детей 2 года обучения. Возраст: 9-11 лет.

  1.  1-2 такт: И.П.: Строятся одной колонной за левыми кулисами, боком к зрителям и спиной к сцене, корпус наклонён вперёд, руки на поясе впереди стоящей танцовщицы, а самая первая держит руки у себя на поясе.
  2. 3-6 такт: Выход на сцену бегом взахлёст.
  3. 7-8 такт: Встают в шахматный порядок, руки на поясе. Ноги во II позиции.
  4. 9-16 такт: На «Раз» деми-плие, на «Два» переводят вес тела с левой правую ногу, вытягивая противоположную, далее повтор движения на левую ногу, руки на поясе.
  5.  17-24 такт: Первая линия делает «воротца»,  а вторая линия проходит через первую, немного согнув ноги в коленях (шаг на полной стопе – 4 шага), корпус прямой. Левая рука, согнутая в локте, от предплечья до кончиков пальцев параллельна полу, на уровне грудной клетки поддерживает тыльной стороной кисти локоть согнутой правой руки, указательным пальцем касающейся подбородка. Затем таким же способом передняя линия делает «воротца», а задняя линия выходит через них на передний план. И так 4 прохода всего.
  6.  25-40 такт: Оставаясь в шахматном порядке, встают в epaulement (VI позиция ног), правое плечо к зрителям, и делают притоп правой ногой. Правая рука лежит кулачком сбоку на талии, левая свободно опущена вниз.
  7. 41-42 такт: Встают спиной в круг, берут друг друга за руки и вытягивают их, расширяя круг, корпус немного подают вперёд.
  8. 43-50 такт: Делают припадание на правую ногу по кругу против линии танца, голову повернуть направо.
  9. 51-57 такт: Делают припадание на левую ногу по кругу по линии танца, голову повернуть налево.
  10. 58 такт: Расходятся в полукруг (шаг на полупальцах).
  11. 59-I четверть 66 такта: Делают притоп правой ногой, встают epaulement (VI позиция ног), правое плечо к зрителям. Правая рука лежит кулачком сбоку на талии, левая свободно опущена вниз.
  12. II четверть 66 такта – I четверть 74 такта: Делают с правой ноги 3 двойные дроби, а затем 2 притопа, руки на поясе в кулачки. Затем с левой. Снова с правой. И потом с левой. На последние два притопа встают на «расчёску»: выстраиваются в 2 линии друг напротив друга, боком к зрителям, и две линии спиной друг к другу, руки согнуты в локтях, кисти напротив талии, свободны, широко расставлены. На «затакт» - делают короткий низкий прыжок на двух ногах.
  13. II четверть 74 такта – I четверть 90 такта: На «I четверть 75 такта» правую ногу сгибают в колене, отводя пятку назад. На «II четверть 75 такта» поворачиваются к ней лицом, стопа сокращённая, остаётся на том же уровне. С I четверти 76 такта - бег взахлёст 6 раз, проходя линии насквозь. Повторяют движение ещё 3 раза (3 раза меняясь линиями). На последнем движении «бег взахлёст» выстраиваются в полукруг.
  14. II четверть 90 такта – 127 такт: Из центра полукруга по 2 человека, выходят вперёд движением «бегунок», руки немного согнуты в локтях, кисти напротив талии, далее танцовщицы расходятся в разные кулисы бегом взахлёст. Далее следующие 2 танцовщицы из центра выходят вперёд движением «бегунок», и убегают за кулисы и т.д. Все в полукруге делают переступания на полупальцах, руки в кулачках на поясе. Последние 2 танцовщицы из центра полукруга делают «Блинчик» по направлению к зрителям. На I четверть 122 такта поднимают руки вверх, делая правой ногой заключительный притоп в III позиции.
  15. С затакта 123 такта по I четверть 127 такта к ним присоединяются убежавшие ранее за кулисы танцовщицы.
  16. 128- 131 такт: На поклон выстраиваются все в одну линю. Правую руку сгибают в локте, кисть к левому плечу, и делают наклон корпуса вперёд, при этом опускают правую руку вниз. Затем поднимают корпус, разворачиваются в кулисы и уходят.

Ноты. Русский народный танец «Калинка» (импровизационная обработка И. Лосевой)

Раздел IV

Театрально-хореографические композиции

4.1.        Театрально-хореографическая композиция «Сорванцы» (импровизационная обработка И. Лосевой)

Муз. размер 2/4.

Театрально-хореографическая композиция. Столкновение двух образов: сорванцов и девочек. Выходят сорванцы, показывают танцевальными движениями свой образ. Затем на сцену выходят девочки, их тут же окружают сорванцы, дразнят их, а девочки испуганно закрывают глаза. Затем девочки показывают свой характер. Топают ногой, отчитывают сорванцов, ругают их, и, осознав свою вину, сорванцы краснеют. В итоге все подружились, и девочки учат сорванцов танцевальным движениям, а те в свою очередь, поначалу сопротивляются, а потом все вместе танцуют вальсовую композицию и польку. И со сцены уходят парами.

  1. Вступление (8 тактов): 4 такта: Выбегает главный сорванец на сцену (бег взахлёст) (8 шагов). 2 такта: (5-й такт) наклон корпуса вперёд, и поворот его вправо, ноги на ширине плеч, колени затянуты, кисть правой руки козырьком приложена ко лбу. (6-й такт) пожать плечами. 2 такта: (7-й такт) наклон корпуса вперёд, и поворот его влево, ноги на ширине плеч, колени затянуты, кисть левой руки козырьком приложена ко лбу. (8-й такт) машет рукой, зазывает компанию.
  2. Выход сорванцов: с 9 по 15 такты: Пружинистый шаг на пятку, стопа сокращённая, на 15 такт формируют круг, и на 16 такт делают хлопок в крайние ладоши соседа.
  3. 17-24 такт: выстаиваются в одну линию к зрителям лицом (таким же пружинистым шагом).
  4. 25 такт: наклон корпуса налево. Руки имитируют процесс стирки (локти сгибают-разгибают), пальцы сжаты в кулак. Правую ногу сгибают-разгибают в колене, слегка подняв от пола на 20-30 см. в диагональ вниз, стопа сокращённая.
  5. 26 такт: левую ногу сгибают-разгибают. Наклон корпуса вбок вправо, пальцы сжаты в кулак, руки имитируют процесс стирки.
  6. 27-28 такт: повтор 25 и 26 такта.
  7. 29-32 такт: бег взахлёст на месте, размахивая обеими руками вправо-влево, корпус немного наклонён вперёд.
  8. 33-34 такт: Руки согнуты в локтях, кисти у висков, пальцы выпрямлены, ладонь смотрит вперёд. На полусогнутых ногах делают 3 шага вокруг себя через правое плечо, на 4-й счёт делают скользящий хлопок левой рукой о внешнюю сторону стопы левой ноги.
  9. 35-36 такт: Руки согнуты в локтях, кисти у висков, пальцы выпрямлены, ладонь смотрит вперёд. На полусогнутых ногах делают 3 шага вокруг себя через левое плечо, на 4-й счёт делают скользящий хлопок правой рукой о внешнюю сторону стопы правой ноги.
  10. 37-38 такт: повторяют движение 33-34 тактов.
  11. 39-40 такт: повторяют движение 37-38 тактов, но на  четвёртый счёт (2 половина 40 такта, на 2 и) делают прыжок в Grand plie во II позиции, при этом руки остались в положении у висков, ладони смотрят вперёд. На фермате потирают руки.
  12. 41-44 такт: Сорванцы на заднем плане формируют круг, положив руки соседу на плечи, корпус немного наклонён вперёд (имитируют заговор). Девочки выходят на сцену на первый план с двух сторон навстречу друг другу. Делают 8 танцевальных шагов (шаг с носка), руками держат край юбки.
  13. 45-48 такт: Сорванцы делают 4 приставных шага по кругу (по линии танца – против часовой стрелки). На 2 половину 48 такта (на 2 и) главный сорванец выпрыгивает, подняв правую руку с указательным пальцем наверх.
  1. такт: Девочки переносят вес тела на правую ногу, акцент на бедро, левая нога при этом согнута в колене, пятка поднята от пола. Левая рука на левом бедре, кистью правой руки проводят по подбородку, затем отбрасывают волосы назад, имитируя позы модели.

46 такт: Девочки переносят вес тела на левую ногу, акцент на бедро, правая нога при этом согнута в колене, пятка поднята от пола. Правая     рука на правом бедре, кистью левой руки проводят по подбородку, снова имитируя позы модели.

  1.  такт: повтор движения 45 такта.
  2.  такт: повтор движения 46 такта.
  1. 49-56 такт: Сорванцы, делая большие шаги, и размахивая руками вперёд-назад, окружают девочек, каждый сорванец встаёт напротив девочки, с которой он в паре.

49-50 такты: Девочки поднимают руки в III позицию, кружатся вокруг себя через правое плечо.

51-52 такт: Девочки с крайних концов линейки собираются в круг, спиной в центр круга, закрывают лицо руками.

53-56 такт: Стоят спиной в центр круга, закрыв лицо руками (имитируя испуг).

  1. 57-64 такт: У сорванцов руки согнуты в локтях, кисти у висков, пальцы выпрямлены, ладони смотрят вперёд. На полусогнутых ногах делают приставной шаг вправо по кругу (по линии танца), делая шаг правой ногой корпус наклоняют вправо, подставляя левую ногу корпус наклоняют влево («дразнятся»).

   Девочки потирают глаза (имитируют плачь).

  1. 65-72 такты: Сорванцы продолжают приставные шаги по кругу по линии танца. Руки согнуты в локтях, кисти у висков, указательный и средний пальцы направлены вперёд на девочек (имитируют усы насекомого), корпус наклонить вперёд, спину немного округлить.

   65-72 такты: Девочки стоят, потирая глаза руками (имитируют плачь), на 72 такт делают 1 притоп правой ногой, руки сжаты в кулак и опущены вниз. Сорванцы при этом отпрыгивают назад.

  1. 73-76 такты: Девочки делают 4 шага с правой ноги на сорванца, выпрямив вперёд правую руку и пальцы. Сорванцы при этом делают 4 шага назад с левой ноги, руки за спиной (левая держит правую).
  2. 77-78 такт: Девочки грозят 4 раза указательным пальцем правой руки.

   Сорванцы носком левой ноги ведут по полу полукругом вправо перед правой ногой, влево, и в исходную VI позицию. Руки за спиной, голова опущена вниз.

  1. 79-80 такт: Девочки грозят 4 раза указательным пальцем левой руки.  

  Сорванцы носком правой ноги ведут по полу полукругом влево перед левой ногой, вправо, и в исходную VI позицию. Руки за спиной, голова опущена вниз.

  1. 81-82 такт: Девочки гладят правой рукой по голове сорванцов от макушки ко лбу (4 раза).
  2. 83-84 такт: Девочки и сорванцы пожали друг другу правые руки («поздоровались») – 4 раза.
  3. 85-88 такт: Повернулись лицом к зрителям, сорванцы стоят по левой плечо от девочки.
  4. 89-90 такт: I позиция. Сорванцы и девочки делают по 1 батман тандю вперёд и в сторону правой ногой, руки на поясе.
  5. 91-92 такт: I позиция. Сорванцы и девочки делают по 1 батман тандю вперёд и в сторону левой ногой, руки на поясе.
  6. 93-96 такт: Сорванцы срываются с места, тянутся к центру круга друг к другу руками, корпус наклонён вперёд.

   Девочки взяли сорванцов сзади за пояс, и потянули на место, встали в исходную позицию.

  1. 97-104 такт: Повторение 89-96 тактов. На последние 103-104 такты встают парами, из рук делают «лодочку» Девочки встают лицом в круг, мальчики спиной в круг.
  2. 105-110 такты: Делают «Балансе», начинают девочки с правой ноги,  сорванцы с левой.
  3.  111-112 такты: сорванцы «зевают», прикрывая рот ладонью правой руки, а левую вытянули наверх, держат правую руку девочек, а девочки кружатся вокруг себя 2 раза через правое плечо.
  4.  113-120 такты: повтор движений 105-112 тактов.
  5. 121-136 такты: «Раскачивают лодочку»: делают плие с последующим вытягиванием ног, и переносом веса тела на правую ногу (у девочек), и на левую (у сорванцов). Далее опять через плие вытягиваются, и переносится вес теля на противоположные ноги.
  6. 137-140 такты: И.П.: сорванцы внутри круга, девочки снаружи, руки в лодочку. Делают 2 галопа по линии танца. Затем противоположные ноги «пятка-носок» (поставить вытянутую ногу сокращённой стопой на пятку, затем колено согнуть, носок поставить рядом с носком опорной ноги), и делают 2 галопа с этой же ноги уже против линии танца, противоположные направлению ноги ставим на пятку вытянутой ногой, носок согнутой к себе – к носку опорной ноги.
  7. 141-144 такты: сорванцы быстро ложатся на пол на спину, руки и ноги сгибают, имитируя насекомое. Девочки 1 круг оббегают справа сорванцов на носочках, и поднимают его.
  8. 145-152 такты: Повторяются движения 137-144 тактов.
  9. 153-168 такты: Держась за руки сорванцы и девочки пара за парой уходят за кулисы, идя по кругу по линии танца, машут зрителям свободной рукой. За кулисами быстро перестраиваются, и на финал выбегают сорванцы первыми, рядом девочки. Сорванцы встают в позу, обняв друг друга за плечи, а дамочки делают реверанс, держась за юбочку.

Ноты. Театрально-хореографическая композиция «Сорванцы» (импровизационная обработка И. Лосевой)

4.2.        Театрально-хореографическая композиция «Морячки». Попурри на морские темы (обработка И. Лосевой)

Муз. размер 4/4 (на 2/4)

В танце участвуют не менее 8 человек (чётное количество детей). Действие происходит на палубе. Выходят морячки, демонстрируя движениями в танце свой бойкий характер, описывают морские волны, лазание по канату, выслеживание пиратов, приключения: уплывают на лодках от пиратов, и уже на суше танцуют свой победный танец.

1)        1-4 такт: Вступление. За кулисами выстроились в 4 линии по 2 линии с каждой стороны, лицом к сцене, при этом 2 линии, стоящие ближе к зрительному залу с каждой стороны, находятся на шаг ближе к сцене двух других линий. Руки вытянуты в стороны и лежат на крайних плечах соседа, ноги в 5 позиции (правая нога впереди).

2)        5-6 такт: Выход на сцену 4-х линий по направлению друг другу (делают 4 скрестных шага (шаг вперёд с правой ноги в 4 позицию на плие, далее выведение левой ноги в сторону на носок с вытягиванием обеих ног, следующий шаг начинается с левой ноги)).

3)        7-8 такт: Делают 4 скрестных шага, разворачиваясь ровными линиями лицом к зрителям (первая линия должна стоять ближе к зрителям с правой стороны сцены, вторая – на шаг дальше от первой линии, с левой стороны сцены, третья – на шаг дальше от второй линии, с правой стороны сцены, четвёртая – на шаг дальше от третьей линии, с левой стороны сцены).

4)        9-10 такт: делают притоп

правой ногой, далее левую выводят в сторону на пятку, затем удар каблуком правой ноги, левую перевести на носок (пяткой вверх), правая – удар каблуком, левую – на пятку, далее правая – каблук, левую – перевести на носок.

5)        11-12 такт: делают притоп левой ногой, далее правую выводят в сторону на пятку, затем удар каблуком левой ноги, а правую перевести на носок (пяткой вверх), затем поднять пятку левой ноги – удар каблуком (вес тела на левой ноге), правую – на пятку, далее левая – каблук, правую – перевести на носок.

6)        13-14 такт: повторение движения 9-10 тактов.

7)        15-16 такт: делают притоп левой ногой, правую на носок ставят накрест перед левой ногой, и делают поворот на 360 градусов через левое плечо (руки убирают за спину).

8)        17-18 такт: линиями делают скрестный боковой шаг (руки вытянуты, на плечах у соседа): первая и третья линии делают шаги вправо, вторая и четвёртая – влево (делают шаг в сторону правой (левой) ногой, затем левую (правую) ногу ставят накрест перед правой (левой) ногой, далее правую (левую) ногу опять ставят в сторону). Далее левую (правую) ногу ставят на пятку, затем на носок, опять на пятку, и опять на носок, и снова на пятку.

9)        19-20 такт: линиями делают скрестный боковой шаг обратно, на свои места (руки вытянуты, на плечах у соседа): первая и третья линии делают шаги влево теперь, а вторая и четвёртая – вправо (делают шаг в сторону левой (правой) ногой, затем правую (левую) ногу ставят накрест перед левой (правой) ногой, далее левую (правую) ногу опять ставят в сторону). Далее правую (левую) ногу ставят на пятку, затем на носок, опять на пятку, и опять на носок, и снова на пятку.

10)        21-22 такт: повторение движений 17-18 тактов.

11)        23-24 такт: линиями делают скрестный боковой шаг обратно, на свои места (руки вытянуты, на плечах у соседа): первая и третья линии делают шаги влево теперь, а вторая и четвёртая – вправо (делают шаг в сторону левой (правой) ногой, затем правую (левую) ногу ставят накрест перед левой (правой) ногой, далее левую (правую) ногу опять ставят в сторону, а правую (левую) – накрест на носок перед левой (правой) ногой, и делают поворот на 360 градусов через левое (правое) плечо (руки за спиной).

12)        25-40 такт: повторение движений с 9 по 24 такт.

13)        41-42 такт: 3 позиция, правая нога впереди. Делают движение «верёвочка» (3 раза), на вторую половину 42 такта (акцент) ставят левую ногу в третью позицию, кисть левой руки ставят козырьком ко лбу (смотрят вдаль).

14)        43-44 такт: 3 позиция, левая нога впереди. Делают движение «верёвочка» (3 раза), на вторую половину 44 такта (акцент) ставят правую ногу в третью позицию, кисть правой руки ставят козырьком ко лбу (смотрят вдаль).

15)        45-46 такт: повторяют движение 41-42 тактов.

16)        47-48 такт: ставят левую ногу накрест перед правой, делают полный поворот на 360 градусов через правое плечо, руки за спину.

17)        49 такт: ставят вперёд левую и правую ногу на пятку, руки ладонями разводят в разные стороны («плывут»).

18)        50 такт: ставят левую и правую ногу на место в 6 позицию, руки убирают за спину.

19)        51 такт: повторяют движение 49 такта.

20)        52 такт: повторяют движение 50такта.

21)        53 такт: повторяют движение 49 такта.

22)        54 такт: повторяют движение 50 такта.

23)        55 такт: поворот в разные стороны (1 и 3 линии поворачиваются налево, 2 и 4 линии поворачиваются направо).

24)        56 такт: формируют 2 линии (1 и 3, 2 и 4 линии соединяются), напротив друг друга, боком к зрителям.

25)        57-58 такт: ноги в 5 позиции, руки вытянуты, лежат на крайних плечах соседа. Делают двумя линиями 4 скрестных шага вперёд навстречу друг другу с правой ноги.

26)        59-62 такт: руки убирают за спину. Делают «до за до»: 2 шага вперёд с правой ноги, проходя сквозь линии, далее правой ногой шаг в сторону, подставляют левую. Затем делают 2 шага назад с левой ноги, проходя сквозь линии, далее левой ногой шаг в сторону, подставляют правую, и разворачиваются лицом к зрителям.

27)        63-64 такт: из получившихся 2 колонн скрестным шагом формируют 2 линейки (первая впереди, вторая – сзади), встают лицом к зрителям, руки вытянуты, лежат на крайних плечах соседа.

28)        65-66 такт: делают гранд плие по II позиции, затем первая линия переносит вес тела на правую вытянутую ногу, левая вытянута в сторону, на носок. А вторая линия переносит вес тела на вытянутую левую ногу, правая – вытянута в сторону на носок. Края обоих линий кисть свободной руки подносят ко лбу козырьком (смотрят вдаль вправо – влево).

29)        67-68 такт: опять через гранд плие первая линия переносит вес тела на левую ногу, правую вытянутую ставят в сторону на носок, а вторая линия переносит вес тела на правую ногу, а левую вытянутую ставят в сторону на носок.

30)        69-70 такт: повторяют движение 65-66 тактов.

31)        71-72 такт: садятся на пол боком к зрителям, ноги разводят широко в стороны (первая линия поворачивается направо, вторая линия - налево) («сели в лодки»).

32)        73-78 такт: наклоняют корпус вперёд (спина ровная), и выпрямляют его, а руки одновременно вытягивают – сгибают, кисти сжаты в кулак (имитируют плавание на лодках).

33)        79-80 такт: встают, расходятся в шахматный порядок, и поворачиваются вправо, руки за спиной, ноги в 6 позиции.

34)        81-82 такт: делают шаг правой ногой, затем левую выбрасывают вперёд, далее переступают с левой на правую ногу, затем делают шаг левой ногой, а правую выбрасывают вперёд, далее переступая с правой на левую ногу, разворачиваются лицом к зрителям.

35)        83-84 такт: делают притоп правой ногой, затем, подпрыгивая на правой ноге, ставят левую ногу в сторону на пятку, на носок к правой ноге, и снова на пятку. Далее делают притоп левой ногой, и, подпрыгивая на левой ноге, правую в сторону на пятку, затем на носок к левой ноге, и разворачиваются в левую сторону.

36)        85-86 такт: делают шаг левой ногой, затем правую выбрасывают вперёд, далее переступают с правой на левую ногу, затем делают шаг правой ногой, а левую выбрасывают вперёд, далее переступая с левой на правую ногу, разворачиваются лицом к зрителям.

37)        87-88 такт: делают притоп левой ногой, затем, подпрыгивая ней, ставят правую в сторону на пятку, на носок к левой ноге, и снова на пятку. Далее делают притоп правой ногой, и, подпрыгивая на ней, левую в сторону на пятку, затем на носок к правой ноге, и разворачиваются в правую сторону.

38)        89-90 такт: Повторяют движение 81-82 тактов.

39)        91-92 такт: Выстраиваются клином.

40)        93 такт (первая половина такта – на «раз и»): Делают выпад первые, впереди стоящие 2 танцора вперёд на правую ногу, кисть правой руки козырьком у лба, левая рука убрана за спину.

41)        93 такт (вторая половина такта – на «два и»): Делают выпад вторые 2 танцора, стоящие по клину за первыми, каждый в свою сторону (слева – в левую диагональ на левую ногу, кисть левой руки козырьком у лба, а правая – за спиной, справа – в правую диагональ на правую ногу, кисть правой руки козырьком у лба, а левая за спиной).

42)        94 такт (первая половина такта – на «раз и»): делают выпад остальные 4 танцора (по 2 с каждой стороны), стоящие по клину за вторыми (слева – в левую диагональ на левую ногу, кисть левой руки козырьком у лба, а правая – за спиной, справа – в правую диагональ на правую ногу, кисть правой руки козырьком у лба, а левая за спиной).

43)        94такт (вторая половина такта – на «два и»): возвращаются в исходное положение, подтягивая к себе ногу, на которую делали выпад, и разворачиваются боком к зрителям (стоящие слева по клину – лицом в левую кулису, а стоящие справа по клину – лицом в правую кулису).

44)        95-96 такт: убегают за кулисы бегом взахлёст с правой ноги, руки за спиной.

Ноты. Театрально-хореографическая композиция «Морячки». Попурри на морские темы (обработка И. Лосевой)

Приложение

4.3.        Manfred Schmitz. Чарльстон (Аранжировка с элементами импровизации И. Лосевой)

[англ. Charleston, по названию города в штате Южная Каролина, США]

Американский бальный танец 1920-30-х годов в характере Регтайма. Музыкальный размер – 4/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, резво и раскованно, с небольшими передвижениями по залу. Для танца характерны острые синкопированные шаги и свивлы на подушечках ступней. Чарльстон считается одним из предшественников бального танца Квикстеп.

Примеры движений танца Чарльстон: Двойной Чарльстон [англ. Double Kicks - двойные кики], Основное Движение [англ. Single Kicks - одиночные кики], Отскок, Поворот Под Рукой, Чарльстон с Поворотом, Чарльстон с Продвижением, Чарльстон с Точкой [англ.  Point Step - букв. "шаг-точка"].

3.2.        Литовская полька (обработка И. Лосевой)

Полька – это веселый танец, который танцуют то в открытой, то в закрытой позиции с ритмом 2/4.

Полька по происхождению – чешский крестьянский танец из восточной Богемии (сейчас – часть Чехии). Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834. Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: «Strycek Nimra Koupil Simla» (Дядя Нимра купил Симлу – белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги «Madera» из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) – по чешски – «половина», в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

Польку писали многие композиторы. Б. Сметана и А. Дворжак ввели польку в свои симфонические произведения. В спектакле Московского Художественного театра имени М. Горького «Синяя птица» (по пьесе М. М. Метерлинка) дети отправляются на поиски счастья под звуки лирической польки, сочинённой И. А. Сацем.

Ноты Литовская полька (обработка И. Лосевой)

5.        Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой)

В 1740 году во Франции появился новый танец, продолживший контрдансную традицию. Его композиция была рассчитана на две или четыре пары, которые танцевали исключительно в своём квадрате [франц. Quadrille]. Так как в зале формировалось одновременно много таких квадратов, то танцу дали имя «Кадрили» [франц. Quadrilles – квадраты]. На русский язык это название принято переводить в единственном числе – Кадриль.

1.Бальный танец XVIII – XIX веков. Музыкальный размер – 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 или 6/8. Темп живой. Возник в конце XVIII века на основе Контрданса. Своё название получил из-за квадратного построения танцующих пар. Каждые две либо четыре пары образуют каре и танцуют в пределах своего квадрата. Известно много вариантов Кадрилей, каждый из которых обычно состоит из 5-6 фигур со своими названиями. Наиболее известные разновидности: Вирджинский Рил, Лансье, Бальная Кадриль, Французская Кадриль. Другое название: Бальная Кадриль.

2.Вид народного танца, возникшего в XIX веке на основе Бальной Кадрили и распространившегося в ряде стран, в том числе и в России. Музыкальный размер – 2/4. Состоит из серии танцевальных фигур, которые смело можно назвать «флиртующими», так как в них мужчина танцует с каждой женщиной по кругу.

3.Характерный танец в бальных танцах на льду. Исполняется одной или двумя парами, с использованием фигур народного варианта танца Кадриль. В исходном положении танцоры стоят по углам ледяной площадки.

В России широко распространены многочисленные варианты народной Кадрили: Восьмёра, Кадрель, Ланце, Семёра, Четвёра, Шестёра и т. д.

Ноты. Кадриль (импровизационная обработка И. Лосевой)

1.1.2. Plie

Шарль Азнавур – французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актёр армянского происхождения XX века, создавший собственную манеру исполнения, покорившую слушателей многих стран данной от Бога высокой культурой, задушевностью, теплотой и очарованием. На текущий момент Азнавур создал примерно 1300 песен, сыграл в 60 фильмах и продал более 180 млн. дисков.

Музыкальная композиция «Вечная любовь» обработана концертмейстером Высшей категории И. Лосевой в сентябре 2012 года.

Пьеса может быть рекомендована для использования на уроках классического танца для plié, Rond de jambe par terre, Battement fondu, Battement releve lent, Port de bras, так и для создания театрально-хореографических композиций в старших группах классического танца, а так же как музыка для релаксаций. 

Ноты. Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (обработка И. Лосевой)

Rond de jambe par terre.

Ноты. Л. Минкус. «Андантино» из балета «Баядерка» (фрагмент)

Ноты. Manfred Schmitz. Чарльстон (Аранжировка с элементами импровизации И. Лосевой)

2.4.2. Ноты. Л. Делиб. Фрагмент вальса из балета «Коппелия» (в приложение)

2.6.        Либретто

Шарль Камилл Сен-Санс – известный французский композитор, пианист, музыкальный критик конца XIX века. Его имя пользуется всеобщим уважением как в силу благородства его личности, так и в силу совершенства его искусства и таланта.

Одним из известных сочинений Сен-Санса является опера «Самсон и Далила». Либретто написано Ф. Лемером на основе библейской легенды о вражде и войнах между иудеями и филистимлянами. Опера, благодаря её высокой патриотической идее, утвердилась в репертуаре большинства европейских театров.

Первая постановка оперы состоялась в 1877 году в Веймаре.

Действие происходит в палестинском городе Газы. Ночь, коленнопреклонённые иудеи горячо молятся Богу Дагону, покинувшему их в беде, отдав город ненавистным завоевателям – филистимлянам. Нет сил больше выносить надругательства и терпеть владычество врагов.

Самсон, славящийся небывалой силой, призывает соотечественников на открытое выступление против филистимлян. Завязывается ожесточённая схватка между иудеями и отрядом газского сатрапа Абемелеха. Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает его. Филистимляне в панике бегут. Верховный жрец Бога Дагона, в ужасе застывший перед трупом Абемелеха, призывает силы неба ниспослать иудеям гибель, а Самсону предсказывает возмездие, которое придёт от полюбившей его женщины.

Коварное дело замыслила прекрасная филистимлянка Далила. Жгучая ненависть к врагам руководит красавицей, решившей силой нежных объятий, горячих ласк одурманить, обольстить богатыря Самсона, чтобы выведать секрет его невиданной силы.

Поддавшись силам любви и забыв обо всём на свете, Самсон открывает тайну своей силы – она таится в его волосах. Далила срезает волосы Самсона, филистимляне связывают ослабевшего врага. Они празднуют свою победу над иудеями в храме Бога Дагона. Самсона терзает боль и угнетает сознание вины перед своим народом. Он готов отдать жизнь, чтобы вернуть любовь и доверие иудеев. Он призывает небесные силы помочь ему отомстить врагам за поруганную честь. Собрав последние силы, Самсон упирается в мраморные колонны, поддерживающие свод храма Дагона, и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

Музыкальная композиция создана концертмейстером Высшей категории в ноябре 2012 года. Фрагмент оперы «Тему Далилы» можно рекомендовать для использования на уроках классического танца в старших группах как для plié, Rond de jambe par terre, Battement fondu, Port de bras, так и для создания театрально-хореографической композиции, а также как музыка для слушания и релаксации.

Ноты. Шарль Камилл Сен-Санс. Тема Далилы из оперы «Самсон и Далила» (Импровизационная обработка Лосевой И.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий по спортивному ориентированию в системе учреждений дополнительного образования детей (СЮТур)

Дети приходят в спорт, полные надежд. Важно не обмануть их ожидания, чтобы они не только обучились чему-то новому, но и получили удовольствие и не потеряли интереса к дальнейшим занятиям спортом.В мет...

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей

В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях до...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...