Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей
учебно-методический материал

Махотина Ксения Юрьевна

В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей

Аннотация: В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: эстетическое развитие младших школьников, хореография, ритмика, танец, тренажные упражнения, упражнения классического экзерсиса в партере.

Введение

Первое, с чем знакомятся дети при обучении на хореографическом отделении наряду с дисциплиной «Ритмика», это такой учебный предмет, как «Танец». «Ритмика» и «Танец» являются первой ступенью в хореографическом образовании. Освоение «Танца» способствует формированию общей культуры детей, навыков коллективного общения, развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для занятий хореографией, раскрытию индивидуальности и подготовке к изучению других танцевальных направлений и течений, таких, как историко-бытовой танец, народно-сценический танец, современный танец и в первую очередь классический танец.

Классический танец – основа обучения хореографическому искусству, но он требует определённой физической подготовки, теоретических знаний в области хореографии и, в частности, основ классического танца.

Тренажные упражнения в партере – это упражнения лежа и сидя на полу, которые способствуют развитию правильной осанки, гибкости корпуса, выворотности ног, подъёма и эластичности стопы, «балетного шага», координации движений, музыкального слуха, растягивают ахиллово сухожилие, развивают и помогают вытянутости коленного сустава, а также знакомят обучающихся с основами и терминами классического танца. Благодаря таким упражнениям обучающиеся привыкают держать позиции ног, рук и корпуса в правильном положении, на заданной высоте, в заданном направлении, что напрямую имеет отношение к исполнению экзерсиса непосредственно в классическом танце.

Методические рекомендации

Изучать, повторять тренажные упражнения в партере в рамках учебной дисциплины «Танец» рекомендуется на каждом уроке согласно учебному плану. По мере освоения материала, партерный экзерсис необходимо развёртывать в объёме, дополняя его элементами партерной гимнастики. В конечном итоге исполнение всего комплекса упражнений не должно превышать половины урока учебного предмета.

Занятия могут проводиться как раздельно с мальчиками и девочками, так и вместе. Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с обучающимися.

В качестве основных методов работы в данной области были выбраны традиционные методы, применяемые при обучении хореографическому искусству, такие как:

- наглядный метод– показ упражнений, прослушивание музыки и прохлопывание ритма, что помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков, способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися предлагаемого материала.

- словесный метод - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. [3]

На начальном этапе обучения (1 – 2 классы) наглядному методу отводится превалирующее значение, так как именно непосредственный качественный показ упражнений даёт первоначальное представление о движении, понимание того, как правильно выполнить упражнение.

Словесный метод является сопутствующим к наглядному показу, выделяя наиболее важные моменты в исполнении того или иного движения, а также формирует у обучающихся понятийный аппарат на начальном этапе обучения в области французской терминологии и правил исполнения упражнений.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:

- Постепенность в увеличении нагрузки: изучение движений по принципу от простого к сложному.

- Системность в подаче материала. Каждый следующий урок должен быть логическим продолжением предыдущего.

- Осознанность при исполнении упражнений. [2] Один из наиболее сложных принципов, так как в младших классах, на начальном этапе обучения дети ещё не до конца осознают, что выполнять движения нужно не «механически», какую пользу они принесут и вообще зачем им всё это надо. Преподавателю необходимо побуждать детей к самостоятельному анализу, что развивает умственные и физические способности, закрепляет полученные знания и формирует у обучающихся правильную мотивацию.

На практических занятиях очень важно объяснять назначение упражнения и правила его исполнения, переводить на русский язык французские термины.

Для младших школьников необходимость одновременного исполнения нескольких задач - преодоление физической нагрузки, точное, технически правильное исполнение движения в соответствии с требованиями преподавателя в сопровождении музыкального инструмента - является проблемой, поэтому преподавателю необходимо активно включать обучающихся в познавательный процесс и соблюдать перманентность в познании для более эффективного усвоения материала.

Танец органически связан с музыкой и тренажные упражнения не являются исключением. Как правило музыкальным инструментом на занятиях танцем является фортепиано, но при отсутствии возможности заниматься с концертмейстером, проявив творческий подход в подготовке к занятиям, педагог может проводить уроки с использованием аудио аппаратуры. При этом нужно обращать внимание обучающихся на то, что музыка не должна являться просто «фоном» при исполнении тех или иных упражнений, она должна отображать характер движения, необходимо донести до обучающихся, что, выполняя упражнения, они должны как бы «пропевать» их, «проживать» музыку, а не просто слышать «фон», под который нужно ритмично посчитать, так как это приводит к безразличию музыкального восприятия. [1]

На начальном этапе изучения и исполнения упражнений необходимо использовать музыкальные произведения с простым ритмическим рисунком, ярко выраженной фразировкой, чтобы обучающиеся без затруднений определяли музыкальную фразу и основное внимание сосредотачивали на правильности исполнения упражнений. [4] Темп исполнения упражнений для 1 -2 классов должен быть умеренным.

Заключение

Таким образом, изучение и исполнение тренажных упражнений в партере не только развивает данные обучающихся, но и подготавливает тело младших школьников к изучению основ классического танца, грамотному исполнению упражнений, что в свою очередь способствует развитию их художественно-творческих способностей средствами хореографии и повышению мастерства в области хореографического искусства.

Список использованной литературы:

  1. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001 г.
  2. Лифиц, И.В. Ритмика. - М.: Академия, 1999 г.
  3. Прибылов, Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М.: АО «Талерия», 1999 г.
  4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2003 г.

© К.Ю. Махотина, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика на воспитанницу «Образцовой студии свободного танца» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества "Юность"

Образец характеристики на воспитанницу «Образцовой студии свободного танца» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества  "Юнос...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описываются игры для различных ворастных групп, сгруппированные по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты и упражнения....

«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....

Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии в учреждениях дополнительного образования детей.

Особенности музыкального сопровождения занятий по ритмике и хореографии  в учреждениях дополнительного образования детей....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование худ...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...