САМОАНАЛИЗ
материал на тему

     Основная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний  в конкретных условиях, в процессе обучения математике.

    Для решения указанных задач на уроках, внеклассных мероприятиях предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работу с книгой,  поисковые работы с использованием  ИКТ, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышение познавательной активности  и сознательного отношения к  учебе, применение ТСО, ибо, как говорил  Я. А. Коменский, - «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_samoanalizu.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности учителя математики

муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 2

Карасукского района Новосибирской области

Черновой Любови Григорьевны.

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас особое значение в связи с все возрастающим объемом всевозможной информации. В современной школе высшей ценностью стала личность учащихся, критерием оценки деятельности – обеспечиваемые ею условия для развития  его индивидуальности.

Я считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование  у учащихся самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умения самостоятельно строить свою деятельность.

Поэтому в своей  практике основные усилия  я направляю на реализацию таких целей:

1)        доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на  более высоких уровнях;

2)        воспитание самостоятельности и творческой активности  учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях, в процессе обучения математике.

Для достижения этих целей ставлю перед собой следующие задачи:

        формирование  у  учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной  учебной деятельности;

        выявление склонностей и способностей учащихся;

        обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;

        организация совместной  деятельности,  обеспечивающей комфортность участников  обучения,  способствующей культурно-интеллектуальному развитию учащихся;

        развитие мыслительной и творческой активности учащихся;

        формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия;

        развитие интереса к предмету.

Для реализации поставленных задач я использую элементы методик  Ю. Макарова,

 В. Дьяченко, А. Границкой. Основой моей системы обучения является адаптивная технология, описанная в работе Л.Ф. Батан «Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения», в книге А.С. Границкой «Научись думать и действовать».  Данная технология обучения  обеспечивает адаптацию  к индивидуальным особенностям школьников. Конечной целью является овладение учебной деятельностью с внутренним контролем. Система полностью отвечает задачам, указанным мною выше.

   Система предполагает основные этапы работы над изучением темы:

        изучение нового материала;

        решение ключевых задач;

        практические работы;

        консультации.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний  в конкретных условиях, в процессе обучения математике.

Для решения указанных задач на уроках, внеклассных мероприятиях предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работу с книгой,  поисковые работы с использованием  ИКТ, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышение познавательной активности  и сознательного отношения к  учебе, применение ТСО, ибо, как говорил  Я. А. Коменский, - «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению».

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),

• для индивидуализации ученого процесса,

• для организации коллективной и групповой работы (проекты),

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

• учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);

• приобретают навыки самостоятельной творческой работы;

• учатся грамотно использовать в речи информационные и математические термины;

• приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

      Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по математике и информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников.

В основе системы лежат принципы:

        строгого отбора изучаемого материала;

        связь теории с практикой;

        доступности: ребенок  должен действовать на пределе своих возможностей;

        наглядности: схемы, опорные конспекты, сетевые планы, таблицы, презентации и т. д.

        многократного вариативного повторения;

        комфортности и доброжелательности;

        доверия.

На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Организация  учебной деятельности детей проводится в различных формах: фронтальной (совместные действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).

 Перед изучением темы провожу исходный  контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого провожу обзорную лекцию, с кратким изложением всей темы. Формы проведения уроков разнообразные:  урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, урок-игра, практическое занятие, зачетные уроки и т.д.

На вводном уроке знакомлю учащихся с сетевым планом по теме, с указанием уровня заданий с адаптацией, тематикой заданий по работе с дополнительной литературой, предлагаю создание презентаций  или сообщений по теоретическому материалу. Выдаю список литературы, который составляю заранее. Сетевой план наглядно показывает учащимся, что нужно выполнить за срок, на который  он рассчитан.  Он состоит из: блоков по изучению обязательной литературы; блоков по решению задач с адаптацией: как по выполнению домашних заданий, так и заданий на закрепление полученных знаний; блоков по работе с дополнительной  и  справочной литературой; контролирующих блоков, включающих исходный контроль, промежуточный контроль (в виде разно уровневых самостоятельных работ), выходной контроль,  обобщающий контроль, тестовый контроль; блока индивидуальной работы с учащимися, указанием времени для индивидуальной работы с каждым учеником на уроке (индивидуальная работа строится на уроке  один на один, без привлечения внимания других). Для  ученика план открывает перспективу работы, обеспечивает непрерывный, конкретный, целенаправленный процесс получения знаний. Таким образом, на практике начинает осуществляться личностно-ориентированный подход.

При самостоятельном решении задач учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и  от индивидуально-физиологических особенностей. Для одного самостоятельность проявляется уже в том,  что он без  чьей-либо помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для другого довольно просто решить задачу несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Всё это стараюсь учитывать при подборе задач для самостоятельного решения.

Самостоятельную работу организую в разного вида парах: статистической, динамической, вариационной.

Консультации провожу практически на каждом уроке во время индивидуальной работы  с  учащимися, тогда как весь класс работает самостоятельно.

И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.

В процессе изучения нового материала, после объяснения темы, учащиеся самостоятельно работают с текстом.  Отвечают на заранее записанные, на доске или на листе вопросы.  Сами готовят вопросы для взаимоконтроля и план ответа.   Разгадывают или составляют кроссворды и ребусы с использованием новых понятий, терминов, часто используя  для этого компьютер и т. д.

В своей системе использую методы и приемы обучения, благодаря которым учащиеся от маленькой победы в учении продвигаются вперед, развиваясь, сами и вовлекая в эту деятельность других. Сама организация деятельности создает благоприятный психологический климат на уроке. Исчезает чувство страха, неуверенности. Каждый ученик знает, что приходится делать на уроке, видит перед собой реальную цель. Все ученики находятся в одинаковых условиях. В процессе обучения каждый ребенок контролирует других, проверяет, объясняет, и сам кому-то отвечает.   Включению ученика в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности. После выполнения всего объема работы предлагается контроль: самостоятельная работа обязательного уровня. Если ошибок в работе нет, переходят к карточкам второго уровня, затем третьего.

     При проведении итогового контроля использую самые разнообразные формы: математический бой, КВН, письменную контрольную работу, тестирование, зачет и другие. После проверки контрольной работы провожу уроки коррекции знаний, подведения итогов, решение творческих задач. Оценки в теме выставляю за теорию, домашние задания по всей теме,  за конечный результат по срезовым работам.

      В  ходе контроля, в личном общении с учеником, в ходе наблюдения, по результатам анкетирования выявляю уровень обученности, развития воспитанности.

     На уроках использую здоровьесберегающие  технологии. Для этого стараюсь чередовать виды учебной деятельности. Провожу физминутки, музыкальные и танцевальные паузы и т. д.

     В данном анализе я представляю отслеживание результатов обученности учащихся   10-11 классов за 2007-2009 годы, 5 класса за 2009-2010 год по итогам самостоятельных, практических, творческих работ, тестирования, результатов ЕГЭ   (11 класс).

Для оценки обученности использую критерии, приведенные в таблице 1.1.(Приложение 1)

     Методы диагностики: письменная контрольная работа, тесты, зачеты, результаты ЕГЭ. Для определения  уровня обученности  взят 10-11 «Б» класс.  Выписка из диагностической карты результатов обученности приведена в таблице 1.2.    (Приложение 2.)

Диагностическая карта позволяет мне видеть достижения учащихся  и вовремя оказывать помощь ученику, если у него происходит снижение уровня (подуровня).

      Система обучения, используемая мной, дает положительные результаты: деятельность каждого ученика становится общественно полезной, каждый отвечает не только за свои успехи, но и  за успехи остальных, каждый излагает учебный материал другому ученику до полного понимания. При этой системе ученик  не переходит к изучению новой темы, пока полностью не усвоит, хотя бы на обязательном уровне, предыдущую.  Учащиеся получили возможность развития индивидуальных способностей до неограниченного уровня, у них заметно улучшилась математическая речь. Кроме того, дети, обучающиеся по данной системе, стали спокойнее, доброжелательнее, научились спорить, отстаивать свое мнение. Научились организовывать себя. У меня появилось больше времени  для индивидуальной работы. Изменения в ребятах дают право сказать: результат получен в основном благодаря адаптивной технологии обучения.

В 2007 году ребята закончили 11 класс. Результаты выпускного экзамена по алгебре: из 24 учеников на «5» и «4» написали 67 %.  (Приложение  А.) В 2007 году я преподавала математику  в 10 «Б» классе. Результаты представлены.  (Приложение Б.) В 2009 году ребята 11 «Б» класса  все сдали ЕГЭ успешно. Выполнение – 100%.  Средний балл  выше среднего  по району и области – 46,4.  Среди выпускников трое окончили с серебряной медалью. В 2009-2010 учебном году преподавала математику в  5 «А» классе. (Приложение Г.).

       Ребята активно участвовали в школьных, районных конкурсах и олимпиадах, а также в международном конкурсе «Кенгуру».  22.01.2009 года в конкурсе «Кенгуру-выпускникам» участвовало 6 учеников, что составило 66,7 %.

      В  данной школе работаю 20 лет. В 2004-2006 году руководила методическим объединением математиков школы. В течение нескольких лет систематически представляю свой опыт работы учителям школы, района, участвую в работе семинаров. Даю открытые уроки и классные часы для коллег школы и района.

      В декабре 2008 года принимала активное участие в организации и проведении районного семинара учителей информатики по теме: «Формы организации учебной деятельности учащихся», проходившего на базе нашей школы, где поделилась опытом своей педагогической деятельности с коллегами. В марте 2009 года  дала открытый урок  в 11 классе по теме: «Логарифмическая функция и её свойства» на районном семинаре математиков «Пути повышения эффективности работы учителей математики по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации».  (Конспект урока помещен на сайте НООС.)  Принимала участие  в районном конкурсе «Учитель года – 2008». Получила диплом  в номинации «Твори добро другим во благо». Имею благодарственное письмо от образовательного центра «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники за активное участие в семинаре  «IT – технологии в учебном процессе» и успешную презентацию темы: «Применение метода - проектов на уроках». Участвовала  в муниципальном этапе Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы» по теме: «Опыт применения ИКТ в математическом образовании»,  в 2010 году. В этом  году принимала  участие  в III Областном конкурсе "ПедИнициатива 2010" в номинации: "Учениками славится Россия, ученики приносят славу им". С 2009 по 2010 годы являюсь членом районного методического объединения учителей информатики, вхожу в комиссию по проверке аттестационных работ. Несколько лет являюсь организатором Всероссийских конкурсов «Кенгуру», «КИТ».

Сопоставляю свой опыт  с опытом работы коллег. Это создает мотивацию для творчества. Поэтому постоянно нахожусь в методическом поиске.

     Повышение квалификации:

        образовательный центр «Школьный университет» Томского государственного  университета систем управления и радиоэлектроники, «Информационные технологии», 48 часов, апрель 2007 года;

        Областной центр информационных технологий Управления образования администрации Новосибирской области, «Конструктор сайтов, конструктор тестов», 72 часа, февраль 2008 года;

        Новосибирский государственный  педагогический университет, «Мониторинг здоровья участников образовательного процесса», 72 часа, 2009 год.

      Особое внимание уделяю кабинету, который является помощником на уроках, во внеклассной работе и используется  учащимися  для самостоятельной подготовки.

     В кабинете оформлены стенды:

 

         «Компьютер – это просто»,

         «Сегодня на уроке»,

         «Готовимся к ЕГЭ»,

         «Куда пойти учиться»,

         «В мире программирования»,

         «Это интересно»,

         «Техника безопасности»,

         «Правила уличного движения».

 

     Собраны материалы для проведения демонстрационных и практических работ; изобразительные средства обучения, портреты известных ученых-математиков; разнообразные тематические, справочные, исторические  мультимедийные презентации;  дидактический материал, позволяющий школьникам организовать самостоятельную работу: карточки-информаторы, карточки-инструкторы, карточки-алгоритмы; уровневый контрольно-измерительный материал; тесты для текущего, промежуточного и итогового контроля. Кабинет оборудован компьютерами (11), мультимедийным проектором, сканером, принтером, колонками. Имеется библиотека мультимедийных  дисков.

     В работе с учащимися использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения. Являясь классным руководителем, стремлюсь создать условия комфортности для каждого ученика в классе. Уделяю большое внимание развитию самоуправления в детском коллективе, активно привлекаю к совместной деятельности в делах школы всех учащихся. Цель воспитательной работы школы – создание благоприятной среды для всестороннего развития личности ученика, задача каждого учителя, воспитателя – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию. Большое внимание уделяю профилактике правонарушений, правилам безопасности на дорогах, пожарной и личной безопасности, провожу совместно с ОДН беседы и встречи с обучающимися.

     Успех работы с детьми во многом зависит от взаимопонимания родителей и учителей. Я высоко ценю и дорожу доверием родителей, их стремлением общаться с учителем, решать сообща проблемы детей. Каждый месяц провожу классные родительские собрания. Веду родительский лекторий: родители получают не только информацию об успехах своего ребенка, но и психолого-педагогические знания, необходимые для успешного воспитания детей. Обсуждаются проблемы воспитания, обучения, особенности физического и психологического развития подростка, безопасности и здорового образа жизни. Родители активно посещают не только родительские собрания, но и часто общаются с классным руководителем и учителями предметниками в неформальных свободных беседах. Результатом такой работы является микроклимат в классе, в котором учащиеся чувствуют себя психологически и эмоционально комфортно, уверены в себе, чувствуют себя нужными коллективу. Ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности в классах школы, в моем классе уровень воспитанности учащихся находится на высоком уровне.  

       Мои учащиеся стали стипендиатами Главы Карасукского района  в 2007-2008 учебных годах: Евгенова Ольга, Котлярова Ольга, Пасько Ульяна, Чернова Дарья. Многие из ребят моего класса стали активными участниками не только классных, школьных, но  районных и даже областных  мероприятий. Большое место в повышении педагогического мастерства отвожу самообразованию. В своей профессиональной деятельности я вижу больше положительных моментов, но имеются и трудности: я считаю, что количество часов, отведенных на изучение предметов по программе информатики и математики, недостаточно для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач.

В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Таблица 1.1. Критерии результатов обученности.

Критерии результатов обученности

Знания

Учебная деятельность

(УД)

Виды

знаний

Этапы

усвоения

Уровень усвоения

Качество знаний

I низкий

(репродуктивный)

Факты,

Термины.

Восприятие

и начальное осмысление.

Ученический

Низкий, нулевой,

ученический.

Не сформирована:

сформированы умения выполнять отдельные

действия по образцу,

по инструкции.

II средний

(конструктивный)

Понятия, законы, термины, способы деятельности.

Запоминание,

применение

по образцу.

Алгоритмический

Полнота, прочность, обобщенность, системность.

УД сформирована

 частично: понимаются и принимаются задачи учителя, УД выполняется самостоятельно, присутствуют элементы самоконтроля.

III высокий

(творческий)

Понятия, законы, термины, способы

деятельности, методы познания.

Применение

в новых ситуациях

и их оценивание.

Эвристический

Гибкость, действенность, осознанность.

УД сформирована: ученики ставят цель самостоятельно.

Планируют, выполняют, контролируют, оценивают её.

Приложение 2.

  Таблица 1.2.  Диагностическая карта результатов обученности.

№ п/п

Ф.И.

Прогноз

2007-2009 гг.

анализ

На  начало

уч. года

1

2

3

На конец

года

По сравнению на начало года

По сравнению

с прогнозом

10 класс 2007-2008 год

1

Апарина Яна

+

0

2

Васильева Оксана

+

+

3

Дель Юлия

+

0

4

Евгенова Ольга

+

0

5

Катырэу Анастасия

+

+

6

Коноваленко Ирина

+

+

7

Кравченко Евгения

+

0

8

Пасько Ульяна

+

+

9

Пустоветова Кристина

+

0

10

Мысак Наталья

+

+

11

Чернова Дарья

+

+

11 класс 2008-2009 год

1

Апарина Яна

+

+

2

Васильева Оксана

+

+

3

Дель Юлия

+

0

4

Евгенова Ольга

+

+

5

Катырэу Анастасия

+

+

6

Коноваленко Ирина

+

+

7

Кравченко Евгения

+

+

8

Пасько Ульяна

+

0

9

Пустоветова Кристина

+

+

10

Мысак Наталья

+

0

11

Чернова Дарья

+

+

1- УРОВЕНЬ           

2- УРОВЕНЬ          

3- УРОВЕНЬ          

Приложение Г

Приложение Б

Результаты мониторинга уровня учебных достижений учащихся по математике.

2007-2008

Вводный контроль

10 класс

2008-2009

11 класс

Всего учащихся

Оценки

% успеваемости

% качества

Всего учащихся

Оценки

% успеваемости

% качества

5

4

3

2

5

4

3

2

18

3

6

8

1

94

50

17

5

7

4

-

100

71

Приложение А

Предмет

Форма сдачи

Класс

Количество учащихся

% качества

% успеваемости

Алгебра и начала анализа

письменная работа

11 "Б"

24

79

100

Геометрия

 

билеты

11 "б"

1

100

100

Приложение Д

Для оценки уровня развития самостоятельности и творческой активности использую критерии:

1 уровень. Низкий. Самостоятельная деятельность по образцу. Умение находить в учебнике необходимую формулу, свойство, признак, теорему и непосредственно их применять.

2 уровень. Средний. Самостоятельная деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма. Знание учебного материала на уровне стандарта. Умение работать с учебной и справочной литературой. Умение самостоятельно выполнять несложные задания комбинированного характера.

3 уровень. Высокий. Умственная самостоятельность, активная творческая исследовательская деятельность. Учащийся свободно ориентируется в изученном материале, умеет добывать знания из дополнительных источников. Владеет навыками логического мышления, дисскутирования, самостоятельно решает нестандартные задачи, выполняет задания исследовательского характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...


 

Комментарии