«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»
статья на тему

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.
«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». М. Петенкофер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchaya_tehnologiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом – школа»

г.Орехово-Зуево

Московская область

Доклад:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»

Воспитатель: Кочеткова О.А.

Февраль 2012


Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.

«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». М. Петенкофер

«Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи». (Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.) Актуальна ли эта тема? Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Низкий уровень здоровья приходящих детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Гуманизация образования, ориентация на личность ребенка требуют заботы о его здоровье. При этом дифференциация обучения, необходимость введения новых педагогических технологий предъявляют определенные требования к состоянию здоровья учащихся. Факторы риска в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного и воспитательного процесса: освещение, размеры мебели, температурный режим — все то, что подлежит гигиеническому нормированию.

Второй фактор отражает всю информационную сторону учебного и воспитательного процесса: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение дня, недели.

Третий фактор обобщает стиль взаимоотношений воспитателя, учителя иребенка, включая оценку результатов его деятельности.

Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии и имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией и культурой, которые вырабатываются благодаря воспитанию. Воспитанники имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Отсутствие культуры здоровья, стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья.

Сложившаяся ситуация требует повышения уровня культуры вообще и культуры здоровья в частности. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с детьми.

Составляющие здоровья: физическое, психическое, социальное. На здоровье влияют: 50%- образ жизни  20% - наследственность 20%-экология 10%-качество медицинской помощи.

Что такое здоровый образ жизни, от которого зависит её качество? Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Своё знакомство с детьми я начинаю с изучения медицинских карт, чтобы иметь точное представление о здоровье моих будущих Воспитанников и в дальнейшем правильно построить работу по сохранению и укреплению их здоровья. Большое значение имеет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья. Уменьшаеться количество детей с I мед.группой, возросло количество школьников, имеющих II и III мед.группы здоровья.

Ни для кого не секрет, что 80% поступающих детей имеют серьезные нарушения в работе ЖКТ, что и не удивительно. Ведь живя с родителями основным рационном питания детей становиться булка, майонез и лапша быстрого приготовления. Все эти продукты имеют не высокую цену, и еще меньшую ценность для здоровья. Но мало кто из воспитанников задумывается над этим. В своей работе  особое место я отвела решению именно данной проблемы. С 2009 года ежеквартально проходит соревнование «Кулинарный поединок». Это название у наших детей уже стало нарицательным. Каждый раз я меняю суть задания, условия, но всегда остается неизменной цель – правильное и рациональное питание детей.

В преддверии каждого соревнования проводиться тяжелая и кропотливая работа : тематические часы о здоровом питании, об основах этикета, о содержании витаминов в конкретных продуктах. Просмотр и анализ научно - документальных фильмов о вреде для здоровья употребления в пищу фаст-фуда и продуктов быстрого приготовления. Практические занятия по хранению продуктов, их выбору при покупке, соотношению цены и ценности покупаемого продукта. Так же проходят творческие занятия, на которых дети учатся сервировать стол, правильно складывать салфетки, украшать и подавать свои блюда. Но не стоит забывать о личной гигиене повара, чистоте посуды, столовых приборов и продуктов. Данные темы так же затрагиваются при подготовки к «Кулинарным поединкам».

Участвуя в таких соревнованиях и готовясь к ним, воспитанник узнает много нового о правильном и здоровом питании, о традиционных вкусовых пристрастиях тех или иных народов, учиться готовить, правильно выбирать и хранить продукты. Ведь от правильного питания на 80% зависит иммунитет человека, а значит и его здоровье .Поэтому крайне важно дать детям эти знания и помочь им научить ими пользоваться на протяжении всей жизни.

Работая над созданием благоприятной микросреды и морально-психологического климата, я использую ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. При подборе растений должны быть соблюдены два обязательных условия: 1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; 2. Присутствие растений не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из детей. Сами дети с большим энтузиазмом ухаживают за растениями. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача - воспитательная. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. При выполнении физических упражнений (в рамках физкультминуток), воздух обязательно должен быть чистым и лёгким - иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы, поэтому проветривать помещения необходимо в любую погоду.

Важное значение по воспитанию культуры здоровья имеет соблюдение гигиенических правил. Большую роль играют беседы  и тематические часы, проходящие ежемесячно. Например, беседы « Что может носовой платок? Гигиена кожи?», «Уход за зубами» заставляют задуматься, поразмышлять над этими вопросами, получить необходимые знания.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения и детского алкоголизма остаётся пока на недостаточно высоком уровне. В этом направлении проходят конкурсы рисунков, игры и мероприятия по профилактике табакокурения и детского алкоголизма.

Для формирования нравственного, психического и духовного здоровья воспитанники посещают бассейн, а в зимний период – каток. С целью сохранения и укрепления здоровья проводятся дни здоровья, праздники. Дети рисуют плакаты на тему ЗОЖ. Проводятся театрализованные представления.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. "В здоровом теле - здоровый дух”, но не ошибется и тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а воспитателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя

Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения.«Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Тол...

Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...

Использование здоровосберегающих технологий в работе воспитателя (педагогический проект)

  В условиях современной экологической и социально-экономической ситуации, проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе ...

Выступление на методическом объединении: "Использование информационных технологий в работе воспитателя"

Выступление на методическом объединении: "Использовании информационных технологий в работе воспитателя"...

Выступление на педагогическом совете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД»

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"

Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей через использование всех средств и форм образовательной деятельности деятельности задача каждого педагога....