Главные вкладки

    Дополнительные материалы к портфолио учителя Е.В.Долговой
    материал по теме

    Копии документов, подтверждающих профессиональный рост учителя

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_masterskoy.docx29.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Название разработки: Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

    Форма проведения: Мастерские построения знаний и творческого письма.

    Объяснительная записка

     Педагогическая мастерская – одна из актуальных технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Она требует от учителя перехода на позиции партнерства с учащимися, на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Для проведения уроков развития речи педагогическая мастерская подходит идеально. Методическая разработка включает в себя две разновидности творческих мастерских: построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» и творческого письма «Проба пера». Она может быть полезна творчески работающему учителю, молодому специалисту для проведения в 5,6 классах.

    В современное время актуален вопрос о здоровьесберегающих технологиях, именно поэтому тематика сочинения-рассуждения направлена на формирование навыков здорового образа жизни учащихся.

    Тип: мастерская совершенствования умений и навыков.

    Методическая цель: раскрытие опыта использования актуальной технологии личностно – ориентированного и развивающего обучения в практике учителя-словесника.

    Цели образования:

    1.Совершенствовать умения и навыки учащихся о построении текста-рассуждения;

    2. Воспитывать культуру здорового образа жизни;

    3. Подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему, развивать речь учащихся.

    Оборудование, оформление: рабочие материалы, ленты для «говорящей стены», презентация, «входные смайлики», классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе, видеоролик «Талант».

    Методические советы на подготовительный период: распределить роли консультанта - орфографа, консультанта – языковеда, на входе в аудиторию раздача «входных смайликов».

    Сценарный план:

    I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

    1. «Индукция»/ «наведение»

    2. «Самоинструкция»

    3. «Социоконструкция»

    4. «Социализация»

    5. «Афиширование»

    6. «Разрыв»

    7. «Рефлексия»

    8. Минутка релаксации/ возможен перерыв

    II Мастерская творческого письма «Проба пера»

    1. «Индукция»/ «наведение»

    2. «Самоинструкция»

    3. «Социоконструкция»

    4. «Социализация»

    5. «Афиширование»

    6. Минутка релаксации

    7.«Разрыв»

    8. Творческая работа учащихся

    9. «Рефлексия»

    Ход открытого занятия:

    I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

    - Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…

    1. «Индукция»/ «наведение»

    - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

    - И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем тему…/ Слайд 1/

    - Как вы понимаете тему первой мастерской?

    / Вспомним структуру сочинения-рассуждения, вспомним фразы при построении тезиса, аргументов, вывода./

    - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.

    2. «Самоинструкция»

    - Запишите число, тему мастерской.

    - Что мы делаем?/подчеркиваем орфограммы/ Комментируем…

    - На какой вопрос отвечает тип речи - рассуждение?

    /Почему?/

    - Вспомните, как строится сочинение-рассуждение?

    /Тезис, аргументы, вывод /

    - Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?

    / Приложение 1 /

    3. «Социоконструкция»

    - Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в группах:

    1 группа: В чём убеждён автор?

    2 группа: Какие аргументы приводит автор? Веские ли они?

    3 группа: Как автор делает вывод?

    4. «Социализация»

    /Прослушивание, ответы после работы в группе/

    5. «Афиширование»

    / Слайд 2/

    - Попытаемся рассмотреть еще одно сочинение-рассуждение. Внимание на слайд…

    - Какая фраза используется при построении ТЕЗИСА?

    - Какие вводные слова используются при построении АРГУМЕНТОВ?

    - Какой переход использует автор, чтобы сделать ВЫВОД?

    - Чем по содержанию отличается тезис от вывода?

    6 «Разрыв»

    - Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Внимание на экран…

    / Слайд 3, рассматривается таблица «Средства частей рассуждения» /

    7 «Рефлексия»

    [Этапы работы мастерской / Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76 ]

    - Первая мастерская заканчивает свою работу. А теперь выскажите свои мысли и чувства со слов: я вспомнил…я понял…я буду писать…мне понравилось…

    Я надеюсь, что каждый вспомнил, как строить сочинение-рассуждение.

    /Минутка релаксации под классическую музыку/ возможен перерыв

    II Мастерская творческого письма «Проба пера»

    - И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера»

    / Слайд 4/

    1.  «Индукция»/ «наведение»

    - Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?

    /Оттолкнитесь в своем ответе от значения слова «перо»/ Мы будем учиться доказывать. Убедительно отстаивать свою точку зрения

    / Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

    - А теперь прослушаем ваши слова-ассоциации…

    [Методика «говорящих стен» / Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика)]

    - О каких двух главных понятиях идёт речь?

    2. «Самоинструкция»

    - Необходимо подобрать эпитеты к словам:

    ________________образ жизни

    ________________здоровье

    ________________спорт

    ________________бассейн

    ________________гимнастика
    ________________досуг

    - Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? /Приложение 1/

    - Попросим о помощи консультанта – орфографа.

    - Запишите вид работы: словарно-орфографическая работа. Перенесите рабочие материалы в тетрадь.

    1. «Социоконструкция»

    - Обратимся к печатным материалам /Приложение 2/. Прочитаем…

    - Какова тема текста?

    - Какой тип речи?

    - Как вы это поняли?

    4. «Социализация»

    - А теперь попытаемся создать маленький шедевр командой на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы словарно-орфографической работы и «говорящие стены». Лидер команды ведет запись.

    I гр. Построит тезис

     /прямой ответ на вопрос/

    II гр. Обсудите и постройте аргументы в пользу спорта

    /3 разных доказательства/

    III гр. Постройте вывод /не забудьте отличие от тезиса/

    1. «Афиширование»

    /ответы после работы в группе/

    /Минутка релаксации/

    1. «Разрыв»/под классическую музыку

    - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

    - Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте: О чем они нам напоминают?

    Люблю я майскую грозу в начале мая,

    Когда весной весенний первый гром,

    Как бы резвяся и в игру играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Еще люблю, когда холодные морозы

    Покроют льдом, заледенят карниз,

    Снежинки с неба падают, как слёзы,

    На землю приземляясь сверху вниз.

    Но более всего предпочитаю осень,

    Когда плодами всё плодоносит,

    И в сенокос косою сено косят,

    И масло масляное на столе стоит.

    [Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006]

    / Предупреждают, чтобы мы не допустили тавтологию./

    - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду./ Приложение1/

    7. Творческая работа учащихся

    /Слайд 5/

    Приступим к собственному творческому письму/10мин./ Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. /Звучит музыка/

    - Работа окончена. Заслушаем несколько работ.

    8. Рефлексия

    - Выскажите свои чувства, мысли…

    - Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.

    - Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.

    /Видеоролик «Талант»/

    Методические советы организаторам и постановщикам:

    Мастерские построения знаний и творческого письма лучше проводить в кабинете русского языка и литературы. Пути создания эмоционального настроя: звучание классической музыки, раздача «входных смайликов» для психологического настроя учащихся, улыбка педагога. 

    Методические советы на период ближайшего последействия: 

    Наиболее рациональным подведением итога считаю проведение конкурса сочинений-миниатюр и анализ работ на следующем уроке русского языка. Для закрепления полученного результата периодически проводить мастерские построения знаний и творческого письма, включать в уроки творческие задания.

    Список литературы:

    1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. с.36;
    2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76;
    3. Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006. с.103;
    4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика);
    5. Региональная программа «ОЗОЖ», рекомендованная министерством образования Саратовской области»;
    6. http //festival.1 september.ru
    7. Классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе
    8. Видеоролик «Талант»

     Автор разработки: Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области»


    Приложение 1 

    Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»

    Тезис - это мысль, выказанная на определенную тему.

    Аргументы – доказательства, в подтверждение тезиса.

    Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.

    Эпитет (от греческого – приложение) – это слово, в основном, прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

    Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.

    Приложение 2

    СПОРТ-ЭТО ЗДОРОВО

    Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

    Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

    Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.

    Я думаю, что без спорта нельзя.

    Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.

    Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

    Приложение 2

    Материалы для «говорящих стен»

    Быть здоровым, спортивным становится престижным.

    С помощью спорта мы делаем своё здоровье сами.

    Спорт для меня – это способ самовыражения.

    Будешь заниматься спортом – будешь красивым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио учителя на конкурс лучших учителей

    Портфолио учителя на конкурс лучших учителей...

    Материалы для портфолио.

    Дан материал для портфолио на 1 квалификационную категорию....

    Материалы к аттестации: портфолио учителя

    Портфолио учителя русского языка и литературы Ищук Вероники Юрьевны Участие в инновационной деятельности За время организации  мною  учебно-воспитательного процесса в 5-12 классах ...

    Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

    Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...

    Портфолио учителя - логопеда. 2. Результаты коррекционно-воспитательной работы (учитель-логопед, учитель-дефектолог)

    2.1. Доля обучающихся, имеющих высокие результаты коррекционно-воспитательной работы (за три последовательных года, приходящихся на межаттестационный период)2.2. Доля обучающихся, имеющих средние резу...

    Выступление на РМО математиков по теме: «Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов»

    Доклад "Портфолио учителя: требования, сбор и накопление материалов"...