"Внеурочная деятельность младших школьников"
статья на тему

Тетенькина Екатерина Владимировна

Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт. Один из принципов организации внеурочной деятельности: воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_30_marta_2012_god.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                    Составитель:  зам. директора по воспитательной работе  Е.В. Тетенькина

                                            МКОУ «Бабежская СОШ»      30 марта 2012 год

Внеурочная  деятельность младших школьников

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный  государственный образовательный стандарт. Формирование образовательных результатов достигается при реализации   урочной и внеурочной деятельности.

Цель организации  внеурочной деятельности в начальной школе:

  1. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами;
  2.  проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  3.  развития интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Один из принципов организации внеурочной деятельности:

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Кроме того,  внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие важные задачи:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  2. оптимизировать учебную нагрузку;
  3. способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  4. предоставить возможность их реализации в различных видах деятельности.

В школе реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей.   Мы продолжаем сотрудничество с Домом Детского Творчества.

На 2011-2012 учебный год для младших школьников учреждение  дополнительного образования   выделило 12  часов  для работы  следующих кружков:

Название кружка

Руководитель

1

Музыкальный  «Родничок»

Миняйло В.В. (2 часа)

2

« Мир лекарственных растений»

Пискозубова С.Н. (2 часа)

3

«Умелые ручки»

Пискозубова С.Н. (2 часа)

4

«Компьютерная грамотность»

Белкин А.А. (2 часа)

5

«Служу Отечеству пером»

Богдан Е.С. (2 часа)

6

«Шахматы»

Кривошапкин С.Л. (2 часа)

По результатам  анкетирования  (сентябрь 2011 год)  выявили запросы родителей по внеурочной деятельности:

«Компьютерная грамотность»   -  20;

«Служу Отечеству пером» -   4;

«Умелые ручки»  - 12;

Музыкальный «Родничок» - 15;

«Мир лекарственных растений» - 5;

«Шахматы» - 11;

«СОГ» - 19  (2010-2011 учебный год)

Как мы видим для учащихся предоставляется широкий выбор детских кружков по интересам:

Название кружка

всего младших школьников

1,2 класс

Музыкальный  «Родничок»

15

12

« Мир лекарственных растений»

16

10

«Умелые ручки»

17

10

«Компьютерная грамотность»

16

12

«Служу Отечеству пером»

13

13

«Шахматы»

7

2

Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности с 1 по 4 классы на 4 года, поэтому планируем, в следующем учебном году продолжить работу по тем же направлениям.

Занятия внеурочной деятельности планируются с учетом двигательной активности и познавательных интересов. Дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются в кружках. Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, частично этому способствует  работа ГПД.

Формы организации внеурочной деятельности (кружковое занятие, экскурсии, прогулки на свежем воздухе, различные конкурсы, изготовление поделок, игры, общественно – полезный труд) позволяют достичь запланированных воспитательных результатов всех  уровней.

На педагогическом совете по теме «Воспитательный аспект урока и внеклассного мероприятия»  педагогическим коллективом разработана и утверждена схема анализа внеурочной деятельности. При введении ФГОС эту схему скорректировали, привели в соответствие с требованиями  и на данный момент пользуемся для ВШК:

Схема  анализа  внеурочной деятельности

Дата проведения ____________   Кружок         _____________________________________  

Тема  занятия:____________________________________________________________

Цель:  выяснить особенности воспитательного аспекта  деятельности учителя и учащихся.                        

Предмет анализа

Анализирующие вопросы

Мнение эксперта, присутствующего на занятии

1

Подготовленность

1.Роль  руководителей (классных, кружков) при подготовке к занятию;

2. Активность и самостоятельность учащихся  при подготовке к занятию;

2

Целенаправленность

1.Соответствие занятий воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся;

2. На решение каких воспитательных задач и  формирование, каких качеств личности рассчитано занятие?

3

Познавательная  ценность

1.Даёт ли занятие новые знания учащимся?

2. Какие новые умения даёт занятие, какие умения и навыки совершенствует внеурочное занятие?

4

Воспитательная  эффективность

1.Как сказывается занятие на поведении отдельных учащихся?

2.Какие социально-нравственные установки формируются у ребят?

5

Духовно – эмоциональная насыщенность

1.Насколько содержательно, эмоционально, интересно проходило занятие?

2. Присутствовал ли на занятии элемент игры?

3.Использование наглядности, технических средств;

4. Каковы взаимоотношения педагога и учащихся, как они влияют на ход занятия?

6

Результативность

1.Достигнуты ли поставленные цели и задачи? Причины успеха,  неудач, ошибок;

2. Какова общая оценка ценности занятия со стороны:

  1. Педагога;
  2. Учащихся;

7

Формирование и развитие УУД  в соответствии с ФГОС

1.Какие УУД запланированы?

2.Как идёт процесс формирования и развития?

8

Участники

1.Количество учащихся  класса, кружка, секции;

2.Количество учащихся, принимавших участие в подготовке занятия.

                «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем».

                                                                                                                          Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внеурочная деятельность младших школьников"

Рассказывается об организации занятий по направлениям внеурочной деятельности учреждения реализующем ФГОС....

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» -  это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных станд...

Программа внеурочной деятельности младших школьников/ Вокальная студия "Планета песни"

Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только...

Внеурочная деятельность младших школьников. "Греко - римская борьба"

В соответствии с основными требованиями ФГОС в образовательнои процессе большая роль отводится внеурочной деятельности, в частности работе по спортивно - оздоровительному направлению. Данный материал ...

Программа по внеурочной деятельности младших школьников "Спортивные игры".

В публикации представлена рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе . ФГОС...

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок"Занимательная информатика"

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...