Аналититческая справка к аттестации
статья по теме

Борзова Алевтина Борисовна

Данный материал будет интересен учителям истории и обществознания для прохождения аттестации в ближайшее время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_deyatelnosti_pedagoga.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

 1.Анализ деятельности педагога за межаттестационный период.

  1. Я, Борзова Алевтина Борисовна 1971 г.р.

образование : высшее профессиональное (Московский Педагогический Университет, 1999 г.)

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 14 г. Подольска.

В межаттестационный период вела такие предметы, как «история», «обществознание», «основы государства и права», «основы рыночной экономики и предпринимательства». с 5 по 11 класс. Педагогическая нагрузка составляет  от 19 до 31 часа. Общий педагогический стаж составляет 19 лет. В данном ОУ работаю с сентября 2011 г.  На данный момент не имею квалификационной категории и прохожу аттестацию на первую квалификационную категорию, в связи с перерывом педагогической деятельности. В 2009-2010 учебном году должность учителя совмещала с должностью заместителя директора  по воспитательной работе.

На новый межаттестационный период определяю цель – создать систему компенсационно-стабилизирующих методологических  действий для успешной социальной адаптации обучающихся и их родителей в условиях  внедрения в образовательное процесс нового образовательного стандарта.

1.11        Сведения о прохождении курсов повышения квалификации:

  1. 2009 г. Московский педагогический государственный университет, факультет повышения квалификации педагогических кадров. «Образовательные технологии как средство развития личностных качеств школьников». 72 ч.
  2. 2009 г. ПАПО ( Педагогическая Академия последипломного образования). «Образование и общество. Новые технологии в образовании». 36 ч.
  3. 2009 г. МИОО (Московский Институт Открытого Образования) «Образовательные технологии как средство развития личностных качеств школьников».72 ч.
  4. 2011 г. Педагогический Университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся».72 ч.

2.         Основными направлениями деятельности в межаттестационный период были:

  1. Основная учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин как «История», «Обществознание», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы государства и права»;
  2. ведение элективного курса в 9 классе  «Основы правовой культуры».     
  3. методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;
  4. руководство проектно - исследовательскими работами учащихся – рефератами, сообщениями на тему, эссе, научно-исследовательскими проектами;
  5. воспитательная работа, внеурочная и внеклассная деятельность;
  6.   общественная деятельность – член  ШМО гуманитарного цикла;
  7.  совершенствование материально-технической базы кабинета.

   

       Основные задачи :

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- формирование  умений  отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- развитие способности к созидательной деятельности, готовность к сотрудничеству

- формирование умения  вести диалог,  искать и находить содержательные компромиссы. 

       Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями Федерального стандарта, особое внимание уделяю развитию познавательной мотивации учащихся. Для решения проблемы использую в своей деятельности использую различные инновационные  приемы и методы повышения уровня мотивации учащихся.

Успешному решению задач способствовало внедрение в образовательный процесс и использование на практике новейших образовательных технологий:

  1. информационно-коммуникационных технологий,
  2. технологии  критического  мышления,
  3. групповые технологии,
  4. игровые технологии,
  5. проблемное обучение,
  6. проектная деятельность.

2.1.Использование современных образовательных технологий

Наименование технологии:

«Рейтинговая система оценки – эффективный фактор повышения мотивации и качества успеваемости в изучении истории».

Условия возникновения проблемы, становления опыта: Наблюдения в течение многих лет за реакцией детей на традиционную оценку показали, что пятибалльная система оценки знаний учащихся из-за узости шкалы, деления оценок на положительные и отрицательные ограничивает мотивационные функции оценки.

Неудовлетворенность пятибалльной системой оценки привела меня к поиску новых методов оценивания достижений учащихся. Заставила проанализировать современную методику использования многобалльной системы оценки во внеклассной работе по истории и обществознанию (викторины, конкурсы, олимпиады, тематические игры и пр.), а затем внедрить ее отдельные элементы в учебный процесс на уроке. Использование многобалльной оценки на уроках истории и обществознания  показало ее преимущество по сравнению с пятибалльной оценкой в стимулировании познавательной деятельности учеников, в повышении качества успеваемости. Под многобалльностью нужно понимать собирательный образ определения уровня мотивированности учащегося и его интереса к предмету исследования.


Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Актуальность внедрения рейтинговой системы оценки объясняется потребностью в объективной оценке достижений учащихся. Многообразие исторических знаний, умений (начиная с описания и анализа отдельных событий, сравнения их с другими событиями до использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни возможно объективно оценить только при  помощи  многобалльной системы оценки, а не традиционной пятибалльной. Рейтинговая оценка, обладая большей мотивационной функцией и пластичностью, чем пятибалльная, способна значительно  активизировать познавательную деятельность учеников и повысить качество обучения в рамках основного образовательного процесса.

Теоретическая база опыта: Теоретическую основу опыта составляют идеи Бабанского Ю.К., Выготского Л.С., Якиманской И.С., Лернера И.Я., Фридмана Л.М. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Новизна опыта: Новизна опыта заключается в разработке рейтинговой системы оценки достижений учащихся в изучении истории России, всеобщей истории, обществознания, краеведения и других гуманитарных и общественных дисциплин.

 Рейтинговая оценка может стать накопительной оценкой, позволяющей объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по данному профилю, а также стать в дальнейшем основой мотивированного стимула для продолжения образования в высшей профессиональной среде. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только  учащихся, но и учителя.

Результативность: За исследуемый период (2009-2012 гг.) у учащихся резко возросла мотивация в учении:

Во-первых, при изучении материала по каждому блоку 30-60% учащихся выбирали добровольно дополнительные задания, что является внешним проявлением мотива самообразования, соответствующего высокому уровню познавательных мотивов;

Во-вторых, 26% учащихся не ограничивались максимальным рейтингом, достаточным, чтобы получить четвертную оценку «5», а продолжали активно заниматься познавательной деятельностью; повысили свой рейтинг во второй четверти по сравнению с первой - 26% «хорошистов», 22% «троечников» и 8% «отличников».

Результат:

Рейтинговая оценка создавала ситуацию успеха для каждой группы учащихся, за каждый вид учебных действий она поощряла ребенка, укрепляла веру в собственные силы, положительно влияла на самооценку ребенка, на отношения с учителем и одноклассниками.

Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается  со стадии подготовки  к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.(См.диаграмму 1)

Условия реализации технологии (достижение стабильной положительной динамики):

- выработка у учащихся достаточно сильной мотивации к учению, обеспечивающей взаимозависимость текущей учебы и конечных результатов;
- создание материальной базы, обеспечивающей полную гласность и наглядность результатов учебы каждого ученика;
- составление тематического планирования по блокам, выделение в каждом блоке конкретных исторических знаний и умений, которые учащиеся должны изучить, а учитель оценить;

-предусмотреть проведение контрольных работ после изучения каждого блока;
- ознакомление учащихся с оценкой каждого вида учебной деятельности до начала работы по рейтинговой системе, фиксирование результатов каждого действия ученика, проведение подсчета общего рейтинга каждого ученика не только в конце четверти, но и в течение четверти.

Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

  1. повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;
  2. воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;
  3. помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;
  4. стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

        Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку. Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

  1. повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
  2. улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;
  3. стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
  4. облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);
  5. улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;
  6. активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений РФ успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

                                                                                   

Выполняя какое-либо задание,  ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения  (см.Приложение 1  )

                                                                                                                 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32. образовательное учреждение, независимо от типа и вида, несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся и воспитанников и качество образования своих выпускников.

В свою очередь качество образования зависит от состояния процесса образования, с одной стороны, - и от результата образованности (подготовленности,  компетентности выпускников), с другой стороны, от его соответствия потребностям и ожиданиям общества. Иными словами, результатом деятельности педагогов и управленцев является как качество образовательного процесса, так и качество его результатов, выраженное в достижениях обучающихся.

 В своей педагогической деятельности ориентируюсь на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности.  В течение года количество обучаемых мной детей составляет от 90 до 97 человек. Ежегодно 100% обучающихся успевают по  представленным предметам. На 4 и 5 обучается до 42 %. Процент качественной успеваемости составляет около 44%. (См. Приложение    ) Результатом своей деятельности считаю:

  1. высокий уровень познавательной мотивации у большинства учащихся к изучению предмета «Обществознание», что можно увидеть на основе анализа анкет учащихся;
  2. высокий процент  выбора предмета «обществознание» для сдачи экзамена в ходе государственной итоговой аттестации выпускников.

Эффективное использование технологий подтверждается следующими результатами: 

В  2010-2011  учебном году ЕГЭ сдавали 15 учащихся  из , что составляет 78 % выпускников. Средний балл по предмету составил 51 балл. 80 % выпускников по результатам экзамена поступили в вузы, где обществознание и история  являются профильными  предметами. Положительными результатами реализации проектного метода считаю качественные показатели итоговой аттестации за курс основной школы. В 2010-2011 учебном году экзамен сдавали 14 (42%) учащихся 9-х классов, средний балл – 4.   Семьдесят процентов выбравших экзамен защищали исследовательские работы. (см. Приложение )

  1. ежегодный высокий уровень учебных результатов по итогам учебного года средний балл по предмету составляет от 3,8 до 3,9;
  2. участие учащихся в олимпиадах, конкурсах по истории и обществознанию. Среди моих учеников  призеры и лауреаты   городских и региональных олимпиад по истории и обществознанию.(см. Приложение)
  1. Хорошие результаты сдачи экзамена по истории и обществознанию  в 9 классе (2011 год),

   Основными  условиями,  позволившими получить указанный выше результат деятельности, были следующие:

  1. уровень сформированности объективной оценки и адекватной самооценки отслеживался каждый раз при выполнении самостоятельной работы или подведении итогов групповой деятельности, когда учащиеся самостоятельно оценивали свою работу на основе предложенных критериев, оценивали работу своих одноклассников;
  2. уровень креативного мышления школьников определялся по таким

       показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать идеи, находить

      адекватные способы деятельности, совершенствовать способы

       деятельности, создавать творческие работы и исследовательские работы,

      проекты  т.д.;

  1. в целях развития и определения уровня творческих способностей на уроках обществознания учащимся предлагалось написание сочинения в форме эссе, задания, предполагающие высказывание своей позиции на основе «крылатых» выражений писателей и ученых о каких-либо общественных процессах;
  2. использование в педагогическом процессе таких активных форм обучения, как дебаты и дискуссии, семинары, круглые столы способствует формированию жизненной позиции, готовности и способности ее аргументировать. (см.Приложение   ) 

           Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение уровня профессиональной компетентности по таким направлениям, как использование компьютерных технологий в образовательном процессе, мониторинг качества учебных достижений,  

          Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Во-первых, наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией.

 Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся (Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., «История нового времени» ч.I-II. 7-8 класс), либо перегружены фактическим материалом (Сахаров А.Н., -Буганов В.И., Зырянов П.Н., «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10-11 класс). На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если

вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе

«Древний Египет» пункт 1- «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия

древних египтян». Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например:

«Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян? Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян?» - у ребенка возникают затруднения.

        Помогает в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, использование приемов технологии критического мышления. Основные принципы данной технологии максимально созвучны с проявлениями интеллектуальной зрелости личности. Еѐ использование  содействует развитию у школьников интеллектуальных способностей, стимулирует формирование у учеников собственной точки зрения по определенному вопросу, способности отстоять ее логическими доводами. Однако в условиях введения новых форм ГИА, внедрения нового образовательного стандарта этого недостаточно. Необходим системный подход.

             

  Перспектива:

      1. Внедрить рейтинговую систему контроля и оценки в образовательный процесс как элемент современных здоровьесберегающих технологий .(см.приложение)

2. Создать условия для раннего самоопределения учащихся, выбора профессии.

3.    Изучить новейшие технологии формирования универсальных действий.

Для  этого необходимо изучить историю возникновения и применения данной системы в образовании, технологию подготовки и организации образовательного процесса на основе использования данного метода.

Технология:

«Развитие мыслительной деятельности у школьников на основе использования ИКТ и личностно-ориентированного подхода в обучении  на уроках обществознания и  права»

Цель: Использование ИКТ на уроках права и обществознания позволяет подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Задачи и основные функции:

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция

Достоинства технологии:

В образовательном процессе ПК может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных образовательных  технологий

 можно отнести следующие:


• побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
• возможность конструирования материала для конкретного урока;
• возможность сочетания разных программных средств;

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. По мере использования ИКТ необходимо определить:


 • для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;


• какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
• какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
• как организовать занятия с использованием компьютера.


 
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);

2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики.


Компьютер  используется на всех этапах обучения.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

Каковы же формы и направления использования ИКТ учителем? 

Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Например, на уроках права и  обществознания я использую разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей,  юристов, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на уроке.  Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока.

Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома.

В- третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ, это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся  политических личностей, презентации.

В- четвертых,  компьютер позволяет  учителю и ученику создавать свои презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

В своей практической деятельности целесообразно использовать различные  презентации ( в частности с Интернет-ресурсов) нескольких видов. Среди них:
        1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами ,статьями из законодательных актов, , схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы.

2) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома.

Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты политических  деятелей , юристов, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, статьи законодательных актов, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет. Интернет - технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.
 ИКТ вошли в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, учитель, безусловно, должен использовать их на своих уроках.
Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся. Но для эффективного использования ИКТ необходимо, чтобы технологии были доступны всем учителям. Необходимо организовать систему обмена идеями и ресурсами между преподавателями. Компьютеры должны быть установлены в каждом классе, и с них должен быть выход в Интернет.

Результативность и эффективность данной технологии см. приложение.

Теоретическая база:
1.Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7-8
2.Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание.XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42; № 2. – С. 35-43
3.Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2007
4.Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – с. 29-39
5. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С.  М., Владос, 2001 г. с.169
6. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. .// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77

Технология:

«Проектная деятельность учащихся»

Реализация проекта в области обществознания  может нести самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых теорий, понятий, правовых актов и т. д.), воспитательный (формирование правовой культуры, преодоление правового нигилизма, воспитание уважения к законам, развитие гражданской активности среди молодежи), институциональный (появление в школе новых органов власти и возможности школьников участвовать в общезначимых решениях); административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, повышения эффективности управления школой). Оценки школьному проекту могут давать как его разработчики, так и эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги, родители);

Критерии оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:
- нестандартность и оригинальность решений;
- научный кругозор и теоретическая грамотность;
- самостоятельность суждений;
- общественная значимость;
- логичность и последовательность;
- обоснованность суждений;
- грамотность оформления результатов работы.

(См.приложение)

3. Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

В своей профессиональной деятельности имею тесную связь с коллегами по работе: обмениваемся опытом, методическими разработками, помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям:

  1. Мною разработаны разноуровневые  задания по предметам, составлены контрольные работы истории и обществознанию, тесты по  различным темам;
  2. Активно участвую в работе школьного методического объединения. Провожу открытые занятия в рамках предметных недель и мероприятий школы;
  3. Веду работу в интернет- сообществах, являюсь администратором сайта нашей школы, где выкладываю свои и моих коллег методические материалы, а также работы учащихся нашей школы;
  4. Являюсь активным участником сайтов и имею свои личные странички (www.nsportal.ru  www.proshkolu.ru);

Принимаю участие в педагогических форумах.  Активно обсуждаю интересующие вопросы на сайтах.

                                                           Приложение  1

Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок

Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет

отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)

 

дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);

 

недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа

 

корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;

 

незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам

 

определить уровень математической подготовки каждого ученика  на каждом этапе учебного процесса;

 

негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов

 

планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;

   

        

                                                                                              Критерии накопления баллов:                                                                                                                  

                                                        Приложение 2

Виды работы

Количество баллов

Посещение уроков

0,5 балла за урок

Ведение тетради

1 балл за урок

Работа на уроке

До 10 баллов

Решение задач

До 10 баллов

Сообщение

5-10 баллов

Исследовательская работа в группе

До 10 баллов

Самостоятельная исследовательская работа

30-50 баллов

Контрольная работа

До 30 баллов

Выполнение домашнего задания

5 баллов

Выполнение заданий из банка зданий

Не ограниченно

Доказательство теорем и вывод формул

До 10 баллов

Участие в олимпиадах и конкурсах

50-70 баллов

Компьютерное тестирование

определяет компьютер

                                                                Приложение 3

Победители всероссийского исторического конкурса «Золотое Руно» победители и призеры предметных олимпиад

1.Щепетина Екатерина  9а класс    победитель

2.Зелин Мурад                9а класс    победитель

 3.Каримов Марат           7а    история    призер

4.Липатова Влада           8а   история      призер

                                                                        Приложение к ЗОЖ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получается, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны большая часть времени его пребывания в школе. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Но здоровьесберегающая технология, конечно,  не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Например игровой. И всё – таки,  понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Из сказанного вытекают определённая цель-  подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной , творческой, способствует возникновению положительных эмоций.

Модульная технология помогает рациональной организации учебной деятельности, каждый ученик выполняет тот уровень заданий, который сам себе выбирает, что так же снижает психологическое напряжение.

Психологический климат на уроке важен, поэтому необходимо стараться добиться эмоционального контакта с учащимися, взаимного уважения.

При переходе от одного смыслового этапа урока к другому, проводить динамические паузы, в начале первого урока - 5 минут - физзарядки. В старших классах учащимся требуется много времени тратить на поиск информации в библиотеке, сети Интернет, что отрицательно влияет на зрение. В связи с этим стараюсь проводить «зарядки для глаз», а также даю практические советы родителям по сохранению зрения у детей.

История изобилует примерами как здорового образа жизни, так и нездорового. Изучая этот предмет, необходимо формировать культуру здоровья, акцентируя внимание на этой проблеме.

На моих уроках стало уже традиционным проводить просветительскую работу в отношении здорового образа жизни , это – «Спорт и повседневная жизнь», «День Здоровья» - история праздника, «Я  хочу быть счастливым!», «Спарта и спорт» и т.д.

Слагаемыми здорового образа жизни , по мнению ученых, являются:

  1. оптимальный двигательный режим;
  2. тренировка иммунитета и закаливание;
  3. оптимальное питание;
  4. психофизиологическая регуляция;
  5. рациональный режим  жизни и деятельности;
  6. отсутствие вредных привычек;
  7. высокая медицинская активность.

Необходимость серьезно заниматься формирование культуры здоровья и здорового образа жизни в системе общего и среднего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин:

  1. фундамент здоровья человека закладывается в молодые годы, а следовательно, здоровые интересы, потребность в физическом совершенствовании, ценностное отношение к здоровью целесообразно формировать  и развивать в детском, подростковом и юношеском возрасте;
  2. именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  3. период обучения – это наиболее сенситивный период в формировании базовых знаний об особенностях развития человеческого организма,  о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Одной из главных задач на пути создания здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, в основе которого должны лежать такие принципы, как;

  1. сотрудничество, взаимная поддержка и помощь;
  2. системность взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  3. сопереживание и соучастие в разрешении проблемных ситуаций и познавательных задач; готовность оказания первой необходимой помощи при затруднениях;
  4. вера в успех решения поставленных задач, преодоления трудностей.

Подводя итог, можно выделить основные направления программы здоровьесберегающей, здоровье развивающей среды образовательного учреждения.

  1. медицинские технологии и профилактическая работа.
  2. выявление групп риска, разработка программ работы с ними;
  3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  4. планирование режима учебы и отдыха обучающихся с учетом их медицинских показателей;
  5. формирование навыков здорового образа жизни;
  6. физкультурно-оздоровительная работа;
  7. просветительская работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка к аттестации учителя-логопеда ДОУ

Самоанализ профессиональных достижений с таблицами и графиками...

Справки для аттестации на первую квалификационную категорию.

Справки для аттестации на первую квалификационную категорию....

справки к аттестации

справки к аттестации...

Аналитическая справка для аттестации на 1 квалификационную категорию учителя русского языка

Материал распределён по критериям. Справка содержит таблицы по итогам года. Общие сведения о педагоге....

справки для аттестации

в данной папке содержатся образцы справок для аттестации по форме"Модельный паспорт"...

Административная справка для аттестации учителя на 1 квалификационную категорию

данный материал содержит образец административной справки для аттестации учителя начальных классов на первую квалификационную категорию...

Справка к аттестации

Справка к аттестации...