Самоанализ
статья по теме

Буланова Оксана Владимировна

Самоанализ на 1 категорию в 2010 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchishchyonnyy_variant_samoanaliza.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности

учителя русского языка и литературы

Булановой Оксаны Владимировны

  1. Сфера деятельности:  педагогика.
  2. Направление:  филологическое образование
  3. Преподаваемые предметы: русский язык и литература
  4. Стаж работы: 11 лет
  5. Квалификационная категория: 2 категория
  6. Должность:  учитель русского языка и литературы
  7. Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в период совершенствования структуры и содержания образования»

декабрь 2009 года

            Я,  Буланова Оксана Владимировна,  учитель русского языка и литературы  второй квалификационной  категории муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2 Коченёвского района  Новосибирской области, 1977 года рождения, окончила в 2000 году Новосибирский государственный педагогический институт. В МБОУ Коченёвская  СОШ работаю с 1995 года. Мой педагогический стаж составляет  15 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в  6 , 8 и 11 классах.

            С 2007 года я работаю над темой самообразования «Информационно- коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка ».  

 Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат,  О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д.

           Мой выбор остановился на использовании информационно- коммуникационных технологий  в обучении, так как вижу следующие преимущества:

- возможность использовать разнообразные формы работы с компьютером (фронтальную, индивидуальную, групповую),

- личностно-ориентированная направленность технологии,

- возможность применения ИКТ в рамках традиционной системы обучения.

            Задачи, которые стоят передо мной, как учителем-словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Я должна сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Цель моей работы – повышение мотивации учащихся к изучению русского языка через использование ИКТ.

       *   Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического                                      и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека через труд (в нашем случае через учёбу) удовлетворять свои потребности.

        Выделяют такие виды мотивации, как внешняя и внутренняя.

Основными задачами своей работы считаю:

  1. сформировать активную познавательную деятельность при изучении русского языка; 
  2. сформировать  ценностное  отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний по русскому языку;
  3. развивать познавательную активность учащихся;
  4. стимулировать самостоятельность учащихся при подготовке к урокам.

       

Поставленные цели и задачи реализую, работая по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5-9 классах обучение  по русскому языку веду по программе под редакцией М.М.Разумовской, в 10-11 классах использую программу под редакцией Н.Г.Гольцовой. 

 Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык:

5-9 класс – УМК М.М.Разумовская «Русский язык» - Москва, «Дрофа», 2009 г.

     10-11 класс – Н.Г.Гольцова,  «Русский язык» - Москва, «Русское слово», 2010год .

В 8  и 6 классе работаю по корректирующей программе 8 вида:

Программа И.М.Бгажниковой, Е.С.Погостиной

Учебник: И.М.Бгажникова, Е.С.Погостина «Русский язык», Москва «Просвещение»,2009

          Обучение  русскому языку веду по программе М.М.Разумовской (Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл., М., Дрофа, 2007). Данная программа ориентирована на языковое развитие учащихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, восприятия звучащей речи, учит  свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им  в жизни как основным средством общения. Важным моментом является то, что теория приближена к практике. Вместе с учебниками я одновременно использую ЦОРы, разработанные  к данным учебникам.

         Я работаю в специализированном кабинете, оснащенном методически и материально – технически.

       Администрацией школы созданы все условия для достижения современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую  литературу, материалы текущей периодики. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить  динамические паузы.  

             И особенно важно то, что кабинет русского языка и литературы оснащен современной мультимедийной техникой: компьютером, проектором.  Это позволяет использовать и разнообразные готовые программные продукты: «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку», и созданные моими учащимися и мною (Урок « Правописание –тся (-ться) в глаголах», «Буквы О-Ё после шипящих и Ц», ученическая презентация «Имя прилагательное» на сайте НООСа).

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (визуальным, аудиальным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что «знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».

             Владение ИКТ значительно облегчает мне подготовку к урокам, делает их нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Кроме того, стимулирует познавательный интерес к русскому языку, создает условия для повышения мотивации к его изучению интеграция ИКТ и современных педагогических технологий.  

В своей работе я использую модульную технологию. Она обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля.  На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульное обучение представляет собой переход от информационно – рецептурных систем обучения к развивающемуся самоуправляемому обучению.

Деятельность ученика на уроке - это преобладание самостоятельной работы. Если при комбинированном уроке приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы применяются лишь эпизодически, то при модульной технологии это приводится в систему. При продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть учеников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы. А сочетание технологии модуля с ИКТ не превращает урок в однообразное сидение за картой урока. Ребенок может выбрать работу с учебником, с его теоретическим материалом или работу с опорными конспектами в компьютерной программе, проверить работу по ключу, выполнить электронный тест. Например, на повторительно—обобщающем уроке по теме «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных, наречий» в 11 классе можно включить следующий учебный элемент:

Цель – закрепление навыка правописания –н— и –нн— в суффиксах прилагательных, закрепление умения образовывать прилагательные суффиксальным способом.

Образуйте устно от приведенных существительных прилагательные с суффиксами, проговаривая слова: —н—: весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина —ан—(—ян—): соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, лед, рожь, лёд — ин—: воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, ястреб, утка —енн—: болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство, чувство —онн—: авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация, реакция.

Запишите последнюю группу образований в тетрадь с красной строки. Обсудите устно значения незнакомых слов из последней группы. Можно воспользоваться электронным толковым словарем. Приготовьтесь выполнять тест по правописанию н и нн в суффиксах прилагательных.

Оценку за тест поставьте в оценочный лист.

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно.

Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя«. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного ученика. Можно предложить следующие задания:

Задание 1:

выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)

Задание 2:

предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые удареием;2) непроверяемые гласные —  сл...зать с крыши, б...гут по дороге) 

Задание 3:

направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму. 

Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «еще подумать» и т. д. По завершению этапа программа оценивает ученика баллами — 100% −5, 80%-3,90%-4 (программа по орфографии 1С — репетитор).

             Довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся, поэтому я применяю чередование разнообразных методических приемов, активно и по-разному использую «электронного помощника», в зависимости от типа  и этапа урока.

       При знакомстве с новым материалом это в первую очередь электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть поставлены проблемные вопросы, отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.

        На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («Репетитор по русскому языку», «Репетитор по литературе», ресурсы «КМ-школы»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

         На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Интерактивные тесты помогают не только экономить время учителя, но и дают возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности, стимулирую их самостоятельность, повышают активность.

           Так, например, при изучении в 5 классах темы «Морфемика»  знакомлю учащихся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа  «Кирилл и Мефодий» по русскому языку.  Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера,  сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.

          При изучении темы «Имя существительное»  использую тот же программный продукт, который позволяет учащимся за 3-4 минуты узнать, что в древности категория числа имени существительного включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.

          Очень эффективно подается новый материал по теме: «Не с прилагательными» в 6 классе. Сначала предлагается вспомнить правило «Не с существительными», а затем ребята знакомятся с новой темой. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

        На уроках закрепления изученного материала демонстрация фрагментов программы с использованием мультимедийного проектора значительно повышает интерес к предмету. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок».. Повторяем по ней правило, затем в тетрадях выполняем задания тренажера, а 2 учащихся вставляют буквы на компьютере. На демонстрационном экране проверяем выполнение работы и, если компьютер сигнализирует об ошибке, коллективно исправляем. Затем целесообразно провести проверочную работу со всем классом. На таких уроках обычно вначале, удобно проводить автоматизированный опрос учащихся по изученной теме с применением тренажера данной программы.

        На уроках обобщения изученного  считаю уместным  использование  итогового тестирования, которым завершается каждая тема в  компьютерной программе. Например, в течение итогового урока в 6 классе по теме «Имя прилагательное» все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4  минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...

      Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет делать более разнообразными не только формы работы сучащимися, но и задания. Построение схем, таблиц, кроссвордов (Кроссворд «Буквы О – Ё после шипящих и Ц», программа Hot Potetos) в электронном варианте, создание иллюстраций, рисунков,  занимательных заданий, тестов повышает интерес учащихся, активизирует их внимание и соответственно формирует орфографическую и пунктуационную зоркость, укрепляет теоретические знания, повышает  творческий их потенциал.

       Применение ИКТ позволяет дифференцированно подходить  каждому ребенку. Уверенные  в своих знаниях ученики,  быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».   Конечно, «сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по  уровню подготовки школьники получают разные задания («Фраза», в данном ЦОРе имеются вариативные задания различного уровня сложности).        

Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную  проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и  комфортно.

         Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

       «Земные чувства все отдайте постиженью новизны»  - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

        Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», литературу по психологии, педагогике. Являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайтах  http://www.proshkolu.ru/,  http://www.edu54.ru.( урок «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»),  http://www.shool.edu.ru, http://www.pedsovet.org.ru,  http://www.openclass.ru ( Урок « Правописание  –тся (-ться) в глаголах») .

        Активное использование ИКТ на уроках русского языка наглядно демонстрирует, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

        Бесспорно, на результативность учебного процесса большую роль оказывает внутренняя учебная мотивация. Чем выше она, тем выше результативность. В развитии внутренней учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование  мотивов учения таких, как: познавательная  активность, мотив достижения успеха и т.п. Формирование таких мотивов осуществляю в первую очередь через использование ИКТ, позволяющих наиболее эффективно создавать атмосферу сотрудничества «учитель-ученик»; использовать различные методы, приёмы и форм организации учебного процесса, влияющие на познавательную активность школьников к изучению русского языка.

         Мониторинг мотивации проводился совместно с психологом школы. В итоге были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике мотивации в процессе использования ИКТ при изучении русского языка:

Оценка школьной мотивации

Рисунок.  Оценка школьной мотивации (по методике Н. Г.Лускановой)

Анализируя результаты, можно сделать следующие  выводы:   на второй год обучения русскому языку с использованием ИКТ  на 5% повысился уровень высокой мотивации, на 7%  - уровень хорошей мотивации, на 12 % снизился уровень никой мотивации.

           Мониторинг качественной успеваемости показывает, что  прослеживается положительная динамика, учащиеся демонстрируют стабильные результаты качества. За трёхлетний период качественный показатель обучения находится в пределах 40 – 44%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ. (Приложение)  Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах,  в Международном конкурсе «Русский медвежонок».

           Мои учащиеся активно сотрудничают с редакцией газеты «Коченёвские вести», освещая яркие и волнующие события, происходящие в родной школе. (Приложение)

           В 2009 году выпускники прошли государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, средний балл – 52. (Приложение) Выпускники 2009 года – 70% поступили  в ВУЗы  и успешно там обучаются, 25%  ребят поступили в техникумы и училища.  

          Моей гордостью являются студенты Новосибирского государственного педагогического университета – Струкова Наталья, Цесарь Наталья, Пронина Алёна, Шибанова Юлия, которые избрали своей профессией профессию педагога.  

          Гуманитарные предметы  больше других школьных дисциплин играют роль в воспитании культурного, гуманного, воспитанного человека. На уроках  мы много говорим о взаимоотношениях людей, о дружбе, красоте, порядочности. Думаю, что всё  услышанное, произнесённое или сказанное о добре, красоте, человечности на уроке, не пройдет бесследно, а поселится в душе каждого ребенка и поможет ему стать настоящим человеком.

          В течение трёх лет являюсь  школьным организатором конкурса «Русский медвежонок»  в МБОУ Коченёвская СОШ №2. (Приложение)  Активно участвую в работе педагогического Совета школы, школьных и районных методических объединений.

          В 2010 году входила в состав экспертной комиссии по  проверке работ учащихся 9-х классов, сдававших экзамен в форме ГИА.

          Особое место в моей деятельности как учителя занимает   повышение квалификации. В 2009 году проходила курсы в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в период совершенствования структуры и содержания образования». (Приложение).

           За добросовестный труд и внедрение инновационных технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения  награждена грамотой Администрации Коченёвского района НСО в 2010 году. (Приложение).

                                                           _________________ /О. В. Буланова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...


 

Комментарии