Программа сопровождения одаренных учащихся
статья по теме

программа психолого-пед сопровождения одаренных учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                    Утверждено:                

Решением Методического совета                                                               Директор

 школы МОУ «СОШ №1                                               «МОУ СОШ № 1 г. Анадыря»

г. Анадыря»                                                                   Шохирева Н.Н. __________

Протокол №______                                                         «____»______________2009 г

«____»______________2009 г.                                      

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В МОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

(старшее звено)

                                                                                        Авторы-составители:

                                                                                                        Зам. дир. по

                                                                         научно-методической работе

                                                                                                       Круглова О.Н.

                                                                                                Педагог-психолог:

                                                                                                           Алянок Я.А.

                                                                                                                                 

Анадырь

2008

Содержание:

Пояснительная записка        

1. Описание проблемы.        

2.        Цели и задачи программы        

3. Разделы программы, программные мероприятия.        

4. Психолого-педагогическая диагностика: банк методик диагностики одаренности        

Психологический профиль одаренного ребенка.        

Диагностика особенностей когнитивной сферы.        

Интеллектуальная одаренность.        

Творческий потенциал одаренного ребенка.        

Социальные условия реализации одаренности.        

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.        

5. Учебная подпрограмма спецкурса «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»        

Пояснительная записка        

Содержание спецкурса        

Критерии результативности спецкурса        

Литература использованная при составлении спецкурса для педагогов:        

Список литературы, использованная при составлении программы сопровождения:        

Индивидуально-психологическая карта одаренного школьника        

Пояснительная записка

В определяя приоритеты программы, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, мы исходим из следующих теоретических положений:

  1. развитие творческого потенциала есть условие самореализации личности, выявление личностной уникальности в любой сфере человеческой деятельности. Потребность в самоактуализации и соответствующая этой потребности деятельность особым образом проявляются на разных возрастных этапах развития ребенка (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюллер).
  2. творческие возможности ребенка могут сформироваться лишь в процессе познавательной активности, в которой ребенок постигает мир и самого себя ( С.Я. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).
  3. выявление уровня и типа одаренности ребенка – многосторонний процесс, опирающийся как на комплекс диагностических процедур, так и на широкий спектр жизненных показателей.
  4. важным фактором в развитии творческих и интеллектуальных возможностей ребенка является формирующее воздействие социального окружения (воспитания, обучения).

Программа предполагает работу с одаренными детьми как непосредственно, так и через формирование педагогической компетентности в этом вопросе среди учителей и родителей. Таким образом, программа предполагает ряд системных психологических мероприятий с основными участниками образовательного процесса и процессуально-содержательными аспектами образовательной деятельности в школе.

Положительным в этой программе можно считать то, что психологическое сопровождение осуществляется на уровне педагогов школы, а не только школьников. Это связано с тем, что психологическая служба в одиночку не может разрешить поставленных целей. Поэтому важным в этой программе является подготовка педагогов к работе с одаренными детьми, которая заключается в формировании мотивации среди педагогов к работе в этом направлении, формирование педагогической компетентности и уверенности в вопросах педагогического сопровождения одаренных детей.

1. Описание проблемы.

В современной педагогической психологии и педагогике на основе слова «одаренность» активно используются два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность» [1]. Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии [2]. Многие авторы «концепции одаренности» дают такое определение: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3]. Второе понятие «детская одаренность» отличается принципиально тем, что не предполагает какую-то селекцию детей, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. В соответствии с этим пониманием в теории образования возникают две глобальные задачи:

  1. разработка психологических основ и создание системы развития и обучения одаренных и талантливых детей;
  2. разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования.

В концепции одаренности отмечается, что: «Отсутствие единого критерия одаренности, взаимосвязанность ее внутренних и внешних факторов, вероятностный характер прогноза достижений и их зависимость от соответствия условий окружения и обучения особенностям одаренных детей заставляют по новому определить задачи психологической диагностики одаренности» [2]. Игнорирование системы диагностики и прогнозирования одаренности в традиционной школе, кроме оценивания результатов уровня обученности и качества знаний, приводит к тому, что мы не имеем и не опираемся на такие важные показатели, как интеллектуальное развитие, состояние здоровья, уровень развития психосоциальной сферы ребенка и т.д., необходимых для выявления и развития его одаренности в дальнейшем, поэтому диагностика и прогнозирование одаренности стали неотъемлемой частью психолого-педаго гического сопровождения ребенка в системе основного обучения и дополнительного образования.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:

  1. общие или специальные способности выше среднего,
  2. высокий уровень включенности в задачу,
  3. высокий уровень креативности.

Общие или специальные способности выше средних

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы  педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

  1. овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
  2. психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
  3. зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Попытка анализа всего разнообразия проблем конкретных детей привела к некоторой типологии основных причин трудности обучения одаренного ребенка.

  1. I тип. Нередко умственно одаренные дети бывают не совсем адекватны. Они с трудом принимают правила школьной жизни. У них своеобразный образ мира, который приводит к неожиданным и подчас неуместным эмоциональным реакциям. Такие дети сложно налаживают контакты со сверстниками. Можно говорить о низком социальном (эмоциональном) интеллекте. Т.е., если где что-нибудь прибыло, то в другом месте убыло.
  2. Безусловно, обучать таких ребят при классно-урочной системе крайне трудно. Классно-урочная система обучения предполагает некое усреднение темпа работы, достаточно жесткую структуру деятельности. Эта структура задается извне учителем, должна быть принята учениками. На протяжении всего урока и не только необходим учет всех детей как равноправных соучеников с их индивидуальными особенностями, толерантность в отношении к ним. Для детей с низким социальным интеллектом все это не доступно. Они чаще выучиваются всему сами, по своим таинственным законам и учебную программу осваивают стихийно. При этом тетради и учебники у них в безобразном состоянии, почерк неразборчивый, строчек и клеточек для них не существует. На уроке своим поведением они создают массу сложностей. Когда их нет в школе, учитель вздыхает с облегчением.
  3. II тип. Дети этого типа встречаются реже. Они обладают не только общими умственными способностями, нормальным социальным интеллектом, т.е. полностью адекватны, но часто одарены музыкально, имеют высокий творческий потенциал. Они не мешают на уроке, готовы принять школьные правила, искренне стараются быть хорошими учениками. Но творческих людей отличает способность ставить внутренние задачи, т.е. идет активное познание мира, которое увлекает, поглощает. Как только встречается что-либо значимое, интересное для такого ребенка (а интересно ему очень много чего), он увлеченно пытается все глубже и глубже вникнуть в проблему, задает дополнительные уточняющие вопросы, на которые учитель подчас не может ответить без дополнительных справочных материалов. Более того, человечек так увлекается, что не может внутренне перестроиться на реальность урока. Таких “западаний” на уроке происходит не одно. Учитель жалуется родителям на невнимание ребенка, как причину возможной неуспешности.
  4. III тип. Умные, способные, вполне адекватные дети, с высоким уровнем произвольности, т.е. умеющие справляться с творческими “западаниями”. Они отлично ведут себя на уроке, включены в его содержание, всеми силами пытаются не отвлечься. Но темп работы и интеллектуальная сложность обычного урока невысоки даже в профильном классе. Для пытливого острого ума это испытание, как монотонные капли воды из дырявого крана. Против своей воли внимание уплывает, мозг затормаживается, человечек “тупеет”. Вот механизм, объясняющий феномен снижения интеллектуальных способностей у детей начального школьного возраста, описанный В.С.Юркевич. Учитель не может “разорваться”, он обязан выучить всех детей, поэтому всегда обеспечивать очень высокую интенсивность урока не имеет права. Поведение одаренного ребенка им воспринимается, как неумение держать внимание.

  1. Цели и задачи программы

Программа направлена на формирование основной цели: создать в МОУ «СОШ №1 г. Анадыря» устойчивую систему работы с одаренными детьми на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания, развития личности.

Задачами данной программы являются:

-создание условий для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

-разработка психологических основ и создание системы развития одаренных детей.

-разработка практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования.

-повышение научно-теоретических знаний педагогов и руководителей кафедр и ШМО, классных руководителей.

-пропаганда и распространение передового педагогического опыта по работе с одаренными детьми.

Среди задач диагностики и прогнозирования одаренности были предусмотрены:

  1. разработка индивидуальных программ развития для особо одаренных учащихся;
  2. формирование адекватной самооценки каждой личности;
  3. предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  4. развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в проблемах детской одаренности.

3. Разделы программы, программные мероприятия.

1. Обеспечение технологической и психологической готовности педагогов и психологов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей.

1.1

Организация работы внутришкольных семинаров для учителей, работающих с одаренными детьми (тематика):

-«Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети».

-«Специфика работы учителя-предметника с одаренными детьми».

-«Работа классного руководителя и «детская одаренность».

-«Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей».

1.2.

Проведение межпредметных методических заседаний по проблеме развития одаренных детей.

1.3.

Изучение на школьных методических объединениях опыта работы по планированию, разработке образовательных и воспитательных программ, использованию методов и форм работы с одаренными детьми.

2. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей.

2.1.

Подбор диагностического материала для изучения способностей учащихся и внедрение мониторинга одаренности:

- тестовый материал;

- активизирующие методики

2.2.

Создание банка данных одаренных детей (Индивидуальных психолого-педагогических карт)

2.3.

Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей.

2.4.

Создание программ развития одаренных детей.

2.5.

Диагностика профориентации одаренных детей путем:

-анкетирования

-тестирования

-проведение индивидуальных профконсультаций

2.6.

Мониторинг профильного распределения учащихся старшего звена школы

2.7.

Подбор литературы по проблеме одаренности.

3. Создание оптимальных условий для развития и самореализации одаренных детей

3.1.

Создание диагностической карты на одаренного ученика, составленной на основе:

-педагогической диагностики

-психологической диагностики

-наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности.

-собеседование с родителями

-анализ результативности участия в различных олимпиадах, турнирах.

3.2.

Организация психологической помощи одаренным детям

-индивидуальное консультирование

-собеседование

-диагностика развития одаренных детей

3.3.

Организация и отслеживание обучения одаренных детей через школьные:

-факультативы

-кружки

-элективные курсы

-индивидуальные занятия

-тренинги

3.4.

Организация индивидуально-групповых занятий для учащихся с повышенной учебной мотивацией

3.5.

Помощь в организации и проведении:

-школьных предметных олимпиад

-интеллектуальных марафонов

-предметных недель

-научно-практических конференций

- участие в работе научного клуба «ПОИСК»

4. Осуществление контроля за процессом выявления и развития одаренных детей.

4.1.

Мониторинг программ углубленного изучения предметов

4.2.

Мониторинг и экспертиза программ факультативов, кружков, индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми

4. Психолого-педагогическая диагностика: банк методик диагностики одаренности

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления  так называемой «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития гимназистов, осуществляемое  психологической службой гимназии;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой  работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка гимназии в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

  1. Общая интеллектуальная  (академическая) одаренность (техническая, гуманитарная, филологическая)
  2. Информационно-коммуникативная одаренность (лидерская)
  3. Творческая одаренность (художественная, музыкальная, артистическая)
  4. Социальная одаренность (гуманитарная)
  5. Спортивная одаренность

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель  гимназии. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

Психологический профиль одаренного ребенка.

  1. Тест 16-PF (Р.Кеттела).
  2. Тест «Акцентуации характера».
  3. Характерологический тест Айзенка.
  4. Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.)
  5. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
  6. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»
  7. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
  8. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
  9. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».
  10. Методика «Несуществующее животное».
  11. Пальцем окрашивания тест 
  12. Детская методика В. Михала «Завершение предложения» 

 

Этот раздел включает методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

Раздел предоставляет возможность определить психологический профиль одаренного ребенка, черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности.

 

Диагностика особенностей когнитивной сферы.

1.       Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

2.       Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.

3.       Оценка устойчивости внимания.

4.       Оценка переключения внимания.

5.       Оценка вербально – логического мышления.

6.       Оценка образного мышления.

7.      Тест «Куб Линка».

8.       Механической понятливости тест (Беннет).

9.       Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

10.       Диагностика восприятия:

           «Эталоны»

           «Исследование уровня сенсорного восприятия»

           Тест Мюнстерберга на восприятие 

           «Восприятие времени»

           Тест «Компас»

           Тест «Ведущая репрезентативная система»

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля.

 Интеллектуальная одаренность.

1.       Тест прогрессивных матриц Равена.

2.       Тест Д. Векслера.

3.       Тест Р. Амтхауэра.

4.       Диагностика обследования детей младшего школьного возраста.

5.       Оценка вербально-логического мышления.

6.       Тест «Интеллектуальная лабильность».

На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития.

Творческий потенциал одаренного ребенка.

1.       Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

2.       Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

3.       Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4.       Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

5.       Методика «Предложения».

6.       Методика «Классификация».

7.       Методика «Две линии».

8.       Методика Вартега «Круги».

9.       Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

10.   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.

Социальные условия реализации одаренности.

1.       Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

2.       Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

3.       Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

4.       Методика «Q-сортировка».

5.       Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

6.       Оценка отношений полростка с классом.

7.       Методика «Незаконченные предложения».

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений  одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1.      Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.)

2.      Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.).

3.      Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.

4.      Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

5.      Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет).

6.       Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф).

7.       Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).

8.       Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

9.       Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности).

10.   Диагностический тест «Способности школьников».

11.   Карта интересов для младших школьников (А. Савенков).

12.   Методика «Интеллектуальный портрет».

13.   Характеристика ученика (А. Савенков).

14.   Анкета для родительского исследования (А. Савенков).

15.   Методика «Карта одаренности».

16.   Методика оценки общей одаренности (А. Савенков).

17.   «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

18.   «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

19.   «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

5. Учебная подпрограмма спецкурса «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»

Пояснительная записка

Цель: формирование у педагогов школы системного видения процесса развития и поддержки одаренных детей и актуализация потребности педагогов  в совершенствовании  и обновлении практики работы с одаренными детьми.

 

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
  2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
  3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
  4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одарённости.
  5. Расширить  пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными.

Совершенствование системы выявления одарённых школьников, их развития и социальной   поддержки, является одним из приоритетов Концепции модернизации российского образования до 2010 года. Достижение данных установок возможно на основе ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными.

        В ходе данного спецкурса педагоги получат информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых актуальных проблем в работе с одаренными детьми. Слушатели знакомятся с основным понятиями, исходными положениями и принципами, приемами и методами,  с их методологическим значением и ролью  при определении целевого, содержательного, организационно- деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса диагностики, развития и поддержки одаренности. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентаций в совершенствовании и преобразовании своей педагогической практики.

На решении этой задачи направлено зачетное занятие спецкурса в форме продуктивной игры по разработке и защите проектов по выбору:

«Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей».

«Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения».

Содержание спецкурса

В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:

Тема

Основные понятия

Форма занятия

Кол-

во

часов

1.

Основные категории теории развития одаренности

- Понятия (категории) как главный инструмент мыследеятельности педагога

- Эвристическая функция понятийного аппарата

- Современные представления о сущности, цели, содержании, организации, критериях эффективности процесса развития одаренности

Деловая игра

1

2.

Современные концепции развития одаренности

- Индивидуализация

- Стратегии ускорения обучения

- Обогащение обучения

-Свободоспособность

Проблемный стол

1

3.

Классификация видов одаренности и специфика их развития

- Общая интеллектуальная  (академическая) одаренность

-Информационно- коммуникативная одаренность

- Творческая одаренность

- Социальная одаренность

- Спортивная одаренность

Лекция

Семинар

2

4.

Личностно ориентированный подход к развитию и  поддержке одаренности

- Индивидуальность

- Личность

- Самоактуализация

- Субъектность

- Я- концепция

-Педагогическая поддержка

Лекция

1

5.

Иерархия целей и задач в обучении одаренных

- Рефлексия

Лекция

2

6.

Становление креативных способностей, через трансформацию предметно- пространственной среды

- Креативность

- Ролевые игры

- Компоненты   образовательного пространства

- Разновозрастные группы

Лекция

Деловые игры

3

7.

Роль ИКТ в  развитии образовательного пространства программы

- Сетевое взаимодействие

- Электронная презентация

- Виртуальная образовательная коллекция

Практикум

1

8.

Специфика работы  с обучающимися, имеющими повышенные учебные способности

- Дифференцированное обучение

- Интеллектуальный потенциал

- Дивергентность мышления

- Типы понимания по Г.Д. Чистяковой

Проблемный стол

1

9.

Возрастные особенности одаренности

- Психосоциальная чувствительность

Лекция

1

10.

Критерии  оценки качества обучения одаренных

- Портфолио

- Рейтинговая система

Практикум

1

11.

Проблемы одаренных детей

- Конформность

- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

- Игровые интересы

- Потребность во внимании

Лекция

1

12.

Укрепление здоровья одарённых детей

- Асинхрония интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития

- Психологические издержки одарённости

- Функциональная грамотность

Лекция

Практикум

2

13.

Зачетное занятие

- Совершенствование форм внеурочной занятости одаренных детей

-Модель основных стратегий ускорения обучения одаренных детей: вертикального и горизонтального обогащения

Защита проектов

2

Критерии результативности спецкурса

Основными критериями результативности спецкурса являются следующие:

  1. сформированность у слушателей научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми, системного видения процесса развития и поддержки одаренности;
  2. теоретическая и методическая готовность педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми в  школы;
  3. эмоционально-психологическая удовлетворенность педагогов занятиями спецкурса.

Литература использованная при составлении спецкурса для педагогов:

Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,  №4

Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993

Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003

Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000

 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997

Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Список литературы, использованная при составлении программы сопровождения:

  1. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1993.
  2. Основные современные концепции творчества и одаренности М., 1997
  3. Рабочая концепция одаренности М., 2003.
  4. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности. Издательство: Академический проект, 2004 г.
  5. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
  7. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,  №4
  8. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
  9. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993
  10. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
  11. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
  12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
  13.  Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3
  14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6
  15. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
  17. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
  19. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  20. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  21. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
  22. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Приложение 1.

Индивидуально-психологическая карта одаренного школьника

Закодированные ФИО____________________________________________________

  1. Школьная успеваемость по предметам:

Класс и профиль

алгебра

геометрия

физика

ИКТ

физика

химия

биология

география

Русский яз.

Литература

Иностр. яз

История

МХК

ОБЖ

физкультура

5

профиль

6

профиль

7

профиль

8

профиль

9

профиль

10

профиль

11

профиль

2. Посещение мероприятий дополнительного образования:

Учебный год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Наименование секции, кружка, клуба

Результаты посещения: Наличие грамот, дипломов, благодарностей,

Участие в конкурсах, соревнованиях и т.д. 

3. Участие в школьных мероприятиях:

                 год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Наименование

мероприятия

и в какой роли участвовал.

конкурс «Ученик года», олимпиады, конкурсная программа, участие в воспитательных мероприятиях

Результаты:

4. Результаты педагогической экспертизы развития личности

средняя оценка 1 балл – слабо (редко), 2 балла – средне (иногда), 3 балла – сильно (часто):

    год

качество                    

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

              год

 

 

качество                    

усидчивость

усидчивость

целеустремленность

целеустремленность

Интерес, увлеченность

Интерес, увлеченность

внимательность

внимательность

решительность

решительность

Поиск нестандартного решения задачи

Поиск нестандартного решения задачи

Способность задавать вопросы

Способность задавать вопросы

Умение рассматривать проблему с разных позиций

Умение рассматривать проблему с разных позиций

Способность придумывать что-то своё

Способность придумывать что-то своё

Общительность

Общительность

Умение вести за собой

Умение вести за собой

Умение понять другого, уважение другого

Умение понять другого, уважение другого

Умение выражать свои мысли и желания

Умение выражать свои мысли и желания

Умение задавать открытые вопросы

Умение задавать открытые вопросы

Способность к коллективному поиску решения

Способность к коллективному поиску решения

Умение организовать свою работу

Умение организовать свою работу

Умение распределить время работы

Умение распределить время работы

Умение достичь результат в короткие сроки

Умение достичь результат в короткие сроки

Математические способности

Математические способности

Художественные способности

Художественные способности

Гуманитарные способности

Гуманитарные способности

Физические способности

Физические способности

5. Результаты анкетирования родителей:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Самостоятельность

Ответственность

Решительность

Организованность

Увлеченность полезным делом

Любознательность

Стремление защитить то, что ему ценно

Коллекционирование

Способность делиться своими впечатлениями успехами

Внимательность к домашним

6. Закодированные результаты психологического мониторинга (указываются только положительная динамика ).

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Исследование интеллектуальной сферы

Код методики по банку пс. методик

Результат

Исследование креативности

Код методики по банку пс. методик

Результат

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Исследование специальных способностей

Математические

Речевые

Технические

Физические

Социальные

Художественные

Исследование психических параметров интеллектуальной деятельности

Внимание

Интеллектуальная лабильность

Память

ШТУР, ГИТ, Амтхауэр, Айзенк

Код методики

Результаты

Исследование мотивации, интересов

Код методики

Результат

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МОУ «СОШ №1 г. Анадыря»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель индивидуального сопровождения одаренных учащихся

Модель индивидуального сопровождения одаренных учащихся, разработанная и опробованная в процессе работы, оказалась применимой ко всем учащимся и дает неплохие результаты....

Дополнительная общеразвивающая программа сопровождения одаренных детей "ВЗЛЕТ"

Направленность дополнительной общеразвивающей программы сопровождения одаренных детей «Взлет» -  техническая. Новизна программы заключается в сопровождении одаренных детей через ...

Программа сопровождения одаренных детей

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения....

Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....

Программа психологического сопровождения одаренных учащихся "Плеяда дарований"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16285379","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"341"}}]]...

Программа сопровождения одаренных детей МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области (2015-2020 г.).

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический пр...

Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...