Применение ИКТ на уроках музыки
статья по теме

Сидорова Елена Александровна

Статья "Применение ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся" в помощь учителям при аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся»

Работая учителем музыки в системе образования, я всегда была уверена, что уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходится наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверена, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало, «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В   соответствии   с   требованиями   новых   стандартов   в   программе заложены основные методические принципы:

-увлеченности;

-триединства деятельности композитора-исполиителя-слушателя;

 -тождества и контраста, сходства и различия; -интонационности;

 -диалога культур.

Использование методов художественной педагогики:

-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки; -интонационно-стилевое постижение музыки;

эмоциональная драматургия;

 -концентричность музыкального материала;

 -забегание вперед и возвращение к пройденному;

-создание «композиций»;

 -художественного контекста.

    В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

      Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например: на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.

    В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные энциклопедии.

Программы для пения караоке

Обучающие мультимедийные диски

Видео-уроки.

Мультимедийные презентации.

Средства Интернет.

      Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

      Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 10-го класса, классным руководителем которого я являюсь, созданная к уроку литературы по теме «Авторская песня», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки.

     Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы, я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представления о музыкальной жизни России и других стран». Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Моя Родина», в просмотре на компьютере.

    Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.

     Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретают опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка - сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

    Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

   Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

  Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения.

Т.е. упражнения для развития чувства ритма, состоящих из физических

упражнений,    строящихся    на   основе    музыки,    предназначенных   для ритмического воспитания.

Движение   под   музыку   развивает   творческую   фантазию,   воображение ребенка.   Различные  творческие  задания   позволяют  активно  влиять  на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.

Красота музыки и красота движений, рождаемых , создают на уроке

особую    эмоционально    насыщенную    атмосферу    погружения    в    мир музыкального искусства.

     В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

  На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать,    используя    для    этого    атрибуты    костюмов.    Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое   творчество   можно    назвать    основным,    наиболее   доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке гак же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся - я буду считать, что труды мои не пропали даром.

    На уроках использую такие песенные музыкально - ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаинского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буш - Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.

Итак,      применение      данных      технологии      отличается      высокой результативностью и способствует:

•   личностному развитию учащихся;

•   повышению интереса школьников к учебным занятиям;

•   росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

•    изменению самооценки учащихся;

•   воспитанию активности и самостоятельности;

•   формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

•   развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

•   овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

•   созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

      Применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к нашим урокам.

Не боясь показаться высокопарной, в заключение скажу: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И результат нашей работы будет тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арттерапии на уроках музыки.

Арттерапия - терапия средствами искусства,совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства....

Методическая тема "Применение ИКТ на уроке музыки"

Методическая тема "Применение ИКТ на уроке музыки"...

Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.

Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...

Применение ИКТ на уроках музыки

Использование компьютерных программ делает урок интересным, запоминающимся, развивает ученика, нравственно и эстетически воспитывает....

применение ИКТ на уроках музыки

методическая разработка применения ИКТ на уроках музыки...

Применение ИКТ на уроках музыки

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуника...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...