краткое портфолио
методическая разработка на тему

Глушенко Марина Алексеевна

 

. В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество:                                                                  

Глушенко Марина Алексеевна

Название образовательного учреждения:

МОУ Семибалковская СОШ

Преподаваемый предмет:

Химия, биология

Стаж работы в данном образовательном учреждении:

25 лет.

Квалификационная категория:

первая категория

Указание периода, за который представлены документы и материалы:

6 лет,  2007 - 2012 г.


Раздел I . "Официальные документы"

1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д.

2. Перечень документов.

Название документа

Содержание

Кем выдан

Когда выдан

  Диплом№439 о высшем образовании  ДВС 1472565

Учитель биологии по специальности «Биология».

РГПУ 2002 год

28.05.2002года

Грамота Районного отдела образования

РОО

05.10.2012года

Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…

1

Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель.

Тема, над которой работает структура

Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры

Сроки работы

Школьное методическое объединение учителей естественно - научного цикла.

Формирование социально-компетентной личности школьника методами современного обучения.

«Реализация и повышение эффективности использования времени на уроках химии и биологии».


2 года

2

Название творческой группы, в которой работает (работал) учитель.

Тема, над которой работает группа

Тема, над которой работает учитель в рамках группы

Сроки работы

3

Систематичность повышения квалификации

Название курсов повышения квалификации

Количество часов аудиторных занятий

Сроки

Вид полученного документа

1

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по специальности «Химия».

144

 ГОУ ДПО Ростовский ИПК и ПРО. 2009 год

Свидетельство. Регистрационный №1341

4

Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования

Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования

Количество часов аудиторных занятий

Сроки

Вид полученного документа

1

ИКТ: Intel «Обучение для будущего» 2004 год.

80

ГОУ ДПО Ростовский ИПК и ПРО 2009

Свидетельство. Регист-рационный №56

2

«Интернет - технологии для учителя - предметника» 2003 год.

80

Ростовский региональный центр Федерации Интернет Образования

Диплом

Р/Дон-50632-н

Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

1

Наличие собственной системы методических разработок

Название работы

Тема

Дата написания

2.

Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей

Название работы

Тема

Орган издания / Время написания

3

Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок

Форма представления опыта

Тема

Уровень (школьный, муниципальный, региональный)

1

Обобщение опыта

«Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».

«Активные формы обучения на уроках химии с целью создания здоровье сберегающей среды».

Школьный (МО). 2009-2010 год.

Школьный Педагогический совет.

2008-2009год.                                                

2

Доклад

«Компьютерные технологии на уроках химии».

«Управление познавательной деятельностью учащихся во внеурочной работе. Система «портфолио учащегося».

«Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования».

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе».

Школьный.2008-2009год.


Школьный

Педагогический совет.

2009-2010год.


Педагогический совет.

20010-2011 год.


Педагогический совет  2011-2012 год

3

Районный семинар учителей химии.

 Открытый урок

«Ионная химическая связь»  8кл. «Реализация и повышение эффективности использования времени на уроках химии и биологии»

 Муниципальный

Октябрь 2011г.

4

Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов

Вид творческой работы

Тема (направление, идея…)

5

Участие в инновационной деятельности

Форма участия

Содержание работы

Результативность работы

Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Название конкурса

Сроки

Результат

1

Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении

2

Участие в муниципальных  профессиональных конкурсах

3

Участие в региональных  профессиональных конкурсах

4

Участие во всероссийских  профессиональных конкурсах

5

Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах

Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Классы (группы), в к-х используется

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

Применение  ИКТ

8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Легко достигается уровневая дифференциация обучения;

2. Повышение мотивации учащихся;

3. Наглядность учебного материала.

Повышается интерес к предмету;

повышается самостоятельность при выполнении тестовых заданий;

возможность самопроверки.  

2

Развивающего обучения.





8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Использование разноуровневых дидактических материалов;

2. Системная самостоятельная работа.

Оптимальный темп работы каждого ученика;

формирование адекватной самооценки у ученика.

3

Дифференцированного обучения.

8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Легко достигается уровневая дифференциация обучения;

2. Повышение мотивации учащихся;

3. Наглядность учебного материала.

 Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

4

Проблемного обучения.

8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Повышение мотивации учащихся;

Самостоятельное

формирование учебной проблемы, осуществление сбора необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы,  анализирование  своей деятельности.

5

Тестовые технологии.

8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Системная самостоятельная работа.

Формирование специфических умений и навыков посредством системной организации работы с тестами.

7

Развитие творческих способностей в процессе обучения химии и биологии.

8-11 классы

(химия)

7-11 классы

(биология)

1. Повышение учебной   мотивации с помощью приемов занимательного характера.

Самостоятельное приобретение новых знаний;

активная взаимопомощь;

формирование положительного отношения к учебе.

Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года.

6.1. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Направления педагогического анализа

1.

Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года (соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»)


Учебный год


% успеваемости


% качества

2008-2009

100%

52%

2009-2010

100%

50%

2010-2011

100%

55%

2011-2012

97%


                 57%










Результаты ЕГЭ.

Год

% успевае
ост

Средний балл


2008-2009

100%

57


2009-2010

100%

65


2010-2011

100%

55















2.

Педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах

Учащиеся принимают активное участие в ежегодных школьных олимпиадах и других конкурсах. В школьных олимпиадах принимали участие:

2008 - 2009гг.  -  2 ученика 8 класса (1 и 3 места);

2009 – 2010г.  -  3 ученика 10 класса (2 место), 1 ученик 9 класса (1 место);

2010 – 2011г.  -  3 ученика 9 класса (1,2 место), 3ученика 11класса (1 место);


 

3.

Анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального, регионального, российского уровней

Учебная нагрузка на 2011-2012 учебный год:

Предмет

Класс

Кол-во часов

1.

Химия

8,9а,9б,10,11

По 2 часа

2.

Биология

6,7,8,9а,9б,11

По 2 часа

3.

Английский язык

3

Учебно-методическое оснащение

Образовательная  программа, автор, год, кем утверждена 

УМК (учебники, тетради  автор, год, издательство; методические пособия)

Рабочая программа  по химии 8-11 классы, разработана на основе  программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) и государственного образовательного стандарта.


«Химия» 8,(9,10,11.) О.С. Габриелян. Дрофа, 2010.

Рабочая тетрадь к учебникам  «Химия» (8,9,10,11 классы). Москва Дрофа 2010 год.

Настольная книга учителя. «Химия» 8,9,10,11 классы: методическое пособие. О.С.Габриелян. - М: Дрофа,2009 год.

Химия. 8,9.10.11 классы: контрольные и проверочные работы. О.С.Габриелян. – М. Дрофа, 2010год.

 Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. Денисова В.Г.  Учитель, 2010год.


«Биология 6» В.В.Пасечник, Дрофа 2009 год.

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология 6» В.В.Пасечник, Дрофа 2009 год.

 «Биология. Животные. 7класс»: Латюшин В.В. Дрофа 2009 год

« Биология. Животные. 7класс»: рабочая тетрадь для учителя Дрофа. 2009 год

«Биология. Человек 8 класс» Д.В.Колесов, Дрофа М. 2009 год.

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек 8 класс» для учителя Дрофа. 2009 год

«Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А.Каменский. Дрофа М. 2008 год. Рабочая тетрадь к учебнику

 « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А.Каменский.

«Технологические карты уроков биологии» (6-9 классы) Санкт-Петербург «Паритет».2010 год.

Дидактические карточки-задания по биологии 6-9 классы. Бровкин Е.Т. М.: «Генджер»,2009год.

  «Общая биология» 10-11 класс, под редакцией Д.К.Беляева М. «Просвещение» 2009 год.


Программа по биологии для 6-9 классов  класса составлена с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников основной школы

Настоящая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования, национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС).

«Английский язык 7 класс» К.И.Кауфман.

Рабочая тетрадь с раздаточным материалом №1,2 К.И.Кауфман, Титул 2009 год.



6.2. Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

Направления описания

1

Описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий)

-     формирование информационной культуры у обучающихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

-    формирование необходимости и возможности непрерывного и эффективного процесса самообразования и саморазвития для каждого человека, усидчивости и работоспособности, навыков перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости;

-     развитие у  школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала  с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария;

-     приобретение учащимися опыта сотрудничества, в том числе и с взрослыми, воспитание уважительного отношения к результатам труда других людей;

-    интеграция урочной и внеурочной деятельности для мотивации обучения при работе с детьми «группы риска», дети из неблагополучных и неполных семей.

2

Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений учащихся.

 Учащиеся принимают активное участие в международном  конкурсе «ЧИП».

Личные достижения учеников:

2010 – 2011гг. - принимали участие 14  учеников. (1, 2 и 3 места по школе).

2011-2012 год – приняли участие


МБОУ Семибалковская СОШ

ПРОГРАММА  СЕМИНАРА  УЧИТЕЛЕЙ  ХИМИИ

17.10.2011 год.

Визитная карточка школы. – Актовый зал.-10.00

Презентация  учителя химии  МОУ Семибалковская СОШ

 Глушенко Марины Алексеевны.

Открытый урок химии. – Кабинет №29.-10.20

Анализ открытого урока.- Кабинет  №29.

Круглый стол: «Современные педагогические технологии. ГИА и ЭГЕ» - Обухова Ольга

Михайловна

                                       

Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.

Направление.

Тема урока.

Достопримечательности России.

1. Алмазный фонд.


2. Царь – пушка. Царь – колокол.

 

1. Углерод. Аллотропные видоизменения углерода.

2. Железо. Сплавы железа.

Выдающиеся химики России, их вклад в науку.

1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский - гидратация ионов.

Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов.

2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена.

3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота.

4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового.

5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства.

6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях.

7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России.

8. П.П. Аносов – впервые опубликовал научное обоснование получения стали.

 

1. Электролитическая диссоциация.


2. Реакции ионного обмена.


3. Азот. Общая характеристика.


4. Фосфор. Общая характеристика.


5. Минеральные удобрения.


6. Углерод. Аллотропные видоизменения углерода.

7. Силикатная промышленность. Производство стекла.

8. Получение сплавов железа.

Предприятия Ростова-на-Дону и Ростовской  области.

1. Ростовский хладокомбинат.

2. Ростовский  хлебозавод.

3.

 

1. Получение кислорода.

2. Силикатная промышленность. Производство стекла.

3. Получение сплавов железа.

4. Силикатная промышленность. Получение цемента.

5. Минеральные удобрения.

6. Углеводороды.

7. Белки.

8. Углеводы.

9. Волокна.

10. Полимеры. Целлюлоза.

11. Минеральные удобрения.

Народные промыслы России.

1. Каменное зодчество.

Керамика (гжель, дымковская игрушка).

2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань).

3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палежская лаковая живопись).

 

1. Силикатная промышленность.


2. Металлы. Обработка металлов.

3. Металлы. Обработка металлов.

Неделя химии, посвящённая Дню Победы.

Химическая викторина «Элементы таблицы Д. И. Менделеева на защите Родины».

Конкурс на лучшую стенгазету «Химические элементы – на войне».

Политинформация «Шаги саженью химической науки и промышленности в годы Великой Отечественной войны».

Вечер «Вклад химиков в победу в Великой Отечественной войне».

Вопросы для викторины:

Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

Как используется магний в военном деле?

Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?

Как использовалось стекло на войне?

Атом на службе мира ивойны.

Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

В чем секрет самурайских мечей?

Какой элемент называют «светоносцем» ипочему?

Какой металл может «болеть чумой»?

Какой металл и почему называют крылатым?

Каков состав танковой брони?

Какая разница в составе бездымного ичерного пороха?

Элемент углерод на полях войны.

Какое вещество люди использовали 100лет в качестве желтой краски для шелка и шерсти, пока не узнали его взрывчатые свойства?

Как используется азотная кислота в военных целях?

Экологическое воспитание на уроках химии.

8 КЛАСС

Введение. Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий.

Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители и их источники.

Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе. Распространенность химических элементов в приводе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения.

Демонстрационный опыт «Роль биогенных элементов в жизни растений»:

1) замена в питательной среде магния - важнейшего элемента пигмента хлорофилла - на кальций (имитация процесса биологической взаимозаменяемости элементов);

2) участие углекислого газа в процессе фотосинтеза растений (биогенный элемент углерод) и угнетающее действие соединений свинца - ядов».

Химическая связь. Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств.

Кислород. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Водород. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня.

Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.

Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и воды на рост и развитие растений (имитационный опыт)».

Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция и соляной кислоты)».

Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод.

Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей».

Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.

9 КЛАСС

Электролитическая диссоциация веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде.

Подгруппа кислорода. Озон - сильнейший окислитель. Сера как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода.

Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных дождей».

Исследование «Влияние диоксида серы на рост и развитие растений».

Подгруппа азота. Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота.

Лабораторные опыты: «Обезвреживание оксидов азота методом адсорбции с использованием растворов аммиака и карбоната аммония», «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания».

Подгруппа углерода. Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.

Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)».

Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».

Общие свойства металлов. Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Коррозия - фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов.

Демонстрационные опыты: «Действие ионов тяжелых металлов на развитие растений», «Действие продуктов коррозии металлов на развитие водных растений».

Металлы I-Ш групп. Кальций, магний - макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб.

Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

Металлургия. Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды - путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.

10 КЛАСС

Введение. Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения.

Предельные углеводороды. Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды.

Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды.

Ароматические углеводороды. Влияние ядохимикатов на наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.

Природные источники углеводорода. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы.

Демонстрационный опыт: «Действие нефти на растения».

Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин. Метанол - топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.

Альдегиды. Карбоновые кислоты. Токсичность альдегидов. CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды.

Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную экосистему», «Способы очистки воды от CMC».

Жиры. Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров.

Углеводы. Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов.Азотсодержащие органические вещества. Понятие о биотехнологии. Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей среды.

Лабораторный опыт: «Действие солей тяжелых металлов на белок», «Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок».

11 КЛАСС

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химический состав организма как отражение химического состава окружающей человека среды. Изменение качества среды обитания - причина экологического кризиса на планете.

Неметаллы. Примеры соединений неметаллов - основных загрязнителей биосферы.

Металлы. Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей среды.

 Официальные сайты по образованию

http://www.techno.edu.ru – система федеральных образовательных порталов.
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал.
http://www.mon.gov.ru/ – сайт министерства образования и науки РФ.
http://www.rost.ru/projects/education/ – приоритетный национальный проект «Образование».
http://www.obrnadzor.gov.ru – федеральная служба по надзору в сфере образования науки.
http://www.imtsa.ru/ – информационно-методический центр по аттестации образовательных организаций.
http://www.nica.ru – лицензирование, аттестация и государственная аккредитация ОУ в России.
http://www.ed.gov.ru/ – федеральное агентство по образованию.
http://www.gain.ru/ – система дополнительного профессионального образования.
http://firo.ru/ – федеральный институт развития образования.
http://lexed.ru/mainclass.php – федеральный центр образовательного законодательства.
http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений.
http://ndce.edu.ru/ndce/ – портал учебного книгоиздания.
                                                         Предметные образовательные сайты

http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.
http://rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (афоризмы, пословицы, поговорки)
http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
http://www.hemi.nsu.ru – основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)
http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
http://www.allbest.ru – союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).
http://hemi.wallst.ru/index.htm – образовательный сайт по химии для школьников.
http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.
http://www.agava.ru/ – уроки по английскому языку.
http://www.lang.ru – Интернет - справочник «Английский язык».
http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».

Дистанционное обучение и методика использования ИКТ на уроке

http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV/IV-0-5706.html – портал Информационные технологии в образовании. Использование Интернет-технологий в организации учебного процесса школы.
http://www.cito.ru/gdenet/ – глобальная сеть дистанционного образования.
http://teachpro.ru/ – сайт «Обучение через Интернет» (содержит видеокурсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, по школьным и вузовским дисциплинам, по компьютерной графике , web-версии обучающих программ и методику обучения работы с ними и др.)
http://ito.edu.ru/ – конгресс конференций Информационные технологии в образовании.
http://www.fpru.org/ – фонд поддержки российского учительства.
http://pedsovet.org/ – Всероссийский Интернет-педсовет.
http://www.lang.ru – научная лаборатория школьников.

Другие образовательные сайты

http://edu.ac.ru/index1024.htm – образовательный сайт для родителей, школьников, абитуриентов.
http://www.school.edu.ru – описание школьных образовательных проектов.
http://school-sector.relarn.ru – Школьный сектор (информационно-развлекательный проект для школьников, и их учителей)
http://www.catalog.zaochnik.com/ – каталог образовательных сайтов.
http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для школьников и студентов.

Накопленный опыт учителя химии

Меня зовут Глушенко Марина Алексеевна. Вот уже 13 лет я работаю учителем химии в МОУ Семибалковской средней общеобразовательной школы, учитель первой квалификационной категории.

Я нисколько не жалею о том, что свою жизнь связала не с медициной, а со школой. Учитель, как и врач, тоже лекарь. Лекарь детской души. Как-то я задалась целью подсчитать, а, сколько учеников у меня было за 11 лет работы? Вы не поверите, их оказалось очень много!

Помню ли я их всех? Конечно, нет! Но если увижу кого-либо на улице, узнаю и радуюсь этой встрече. Были такие выпуски, с которыми до сих пор мы - большие друзья. Совсем недавно при встрече с одной выпускницей, услышала от нее: «Я горжусь своей школой». И я почувствовала, что тоже горжусь своей родной Семибалковской  школой, ставшей для меня вторым домом.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя, домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, я остановилась на программе и учебниках О.С. Габриеляна, хотя меня не все в них устраивает. Особенно труден для учеников перенасыщенный учебный материал 8 класса.

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы?

Это -1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах, как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Я никогда не отказываю ученику в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому в школьной олимпиаде может участвовать любой желающий.

5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.

Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.

6. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

* Значительное повышение качества знаний учащихся;

* Повышение уровня активности школьников на уроке;

* Интеграция между предметами различных образовательных областей;

* Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

* постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

* Профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

* постановка цели;

* обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

* самообразование и актуализация знаний;

* продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

* исследование, решение конкретных задач;

* обобщение результатов, выводы;

* анализ успехов и ошибок.

Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

* он помогает ученикам в поиске нужной информации;

* сам является источником информации;

* координирует весь процесс;

* отслеживает результаты работы.

На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайтов.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ, иногда сверхпрограммных. Убеждена, что, только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках. В программе 51% времени отведен на проведение лабораторных опытов и практических работ. Считаю это очень удачным, так как на изучение правил техники безопасности на уроках химии в 8 классе отведено мало времени. Здесь же происходит детальное обучение правилам и приемам работы в химической лаборатории. С появлением в школе компьютерных классов и обучающих программ по химии появилась возможность в проведении уроков с использованием электронного учебника.

Многие годы я была классным руководителем, всегда находила взаимопонимание с учениками и их родителями. Каждый год летом ко мне в гости приходят выпускники какого-либо выпуска. Мы с удовольствием рассматриваем старые фотографии, альбомы, которые я бережно храню. На таких встречах я замечаю, что с ними я уже не чувствую себя учителем, а являюсь другом.

 Нет учителя в школе, кто бы в последние годы не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, начали несколько лет назад информационные и коммуникационные технологии. Я училась и учусь использовать ИКТ с удовольствием. Сначала прошла курсы по овладению базового, затем и продвинутого уровней ИКТ.

Следующим шагом стало изучение и овладение методикой урока с использованием ИКТ. В 2003-2004 учебном году для работы в качестве сетевого педагога прошла обучение на курсах  по программе «Интернет - технологии для учителя-предметника». В 2004 году прошла дополнительную профессиональную подготовку по использованию компьютерных технологий в образовании программы Intel «Обучение для будущего». Присвоена квалификация преподаватель-методист (тренер).

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета.

Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* виртуальный эксперимент;

* урок-исследование;

* электронная лабораторная работа;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* электронный урок;

* электронное тестирование;

* организация индивидуального обучения.

Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны для части моих коллег.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Виртуальный эксперимент:

Ученики, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Тематический проект:

Коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Например, сайт по итогам проекта «Вода, вода, кругом вода».

Электронная викторина.

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий

Электронный урок:

Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Ученики 10 класса работают с программным продуктом «Органическая химия», ученики 11 класса – «Общая и неорганическая химия», «Самоучитель по химии». Готовые электронные учебники не всегда можно использовать полностью.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов». В прошедшем учебном году удалось обучить моих коллег работе с данным программным продуктом. В результате примерно половина учителей школы стала эффективно использовать такую форму организации контроля знаний.

Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

С целью формирования единого научного мировоззрения я со своими коллегами – учителями биологии, экологии, географии начали работу над интегрированными проектами. Процесс оказался очень интересен и увлекателен и для меня, и для моих коллег, и для учеников. От учителя требуется смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой – помогать детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Второй год такие проекты учеников признаются лучшими во время проведения недели химии в школе.

Что же стало результатом использования современных образовательных технологий? Уверена, учитель в одиночку овладеть ими не сможет. Необходимо творческое сообщество учителей единомышленников, каким и является коллектив Семибалковской средней школы.

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только химии является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.

Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий учитель найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами, ради своих учеников, ради дела, которому служишь.

Каждый по-своему находит эти силы. Для меня третьим родным домом является мой кабинет, мои любимые цветы в нем. Именно они помогают мне каждое утро просыпаться с добрым намерением отправиться на работу в родную школу, снова открыть двери кабинета химии и, наверное, в сорокатысячный раз сказать: «Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок!»

                         

                                      Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации учителя химии средней

общеобразовательной школы

Эксперт Обухова Ольга Михайловна, старший методист Азовского РОО, учитель высшей категории, осуществила экспертизу профессиональной деятельности Глушенко Марины Алексеевны учителя химии МБОУ Семибалковской средней общеобразовательной школы Азовского района.

Глушенко Марина Алексеевна имеет высшее образование, окончила Ростовский государственный педагогический  университет в 2002 г.  квалификация  - учитель биологии по специальности «Биология»; в 2004 году, после  прохождения профессиональной  подготовки  по использованию компьютерных технологий в образовании программы Intel «Обучение для будущего» присвоена квалификация преподаватель-методист (тренер). Стаж работы 24 года, в данной школе - 23года, квалификационная категория - первая, В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: в 2009 году прошла курсы повышения квалификации при ИПК и ПРОв объеме 144 часа по программе «Химия», защитив итоговую работу на тему: «Экологическое образование при изучении химии» на «отлично».

В профессиональной  деятельности руководствуется  нормативными документами:

Конституцией РФ;

Конвенцией о правах ребенка;

Законом РФ об образовании;

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и  биологии № 1089 от 05.03.2004 г.»; Региональным Базисным учебным планом на 2010-2011 учебный год;

Федеральным компонентом государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и биологии (приказ МОиН РФ №1089 от 5 марта 2004 г.);

Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и биологии.  

Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям, высоко развиты. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет внимание к личности ученика, является для окружающих образцом этики и общей культуры. Дополнительно проведенное исследование школьного психолога показало, что на уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая обстановка.

Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач, Марина Алексеевна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Цели занятий формулируются в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная предмету и запросам обучающихся. Как преподаватель химии, Марина Алексеевна использует методы развивающего учения, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися. Одной из важнейших целей ее педагогической деятельности является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Для реализации этой цели она старается вместе с детьми создать образовательное пространство, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу».

Учитель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации учащихся на осуществление учебной деятельности. Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Побуждает интерес к предмету на уровне ярких примеров из содержания предмета. Использует индивидуальный подход в оценивании учеников. Включает элементы практической значимости материала для обучающихся, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые. Планирует различные виды деятельности обучающихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником, наглядными пособиями. На уроках биологии обучающиеся работают с настенными картами, картами атласа, наглядными пособиями, гербариями, муляжами, сделанными своими руками. Поддерживает положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбирает и разрабатывает главные вопросы содержания, определяет рациональную методику. Использует в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирует задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для  ребят со сниженной учебной мотивацией. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации у нее накоплен дидактический материал с образцами выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивает на сдачу ЕГЭ, воспитывает  ответственность за формирование знаний и умений. Но, при организации изучения нового материала не всегда дозируется прямая подача информации учителем, как ретранслятором знаний.

Преимущественно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умеет создать ситуации успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом. Учитывает интерес обучающихся к соревнованию как форме работы и использует взаимное сравнение и сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся. Хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности деятельности. Половина учащихся осваивает предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном (52% -2008 - 2009 учебный гoд;50% в 2009 - 2010 уч. г.55 % 2010-2011). Серьёзное внимание учитель уделяет привлечению учащихся к  участию в школьных олимпиадах, предметных неделях Победители школьного этапа олимпиады участвуют в олимпиадах муниципального уровня. Отсутствие победителей на этом уровне можно объяснить тем, что не все возможные ресурсы для поддержания мотивации учебной деятельности у обучающихся используются педагогом.

 В области обеспечения информационной основы деятельности учитель характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. На высоком уровне владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизировали деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками.

Учитель прошла курсы «Intel» и успешно применяет новые информационно -

коммуникационные технологии. В настоящее время с появлением компьютера в кабинете химии возможности применения компьютерных технологий на уроках химии значительно расширились. В своей работе учитель использует материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы (коллекции видеофрагментов, анимации процессов и явлений, изучаемых на уроках химии). Применение дисков стало частым явлением при организации повторения домашнего задания по демонстрируемым фрагментам, при изучении нового материала (просмотр химических экспериментов, требующих специальных условий проведения), при контроле знаний учащихся (проведение тестирования, которое также способствует дифференциации учебного процесса).

Использует в своей работе Марина Алексеевна и метод проектной деятельности как при изучении отдельных тем курса (10 класс « Диеновые углеводороды», «Волокна» «Каучук»; 11 класс «Химия и современное общество»), так и во внеурочной деятельности (9 класс «Тайны зеркал», «Секреты кристаллов» и др.). Опрос учащихся показал, что наибольшее предпочтение они отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий. Марина Алексеевна серьёзное внимание уделяет предметно-практической деятельности. Она способствует формированию предметных знаний по химии, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся.

В последние годы в школе стали практиковаться демонстрации презентаций (после изучения определенного раздела). Тематика работ различна: «Полимеры - материалы будущего», «Алмазы», «Химия в криминалистике», «Переработка нефти», «Атом - сложная частица». Для активизации исследовательской и проектной деятельности Марина Алексеевна применяет разнообразные приёмы: ставит проблемные вопросы, привлекает интересную дополнительную информацию, организует самостоятельную работу по осмыслению и усвоению нового материала и др. В помощь учащимся создана коллекция видео и аудиоматериалов по химии, собран обширный иллюстративный материал.

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Марина Алексеевна отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему типовую образовательную программу. Педагог успешно реализует модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы. Марина Алексеевна подготовила компьютерные презентации с помощью программ PowerPoint  по  многим темам курса химии и биологии в 8 - 11 классах.

 В школе хорошо оборудованный кабинет химии, в нём есть всё для проведения работ исследовательского характера и химических опытов, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков любых типов в 8-11 классах по программе О.С.Габриеляна, оформлена лаборатория. Учитель хорошо владеет методикой составления тестовых заданий, навыками составления текстов проверочных работ. В кабинете химии оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные материалы для учащихся.

Большое внимание  уделяет методической работе. За последние годы она принимала участие в районных семинарах, выступала  на методических и педагогических советах, августовских конференциях.

Имеющийся у Марины Алексеевны опыт является основанием для большей активности педагога в области самостоятельной разработки программы, дидактических и методических материалов. Однако на данном этапе профессионализации это умение практически не реализуется, что осознается и самим педагогом.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: организовать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Педагога отличают творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

  Для Марины Алексеевны характерна самокритичность в оценке уровня собственной квалификации. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), журнала, плана работы на столе, оформление стендов кабинета и т.д. позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы, подготавливает все необходимое для урока заранее, имеет реалистично простроенный план работы, следит за соблюдением временных интервалов, техники безопасности, использует приемы ритмичной организации работы: регламентирует чередование более сложных и простых видов работ. В результате добивается высокой работоспособности и согласованности действий, обучающихся на протяжении всего урока.

Учащиеся легко идут на контакт с учителем, преобладает дружеский тон общения; вопросы на уроке задаются по мере возникновения; ученики во время урока, соблюдая дисциплину, открыто признаются, что что-то не поняли и просят объяснить; спрашивают совета, интересуются мнением учителя о своем ответе. Учитель ориентирован на повышение квалификации, на развитие дидактических и методических умений. Осознает важность расширения приемов и методов работы

На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень квалификации Глушенко Марины Алексеевны - учителя химии МОУ Семибалковская СОШ Азовского района  - соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4.4).

Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуем:

- участие в проектных семинарах, направленных на освоение процедур разработки дидактических, методических материалов и программ (управление проектами);

- продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

-расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых учавствуют обучающиеся.

 Эксперт профессиональной

компетентности педагогических

и руководящих кадров образования:________________________О.М.Обухова.

 

Подпись эксперта заверяю

Заведующая РМК:                                _______________________Н.А.Абрамова.

6.3. Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя

Направление педагогического анализа

1.

                           ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ.       

1.Развитие познавательной, творческой активности в системе урочной,    внеурочной деятельности.

2.Формирование гуманистического отношения к окружающему миру,  формирование нравственных  основ  личности.

3.Формирование  культуры  взаимоотношений, речи, мыслительной деятельности.

4.Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5.Повышение уровня воспитанности учащихся.

6.Повышение здорового образа жизни.                                  

     СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ.


 ПЕРВАЯ  ЗАДАЧА - гуманизация воспитательного процесса, выражающая в

                              создании условий для всемирного развития личности, для  

                              пробуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию,

                              самовоспитанию.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА-поддержание и укрепление школьных традиций,

                               способствующих созданию общешкольного коллектива и

                              украшающих  его жизнь.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА-совершенствование методического мастерства классного  

                            руководителя, способного компетентно заниматься

                            осуществлением воспитательной  деятельности и эффективно

                            решать вопросы воспитания школьников.


                                  ОСНОВНЫЕ    ЦЕЛИ   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие  чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование  нравственной  позиции.

        Развитие познавательных интересов, потребности в познании

      культурно-исторических ценностей, развитие творческой

      активности.

        Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и

     приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей,

     накопленных народами России.


                     


2.

Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах:
динамика уровня воспитанности,
коммуникативной компетентности учащихся; 
участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив.

 

   По результатам  исследования уровень адаптации в прошлом учебном году – средний; из 22 учащихся 3 –е  дезодатпированы, 5 испытывают тревожность, норма - 13 обучающихся.

   Анализируя внутреннее эмоциональное состояние школьника, было определено наличием тревожных симптомов:


Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы (Глазков А., Платонова А., Сафонцева К., Кульков П., Краев Д., Новиков А., Ярошенко М.).


  Потребность в достижении успеха – неблагоприятный психический фон не позволяет ребенку развивать свои успехи (Матушкина А., Ревенко Т., Довбня А., Супруненко О.)


  Переживание социального страха – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развивается социальные контакты (Дыбов А., Машненкова Н., Антонова О., Степаненко О., Кошелапова А.).


  Страх самовыживания – Глушенко М., Пономарева А.


 Сотрудничество классного руководителя и родителей определялось всесторонним и систематическим изучением семьи, знанием особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Именно на это направлена  воспитательная работа в классом коллективе. В течение всего учебного года классным руководителем (Глушенко М.А.) было организованно посещение семей обучающихся своего класса, были посещены все семьи. Это позволило ближе познакомиться с самими ребятами, укладом жизни, традициями и обычаями, духовными ценностями и стилем взаимоотношений родителей с детьми. Кроме того такие посещения положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителей.

   В классе всего 20  человек. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

   Неполные семьи – 6, что составляет  30%

  Полные семьи  - 14, что составляет 70%

  Многодетные  -  4, что составляет 20%

  Малообеспеченные семьи – 5. Что составляет 25%

  Семьи ГР – 5, что составляет 25%.

Характерной чертой данного классного коллектива является огромное желание принимать активное участие  во всех как классных, так и общешкольных мероприятиях. Лидерами в классе являются члены актива, но  им лишь остается направлять в правильное русло движение коллектива в целом. Контроль за дежурством по классу, внешний вид, ведение классной документации ребята полностью взяли в свои руки, под непосредственным руководством классного руководителя.

   Среди ребят ярко выражена конкуренция в  подборе материала для личного портфолио.

Каждый стремится, принимая участие в мероприятиях, быть лучшим, чтобы получить грамоту за призовые места. Из мероприятий, которые произвели  на обучающихся большое впечатление, необходимо отметить: праздник: «Посвящение в пятиклассники», День здоровья в школе, классные часы: «Не оступись», «Мои права и обязанности», «Моя семья: традиции, родословная», «Захват заложников в Беслане», и др.


3.

Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества

Выборы родительского комитета.

Собрать информацию о родителях:

а)  жилищные условия, материальную обеспеченность,

б) образовательный уровень, интересы родителей к жизни школы и жизни класса,

в) уровень педагогической культуры,

г) авторитетность семьи в глазах ребёнка,

д) степень значимости воздействия родителей на ребёнка,

е) семейные традиции,

ж) положение детей в семье,

з) воспитательные возможности семьи

Проведение родительских собраний:

Сентябрь: «Переходный возраст: особенности контакта с подростками».

Октябрь: «Вредным привычкам скажем «НЕТ!».

Ноябрь: «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ребенка».

Декабрь: «Воля и пути ее формирования у подростка».

Январь: «Деньги как средство поощрения и наказания».

Февраль: «Как развивать чувство ответственности у ребенка».

Март: «Компьютер в жизни подростка».

Апрель: «Как научить ребенка защитить себя в ситуации насилия на улице».

Май: «Роль семьи в жизни подростка. Вот и стали мы на год взрослей». 


Проведение заседаний родительского комитета.

Анкетирование родителей.

Итоговое собрание совместно с детьми.





Раздел 7. Перечень представленных отзывов о  педагогической деятельности учителя и ее результатах.

      В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о проведенных  учителем мероприятиях, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио краткое

Моё портфолио....

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Портфолио ученика (краткое содержание)

Портфолио ученика (краткое содержание)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....