Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Сторожева Оксана Александровна

    Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл n_i_nn.docx31.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка по теме

    «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

    Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

    Задачи:

     - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

    - развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

    - воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование: карточки,  презентация.

    Ход  урока:

    1.Организационный момент.

    2Актуализация знаний учащихся.

    А)   Карточка (для сильного)     РАБОТА У ДОСКИ

          Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

           Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

    Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить  написание н и нн в выделенных словах.

    1. На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.

    1. Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.

    1. Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.

    В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.

    Фронтальный опрос.    

    - Как звучит тема сегодняшнего урока?

    - Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

    -  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)

    -  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

    - Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

    - Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

    - Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)

    3. Изучение новой темы.

            А). Создание проблемной ситуации.      

    - Ребята, я вам предлагаю выполнить  следующее задание:

    Дочь умна и воспита…а.

    Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

    Море взволнова(н,нн)о
    Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

    Некоторые люди очень рассея…ы.

    Семена рассея…ы по полю.

    - Перепишите предложения и  вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).

    Проверка выполнения.  На доске делается запись:    

     Дочь умна и воспитанна.      Девочка хорошо воспитана бабушкой.      

    Лицо девочки было взволнованно.  Море взволновано.                  

    Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю. 

    В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.

    Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных

    Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.

    Краткое причастие

    1. можно заменить  глаголом (воспитала)
    2. можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)

    Краткие отглагольные прилагательные

    1. заменяются полной формой (девочка воспитанная)
    2. обозначают постоянный признак предмета
    3. часто используются в переносном значении

    - Так какую задачу поставим сегодня на урок?      

    - Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

        В)  Смысловое чтение (работа по учебнику)  «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 63

    4. Закрепление

    а)  Распределительный диктант. 

    Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.

        Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

    б) Упр.85 в рабочих тетрадях

    В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)

    1. Маша избалована родителями.
    2. Девочка капризна и избалованна.
    3. Тучи рассеяны ветром.
    4. Книга нами прочитана
    5. Учительница талантлива и начитанна.
    6. Пианино кем-то расстроено.
    7. Студентка забывчива и рассеянна.

    1. Реки скованы льдом. 
    2. Море взволновано ветром
    3. Ночь волшебна и таинственна.
    4. Шерсть запутана котёнком.
    5. Мама обижена на сына. 
    6. Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.
    7. Комиссия образована вчера.
    8. Дети веселы и раскованны.

    в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).

    1. Ресурсы изысканы экономистами.

    2. Её манеры изысканны.

     3. Ягоды подавлены в корзине.

    4. Люди стояли подавленны и унылы.
    5. Сумма собрана по копеечке.
    6. Речь стройна и собранна.

    7. Вещи утеряны в дороге.

    8. Студентка рассеянна.

    9. Публика избалована гастролёрами.

    10.  Все трудности временны.

    11. Вещи утеряны в дороге.

    Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     +

     

     +

     

     +

     +

     +

     

     +

     

    +

     НН

     

     +

     

     +

     

     +

     

     +

     

     +

    5.Рефлексия

    Чему учились на уроке?

    Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

    6. Домашнее задание: п.22, Упр.№142 

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

     Н

     НН



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

    Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

    ·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

    Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

    Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

    Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"

    Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...

    Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

    Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...