Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сторожева Оксана Александровна

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме

«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

 - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки,  презентация.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А)   Карточка (для сильного)     РАБОТА У ДОСКИ

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить  написание н и нн в выделенных словах.

  1. На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.

  1. Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.

  1. Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.

В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.

Фронтальный опрос.    

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

- Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)

3. Изучение новой темы.

        А). Создание проблемной ситуации.      

- Ребята, я вам предлагаю выполнить  следующее задание:

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- Перепишите предложения и  вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения.  На доске делается запись:    

 Дочь умна и воспитанна.      Девочка хорошо воспитана бабушкой.      

Лицо девочки было взволнованно.  Море взволновано.                  

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю. 

В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.

Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных

Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.

Краткое причастие

  1. можно заменить  глаголом (воспитала)
  2. можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)

Краткие отглагольные прилагательные

  1. заменяются полной формой (девочка воспитанная)
  2. обозначают постоянный признак предмета
  3. часто используются в переносном значении

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?      

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

    В)  Смысловое чтение (работа по учебнику)  «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 63

4. Закрепление

а)  Распределительный диктант. 

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

б) Упр.85 в рабочих тетрадях

В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)

  1. Маша избалована родителями.
  2. Девочка капризна и избалованна.
  3. Тучи рассеяны ветром.
  4. Книга нами прочитана
  5. Учительница талантлива и начитанна.
  6. Пианино кем-то расстроено.
  7. Студентка забывчива и рассеянна.

  1. Реки скованы льдом. 
  2. Море взволновано ветром
  3. Ночь волшебна и таинственна.
  4. Шерсть запутана котёнком.
  5. Мама обижена на сына. 
  6. Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.
  7. Комиссия образована вчера.
  8. Дети веселы и раскованны.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).

1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

 3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10.  Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

5.Рефлексия

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№142 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 НН



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"

Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...