Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
материал по теме

Ляхова Татьяна Ивановна

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий 

и отглагольных прилагательных.

Тип урока: закрепления новых знаний.

Цели и задачи урока

Личностные результаты:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
  3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  5. Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные  результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.(Регулятивные УУД)
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий. (Познавательные УУД)
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. (Коммуникативные УУД)

Предметные результаты:  

  1. Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  2. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Отработка умения выбора нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных.

Цели для обучающихся.

Знать:

- различия между причастиями и отглагольными прилагательными;

- случаи написания Н и НН;

- алгоритм применения правила.

Уметь:

-  различать причастия и отглагольные прилагательные;

-  применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;

- использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные

Оборудование:

- дидактический материал (карточки разного уровня сложности для выполнения заданий, оценочный лист);

- компьютер;

- мультимедийный экран;

-проектор;

- презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - «лингвистическая кулинария». Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарное шоу. Но для начала я хочу узнать, не возникли ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания.

       2. Целеполагание.

- Девизом нашего урока пусть станут предложения:    (зачитывает ученик)

Человек неучёный, что топор неточеный.

Недоученный хуже неучёного.

Всему учёный, только неизловчённый.

Образование – богатство, а применение его – совершенство.

-Что это за предложения? (Пословицы)

- Что такое пословица? (Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм)

- Как  вы понимаете смысл пословиц? (Все пословицы о пользе учения. Всё, что вновь изучено, нужно уметь применять на практике и совершенствовать.)

- На какое правило подобраны пословицы? (На правило предыдущего урока)

- Я думаю, что вы уже поняли тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать изученное по теме…

- Формулировка темы урока совместно с детьми. (Запись числа, темы урока)

- Постановка задач урока.

- Зачем изучать эту тему?

-  Мы научимся грамотно писать самые сложные
слова – причастия и отглагольные прилагательные.
3. Актуализация знаний. Подготовка к реализации темы урока.

- Давайте вернёмся к пословицам. Вспомним то, что изучили на прошлом уроке.

Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий их правописание.

- Найдите в пословицах отглагольные прилагательные.

- Найдите в пословицах причастия.

- Объясните написание суффиксов страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

      4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

  1. Для того, чтобы в процессе деятельности на уроке вы не допустили ошибки, давайте составим алгоритм действий выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

                                                 Определить часть речи

         от глагола несов.в                                                                           от глагола сов.в

отглагольное прилагательное                                              страдательное причастие

                                                           определи, есть ли:

  1. приставка, кроме НЕ;
  2. зависимое слово;
  3. –ованный, -ёванный

                                            нет                                                    да

                                пиши     Н                                           пиши   НН

Итак, вернёмся к началу урока. Я пригласила вас на кулинарное шоу, и сегодня вы специалисты в области «кулинарной лингвистики». Проверку уровня вашей специальной подготовки проведём с помощью интересных  заданий. В процессе урока оценивайте себя сами, выставляя отметку в оценочные листы.

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Учитель: Главное действующее лицо кулинарного шоу- это..?.
Ученики: Повар.
Учитель: А что важно для повара?

Ученики:Повар должен хорошо готовить, создавать новые рецепты.
Учитель : А куда повар записывает свои рецепты?
Ученики: В кулинарную книгу.
Учитель : В кулинарной книге есть предисловие, в котором повар обращается к читателям. Однако, наш повар засомневался, правильно ли написана его статья. Давайте ему поможем! Это ваше первое задание.

Прочитаем предисловие

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст
(Тексты на столах)

Хорошего повара иногда называют  волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр,  доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда,  приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах. 

Учитель: Проверим текст. Правописание каких слов вызвало трудности у повара?

- Зачем вы выполнили эту работу? 

- Нужно учиться грамотно писать, ведь в кулинарной книге шеф-повара не может быть ошибок.

3. Самостоятельная работа.

Разноуровневая карточка

Памятка.  Как отличить причастия от отглагольных прилагательных. От этого зависит Н или НН!

Причастия имеет приставку (кроме не), а прилагательное не имеет.

Если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.

Причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.

Причастие образуется от  бесприставочных глаголов –ОВА, -ЕВА.

 

Здание на уровень «3»

Ваша цель: научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.

Здание: распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму (самопроверка и самооценка по ключу):

Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый  кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы.

 

Отглагольные прилагательные

Причастия

 

 

 

Задание на уровень «4»

Ваша цель: научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.

Здание:                          (самопроверка и самооценка по ключу)

1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:

Моченые яблоки –

Квашеная капуста -

2. Преврати причастия в прилагательные:

Тушённое с овощами мясо -

Растопленное масло –

3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.

Выдели суффиксы причастий:

Жареные – под_____________;

Кипяченый – вс____________;

4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:

Вода, насыщенная газами –

Помидоры, которые консервируют–

 

Задание на уровень «5»

Ваша цель: научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.

Здание:  попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.

4) Физминутка для глаз

5) Поучаствуем в кулинарном поединке. 

-  Наш повар мечтает открыть свой ресторан, давайте поможем ему составить меню.

Работа в группах.


1 команда

Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.


Задания:

1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
суше...ые грибы

нареза....ая колбаса 

расплавле...ый сыр

варе....ое яйцо

раската...ое тесто

измельче....ые помидоры

Ученики: В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишем нн.

 Это пицца. (Чтение рецепта)

Подсказка

Возьмите___  
Обмажьте_____

Добавьте____

И киньте _____

Поставьте _____

Готово_____

2команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; и
спользовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.

 Задания:

1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,

жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо, 

реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук

Ученики: Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, но имеющие при себе зависимые слова, пишутся с нн. Это мясо по-французски.
Подсказка

Возьмите___

Добавьте_____

И киньте _____

На_____ 

Обмажьте_____

Поставьте _____

Готово____

3команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; и
спользовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.

Задания:

 1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
маринова....ые огурцы 

консервирова....ый горошек

нареза...ые овощи

отваре...ые морковь и картофель

варе..ое яйцо

нашинкова...ый лук 
Ученики по мере выполнения задания зачитывают ответы: Причастия, образованные с помощью суффиксов -ова-, -ева-, -ирова-, пишутся с нн.
Это салат-оливье.
Подсказка

Возьмите___  

Добавьте_____

Киньте _____

Заправьте_____ 

- Зачитаем меню.

6) Тест

Цель: контроль изученного материала

1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?

А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый  сырок;

Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;

В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты

2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?

А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;

Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;

В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи

6.  Итоги

А теперь, пожалуйста, оцените урок и продолжите высказывания:

Теперь я могу…

Было интересно… 

Было трудно…

Урок мне понравился…

Урок мне не понравился…

Мне захотелось…

Мы убедились, что настоящий повар не только прекрасно готовит, но и грамотно пишет.

Выводы по теме урока, самооценка, оценки

7.Домашнее задание

  1. Параграф 21
  2. Найдите кулинарный рецепт , где употребляются причастия и отглагольные прилагательные.

или

  1. Составьте праздничное меню  использованием слов на изученную орфограмму.

                                               Приложения

Разноуровневая карточка

Памятка.  Как отличить причастия от отглагольных прилагательных. От этого зависит Н или НН!

Причастия имеет приставку (кроме не), а прилагательное не имеет.

Если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.

Причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.

Причастие образуется от  бесприставочных глаголов с суффиксами –ОВА, -ЕВА.

Выберите и выполните одно из заданий

Здание на уровень «3»

Ваша цель: научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.

Здание: распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму (самопроверка и самооценка по ключу):

Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый  кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы, топлё_ое молоко.

 

Отглагольные прилагательные

Причастия

 

 

Задание на уровень «4»

Ваша цель: научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.

Здание:                          (самопроверка и самооценка по ключу)

1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:

Моченые яблоки –

Квашеная капуста –

2. Преврати причастия в прилагательные:

Тушённое с овощами мясо –

Растопленное масло –

3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.

Выдели суффиксы причастий:

Жареные – под____________;

Кипяченый – вс____________;

4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:

Вода, насыщенная газами –

Помидоры, которые консервируют–

Задание на уровень «5»

Ваша цель: научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.

Здание:  попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.

1 команда

Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.


Задания:

1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.

суше...ые грибы

нареза....ая колбаса 

расплавле...ый сыр

варе....ое яйцо

раската...ое тесто

измельче....ые помидоры

Подсказка

Возьмите___  
Обмажьте_____

Добавьте____

И киньте _____

Поставьте _____

Готово_____



2команда

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

 Задания:

1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.

Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,

жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо, 

реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук

Подсказка

Возьмите___

Добавьте_____

И киньте _____

На_____ 

Обмажьте_____

Поставьте _____

Готово____

3команда

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.



Задания:

 1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.

маринова....ые огурцы 

консервирова....ый горошек

нареза...ые овощи

отваре...ые морковь и картофель

варе..ое яйцо

нашинкова...ый лук 

Подсказка

Возьмите___  

Добавьте_____

Киньте _____

Заправьте_____ 

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

Оценка

Самостоятельная работа по разноуровневой карточке

Работа в группе

Тест

Итог

Я себя оцениваю так

1 задание –

2 задание –

3 задание -  

Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

                                                 Определить часть речи

         от глагола несов.в                                                                           от глагола сов.в

отглагольное прилагательное                                              страдательное причастие

                                                           определить, есть ли:

  1. приставка, кроме НЕ;
  2. зависимое слово;
  3. –ованный, -ёванный

                                            нет                                                    да

                                пиши     Н                                           пиши   НН

гружёНая машина                                                       разгружеННая машина

                                                                                      гружёННая кирпичом машина

                                                                                     асфальтироваННая дорога

                                                                                       

Предисловие из кулинарной книги.

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.

Хорошего повара иногда называют  волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр,  доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда,  приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах. 

Предисловие из кулинарной книги.

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.

Хорошего повара иногда называют  волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр,  доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда,  приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах. 

Предисловие из кулинарной книги.

Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.

Хорошего повара иногда называют  волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр,  доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда,  приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Данная презентация содержит материал для проведения урока в 7 класее по теме"Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"...


 

Комментарии