Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

    Кузьмина Елена Васильевна

    Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Муниципальное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением  отдельных предметов»  поселка городского типа Камские Поляны Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе

    Учитель высшей квалификационной категории Кузьмина Елена Васильевна 

    2019 год

    Тема: Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных

    Тип урока: закрепления новых знаний

    Цели: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН

     Задачи урока:

     - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

    - развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

    - воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

    Личностные результаты:

    1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    2. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
    3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
    5. Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.

    Метапредметные  результаты:

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.(Регулятивные УУД)
    2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий. (Познавательные УУД)
    3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. (Коммуникативные УУД)

    Предметные результаты:  

    1. Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
    2. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Отработка умения выбора нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных;

    Цели для обучающихся.

    Знать:

    - различия между причастиями и отглагольными прилагательными;

    - случаи написания Н и НН;

    - алгоритм применения правила.

    Уметь:

    -  различать причастия и отглагольные прилагательные;

    -  применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;

    - использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные

    Оборудование:

    - дидактический материал (карточки разного уровня сложности для выполнения заданий, оценочный лист), сигнальные карты.

    - компьютер;

    - мультимедийный экран;

    - проектор;

    - презентация;

    План урока

    1. Организационный момент.

    - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Начнем мы его со сказки. Прочитай, пожалуйста, нам её с экрана, Ангелина.

    Слайд №1.                                            Лингвистическая сказка

    Всеми обижен__ое, всеми унижен…ое, никем не привече…ое, почти не замече…ое — бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всѐ у него в прошлом. А ведь было время...

    Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое. находится при нѐм в качестве его дополнения.

    — Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

    — Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н . Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите... А Причастие продолжает:

    — И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?                                                                                               Ф. Кривин

    - О каких причастиях мы сегодня продолжаем разговор на уроке?

    - Что вы знаете о них?

    Давайте проверим.

     Работа с красными и синими карточками. Проверка правописания е, ё, а, я перед н,нн.

     Слайд №2. Вспаханный, склеенный, заученный, обстреленный, выточена,  расстреляны, замешенное (тесто), замешанный (в плохом деле),  засеянное, подвешенная, потушенный.

    Вернёмся к сказке.  Спишите первое предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните причастия.  

    -С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы написать –н-; -нн- ?

    -Какая тема нашего урока? (Одна и две буквы -нн- в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных)

    Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий, их правописание.

    - Постановка задач урока.

    - Зачем надо изучать эту тему?

    -  Мы научимся грамотно писать самые сложные
    слова – причастия и отглагольные прилагательные.

    Слайд №3.                                  Изучение и закрепление  нового материала

                                             (Распечатать всем на парту, чтобы написали условия)

    Примеры причастий

    Условия

    1)Со-бранный, с-кошенная

    В причастиях есть приставка

    2)вязанная бабушкой кофта

    У причастия есть зависимое слово

    3)маринованные, асфальтированные

    У причастий есть  суффикс-ова-, (-ева-), , -ирова

    4) решённый , купленный

    Причастие образовано от глагола совершенного вида

    Примеры  отглагольных прилагательных

    Условия

    1.Кошеный луг

    Нет приставки

    2.Вязаная кофта

    Нет зависимого слова

    3.-

    Нет суффиксов -ова-, (-ева-), , -ирова

    4.Жареный

    Образовано от глагола несовершенного вида

    - Сравните с  параграфом  учебника!

    Слайд №4 .

    ЗАДАНИЕ №1.Узнай их в лицо! Как можно сгруппировать  данные словосочетания?

    Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

    Задание: 1группа:  подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные ,  2 группа : двумя - причастия , 3 группа:  волнистой линией – отымённые прилагательные. (Можно выписать)

    Ответ:

    Прилагательные

    Отглагольные

    Причастия

    прилагательные

    Оконный проѐм

    печѐное яблоко

    выглаженный сарафан

    обеденный стол

    копчѐный угорь

    подписанная открытка

    сонное царство

    калѐные орехи

    запылѐнная одежда

    письменные принадлежности

    вчера приготовлены

    телефонная книга

    газированная вода

    маринованные грибы

    посаженные в саду

    жаренные на масле.

    Оценивание: Без ошибок - 5б., одна ошибка -4б., две и более- 3б.

    Физкультминутка !!!

    3.Соедини стрелками словосочетания, включающие причастия и имена прилагательные, с их характеристиками, вставь пропущенные буквы. Проверь себя по ключу! Работа в паре.

    1.Деревян .. ый дом

    1.  Бесприставочное отглагольное имя прилагательное

    2. Газеты сожжен .. ы

    2. Полное причастие

    3.Разбросан .. ые книги

    3. Краткое причастие

    4. Шлифован .. ый камень

    4.  Отглагольное   имя   прилагательное   на -ованный-, -ѐванный-

    5. Стрижен .. ый мальчишка

    5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных

    Ответ:

    1.Деревянный дом

    5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных

    2. Газеты сожженеы

    3. Краткое причастие

    3.Разбросанные книги

    2. Полное причастие

    4. Шлифованный камень

    4.  Отглагольное   имя   прилагательное   на -ованный-, -ѐванный-

    5. Стриженый мальчишка

    1.  Бесприставочное отглагольное имя прилагательное

    2.Алгоритм

    Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

                                                     Определить часть речи

             от глагола несов.в                                                                           от глагола сов.в

    отглагольное прилагательное                                              страдательное причастие

                                                               определить, есть ли:

    1. приставка, кроме НЕ;
    2. зависимое слово;
    3. –ованный, -ёванный

                                                нет                                                    да

                                    пиши     Н                                           пиши   НН

    гружёНая машина                                                       разгружеННая машина

                                                                                          гружёННая кирпичом машина

                                                                                         асфальтироваННая дорога

                                                                                           

    1. Форма работы: групповая

    1 команда

    Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

    Задания:

    1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

    2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
    суше...ые грибы
    нареза....ая колбаса 
    расплавле...ый сыр
    варе....ое яйцо
    раската...ое тесто
    измельче....ые помидоры

    2команда

    Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

     Задания:

    1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

    2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
    Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,
    жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо, 
    реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук

    3 команда
    Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

    Задания:

     1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

    2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
    маринова....ые огурцы 
    консервирова....ый горошек
    нареза...ые овощи
    отваре...ые морковь и картофель
    варе..ое яйцо
    нашинкова...ый лук 

    5.Тест

    Цель: контроль изученного материала

    1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?

    А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый  сырок;

    Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;

    В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты

    2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?

    А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;

    Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;

    В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи

    Ответ: 1.Б; 2.Б.

    6.Рефлексия

    А теперь, пожалуйста, оцените урок и продолжите высказывания:

    Теперь я могу…

    Было интересно… 

    Было трудно…

    Мне захотелось…

    7.Итоги урока

    8.Домашняя работа. П.139. Упр.215,216 или составить свой кулинарный рецепт, используя причастия по теме урока.

    Оценочный лист  ученика(цы)___класса  _______________________________(ФИ)

    №/№

    Задания

    Время выполнения

    Баллы

    1.

    1группа:  подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные ,  2 группа: двумя - причастия , 3 группа:  волнистой линией – отымённые прилагательные:

     Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

    6 мин

    Без ошибок 5б., одна ошибка 4б., две- 3балла

    2.

    Соотнесите пример и правило

    3 мин

    3.

    1 команда

    Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

    Задания:

    1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

    2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
    суше...ые грибы
    нареза....ая колбаса 
    расплавле...ый сыр
    варе....ое яйцо
    раската...ое тесто
    измельче....ые помидоры

    7 мин

    4.

    Тест

    1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?

    А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый  сырок;

    Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;

    В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты

    2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?

    А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;

    Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;

    В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи

    5 мин

    2б., 1б.,0б.

    2.

    1.Деревян .. ый дом

    1.  Бесприставочное отглагольное имя прилагательное

    2. Газеты сожжен .. ы

    2. Полное причастие

    3.Разбросан .. ые книги

    3. Краткое причастие

    4. Шлифован .. ый камень

    4.  Отглагольное   имя   прилагательное   на -ованный-, -ѐванный-

    5. Стрижен .. ый мальчишка

    5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных

    Н и НН в страдательных причастиях и отглаголных прилагательных

    Примеры причастий

    Условия

    1)Со-бранный, с-кошенная

    2)вязанная бабушкой кофта

    3)маринованные, асфальтированные

    4) решённый , купленный

    Примеры  отглагольных прилагательных

    Условия

    1.Кошеный луг

    2.Вязаная кофта

    3.-

    4.Жареный

    Список использованной литературы:

    1. Бабайцева В.В., Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория 5-9 кл.:учебник, -3-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2014
    2. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Еремеева А.Н.,Практика. 7 кл., учебник, -3-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2016
    3. https://multiurok.ru/index.php/files/distantsionnyi-urok-po-russkomu-iazyku.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

    Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

    Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

    Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

    Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

    Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

    Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

    Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....