Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» поселка городского типа Камские Поляны Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Учитель высшей квалификационной категории Кузьмина Елена Васильевна
2019 год
Тема: Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Тип урока: закрепления новых знаний
Цели: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН
Задачи урока:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Личностные результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.(Регулятивные УУД)
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий. (Познавательные УУД)
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. (Коммуникативные УУД)
Предметные результаты:
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Отработка умения выбора нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных;
Цели для обучающихся.
Знать:
- различия между причастиями и отглагольными прилагательными;
- случаи написания Н и НН;
- алгоритм применения правила.
Уметь:
- различать причастия и отглагольные прилагательные;
- применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;
- использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные
Оборудование:
- дидактический материал (карточки разного уровня сложности для выполнения заданий, оценочный лист), сигнальные карты.
- компьютер;
- мультимедийный экран;
- проектор;
- презентация;
План урока
- Организационный момент.
- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Начнем мы его со сказки. Прочитай, пожалуйста, нам её с экрана, Ангелина.
Слайд №1. Лингвистическая сказка
Всеми обижен__ое, всеми унижен…ое, никем не привече…ое, почти не замече…ое — бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всѐ у него в прошлом. А ведь было время...
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое. находится при нѐм в качестве его дополнения.
— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.
— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н . Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите... А Причастие продолжает:
— И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего? Ф. Кривин
- О каких причастиях мы сегодня продолжаем разговор на уроке?
- Что вы знаете о них?
Давайте проверим.
Работа с красными и синими карточками. Проверка правописания е, ё, а, я перед н,нн.
Слайд №2. Вспаханный, склеенный, заученный, обстреленный, выточена, расстреляны, замешенное (тесто), замешанный (в плохом деле), засеянное, подвешенная, потушенный.
Вернёмся к сказке. Спишите первое предложение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните причастия.
-С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы написать –н-; -нн- ?
-Какая тема нашего урока? (Одна и две буквы -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных)
Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий, их правописание.
- Постановка задач урока.
- Зачем надо изучать эту тему?
- Мы научимся грамотно писать самые сложные
слова – причастия и отглагольные прилагательные.
Слайд №3. Изучение и закрепление нового материала
(Распечатать всем на парту, чтобы написали условия)
Примеры причастий | Условия |
1)Со-бранный, с-кошенная | В причастиях есть приставка |
2)вязанная бабушкой кофта | У причастия есть зависимое слово |
3)маринованные, асфальтированные | У причастий есть суффикс-ова-, (-ева-), , -ирова |
4) решённый , купленный | Причастие образовано от глагола совершенного вида |
Примеры отглагольных прилагательных | Условия |
1.Кошеный луг | Нет приставки |
2.Вязаная кофта | Нет зависимого слова |
3.- | Нет суффиксов -ова-, (-ева-), , -ирова |
4.Жареный | Образовано от глагола несовершенного вида |
- Сравните с параграфом учебника!
Слайд №4 .
ЗАДАНИЕ №1.Узнай их в лицо! Как можно сгруппировать данные словосочетания?
Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.
Задание: 1группа: подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные , 2 группа : двумя - причастия , 3 группа: волнистой линией – отымённые прилагательные. (Можно выписать)
Ответ:
Прилагательные | Отглагольные | Причастия |
прилагательные | ||
Оконный проѐм | печѐное яблоко | выглаженный сарафан |
обеденный стол | копчѐный угорь | подписанная открытка |
сонное царство | калѐные орехи | запылѐнная одежда |
письменные принадлежности | вчера приготовлены | |
телефонная книга | газированная вода | |
маринованные грибы | ||
посаженные в саду | ||
жаренные на масле. |
Оценивание: Без ошибок - 5б., одна ошибка -4б., две и более- 3б.
Физкультминутка !!!
3.Соедини стрелками словосочетания, включающие причастия и имена прилагательные, с их характеристиками, вставь пропущенные буквы. Проверь себя по ключу! Работа в паре.
1.Деревян .. ый дом | 1. Бесприставочное отглагольное имя прилагательное |
2. Газеты сожжен .. ы | 2. Полное причастие |
3.Разбросан .. ые книги | 3. Краткое причастие |
4. Шлифован .. ый камень | 4. Отглагольное имя прилагательное на -ованный-, -ѐванный- |
5. Стрижен .. ый мальчишка | 5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
Ответ:
1.Деревянный дом | 5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
2. Газеты сожженеы | 3. Краткое причастие |
3.Разбросанные книги | 2. Полное причастие |
4. Шлифованный камень | 4. Отглагольное имя прилагательное на -ованный-, -ѐванный- |
5. Стриженый мальчишка | 1. Бесприставочное отглагольное имя прилагательное |
2.Алгоритм
Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Определить часть речи
от глагола несов.в от глагола сов.в
отглагольное прилагательное страдательное причастие
определить, есть ли:
- приставка, кроме НЕ;
- зависимое слово;
- –ованный, -ёванный
нет да
пиши Н пиши НН
гружёНая машина разгружеННая машина
гружёННая кирпичом машина
асфальтироваННая дорога
- Форма работы: групповая
1 команда
Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
суше...ые грибы
нареза....ая колбаса
расплавле...ый сыр
варе....ое яйцо
раската...ое тесто
измельче....ые помидоры
2команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,
жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо,
реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук
3 команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
маринова....ые огурцы
консервирова....ый горошек
нареза...ые овощи
отваре...ые морковь и картофель
варе..ое яйцо
нашинкова...ый лук
5.Тест
Цель: контроль изученного материала
1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?
А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый сырок;
Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;
В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты
2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?
А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;
Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;
В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи
Ответ: 1.Б; 2.Б.
6.Рефлексия
А теперь, пожалуйста, оцените урок и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
7.Итоги урока
8.Домашняя работа. П.139. Упр.215,216 или составить свой кулинарный рецепт, используя причастия по теме урока.
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
№/№ | Задания | Время выполнения | Баллы |
1. | 1группа: подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные , 2 группа: двумя - причастия , 3 группа: волнистой линией – отымённые прилагательные: Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле. | 6 мин | Без ошибок 5б., одна ошибка 4б., две- 3балла |
2. | Соотнесите пример и правило | 3 мин | |
3. | 1 команда Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН. Задания: 1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов? 2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН. | 7 мин | |
4. | Тест 1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные? А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый сырок; Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон; В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты 2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени? А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба; Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец; В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи | 5 мин | 2б., 1б.,0б. |
2.
1.Деревян .. ый дом | 1. Бесприставочное отглагольное имя прилагательное |
2. Газеты сожжен .. ы | 2. Полное причастие |
3.Разбросан .. ые книги | 3. Краткое причастие |
4. Шлифован .. ый камень | 4. Отглагольное имя прилагательное на -ованный-, -ѐванный- |
5. Стрижен .. ый мальчишка | 5. Исключение из правила правописания н, нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных |
Н и НН в страдательных причастиях и отглаголных прилагательных
Примеры причастий | Условия |
1)Со-бранный, с-кошенная | |
2)вязанная бабушкой кофта | |
3)маринованные, асфальтированные | |
4) решённый , купленный |
Примеры отглагольных прилагательных | Условия |
1.Кошеный луг | |
2.Вязаная кофта | |
3.- | |
4.Жареный |
Список использованной литературы:
- Бабайцева В.В., Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория 5-9 кл.:учебник, -3-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2014
- Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Еремеева А.Н.,Практика. 7 кл., учебник, -3-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2016
- https://multiurok.ru/index.php/files/distantsionnyi-urok-po-russkomu-iazyku.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" - урок с применением ИКТ технологий....
Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»
Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Урок по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных».
Урок в 7 классе. Написание -н- и -нн- у причастий и отглагольных прилагательных....
Комментарии
спасибо
спасибо