Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель урока: познакомить с правилом написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Задачи:
- обучающие: сформировать умения выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени; сформировать умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме;
- развивающие: развивать умения разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; развивать умения и навыки работы с источниками учебной информации;
- воспитательные: пробуждать интерес к изучаемому предмету; способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения
Тип урока: урок – введение нового материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Разработала: Яшунина Наталья Вячеславовна,
учитель русского языка.
Тема урока «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Базовый учебник Русский язык. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.:науч.ред.Н.М.Шанский. М.: Просвещение.
Цель урока: познакомить с правилом написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Задачи:
- обучающие: сформировать умения выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени; сформировать умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме;
- развивающие: развивать умения разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; развивать умения и навыки работы с источниками учебной информации;
- воспитательные: пробуждать интерес к изучаемому предмету; способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения
Тип урока: урок – введение нового материала
Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная панель
Структура и ход урока
1. Организация начала урока
2. Изучение нового материала с использованием приема «Составление алгоритма»
Изучение слов, написанных на доске:
иллюстрированный, корчеванный, брошен, подстриженный, золоченый, украшен, асфальтированный, сваренный, выстриженный, кованый, решенный, позолоченный, жеваный, стриженый, брошенный, принесен, вареный.
Вопросы для обсуждения (объяснение нового материала, составление алгоритма)
- Что общего у всех этих слов? (Они образованы от глаголов)
- Попробуйте сгруппировать эти слова – количество групп и их состав определите сами; главное, что вы должны будете помнить – вы должны уметь объяснить, почему вы те или иные слова объединили в одну группу.
- Обсудите свои варианты распределения слов по группам в парах. Попробуйте выработать общий вариант распределения слов по группам. Если возникают сложности в выработке общего варианта, отметьте те вопросы, которые вызвали разногласия, и попробуйте сформулировать причину, по которой не удалось прийти к общему мнению.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось, какие варианты распределения слов по группам у вас получились.
(Обсуждение и аргументация предложенных вариантов).
- А теперь сравните ваши группы с моим вариантом распределения слов на группы:
- иллюстрированный, асфальтированный, корчеванный
- кованый, жеваный
- стриженый, золоченый, вареный
- решенный, подстриженный, выстриженный, брошенный, позолоченный, сваренный
- украшен, принесен, брошен
- Попробуйте найти признаки, по которым в моем варианте слова распределены по группам.
- Правописание какой группы слов вы можете объяснить? (Последней – украшен, принесен). Вспомните правило: почему у этих слов в суффиксе пишется одно н? (Краткие причастия пишутся с одним н)
- Почему к остальным словам нельзя применить это правило? (Они стоят в полной форме)
- Итак, мы с вами знаем правило написания одного и двух н в суффиксах кратких форм причастий. Какое правило нам еще не известно? (Правописание одного и двух н в суффиксах полных форм причастий).
- Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить на уроке. (Наша задача сегодня – вывести правило правописания одного и двух н в суффиксах для полных форм причастий).
- Как вы думаете, почему полные причастия с одним н в суффиксе даны не в одной группе, а разбиты на две группы, и причастия с двумя н тоже разбиты на две группы? (Наверное, разным орфографическим правилам подчиняются)
- Что же общего у слов первой группы, которые пишутся с нн? (на –ованн-)
- Все ли слова на –ованн- пишутся с нн? (Нет, кованый, жеваный выделены в отдельную группу, они пишутся с одним н)
- Какой вывод можно сделать о правописании слов на –ованн-? (Слова на -ованн- пишутся с двумя нн, кроме кованый, жеваный)
- Чем отличаются друг от друга слова 3-ей и 4-ой групп, ведь среди них есть и однокоренные слова, которые отличаются друг от друга одним или двумя н в суффиксе: например: cтриженый – подстриженный, выстриженный; золоченый – позолоченный, вареный – сваренный? (Приставкой).
- А как тогда объяснить то, что слова решенный, брошенный тоже попали в 4-ю группу, хоть у них нет приставки? Значит, должен быть другой признак, более общий, который есть и у слов с приставкой, и у слов без приставки. Сравните, что общего у слов брошенный и подстриженный? (Оба причастия – совершенного вида) А теперь сравните слова из 3-ей группы по этому признаку со словами 4-й группы. Какой вывод можно сделать о правописании слов 3 и 4 группы? (Слова, образованные от глаголов сов. вида, пишутся с двумя нн, а слова, образованные от глаголов несов. вида, пишутся с одним н)
- А сейчас сравните еще два причастия: жареный гусь – жаренный с яблоками гусь. Почему в первом словосочетании причастие жареный написано с одной н? (Оно образовано от глагола несовершенного вида)
- Но во втором словосочетании слово жаренный написано с двумя нн, и это тоже правильно. Получается, что во втором словосочетании используется еще одно правило, которое мы еще не знаем.
- Давайте подумаем, что же может влиять на написание двух нн в суффиксе причастия жаренный во втором словосочетании. А для этого нужно определить, чем отличаются эти словосочетания друг от друга. (Во втором словосочетании при причастии есть зависимое слово).
- Попробуйте уточнить правило для полных причастий, образованных от глаголов несовершенного вида с учетом вывода, который вы только что сделали (в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов несовершенного вида, пишешься два нн, если есть зависимое слово, и одно н – если нет зависимых слов).
- Итак, мы с вами сформулировали три правила, которым подчиняется написание одного и двух н в суффиксах слов, образованных от глаголов. И еще одно правило (правописание одного н в суффиксах кратких причастий) вам известно из предыдущих уроков. Чтобы не ошибиться в выборе правила, нам нужно рассуждать в такой последовательности, которая поможет нам безошибочно выбрать нужное правило. Такая последовательность рассуждений называется алгоритмом. С алгоритмами вы уже встречались, например, когда определяли, какую безударную гласную надо писать в окончании глагола – е или и – и во многих других случаях. Сегодня мы попытаемся самостоятельно составить алгоритм, который поможет нам правильно написать одно и два н в суффиксах причастий. С чего мы должны начать наше рассуждение?
Далее пошагово обсуждается последовательность алгоритма, при этом рассматриваются все предлагающиеся варианты, анализируются их сильные и слабые стороны (если мы построим наше рассуждение таким образом, то у нас получится, что …), уточняются, дополняются, корректируются. В результате обсуждения может получиться следующий алгоритм:
5. Контроль полученных знаний
- С целью проверки усвоения темы выполним контрольный тест. (Карточки)
Задание: вставьте буквы Н или НН.
- Проверим тест.
(Открываю ответы и озвучиваю - учащиеся проверяют).
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- В скольких случаях в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется одна буква Н? две НН?
- Закончите фразу : “Я доволен своей работой на уроке, потому что…” или “Я не очень доволен своей работой на уроке, потому что…”
7. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Урок 35 - 7 класс...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...

Урок по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных».
Урок в 7 классе. Написание -н- и -нн- у причастий и отглагольных прилагательных....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

