Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 35 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_35.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок 35   (7 класс)

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных

прилагательных. (§ 21)  

Цели:  а) закрепить знания о правописании одной и двух букв -н-, полученные на предыдущем уроке;

б) повторить синтаксический разбор и разбор слов по составу;

в) р/р. Вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами.

Урок  № 2

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (по цепочке).

§ 21, выучить правило; упр. 114; выучить  исключения.

3. Повторение темы.

Ребята рассказывают о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

В это время один из учеников записывает на доске исключения, взятые по данной теме на прошлом уроке.

Напишите глаголы, от которых были образованы данные исключения.

— Почему эти слова называются отглагольными прилагательными?

Задание 1.

Распределите словосочетания на две колонки:  -н-  и  -нн-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея, усыпана листьями;

машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек;

плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос;

                Урок 35

        (7 класс)

тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен;

не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана;

 вязаная кофта; смышлёный мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

Слова  неразобранные   и   незапряжённая   разберите по составу.

Задание 2. 

На доске записаны слова, расставьте в них ударение.

Понявший — понятый; поднявший — поднятый;

начавший — начатый; взят — взята; переведён — переведена;

привезён — привезена; нанесён — нанесена; создан — создана.

Задание 3. 

Запишите предложения.

Рота солдат вышла на мощеную дорогу.

По дороге, мощенной булыжникам, шла рота солдат.

 Почему в первом предложении в слове мощеная одна буква -, 

     а во втором предложении в слове  мощенная  две?

(в первом предложении — прилагательное, образованное от глагола несов. в.; во втором — причастие)

Выполните синтаксический разбор предложений.

Задание 4.

Упр. 123,125.

Выполняются на доске. Три ученика в это время работают по карточкам.

        Урок 35

        (7 класс)

……………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 1.

Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму.

Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавше..ая 

шторами; беше..ый нрав; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения;

соединё..ые канатам; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; 

необыкнове..ый человек; нехоже..ые тропинки;

осмол..ое крыльцо; назва..ый брат; украше..а резьбой.

С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.

……………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.

Явстве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет;

прожжё..ая скатерть; неслыха.. ая наглость; кваше..ая капуста; 

огород засея..; жаре.. ая рыба; писа..ые людьми законы; из6алова..ый ребёнок;

 потуше..ый костёр; защище..а  от пыли; заброше..ый дом;

прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа.. ый пучок; озаре.. солнцем;

запуще..ый сад; прида..ое невесты.

……………………………………………………………………………………………………..

        Урок 35

        (7 класс)

Карточка № 3.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.

Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить, разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.

……………………………………………………………………………………………………….

4.  Выводы по уроку.

— Сколько -н- пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?

— Сколько -н- нужно писать в отглагольных прилагательных на – ованный, – ёванный ?

 Сколько -н- пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов?

    А от приставочных?

— Перечислите слова-исключения.

…………………………………………………………………………………………………….

Домашнее задание. 

       § 21,22,  повторить правила на стр.56, 59; упр. 128.

        Карточка № 1. (СЛ)                                           Урок 35 (7 класс)

Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму.

Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавше..ая 

шторами; беше..ый нрав; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения;

соединё..ые канатам; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; 

необыкнове..ый человек; нехоже..ые тропинки;

осмол..ое крыльцо; назва..ый брат; украше..а резьбой.

С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.

……………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2. (С)        Урок 35 (7 класс)

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.

Явстве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет;

прожжё..ая скатерть; неслыха.. ая наглость; кваше..ая капуста; 

огород засея..; жаре.. ая рыба; писа..ые людьми законы; из6алова..ый ребёнок;

 потуше..ый костёр; защище..а  от пыли; заброше..ый дом;

прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа.. ый пучок; озаре.. солнцем;

запуще..ый сад; прида..ое невесты.

……………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 3. (СР)        Урок 35 (7 класс)

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.

Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить,

разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

презентация "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

прехентация к уроку "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" 7 класс...

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Урок :Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных

Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных...