Главные вкладки

    Электронное портфолио педагога
    статья по теме

    Максимук Евгения Александровна

    Я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Мы рассмотрим структуру портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektronnoe_portfolio_pedagoga.docx27.6 КБ
    Файл elektronnoe_portfolio.pptx462.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ                                        

    Подготовила:

    Учитель-дефектолог

    Максимук Е.А.

    Я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Мы рассмотрим структуру портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

    Для начала нужно определиться, какого же рода слово "портфолио" - мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Слово "портфолио" не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Я выбрала последний вариант.

    В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю несколько из них.

    Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

    Портфолио - форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени.

    В широком смысле портфолио – это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере профессиональной деятельности (т.е. разработки, наиболее значимые продукты деятельности)

    Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

    Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

    Цель создания портфолио учителя

    У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

    Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

    Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

    Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

    Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

    Виды портфолио учителя

    Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

    Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

    Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

    Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

    Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

    Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

    Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

    Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

    Структура портфолио учителя. Вариант №1.

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ

    ФИО.

    Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

    Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

    Год рождения. Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, то пожалуйста – можно указать год рождения.

    Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

    Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой.

    Образование.

    В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

    Трудовой и педагогический стаж работы.

    Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

    Повышение квалификации.

    В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

    Награды, грамоты, благодарственные письма.

    Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

    Копии документов.

    Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

    Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов.

    2 . РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В этом разделе должны быть собраны:
    материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

    сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
    результаты мониторингов;
    сведения о наличии медалистов (в нашем случае, отмечаем детей, отличившихся высоким процентом по внятности речи и проверке слухового восприятия, у нас есть «доска почета»);
    и т.п.

    Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

    3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
    - обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

    - описание используемых образовательных технологий;
    - применение  в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
    - использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
    - работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром,  вузами и другими учреждениями;

    - участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
    - участие в методических и предметных неделях;
    - организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
    - проведение научных исследований;
    - разработка авторских программ;
    - написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
    - подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

    - публикации в региональных и федеральных изданиях: авторские методические и дидактические материалы

    - методические разработки, имеющие авторскую позицию, новые идеи.

    4. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ

    Раздел должен содержать следующие  документы:
    - список творческих работ, рефератов, работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
    - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований;

    - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий;
    - программы работы кружков и факультативов;
    другие документы.

    5. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

    В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
    - список словарей и другой справочной литературы по предмету;
    - список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
    - наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
    - наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
    - аудио- и видеопособия;
    - наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
    - измерители качества обученности учащихся;
    другие документы по желанию учителя.

    6. ПРИЛОЖЕНИЕ

    Здесь педагог может выложить все то, что не перечислено выше, но он считает нужным для обозрения. Важно не «переборщить»! В портфолио должно указываться только то, что характеризует педагога как специалиста в своей деятельности.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Если вы обладаете талантом писателя или хотите действительно произвести впечатление, то начать портфолио лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе - выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

    Можно сделать оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);

    И введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельства своего профессионализма.

    СПИСОК САЙТОВ, ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ И

    КУДА МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ  СВОЕ ПОРТФОЛИО:

    http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

    http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал

    http://www.openclass.ru/ Сетевые образовательные сообщества

    http://pedsovet.org/ Всероссийский интернет-педсовет

    http://portfolio-edu.ru/ Портфолио учителей

    http://pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей

    http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей

    и др.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ Подготовила: Учитель-дефектолог Максимук Е.А .

    Слайд 2

    Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Портфолио - форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. В широком смысле портфолио – это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере профессиональной деятельности (т.е. разработки, наиболее значимые продукты деятельности) Что такое ПОРТФОЛЕО?

    Слайд 3

    Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя , который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

    Слайд 4

    - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции - альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Цель ПОРТФОЛЕО

    Слайд 5

    Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности. Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования. Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности. Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы Виды ПОРТФОЛЕО

    Слайд 6

    Ф.И.О Год рождения Образование. Трудовой и педагогический стаж работы. Повышение квалификации. Награды, грамоты, благодарственные письма. Копии документов. Структура ПОРТФОЛЕО ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ ФОТО

    Слайд 7

    2 . РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ результаты освоения обучающимися образовательной программы; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года; участие воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; сведения о наличии медалистов ; результаты мониторингов; и т.п.

    Слайд 8

    3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - публикации в региональных и федеральных изданиях: авторские методические и дидактические материалы методические разработки, имеющие авторскую позицию, новые идеи. - использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; - работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах - участие в методических и предметных неделях; - организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; - разработка авторских программ…

    Слайд 9

    4. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ список творческих работ, рефератов, работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; программы работы кружков и факультативов…

    Слайд 10

    5. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п .); аудио- и видеопособия ; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

    Слайд 11

    6. ПРИЛОЖЕНИЕ Здесь педагог может выложить все то, что он считает нужным.

    Слайд 12

    РЕКОМЕНДАЦИИ: Эссе; Оглавление; Введение.

    Слайд 13

    http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал http://www.openclass.ru/ Сетевые образовательные сообщества http://pedsovet.org/ Всероссийский интернет-педсовет http://portfolio-edu.ru/ Портфолио учителей http://pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей и др. Сайты

    Слайд 14

    УСПЕХОВ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронное портфолио педагога

    Данное портфолио сильно упрощено по сравнению с подготовленным  к аттестации. Его цель - дать представление о таких преимуществах  электронного портфолио как наглядность и легкость изложения...

    Электронное портфолио педагога-организатора

    Портфолио - наиболее популярный способ оценки деятельности педагога. в моем потрфолио представлены результаты профессиональной деятельности педагога-организатора. Состоит из 4 частей: 1.Общие сведения...

    Заявка - информационная карта участника конкурса. Характеристика – представление на участника муниципального конкурса «Электронное портфолио педагога»

    Заявка -  ­­­информационная карта участника районного конкурса«Электронный портфолио педагога» Характеристика – представлениена участника муниципального конкурса «Электронное портфолио педаг...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

    Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...

    Презентация к выступлению на педсовете "Персональный сайт как вариант электронного портфолио педагога"

    Презентация к выступлению на педсовете "Персональный сайт как вариант электронного портфолио педагога"...

    Электронное портфолио педагога дополнительного образования Черкасовой Розы Мазитовны

    Электронное портфолио аттестуемого педагога дополнительного образованияЧеркасова Роза Мазитовна...