Описание профессиональной педагогической деятельности
материал на тему

Ипатова Ольга Алексеевна

Описание профессиональной педагогической деятельности необходимо предоставить каждому педагогу в период очередной аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Порой очень сложно систематизировать все этапы и виды своей деятельности. Буду рада, если мои материалы кому-то пригодятся в напряжённый предатистационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon solncevoy_opisanie_ped_truda_12_okt.zip13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Описание

 профессиональной педагогической деятельности

учителя немецкого языка

Ипатовой Ольги Алексеевны

     Наличие квалификационной категории, срок ее действия – первая квалификационная категория, декабрь 2011года.

      Знаю основные направления Концепции модернизации российского образования и принципы образовательной политики, нормативно – правовые основы функционирования системы образования.

     Владею базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, современной методикой преподавания немецкого языка, а также современными психолого – педагогическими концепциями и использую их как основу организации учебного процесса.

      Работаю в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»,  Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, а также приказами распоряжениями УОДО и локальными  правовыми актами МБОУ «Гимназия № 7».

      Приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является создание условий формирования у учащихся самостоятельного, креативного мышления через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности.

     В своей педагогической деятельности использую технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии проектного обучения. Работаю над методической темой «Приём использования межпредметных связей на уроках - как одно  из составляющих  повышения мотивации учащихся в изучении немецкого языка». В рамках данной темы реализую педагогические технологии развития коммуникативных навыков в процессе изучения немецкого языка, направленные на создание условий для  самореализации личности ученика. Разработала серию уроков, представленных на Всероссийских общеобразовательных сайтах.

      Адаптирую к своей деятельности передовые методы, новые методические приемы. Организую виды деятельности учащихся с учетом их возрастных, индивидуальных и психолого – педагогических особенностей. Освоила последние достижения педагогической науки и практики в области личностно - ориентированного обучения, педагогики сотрудничества в условиях модернизации образования.

     При обучении немецкому языку формирую коммуникативную  компетенцию учащихся. Побуждаю  детей к общению, высказыванию своего мнения на иностранном языке, преодолению  языкового барьера. Для этого содержание учебных тем и диалогов должно быть интересным и актуальным для учащихся. Содержание тем УМК «Deutsch Schritte 1, 2, 4, 5, 5», автор И. Л. Бим соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка.

      Считаю основным показателем успеваемости учащихся осознание ими значимости изучения немецкого языка, высокий интерес к предмету. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками. Стремление научить рождает поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика: создание новых наглядных пособий, использование новых игровых приёмов, применение новых наиболее актуальных для учеников  ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью.

      Формирование познавательной активности на уроках, привитие интереса к знаниям, развитие творческих способностей приводит учащихся к позитивной динамике учебных достижений обучающихся по немецкому языку. Для обеспечения стабильности уровня качества работаю по следующим направлениям:

структуризация учебного материала;

создание мониторинга успешности учения школьника;

проектирование здоровье - ориентированной образовательной среды учебного занятия;

организация образовательных ситуаций, создающих внутреннюю мотивацию школьника  на учение;

развитие субъектного опыта учащегося.

      Отсюда качество знаний:  2007-2008 учебный год -75%; 2008-2009 учебный год –77%, 2009-2010 учебный год – 78%; 2010-2011 учебный год–80%.  

      При выполнении практических заданий довольно часто сталкиваюсь с низкой активностью на уроке, с отсутствием культуры аккуратного и корректного выполнения домашнего задания.  Каковы же причины этого и как нахожу выход из этой проблемы? Наверное это связано с тем, что слабоуспевающие ученики не всегда успевают за сильными, что ведет к снижению интереса, потере мотивации. Чтобы не допустить такой ситуации применяю дифференцированный подход. При организации тренировки в употреблении знакомой лексики, в умении применять изученные грамматические явления работа организуется в режиме Учитель - Хорошо успевающий ученик – Учитель – Слабо успевающий ученик.

      Для развития речи учащихся и умения воспринимать услышанное на иностранном языке часто заслушиваются высказывания отдельных учащихся или диалоги. И в этих случаях я прежде  предлагаю также слушать учеников с высоким уровнем обученности, а слабо успевающих учеников в числе последних.

       В целях успешного усвоения учебного материала отслеживаю результаты учебной деятельности через типовые задания разного уровня сложности: тесты, контрольные работы. Использование игровых форм работы (инсценировка диалога, виртуальная экскурсия, телемост и т.д.) помогают учащимся преодолевать трудности, связанные с отсутствием языковой атмосферы в условиях школьного обучения. Включаю в урок модные современные песни, ролевые игры, афоризмы, которые выполняют помимо практической, образовательной, воспитательной функции и мотивирующую. Накоплен раздаточный материал, учебно–наглядные пособия,   справочные издания, методическая, художественная обучающая литература на немецком языке, аудио и видео материалы. Широко использую наглядные стимулы, не требующие и требующие технических средств: магнитофон, видеофильмы, проектор, компьютер,CD, DVD. Владея информационно-коммуникационными технологиями привлекаю  к организации образовательного процесса разнообразные программные средства Microsoft Office. Оснащение учебного процесса компьютерными программами повышает творческую активность учащихся, мотивируя их к  выполнению творческих работ по предмету: проекты, исследования.

      Применение современных компьютерных технологий  во многом оказывает  большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся. В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта, книги и т. д. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно: это может быть как коллективный проект («Meine Sommerferien» - 6 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (презентации «Города Германии», «Музеи Германии», «Подготовка к путешествию», буклет «Правила путешествий» - 8 класс,  «Мое несуществующее животное», «Любимое занятие», «Мое расписание уроков» - 7 класс и т.д.).

      С целью интенсификации учебно – воспитательного процесса мною создан и постоянно обновляется дидактический материал по немецкому языку: схемы – опоры, тестовые задания для организации контроля знаний учащихся, дифференцированные задания, материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 7-11  классов. Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю  удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учеников с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

      Большое внимание уделяю здоровьесбережению воспитанников. Для этого обеспечиваю рациональную организацию их учебной деятельности, используя методы и приёмы адаптивного обучения, направленные на создание благоприятного микроклимата на уроке, формирование позитивного отношения со стороны школьников. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками.   При проведении урока или мероприятия всегда поддерживаю атмосферу уважения и открытости, что вызывает у учеников ответные эмоции.

      С целью развития креативных возможностей учащихся, формирования ключевых компетентностей, а также повышения мотивации учения привлекаю своих учеников к участию в предметных олимпиадах, веду научно-исследовательскую  деятельность как по предмету, так и по смежным дисциплинам. Активно использую интеграцию преподавания немецкого языка с историей и литературой. Результатом совместной деятельности стали призовые места и поощрительные Благодарственные письма учащихся.

      С 2008 учебного года активно применяю метод проектов. Он позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни. Большим плюсом проектного метода является то, что каждый ученик, не зависимо от его успеваемости, может проявить себя в ходе подготовки и представления проекта.

      Более подробное знакомство с проектной и исследовательской деятельностью позволило моей ученице Квеквескири Карине провести исследовательскую  работу «Этические немцы, бывшие заключённые, в истории Норильлага и в истории развития и становления НПР».  Карина подробно рассказала о быте, культуре, причинах репрессий немцев. Были собраны материалы о непростых судьбах реабилитированных немцев и судьбах их потомков, проживающих сегодня на территории НПР. Кроме того в 2009-2010 учебном году совместно с учащимися были проведены исследовательские  работы «Аналогия немецких поговорок и пословиц русским с учётом  влияния нравов, обычаев и национальных особенностей на их перевод»,  «Германизмы». Данные работы были отмечены призовыми местами.

      Учитывая то, что большие проекты вызывают неподдельный интерес к предмету, в новом учебном году запланировано принять участие в проекте «Das Bild der Anderen». Данный проект предусматривает переписку  на немецком языке со своими сверстниками из других немецкоязычных стран.

      Неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности является воспитательная работа с учащимися. Воспитанию толерантности, признанию нравов и обычаев немецкоязычных народов способствуют внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность направлена на развитие и удовлетворение потребностей учащихся в получении качественного образования.  Использую все возможности для обеспечения самореализации учащихся, мотивированных на достижение высоких учебных результатов. Осуществляя  при этом компетентностный подход в обучении,  разработала программу лекционных курсов: «Немецкий. А почему бы и нет?»  (6 класс); «Германия вчера и сегодня» (10 класс).                                                                                                                            

      В рамках данных курсов ученики знакомятся с традициями, культурой немцев, изучают современное состояние языка. Содержание  лекционного курса «Праздники и традиции Германии», проводимого в 2007-2008 учебном году, способствовало углублению знаний о стране изучаемого языка, истории и культуре отдельных ее городов. Всё это напрямую способствовало повышению мотивации к учению, путем привлечения значимого и интересного материала о традициях Германии, способствовало развитию чувства самосознания и чувства уважения к культуре и традициям других стран. В 2008-2009 учебном году мной была разработана и апробирована программа  театрального кружка «Ты - сценарист и режиссер». Предлагаемая программа предполагала использование условного искусства театра в целях осуществления коммуникативного подхода к преподаванию немецкого языка путем создания реальных ситуаций человеческого общения. Ролевые игры, разыгрывание диалогов, инсценировка рассказов и микро-сценок из аутентичных учебников, журналов, газет применяется для мотивации речевой деятельности. Желание поделиться прочитанной информацией, новыми знаниями вдохновляет школьников написать с помощью учителя сценарий, основанный на оригинальных литературных произведениях. Значение таких проектов велико: он включает  каждого ученика, а не только «одаренных звезд» школьного немецкого театра. Важно, чтобы все могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах, почувствовать естественную среду для использования немецкого языка. Ученики 6-7 классов с удовольствие посещали кружок, ставили небольшие сценки на немецком языке.

      В рамках обобщения и распространения  своего педагогического опыта являюсь участником Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводимого издательским домом «Первое сентября», сотрудничаю с педагогическим сообществом «Открытый класс». Ежегодно участвую    в подготовке и проведении мероприятий в рамках школьных предметных и методических декад, выступаю с докладами  на МО гимназии и города. Кроме того,  регулярно посещаю уроки коллег, внедряю в преподавание новейшие педагогические технологии, активно использую ресурсы Интернета, владею  всеми необходимыми программами Microsoft Word. Составляю своё тематическое  и поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно изучаю новые методы в преподавании немецкого языка.  

      Для достижения наибольшего результата в преподавании в течение 2007-2010 г.г. проходила курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО «ККИПК» по образовательным программам «Основы теории и методики педагогических измерений», «Информатизация системы образования», «Психология и педагогика детского творчества и детской одарённости (школьный возраст)», где особая роль уделялась компетентностному подходу в преподавании. Данные курсы помогли мне сделать мои уроки более структурированными, содержательными и динамичными, что значительно повышает интерес учащихся  к предмету и влияет на речевую активность. На протяжении трёх лет преподавала немецкий язык студентам КГТУ (Красноярского государственного технического университета), на уровне города вела курсы «Немецкий язык – этническим немцам города Норильска». На данный момент являюсь слушателем  Педагогического университета «Первое сентября». В 2011 году стала Дипломантом II степени Всероссийского  конкурса «Педагогические инновации»,  активно сотрудничаю с Генеральным Консульством ФРГ в Новосибирске.

       В дальнейшем планирую постоянно совершенствоваться в методах и приёмах преподавания немецкого языка, принимать активное участие в конкурсах и проектах, создать с  каждым ребёнком «Языковой портфель», в котором будет отражена вся деятельность ученика. В перспективе планирую начать работу над созданием персонального сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования

Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .

Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....