«Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике»
статья по теме
Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике» автор: Садыкова Гулия Закиевна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение.
Образовательная программа "Школа 2100" имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. Там есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель- развитие функционально грамотной личности.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом вся составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» и в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а обще интеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле:
«усвоение = понимание + запоминание»
Но если мы хотим развивать учащихся, то должны руководствоваться следующей формулой:
«овладение = усвоение + применение знаний на практике»
В теории и практике обучения вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся пока не уделено должного внимания. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия "интеллектуальные способности”, и, как следствие, – недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в практику общеобразовательной школы.
Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках математики предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Для решения данных проблем я на уроках использую следующие технологии:
коллективные и групповые способы обучения, личностно-ориентированную технологию, технологию проектно-исследовательской деятельности , информационные и коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, технологию поэтапного формирования умственных знаний.
Предлагаю школьникам на уроках, групповых занятиях и элективных курсах по математике творческие задания.
Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Поступление учащихся в высшие, средние специальные учебные заведения подтверждают уровень требований государственного стандарта. Среди моих учеников- выпускников много тех, кто выбрал для будущей профессии математическое и техническое направление. Результаты ЕГЭ выпускников 2011года, поступление учащихся в престижные учебные заведения на бюджетные места – это тоже показатели работы над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
№ | ФИО | Результат ЕГЭ по математике | Название учебного заведения |
1. | Хисматуллина Л.И. | 77 | КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий |
2. | Нагимова А.А. | 63 | КФУ, КГФЭИ, эконом. фак-т |
3. | ХаннановаА.И. | 60 | КГУКИ, Издательское дело |
4. | Сундукова А. Х. | 52 | КГАУ, Экономический факультет |
5. | Зарипов М. Н. | 45 | Ижевский монтажный техникум (монтаж и эксплуатация газового оборудования и систем газоснабжения) |
6 | Рамазанов А. Н. | 45 | |
7 | Сундуков И.Ф. | 38 |
Разработка ученических проектов в области математики, участие обучающихся в исследовательской деятельности, презентация проектов и результатов исследований обязательно приведет к тому, что обучающийся будет обладать теми компетенциями, которые обеспечат его эффективную социализацию, а также убедят его в необходимости регулярного повышения квалификации в условиях быстроизменяющейся информационной картины реального мира. Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей на уроке. Он развивает у детей стремление к учебе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует устойчивый интерес к предмету. Большое поле для творчества учителя и ученика дает внеклассная исследовательская работа. Выявление и изучение хотя бы незначительной части литературы о жизни великих математиков, их достижениях в области математики дает школьнику мощный импульс в его математическом образовании и развитии. Руководство исследовательской деятельностью ученика – довольно сложная работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания творить. Если принять во внимание исключительный интерес, с которым учащиеся занимаются исследованием, то любой учитель, умело, организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности. Сам реферат станет ценным с методической точки зрения пособием для учащихся, а учитель математики сможет использовать его в дальнейшем, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Интерес школьников к науке растет, увеличивается число участвующих в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах с исследовательскими работами. Учащиеся школы участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях по математики.
Конкурсы, конференции
Учебный год | Название работы | Форма обобщения и распространения опыта |
2007-2008 2008-2009 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2011-2012 | Мультимедийная презентация на тему: «Замечательные точки и линии треугольника» «Числа Фибонначи» Исследовательская работа : « Построение графиков функций содержащих знак модуля» Презентация работы Исследовательская работа : « Построение графиков тригонометрических функций содержащих знак модуля» Исследовательская работа «Метод координат в задачах С2 ЕГЭ 2012» Исследовательская работа : «Чудесные свойства ряда Фибоначчи». | Участие на XVII Всероссийской научно- практической конференции одаренных школьников INTEL-Династия-Авангард 2008 (Диплом участника, специальный диплом, грант в размере 15500 рублей) VII Районная научно-практическая конференция им.Лобачевского Участие на VII Республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (диплом II степени) Участие в XIII районном конкурсе « Юный программист» в номинации «Компьютерная презентация» (II место) Региональная научно-исследовательская конференция «Поколение XXI века» (диплом лауреата) Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (Диплом I степени) Республиканская конференция КГТУ-КАИ «Интеграция школы и вуза- путь к технической модернизации России» Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри |
Каждый год мои учащиеся принимают участие в республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях Каюма Насыйри.
Возросло количество участников международного конкурса по математике «Кенгуру».
Учебный год | Число участников |
2008-2009 | 8 |
2009-2010 | 11 |
2010-2011 | 12 |
2011-2012 | 16 |
Учащиеся ежегодно участвуют в межрегиональной заочной олимпиаде школы Авангард, в олимпиаде атомных станций.
Результаты межрегиональной заочная матем. Олимпиады школы Авангард.
Учебный год | Ф.И.О. | класс | награда |
2006-2007 г 2007-2008 г 2008-2009 г 2009-2010г 2010-2011г 2012-2013 г | ХисматуллинаЛ. И. Латыйпов В. Ф Ямалиева Э. Латыпов В.Ф. Латыпов В.Ф. Садыкова Л.З. | 7 6 7 9 10 6 | Диплом призера Диплом призера Бонус Диплом призера |
2010-2011 уч. году ученик 9 класса Латыпов В. Участвовал в республиканской олимпиаде по математике (9 кл Латыпов В. Ф ) (свидительство об участии).
2011-12 уч. году руковожу работой математического кружка «Юный математик». Членами кружка участвовали в международном интернет-конкурсе «Эрудит». Ученица Садыкова Л. получила сертификат за III место.
Высокие темпы развития информационных технологий заставляют современного человека непрерывно повышать свою квалификацию, постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего мира и производственной деятельности. Такая ситуация повышает роль школьного образования как механизма воспитания личности, готовой к постоянному саморазвитию, умеющей пользоваться результатами обучения в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
Описывается система работы с одаренными детьми в НОУ в школе и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673842-1443191534.jpg)
Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики
Использование развивающих задач на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746756-1454256546.jpg)
Развитие исследовательских умений учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации для учителей математики по развитию исследовательских умений учащихся на уроках....
Развитие интеллектуальных способностей и умений учащихся
Программа по развитию интеллектуальных способностей и умений учащихся...
Применение программ динамических чертежей на уроках математики для развития исследовательских умений учащихся
Применение программ динамической геометрии на уроках математики позволяет процесс обучения сделать не только интересным, но и результативным. Повышению мотивации учащихся к обучению способствует...