Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
методическая разработка по биологии по теме

Чудакова Галина Александровна

Опыт работы по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_kategoriyu.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов №15 города-курорта Кисловодска

Опыт работы по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

Учитель биологии

Чудакова Галина Александровна

Кисловодск 2010

Чудакова Галина Александровна

Содержание

Информационный раздел………………………………………3

Технология опыта………………………………………………4

Результативность...…………………………………………….12

Приложение…………………………………………………….16

Сведения об авторе

ЧУДАКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

МОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов города-курорта Кисловодска

Педагогический стаж – 16 лет

 Учитель биологии

Работает в классах с профильным изучением биологии

Чудакова Галина Александровна

Информационный раздел.

1.    Тема опыта.

«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

2.    Условие возникновения, становления опыта.

Идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. А ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Поэтому в  2004 году в школе было введено предпрофильное обучение в 9 классах и профильное обучение в 10 классах. 

 Итоги работы по эксперименту выявили ряд проблем по организации подготовки учащихся к обучению на профильном уровне  - имея хорошую теоретическую подготовку, учащиеся не справлялись с заданиями, требующими нетрадиционного подхода, т.к. у большинства учащихся отсутствовали навыки самостоятельной учебной деятельности.

 Без высокого уровня развития образования невозможно становление и развитие личности ребенка, способной жить в сложных условиях меняющейся действительности и решать проблемы современности.

 3. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

  Предпрофильная подготовка в нашей школе – это сложившаяся система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся 8 - 9 классов основной школы в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей обучения.

 Профильное биологическое обучение в старшей школе направлено на успешную  сдачу ЕГЭ, подготовку к поступлению и дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.  

Чудакова Галина Александровна

В школе были организованы творческие группы учителей по переходу школы на предпрофильное и профильное обучение. Результат работы творческой группы учителей биологии и химии – создание системы углубленного обучения, способной решить главную задачу учебной и внеурочной деятельности - формирование общеучебных навыков, развитие творческих способностей, умений использовать знания в нестандартных учебных и жизненных ситуациях, умение самостоятельно добывать знания.

4.   Ведущая педагогическая идея опыта

 Главной идеей моей методической системы является оказание максимальной помощи учащимся в освоении ими приемов получения знаний из различного рода источников. Для достижения желаемого учебного эффекта я стремлюсь рационально сочетать традиционные и современные педагогические технологии, разнообразные методы и приемы преподавания, адаптируя их к каждому отдельному классу и к каждому отдельному ученику. Учителю нужно открыть для детей радость познания, радость учебного труда, радость достижения цели и результата; привить им привычки правильной организации умственного труда; развить  самостоятельность и активную познавательную позицию.

5.    Теоретическая база.

Курс предпрофильной (8–9класс) и профильной (10–11класс) подготовки базируется на основных идеях теории развития познавательного интереса Г. И. Щукиной которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные

Чудакова Галина Александровна

мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания.  На основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области  познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Поэтому задача учителя – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировозрения и миропонимания.

 

Технология опыта

1.Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно -ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить

преемственность между общим и профессиональным образованием, более

Чудакова Галина Александровна

эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

2.Организация учебно-воспитательного процесса

Общая характеристика групп заданий, которые классифицируются по познавательным процессам, важным для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности:

#  Задания на развитие внимания. В задания включаются упражнения, направленные на развитие объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

#  Задания на развитие и совершенствование воображения. Процесс поиска выполнения задания требует представить и осмыслить характер преобразования и получаемый результат, а также соотнести его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, проконтролировать себя.

#  Задания на развитие памяти. С помощью этих заданий происходит развитие видов памяти: слуховой, зрительной, образной, словесно-логической и механической, а также изучаются индивидуальные особенности памяти.

#  Задания на развитие мышления. Предлагаются различные содержательно-логические задания на установление некоторых свойств отношений, направленные на развитие всесторонней, достаточно глубокой и осмысленной аналитической деятельности детей.

#  Задания на развитие творческих способностей. Задания, направлены на формирования умений из элементов создавать в уме, с помощью воображения, построения, комбинировать старое в новые сочетания.

Методика работы строится на основе личностно-ориентированного

подхода: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения.

 Система познавательных задач ведет к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Чудакова Галина Александровна

Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

3.  Содержание образования.

Профильное обучение в старших классах – требование времени, но переход к нему достаточно труден. Как учащемуся и родителям выбрать нужный профиль? Что поможет сделать более осознанный выбор?

Это элективные курсы, которые помогают учителю в выработке у учащихся навыков умственного труда и привитию интереса к предмету, что помогает школьникам объективно оценить свои способности к обучению по различным профилям, выбрать индивидуальную траекторию обучения, соответствующую его способностям и интересам.

Обеспечивая реализацию базисного учебного плана и обязательного минимума содержания образования, из-за ограничения во времени учитель не всегда имеет возможность давать на уроке материал занимательного характера, рассматривать задачи более высокого уровня сложности. Если большинство учащихся класса имеют средне-низкие и средние способности, усваивают учебный материал медленно, то работа с учащимися, имеющими средне-высокие и высокие способности по предмету не дает хороших результатов, так как каждый ребенок нуждается в постоянном внимании учителя к результатам своей учебной деятельности.

 С целью организации обучения учащихся имеющих повышенную мотивацию к учению, в классах вне зависимости от того, какой программой пользуются учителя, в школе организуются факультативные и элективные курсы по параллелям.

Система  углубленного  обучения  учащихся  среднего  и  старшего  звена:

8 КЛАССЫ. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ КУРСЫ

Предметы естественно-научного профиля

Предметы гуманитарного профиля

Элективные

курсы

Чудакова Галина Александровна

9 ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ  ГРУППЫ

Углубленное изучение математики, информатики.

Углубленное изучение

химии,

биологии.

Углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, психологии.

10-11 ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Углубленное изучение математики, физики, информатики.

Углубленное изучение

химии, биологии,

географии.

 

Для подготовки к обучению в профильном химико-биологическом классе мною разработаны программы факультативных и элективных курсов, которые в сочетании с программой самосовершенствования личности позволяют не только дать прочные знания по предмету, но и привить навыки учебной деятельности, умение самостоятельно осваивать информацию.

8 класс

Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа по теме “Жизнь растений”. Распределение часов и тем, связаны с региональным компонентом, т.е. учитывается разнообразие растительного мира Ставропольского края.

Программа включает ряд практических работ, которые углубляют изучение материала основного урока. Использование практических работ и закладка опыта развивают у учащихся познавательные и творческие способности, а также способность анализировать свои наблюдения и умения демонстрировать результаты этих наблюдений. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает

Чудакова Галина Александровна

практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности учащихся.

Программа курса по теме «Жизнь растений» дана в приложении.

9 класс

 Содержание элективного курса «Анатомия и физиология человека» обладает значительными возможностями для организации предпрофильной подготовки учащихся, так как включает материал, значимый для развития интереса и положительной мотивации к изучению биологии; сведения об анатомо-морфологических и физиологических основах здорового образа жизни и трудовой деятельности, имеющих личностное значение для учащихся основной школы, о различных профессиях и условиях профессиональной деятельности в области биологии и медицины для осознанного выбора профиля обучения и будущей профессиональной деятельности.

 Основу предпрофильной подготовки учащихся при изучении раздела «Анатомия и физиология человека» курса биологии составляют адекватные содержанию организационные формы (интегрированные уроки, проектное обучение, модульное обучение, межпредметный факультатив); методы (исследовательский, проблемного обучения) и методические приемы (комментирование результатов исследований и проектов, защита рефератов, использование компьютерных технологий).

Программа курса дана в приложении.

Около 90% учащихся, посещающих элективные  курсы, для дальнейшего обучения выбирают химико-биологический профиль.

4.    Формы и методы учебно-воспитательной работы

Профильное обучение, как показывает педагогический опыт, отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы .

Обзорные  лекции являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях

Чудакова Галина Александровна

старшеклассники включаются в работу,  приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, то есть проявляют высокую активность. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.

Лекция-беседа является эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести лекции: «Биологические системы и их свойства» (10-й класс); «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» (10-й класс); «Основные пути эволюции групп организмов» (11-й класс) и др.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы предлагается школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи, грамотно составлять конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение», «Этические и юридические проблемы применения генных технологий»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Неклеточные формы жизни»). Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии.  

Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Такие занятия проводятся  при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют

 

Чудакова Галина Александровна

ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий  учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер.  

Так, учащиеся 9-го предпрофильного класса в ходе выполнения лабораторной работы «Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки» решалют проблему о путях и способах снабжения кислородом клеток и тканей человеческого организма. В 11-х классах  изучая раздел «Основы экологии», выполняем на местности такие работы: «Определение видов растений, составление их морфологической характеристики и изучение разнокачественности особей в популяции растений»; «Изучение природного биоценоза».

 Лабораторно-практические занятия, проводимые на местности, завершаются составлением учащимися письменных отчетов, которые должны обязательно содержать ответы на ряд вопросов, поставленных учителем перед проведением работы.

Зачеты и контрольные работы проводятся  по завершению изучения каждого программного раздела. Зачеты, сдаваемые школьниками учителю устно по заранее сообщенным вопросам, позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, проводимая  после теоретического зачета, включает вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.

 Учебные конференции, посвященные определенной тематике, проводятся  при обсуждении наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. В этом случае учащиеся класса делятся на группы «специалистов» и «журналистов». Иногда на подобные занятия  приглашаем специалистов-профессионалов, например, врачей. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к работе с дополнительной литературой, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень.

Чудакова Галина Александровна

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8-9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками.  Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

 Учащиеся классов биологического профиля активно участвуют в  олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

 Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса.

Результативность

Результат урочной и внеурочной деятельности обучению биологии, активное участие и победы учащихся на предметных и интеллектуальных олимпиадах, их дальнейшее успешное обучение в классах с углубленным изучением отдельных предметов, высокие баллы по результатам сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, возможность продолжить образование в биологических, медицинских, сельскохозяйственных и ветеринарных ВУЗах России

Чудакова Галина Александровна

Мониторинг

результатов работы предпрофильных групп

за три года

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

учащихся 9-х классов,

 обучавшихся в предпрофильных группах.

Варианты

ответов

Профиль обучения химико-биологический

2007

2008

2009

1. Кем был сделан выбор профильной группы?

а) мной,

б) родителями,

в) по совету кого-либо.

8 чел.

2 чел.

2 чел.

15 чел.

8чел.

2 чел.

23чел.

10 чел.

3 чел.

2. Почему выбран был именно этот профиль обучения?

а) нравятся предметы,

б) соответствует будущей специальности,

в) другое

5 чел.

5 чел.

2чел.

(родители)

14 чел.

6 чел.

4чел.

(родители)

28 чел.

8 чел.

3. Соответствует ли уровень Ваших знаний выбранному профилю обучения?

а) да,

б) нет,

в) не совсем.

8 чел.

4 чел.

18чел.

2чел.

5 чел.

24 чел.

2 чел.

10 чел.

4. Считаете ли Вы, что обучение в профильной группе поможет в дальнейшем обучении?

а) да,

б) нет,

в) не знаю

8 чел.

4 чел.

20 чел.

5 чел.

28 чел.

8 чел.

5. Определились ли Вы в выборе профессии?

а) да,

б) нет,

в) не совсем.

5 чел.

3чел.

4чел.

14 чел.

3 чел.

8чел.

22 чел.

6 чел.

8чел.

6. Определились ли Вы с профилем обучения в 10 классе?

а) да,

б) нет,

в) не совсем

12 чел.

16 чел.

4 чел.

5чел.

24 чел.

7 чел.

5 чел.

7. Какой профиль обучения в 10 классе Вы выбираете?

а) филологический,

б) химико-биологический,

в) математический

г) другие учебные заведения,

д) не знаю

-2чел.

6 чел.

2 чел.

2 чел.

(медколледж)

-

13 чел.

3чел.

4 чел.

(медколледж)

5чел.

4 чел.-

20 чел.

2 чел.

6 чел.

(медколледж)

4 чел.

На вопросы анкеты ответили:

12 учащихся

25 учащихся

36 учащихся

Выводы:

Повысилось количество учащихся, самостоятельно выбравших профиль обучения.

Повысилось количество учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета.

Повысилось количество учащихся, уверенных в качестве своих знаний и уверенных в своих способностях в обучении.

Повысилось количество учащихся, выбирающих биологический профиль для дальнейшего обучения.

Повысилось количество учащихся поступающих в медицинские колледжи.

Количество учащихся, не определившихся в дальнейшем профиле обучения, снизилось.

Чудакова Галина Александровна

Призёры предметных олимпиад по биологии

за период с 2005 по 2009 годы

Год

Школьная олимпиада

Городская олимпиада

Зональная олимпиада

Краевая олимпиада

2005

Созарукова Мадина

9 класс

1 место

Созарукова Мадина

9 класс

1 место

Созарукова Мадина

9 класс

2 место

Созарукова Мадина

9 класс

участие

2006

Созарукова Мадина

10 класс

1 место

Созарукова Мадина

10 класс

1 место

Созарукова Мадина

10 класс

2 место

Созарукова Мадина

10 класс

участие

2007

Созарукова Мадина

11 класс

1 место

Созарукова Мадина

11 класс

1 место

Созарукова Мадина

11 класс

3 место

Созарукова Мадина

11 класс

участие

2008

Найдёнова Татьяна

9 класс

1 место

Найдёнова Татьяна

9 класс

1 место

Найдёнова Татьяна

9 класс

участие

2009

Найдёнова Татьяна

10 класс

1 место

Найдёнова Татьяна

10 класс

2 место

2009

Коренчук

Кристина

9 класс

1 место

Коренчук

Кристина

9 класс

1 место

Коренчук

Кристина

9 класс

участие

Чудакова Галина Александровна

ПРИЛОЖЕНИЯ

Программа факультативного курса  «Жизнь растений»

8 класс

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать у школьников познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому. Бережливому отношению к родной природе. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его. Для этого эффективно использовать факультативные занятия, на которых можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания данного предмета. Используя дополнительный материал и задания, которые составлены с учетом краеведческого материала, изучения многообразия растительного и животного мира, их взаимосвязей с другими объектами природы. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет учащимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую личность. Но, учителю не нежно забывать и психологическую сторону, что учение не должно быть “горьким”, т.е. принудительным. Ибо, еще К.Д. Ушинский отметил, что “учение, взятое принуждением и силой воли”, едва ли будут способствовать созданию развитых умов. Поэтому учитель должен так заинтересовать школьника, чтобы он испытывал потребность к знанию биологии.

Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить

Чудакова Галина Александровна

проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность.

Программа рассчитана на 34 часа по курсу «Жизнь растений» Распределение часов и тем, связаны с региональным компонентом, т.е. учитывается разнообразие растительного мира Ставропольского края. Программа включает ряд практических работ, которые углубляют изучение материала основного урока. Использование практических работ и закладка опыта развивают у учащихся познавательные и творческие способности, а также способность анализировать свои наблюдения и умения демонстрировать результаты этих наблюдений. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности учащихся.

Цель данного курса

Через возможности элективных курсов, углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес как к экспериментальной науке.

Задачи:

– Воспитывать любовь к природе – своей малой Родины;

– Научить наблюдать за жизнью природы;

– Повысить интерес к опыту, эксперименту, развивать всесторонний интерес выходящий за рамки учебного процесса;

– Дать навыки работы в кабинете биологии, на пришкольном участке, в лесу;

– Воспитывать ответственность за порученное дело, ставить цели и планировать ход работы для достижения цели и анализировать их.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

– Что такое фенология;

– Разнообразие растительного мира;

Чудакова Галина Александровна

– Строение и работа увеличительных приборов;

– Химический состав и клеточное строение растений;

– Строение и функции корня;

– Строение и функции побега;

– Движение питательных веществ;

– Фотосинтез и его космическая роль;

– Строение цветка и его роль;

– Опыление и оплодотворение цветковых растений;

– Виды размножения растений;

– Виды плодов;

Учащиеся должны уметь:

– Проводить фенологические наблюдения;

– Работать с увеличительными приборами и самостоятельно готовить микропрепараты для исследований;

– Клеточное строение всех частей растения;

– Строение и функции всех органов растения;

– Понимать разницу между опытом и наблюдением;

– Ставить цель исследования;

– Ход выполнения исследования и опыта;

– Умение анализировать проделанную работу;

– Уметь обобщать знания, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

Весь курс рассчитан на 34 часа, включая 7 тем. Значительное место отводится практическим работам, экспериментам, кроме этого включается

изучение разнообразия растительного мира Ставропольского края.

Чудакова Галина Александровна

Распределение времени дается ориентировочно, оно может изменяться учителем по необходимости.

Содержание программы.

Введение. Знакомство с природой. Растение и человек.

1. Общие сведения о растениях:

– Практический урок “Осенние явления в жизни растений”.

– Фенология в растительном мире.

– Практическая работа. Оформление отчёта.

– Развитие растительного мира. Высшие и низшие растения.

2. Состав и строение растительной клетки.

– Практическая работа “Изучение строения и работы увеличительных приборов”.

– Химический состав растения. Практическая работа “Вещества из которых состоят растения”.

– Строение растительной клетки.

– Виды тканей и их функции.

– Рост и деление клетки.

– Практическая работы “Работа с микроскопом. Изготовление микропрепаратов”.

3. Морфологическое строение семени и корня.

– Строение семени.

– Практическая работа “Строение и химический состав семени”.

– Практическая работа “Прорастание семян и рост проростков”.

– Виды корней, корневые системы и их роль в жизни растения.

– Клеточное строение корня. Практическая работа “Рост корня в длину”.

Чудакова Галина Александровна

– Что такое почва? Почвы Ставропольского края.

– Вода и растения. Когда вредна вода в почве.

4. Морфологическое строение побега.

– Строение побега и его основные функции.

– Практическая работа “Как развиваются почки”.

– Правое и левое в жизни растения. Практическая работа “Развитие веток”.

– Роль человека в управлении роста и ответвлении побега.

– Роль листьев в жизни растения и их разнообразие.

– Клеточное строение листа. Почему лист краснеет и багровеет?

– Разнообразие лиственного и хвойного леса Ставропольского края.

5. Морфологическое строение цветка и виды плодов.

– Цветок и его строение. Соцветие.

– Роль запахов и красоты цветков.

– Опыление цветков.

– Плоды. Самые крупные семена.

– Основные жизненные функции растений.

6. Физиологические процессы в жизни растения.

– Фотосинтез. Газообмен.

– Испарение воды и перемещение питательных веществ по стеблю.

– Практическая работа “Движение питательных веществ по стеблю”.

7. Виды размножения растений.

– Половое размножение.

– Споровое размножение.

Чудакова Галина Александровна

– Вегетативное размножение.

– Практическая работа “Вегетативное размножение на примере комнатах растений”.

Заключение. Приспособления к среде обитания у цветковых растений.

Экскурсия “Весенний парк”.

Чудакова Галина Александровна

Список использованной литературы.

Алексейчик Н.И., Санько В.А. Дары лугов, полей, рек. Изд. 2е, доп. И испр. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 285 с.: ил.

Биология в школе. Научно – методический журнал №2. 2005 г. Главный редактор Л.В. Реброва. Министерство образования РФ ООО Издательство “Школа – Пресс”.

Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6 – 7 кл./ Сост. Д.И. Трайдак. – 3е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996. – 191 с. Ил.

Красная книга Краснодарского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Краснодар: Кн. Из-во, 1994. – 285 с.

Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Мир. – 1988. – 223 с

Одум Ю. Экология, в 2х т. – М.: Мир, 1981.

Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс. Учебник/ Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

Чудакова Галина Александровна

Программа элективного курса «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В системе современного знания биология человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни.  

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы , включая тканевый уровень.

 Программа рассчитана на 70  часов, из них 55 часов теоретических занятий, и 15 часов - практические занятия.

Цель курса: формирование у учащихся научных представлений о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира, компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Чудакова Галина Александровна

Задачи курса:

знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;

особенности человека как вида животного царства;

изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;

формирование системы общебиологических понятий;

знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;

освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы;

знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни;

расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Содержание программы

1. Введение. Анатомия и физиология человека как науки. Краткая история их развития. Положение человека в системе животного царства. Общий обзор свойств и строения организма человека – 2 ч.        

2. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе – 2 ч.

Практическая работа № 1. Строение эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов .

3. Аппарат движения, его состав и значение.

Чудакова Галина Александровна

3.1. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика – 5 ч.

3.2. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц. Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Сократительные белки, мышечное сокращение, мышечный тонус, утомление мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических тренировок – 3 ч.

Практическая работа № 2. Изучение закономерностей работы мышц при динамических и статических нагрузках.

3.3. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника – 1 ч.

Практическая работа № 3. Оценка собственных параметров осанки.

4. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Большие пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Симбиотическое пищеварение в толстом кишечнике и его значение для здоровья человека. Регуляция

Чудакова Галина Александровна

пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения – 5 ч.

Практическая работа № 4. Обнаружение ферментов слюны и изучение их действия на вещества пищи.

5. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Голосовой аппарат человека, звуко- и голосообразование. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания – 3 ч.

Практическая работа № 5. Макроскопическое и микроскопическое строение лёгких.

6. Сердечно - сосудистая система, ее состав и функции.

6.1. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца – 3 ч.

Практическая работа № 6. Строение сердца человека.

Практическая работа № 7. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.

6.2. Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота – 2 ч.

Практическая работа № 8. Строение кровеносных сосудов (артерий и вен).

Чудакова Галина Александровна

6.3. Общая схема кровообращения человека : сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения – 1 ч.

Практическая работа № 9. Первая помощь при кровотечениях.

6.4. Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение – 1 ч.

7. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика – 3 ч.

Практическая работа № 10. Форменные элементы крови ( клетки крови на микропрепарате).

Практическая работа № 11. Определение группы крови.

8. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний – 3 ч.

9. Кожа. Значение и функции. Строение кожи. Кожные производные - роговые образования и железы. Дерматоглифика, ее значение в постановке некоторых диагнозов. Гигиена кожи и профилактика кожных заболеваний – 1 ч.

Практическая работа № 12. Изучение кожного пальцевого рисунка.

10. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции – 3 ч.

Чудакова Галина Александровна

11. Обмен веществ. Общее понятие об обмене веществ. Значение обмена. Белковый обмен. Понятие о полноценном и неполноценном белке. Углеводный обмен. Жировой обмен. Водно - солевой обмен. Понятие о сбалансированном рациональном питании – 2 ч.

Практическая работа № 13. Расчет суточной нормы питания.

12. Нервная система, ее состав и значение. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова – 2 ч.

12.1. Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы – 2 ч.

12.2. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы – 1 ч.

12.3. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание – 1 ч.

Практическая работа № 14. Роль нервной системы в регуляции работы органов (сердца, легких) при различных физиологических состояниях.

13. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах.

13.1. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения – 1 ч.

Практическая работа № 15. Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения.

Чудакова Галина Александровна

13.2. Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение Кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха – 1 ч.

13.3. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата – 1 ч.

13.4. Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции – 1 ч.

14. Половая система человека. Строение женской и мужской половой системы. Функции. Гигиена и профилактика заболеваний. Синдром приобретенного иммунодефицита человека, ВИЧ-инфекция, пути заражения человека и меры профилактики СПИДа – 1 ч.

15. Индивидуальное развитие человека. Внутриутробный период: эмбриональная и плодная стадия. Критические периоды внутриутробного развития человека. Влияние неблагоприятных факторов на развитие плода. Внеутробный период, его периодизация. Значение здорового образа жизни для правильного развития человека – 1 ч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе изучения курса в соответствии с данной программой и тематическим планом учащиеся в качестве основного учебного материала используют учебник для углублённого изучения Биология. Человек. А. С. Батуев.- М.: Дрофа, 2004.

Рассмотрение каждой системы органов включает вначале общие анатомические данные и сведения о значении, основных функциях системы. Затем дается описание строения отделов, органов, тканей. На основе сформированности представлений о строении излагается материал о функциях, физиологических процессах и механизмах их протекания. Характеризуя каждую систему органов и физиологический процесс, необходимо обращать внимание на методы изучения процессов жизнедеятельности и функций. Важным экологическим аспектом курса является акцентирование внимания учащихся на гигиенические условия нормального развития оргнизма и протекания процессов жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни.

Чудакова Галина Александровна

Самостоятельно выполняемые практические работы расширяют знания учащихся о методах изучения явлений в живом организме, являются средством овладения методами, правилами и приемами экспериментальной работы, развития наблюдательности, исследовательского интереса и повышения мотивации к изучению предмета. Тематика практических и лабораторных работ определена содержанием программы, а также наличием и доступностью оборудования и материалов. Каждая практическая работа может выполняться индивидуально или группой учащихся.

Основные образовательные результаты: в результате реализации программы учащиеся должны знать и понимать:

предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние анатомии и физиологии человека как науки;

принципы строения и функционирования отдельных систем органов человека и всего организма в целом;

условия правильного, гармоничного развития организма человека, влияние негативных факторов на здоровье;

основные закономерности физиологических процессов и их механизмы;

взаимообусловленность и неразрывную связь между строением и функцией;

значение регуляции функций как условие физиологического равновесия организма.

должны уметь:

составлять логический план ответа при изложении изученного материала;

выявлять главные особенности строения, обеспечивающие специфические физиологические процессы и механизмы;

определять местоположение и взаиморасположение органов в организме;

выявлять определенные черты строения и жизнедеятельности в связи с особенностями существования человека;

применять анатомические и физиологические знания в жизни, в том числе в качестве профилактики различных заболеваний;

Чудакова Галина Александровна

пользоваться лабораторным оборудованием: микроскопом, различными приборами для измерения физиологических параметров;

делать рисунки и правильно оформлять практические и лабораторные работы;

проектировать и проводить простые эксперименты по изучению работы отдельных органов и систем органов;

пользоваться наглядными пособиями, дополнительной литературой по предмету и составлять самостоятельные литературные обзоры по конкретному вопросу;

экологически правильно вести себя в различных ситуациях с целью сохранения здоровья.

Чудакова Галина Александровна

ЛИТЕРАТУРА

 Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М., Просвещение, 1997.

Билич Г.Л. Биология. Цитология. Гистология. Анатомия человека. С-Пб., издательство «Союз», 2001.

Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология человека. М., Медицина, 1975.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978.

Кабанов А.Н. Физиология человека и животных. М., УЧПЕДГИЗ, 1959.

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., Просвещение, 1986.

Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 1991.

Общий курс физиологии человека и животных. Под редакцией А.Д. Ноздрачева. Книги 1, 2. М., высшая школа, 1991.

Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. М., Медицина, 1974.

Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал. М., Просвещение, 1997.

Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство у практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. М., Медицина, 1986.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М., Просвещение, Владос, 1995.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М., Просвещение, 1999.

Фомин Н.А. Физиология человека. М., Просвещение, 1972.

Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека. Пособие для факультативных занятий в IX - X классах. М., Просвещение, 1971.

Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М., Прсвещение, 1994.

Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли. Лондон - Нью-Йорк - Штутгарт, 1995.

Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.

Ярыгин В.Н. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей обучающихся"

В тезисах к опыту работы учитель раскрывает цели и задачи опыта работы по данной теме, указывает на наиболее эффективные, с его точки зрения, педагогические технологии, делится результатами...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

опыт работы на тему "развитие физических способностей через метод круговой тренировки"

обобщение опыта работы по физической культуре на тему: "Развитие физических способностей на уроке физической культуры через метод круговой тренировки"...

"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"

Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов  на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...