Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии
статья на тему

Ковалева Вера Борисовна

 

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно

увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по

различным причинам.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с

неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных

учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -

хронические заболевания.

Высока заболеваемость нервно-психической системы(каждый третий школьник имеет

отклонения от нормы).

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно

возросла, Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных

функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости , особенно

на начальных этапах обучения.

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии

освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30%

обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и

методах обучения.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с ЗПР

значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют

специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-

развивающего обучения (КРО), разработанная С.Г.Шевченко. Система КРО- это форма   ,

дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной

помощи детям со стойкими трудностями в обучении.

Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации

учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных

классов (КРО)  с  ОВЗ.

Цель организации таких классов - создание для детей с ОВЗ адекватных их особенностям

условий обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно

увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по

различным причинам.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с

неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных

учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -

хронические заболевания.

Высока заболеваемость нервно-психической системы(каждый третий школьник имеет

отклонения от нормы).

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно

возросла, Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных

функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости , особенно

на начальных этапах обучения.

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии

освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30%

обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и

методах обучения.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с ЗПР

значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют

специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-

развивающего обучения (КРО), разработанная С.Г.Шевченко. Система КРО- это форма   ,

дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной

помощи детям со стойкими трудностями в обучении.

Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации

учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных

классов (КРО)  с ОВЗ.

Цель организации таких классов - создание для детей с ОВЗ адекватных их особенностям

условий обучения и воспитания.

В эти условия входят:

-определенные организационные формы обучения;

-определенные дополнения и изменения в программах общеобразовательной школы;

-содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий, проводимых вне

учебного класса;

-специальная подготовка педагогических кадров некоторые другие условия.

Пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате с

оптимальной наполняемостью от 9 до 12 человек, что позволяет учителям реализовать

принцип индивидуализации обучения;

-комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций

развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях при тесном

взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога;

-работа класса КРО в режиме ГПД, обеспечивающая полноценную подготовку домашнего

задания.

Первые в мире коррекционные образовательные учреждения - школы для глухонемых и слепых - были открыты во Франции в 17770 году и 1784 году.

Первые в России школы для глухонемых и слепых были открыты в 1806 году и в 1807 году.

Первые классы для неуспевающих учеников в России появились в 1865 году.

По состоянию на конец 20 века в России функционировало 1889 специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В них обучалось свыше 270 тыс. детей.

Из них:

  1. 84 школы для не слышащих (11,3 тыс. детей)
  2. 77 школ для слабослышащих и позднооглохших (11 тыс. детей)
  3. 20 школ для незрячих (3,4 тыс. детей)
  4. 61 школа для слабовидящих и поздноослепших (8,5 тыс. детей)
  5. 62 школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (11,9 тыс. детей)
  6. 52 школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (6,7 тыс. детей)
  7. 71 школа для детей с задержками психического развития (13,4 тыс. детей)
  8. 1440 школ для умственно отсталых (208,5 тыс. детей)

Потребность в коррекционных образовательных учреждениях у нас в стране удовлетворена на 48 процентов.

Потребность в квалифицированных кадрах для коррекционного образования удовлетворена на 8 - 10 процентов.

За последнее время в общеобразовательных учреждениях города значительно возросло

количество классов, где обучаются дети с проблемами в обучении, поведении, развитии.

К данному типу следует относить классы для детей с ОВЗ

Создание и деятельность данных классов создают возможность получения общего

среднего образования всеми детьми.

Отбор детей в указанные классы осуществляется психолого-медико-педагогической

комиссией.

Наполняемость класса и группы продленного дня 8-12 человек.

Современный этап развития народного образования в нашей стране характеризуется

усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной средней

школе, среди которых значительное место занимают дети с ОВЗ. Согласно исследованиям

отечественных дефектологов , дети с ОВЗ  имеют характерные особенности высшей

нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.

Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления и речи. Это

дети со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной

системой. У них нет нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они

не являются умственно-отсталыми, но эти дети относятся к группе заболевания

функциональной недостаточности ЦНС.

Диагноз «ЗПР» зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и

серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе

одни и те же мучительные вопросы: »Почему это случилось именно с моим ребенком? Что

же делать дальше?»

ЗПР-особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка.

Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность,  импульсивность, а также тревоги, агрессии. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа,сказки,а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы. Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития.Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой не замечая важного - отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения»,-писал В.А.Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано.

Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учение. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку.

Поддержать познавательный интерес на уроках мне помогают игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока.

Известно, что использование на уроках географии познавательных игр позволяет разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и умение действовать коллективно, либо индивидуально с осознанием личной

ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и является подготовкой к самообразованию.

Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.

Игровые формы учебной деятельности все еще встречаются в 6 и 7 классах, чаще всего на повторительно-обобщающем уроке. В 6 кл., например, после обучения тем «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» и «Биосфера».

Цель такого урока - дать возможность каждому ученику ответить устно и показать свои знания по теме. Например, игра по теме «План и карта». (Приложение №1)

Известно, что в играх детей проявляется воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логически рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования / кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает /, а значит есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли «/А.С.Макаренко/.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять получены заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой литературой. А главное в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изученного материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. Вот почему игра может стати средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следователно от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Иначе результаты ее будут противоположны ожидаемых.

В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествие» по карте и увидеть мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов и с привлечением дополнительной литературы.

Пренебрегать дидактическим принципом «от простого - к сложному, через известное -к неизвестному» нельзя.

Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее. Ребята довольно рано друг от друга узнают игру «Геоцепочка», часто играют в нее. Следует познакомить их и с игрой «На реке ... город ...» I Один из учащихся называет реку, другой сообщает какой город стоит на реке, называет следующему другую реку ... и т. Д. / «Георг. Чемпионы», Самый, самый» и др. (Для детей с ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и др. дополнительными источниками.

Цель географических игр прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать ив начале урока для активизации внимания уч - ся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Учителя знают, что одной из сложнейших тем для объяснения является тема «Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные упражнения, которые удобно проводить в виде занимательных заданий. Например, задание «Где выпадает столько осадков?» - кружочки с цифрами средне январской температурой надо укрепить с помощью булавочки на одно из нескольких мест на карте, указанных учителем.

Ребята с удовольствием играют в игру «Слова в словах». Учитель пишет на доске географическое название, например «Караганда». Из слова, с помощью имеющихся букв в нем, нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только раз. / Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг /.

Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, варан, - Нарва, остров - Ростов и т.д.

Или «Выпишите в клеточки недостающие буквы, чтобы получилось название обл. города, носящего имя мужчины.

(Владимир)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ    ЗАГАДКИ:
1 .Виден край, да не дойдешь        (Горизонт)

2.Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь свет.(Глобус) З.Слог первый- морское названье востока,

Второй же- в земле вырывают глубоко,

А целое- можно узнать без труда:

Его окружает сплошная вода.        (Ост-ров) и т.д.

ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ:

1 .Какое название полуострова говорит о его величине?        (Я-мал).
2.Какая земля никогда не старится?        (Новая Земля).

3.»Крыша мира «.. .Где она находится?    («Памир» в переводе на русский язык означает»Крыша мира»),    и т.д.

Уроки обобщающего повторения проходят более интересно, когда применяются элементы игры. С этой целью после изучения больших тем, я предлагаю учащимся решение кроссвордов. Работу эту ребята любят, делают ее с большим удовольствием.

(Приложение 2).

Часто использую чайнворды.        (Приложение 3).

Как правило на таких уроках можно самому себе поставить оценку- чему и как научил

детей.

Большой интерес у ребят вызывают вопросы- ребусы        (Приложение 4).

Ежегодно в конце 11 четверти (декабрь) провожу неделю ГЕОГРАФИИ, где использую

форму занимательности- КВН. Готовятся ребята заранее: выбирают участников команд,

капитанов, придумывают названия командам, эмблемы, приветствия, шуточные подарки

соперникам, жюри.

КВН состоит из нескольких конкурсов: например:        (Приложение5).

1.Конкурс «Географичекое «лото»

2 уч-ка из каждой команды должны быстро сложить карту территории какого-то
государства или материка из разрезанной карты.

2.Конкурс художников (пока художники выполняют рисунки по определенной схеме)

можно предложить конкурс в шуточной форме с завязанными глазами(соревнуются

капитаны).

3.Конкур капитанов (поочередно разгадывают шарады), например:

С птицы начинается,

Зверьком кончается,

Как город называется?        (Воронеж)

4.Конкурс (по домашнему заданию).

5.Конкурс «Географические «чемпионы» (в течен. 1 мин. участники КВН записывают на листке бумаги 5 названий «географ.чемпионов» (напримергоз. Байкал- самое глубокое озеро мира, Джомолунгма- самая высокая точка мира и т.д.) 6.Конкурс художественной самодеятельности. 7.Викторина для болельщиков.

-Какая сибирская река носит название посуды?    (Таз).--Название какого города говорит о том, что он сердитый?  (Грозный) и т.д. Ребята с удовольствием принимают участие в КВНе, но к такому мероприятию нужно готовиться очень долго и ненавязчиво (и на прогулке, и в часы досуга). Чтобы повысить качество обучения, важно так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в пытливых искателей знаний. Например, . по Австралии можно совершить заочную экспедицию. Это интересная форма изучения материала требует от учителя и учащихся серьезной подготовительной работы.

На первом уроке надо дать учащимся краткую характеристику Австралии. План:

1.ФГП

2.История открытия и исследования

 3.Рельеф, полезные ископаемые

4. Климат

5.Внутренние воды

6.Своеобразие органического мира

7.Население

•*

В ходе урока работают с картами (наносят крайние точки,, определяют их координаты,

подписывают номенклатуру).

На втором уроке начинается заочная экспедиция в Австралию. Из учащихся образуются

несколько поисковых партий- это геоморфологи, климатологи, гидрологи,

ландшафтоведы,. страноведы. Учитель назначает начальника экспедиции. Он готовит

рассказ об истории открытия Австралии., о причинах усиленного внимания к изучению ее

природы. Каждая поисковая партия получает от учителя карточку- задание .Например,

карточка- задание гидрологов.

Гидрология- наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озер., болот,

подземных вод и др. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод. Решает

вопросы разумного использования вод.

1 .Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?

2.Почему велика территория внутреннего стока?

З.Что такое «крики»?

4. Охарактеризуйте речную систему Муррей—Дарлинг.

5.Озеро Эйр- «мертвое сердце» Австралии . Почему его так называют?

6.Подземные воды.

Подобные карточки получает каждая группа. Учитель дает инструкцию к выполнению заданий.

1 Найдите ответы на поставленные вопросы в тексте учебника. Стр        

2.Подберите нужные для ответа карты атласа, картосхемы учебника и т.д. 3.Используйте для составления отчета различную дополнительную литературу. Учитель выступает в роли консультанта.

В течение урока ребята работают самостоятельно, подбирая материал и систематизируя его для выступления.

На дом предлагается такое задание: каждой группе подготовить   ответы (отчеты) по своему профилю, начальнику экспедиции составить план проведения заочного путешествия.

3-4 урок - заочная экспедиция в Австралию. В тетрадях ученики делают краткие записи по ходу выступления участников экспедиции. Лист тетради делят на две части: слева-основные пункты плана,. Справа- краткий конспект.

По ходу рассказа участников экспедиции уч-ся задают вопросы, выясняют интересующие их подробности. В конце урока учитель просит зачитать наиболее удачные конспекты и подводит итог работы.

На дом предлагается подумать о том, что можно сделать для спасения уникальной природы Австралии

Такая организация работы уч-ся вызывает у них интерес к новому материалу, способствует его более прочному усвоению, развивает навыки самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми профессиями, сделать урок более увлекательным..

На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно использовать подвижные географические игры, например, игра «Раз, два, три!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движения по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз, два, три!» (3 раза) Море назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3 сек., то он выбывает из игры. Игра со словами :»1,2,3! Остров (горы, реки, город) назови!» продолжается , пока не останется минимум кол-ва участников.

Сложнее сделать урок интересным в 9 классе .Школьная практика показывает, что большое значение в привлечении внимания уч-ся к урокам эконом, географии имеет занимательность, которая побуждает к активности на уроках. Ее целью должна быть не развлекательность, а пробуждение мысли, рассуждений. Занимательность увлекает школьников на раскрытие сущности географического объекта. Для этого я применяю занимательные вопросы. Например, на каких трех китах держится экономика Центрального района? (машиностроение.,химическая, текстильная пром-сть.).

Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в формировании интереса к предмету. И учителю нельзя не дооценивать их роль. Используя различные формы ее, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить географию.

Для проверки д\задания я широко использую ГЕОГРАФИФЕСКИЕ ДИКТАНТЫ - одно из средств занимательности на уроках географии. Это любимая форма опроса у ребят, т.к. устно изложить дом. Материал им намного сложнее. Цель географических диктантов - проверить определенный объем знаний, закрепить навыки и умения применять эти знания для осознанного усвоения изученного материала, для выполнения практических задач.

Географический диктант есть своего рода небольшая по объему фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. При такой форме проверки знаний уч-ся не дают развернутого ответа, но это умаляет ценности этого ответа. В ходе выполнения диктанта приводятся в определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Такая форма проверки позволяет охватить всех уч-ся в теч. 8-10 мин., выяснить пробелы в знаниях уч-ся.

В зависимости от формы и метода проведения диктанта, он может решить следующие задачи:

1. проверка знания содержания понятий и терминов, изучаемых в соответствующих разделах курса;

2.проверка правильности написания слов (словарный географич.диктант) 3.проверка умения уч-ся применять полученные знания для решения практических задач и самостоятельных работ.

Например, если я ставлю задачу проверки основных понятий и терминов, то можно этот диктант провести в такой последовательности: на доске написать основные понятия и

термины, поставить порядковые номера ответов для 1 и2 вариантов. Запись будет выглядеть так:

1в.        2в.

1.        Ориентир        10

2Компас        9

3Азимут        8
4.Север        7
5.Восток        6

6.Рулетка        5

7.Масштаб        4
8.Полюс        3
9.Горизонт        2
10. Съемка        1

Даю определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на

доске:

1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный

пункт.

2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

3.Прибор для ориентирования.

4.Условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на местности уменьшено при

изображении на карте или плане.

5.Точка, из которой проводится визирование на местные объекты.

6.Направление на полярную звезду.

7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на

ровном участке.

8.Умение определять на местности стороны горизонта.

9.Прибор для измерения расстояний.

10.Работа по составлению плана местности.

Учащиеся находят ответы и записывают их под соответствующими номерами. Ключ для проверки: 1 в. 35278491610 2в. 8694372 105 1

На проверку усвоения географической номенклатуры можно провести такой диктант
(Горы земного шара)
Запись на доске:
1в.        2в.

1.        Уральские горы        9
2.Скандинавские горы   8
З.Альпы        7
4. Кавказ        6
З.Гималаи        5
6. Тянь-Шань                   4
7.Памир                           3

8.Кордильеры        2

9.Анды        1

Я показываю горы по карте в такой последовательности: 1 .Альпы

2.        Памир

З.Анды        Ключ для проверки:

4. Скандинавские горы        1в.3792 16854

5.Уральские горы        2в. 731894256

6.Тянь-Шань

7.Кордильеры

8Гималаи

9.Кавказ

В зависимости от степени подготовленности класса этот диктант можно усложнить-
проверить правильное написание этих названий. В таком случае запись на доске
отсутствует.        

На уроке обзорного повторения темы можно дать уч-ся задание занимательного характера на проверку знаний основной номенклатуры. На листе бумаги в клетку по вертикали написать слова «Северная Америка». Уч-ся должны будут написать географические названия полуостровов, островов, заливов, морей, гор и т.д.) так, чтобы написанные по вертикали буквы входили в название, написанное по горизонтали. С этих букв могут начинаться слова, заканчиваться , или эти буквы находиться в любом месте слова. Сложнее для выполнения это задание, если указывается конкретное кол-во букв в названии объекта.

1 .Самая крупная река.        8.Полуостров на с-з С.Америки

2.Одно из великих озер.        9.Река в районе Великих озер

3.Залив на севере материка        10.Река бассейна Тихого океана        ,

4.Равнины С.Америки        11 .Самые высокие горы материка

5.Одно из Великих озер        12.Полуостров на юге материка

6.Одно из Великих озер        13.Одно из Великих озер

7.Крупнейший остров Земли        14.Крупная река на севере материка

15.Горы на востоке материка

Диктант по номенклатуре можно провести в виде путешествия ( например, по Восточной Сибири)

Читая рассказ, учитель делает остановку в том месте, где включено название проверяемого объекта. Уч-ся пишут ответы в тетрадях или на к\картах. Например:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Норильск. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы отправились к северной окраине летного поля, где ждали нас мощные вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие по Сибири. Рано утром мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте хребты (Плато Путорана), слева и спереди расстилались заснеженные просторы (Северо-Сибирской ) низменности. Через несколько дней пути мы увидели впереди на правом берегу реки (Лены) горный хребет (Верхоянский).Перевалив по удобному перевалу, мы вступили на просторы (Яно-Индигирской) низменности, которые за долиной реки (Индигирки) переходят в (Колымскую) низменность» и т.д.

По мере возможности стараюсь детей с ЗПР привлекать к участию во внеклассных и
внешкольных мероприятиях (готовим танцевальные номера, декорации ит.д.).При этом
стараюсь привлечь родителей, своих коллег. Именно внеклассная работа предоставляет
огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в
классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.
Различные экскурсии,походы помогают воспитанию любознтельности у моих учеников.
Доброй традицией стали праздники и огоньки, которые мы проводим 1-2 раза в четверть.
Стараюсь, чтобы такие праздники были не просто развлечением, а давали детям и
взрослым возможность узнать что-то новое, проявить себя, показать свои знания. Иногда
привлекаю в наши тематические праздники ребят младшего возраста (ГПД уч-ся        ,

нач.школы), это делает моих ребят более уверенными., ответственными, «старшими». Зи к// ю ч ени €-

А в заключении хочется сказать, что никакие формы и методы не дадут положительных результатов, если нет добрых отношений между учителем и детьми. Доброжелательность, терпение - вот что необходимо прежде всего, особенно в классах коррекционно-развивающего обучения.

Говорят:»Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей. Детям с ЗПР трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам нравилось в школе.Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.

Работая с детьми,а особенно с детьми с ЗПР, нужно помнить несколько святых правил:

ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

ЕСЛИ ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом

мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Е.В.Шамарина «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых
занятий в классе коррекционно-развивающего обучения»

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003

Власова Т.А. и др. «Обучение детей с ЗПР - М.:Просвещение,1981

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические
    аспекты.- М.: Владос,1999
  2. В.Г.Суслов «Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в
    школе. - С-Пб: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2005
  3. В.Г.Суслов «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004
  4. Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках истории

В данной статье раскрывается вопрос о работе с детьми с ЗПР. Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудн...

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...

«Работа с детьми с ОВЗ на уроке географии: реализация требований ФГОС»

О применении разнообразных форм и методов работы, технологий, позволяющих правильно и эффективно организовывать работу при индивидуальном обучении детей с ОВЗ, в связи с требованиями ФГОС....

Методические карточки для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравниват...