Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.
статья по теме

Черепанова Ольга Юрьевна

 

Использование материалов школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.

Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». Слово « музей »  и латинского «museum» - «храм».  Надеюсь, что покровительницей  нашего школьного музея станет муза истории Клио, которая поможет нам справиться с трудностями по созданию музея, которые  носят как материальный  (ремонт помещения, подготовка стендов для выставок), так и методический характер; к сожалению, в отличие от Москвы и Петербурга в городе нет секции историков - руководителей школьных музеев в рамках городского МО и не выделяются средства на создание музеев от муниципальных властей. Хотелось бы надеяться на положительное решение этих проблем в будущем.

 В Вологодской области существует 140 музеев образовательных учреждений, из них 14 находятся  в Череповце. После посещения этих музеев мы убедились, что один музей дополняет другой, второй дополняет третий, третий дополняет четвертый, а все вместе постепенно рисуют картину города.

 Через 2 года школе №19  исполняется 50 лет. В этом году директор школы открыла проект «Школьный музей» и назначила меня руководителем.  Для музея было выделено отдельное помещение. Мною была разработана концепция  школьного  музея и создан план по её реализации.

 Задача школьного музея заключается в сохранении бытовых свидетелей времени, обучении и формировании взглядов учеников на происходящие события, развития самостоятельного анализа с максимальным использованием местных материалов. Главная цель  - спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой Родине, к людям, здесь живущим.

 Музей  - место, где встречаются настоящее и прошлое. В музее  чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки,  рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то скифом, то солдатом Северной войны, то бойцом, водружающим знамя над Рейхстагом.

У меня пока нет опыта в музейной работе, но очень хочется, чтобы дети знали и помнили хотя бы своих прадедушек. Различия музейной и школьной сфер образования, которые рассматриваются по принципу взаимодополнения,  видятся в следующем:

- школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование;

- по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в школе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.

Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций, дифференциации. Это вызвало к жизни явления, которые впервые прослеживаются только в 21 веке.

Известный педагог Сухомлинский утверждал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит мир и самого себя глазами патриота». В работе по патриотическому воспитанию я использую  тот  потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей.

Зачем в школе нужен музей? Собирая  и изучая  предметы и документы прошлого, дети учатся видеть в них предметы культуры, учатся бережному отношению к вещам. В школе, например, не осталось, что удивительно, почти ничего от советской символики, ни барабанов, ни горнов, ни знамён, а ведь с тех пор прошло не так много лет. Чтобы дети не росли варварами и не уничтожали всё, что создано прошлыми поколениями, и создаётся музей. Все предметы, уже собранные в музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в нашем музее. В итоге просыпается  интерес к истории. Само понятие  «история» не ограничивается рамками учебника.

Музейная обстановка учит культурному поведению в помещении. Не станут школьники мусорить  и пачкать парты, когда со стен экспозиции строго смотрят пагибшие герои.

 Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков.  Вещи, фотографии, документы рассказывают о выпускниках  и учителях школы. Большая часть экспозиции посвящена истории жизни  и подвигу Александра Курочкина, погибшего в Афганистане.

 

Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра.

 К основным жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:  Музей - экспозиция (выставка) и Музей - экскурсионное бюро.

Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов. Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по истории школы и её учеников.

Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных  изысканий в области истории и культуры края.  Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро. В школе подготовлена экскурсия о жизни и судьбе Александра Курочкина, также  мы собираем материалы об учителях и учениках и выпускниках школы, внесших лепту в развитие  нашего края, об участии членов нашего школьного коллектива  в различных конкурсах и викторинах.

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. Профиль нашего музея - исторический (военно-исторический, история региона, населенного пункта). Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья. Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

          Судьба семьи в судьбе страны. Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких им людей, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

          Семейный архив. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

           Школьный музей мог бы  собирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме»,  «Фотографии рассказывают», «Игрушки  наших родителей», и др. В процессе создания коллекции музея школьники проявляют инициативу. По предложению ребят возникли разделы музея «Значки нашей семьи» и «Наша школа в СМИ». В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

             Школа. Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

-  изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

-  свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

-  атрибуты школьной жизни разного времени  (учебники, тетради, дневники, ручки, грамоты, сертификаты  и т.п.);

-  детские сочинения, творческие работы обучающихся и учителей

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как классный альбом  (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем»,  «Из истории нашей школы», «Вести из классов».

           На настоящий момент в музее имеется необходимая документация, включающая:

-Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

-Текущий и перспективный планы работы музея

-Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

- Паспорт музея

Разрабатываются:

-Книга учета научно-вспомогательного фонд.

-Тематико-экспозиционный план

-Картотека

-Книга учета массовых мероприятий

-Книга отзывов

-Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

Начата  поисково-собирательская работа по плану:

-какие  музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

 Научно-экспозиционная работа:

- Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

 Работа с фондами:

- Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

 Методическая работа:

-Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

 Издательская деятельность:

-Составление буклета и путеводителя  по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др. Наш путеводитель может быть  востребован учащимися различных школ, которые активно занимаются исследовательской работой и им нужны сведения о том, где они могут найти материал об истории школы и судьбах её выпускников. У школьников - исследователей развивается кругозор, формируется гражданское самосознание, прививаются навыки исследователя. Музеи своими специфическими средствами вносят немалый вклад в гражданско-патриотическое, нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения.

Экскурсионно-массовая работа:

-График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Постоянные пересмотры и переоценки  истории привели к тому, что многие россияне превратились в  «Иванов, родства не помнящих». У нас принято критиковать большевиков за то, что они хотели  «разрушить старый мир до основанья», а затем построить новый, однако и сейчас каждый новый лидер пытается сделать тоже самое, отсюда и неуважение не только к прошлому своей страны, но и отсутствие отсутствие  перспективных взглядов на будущее . Зачем уважать традиции, если их всё равно осудят  в недалёком будущем, вот и  идеи типа «после нас хоть потоп».

Перед школой поставлена задача – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, своему народу.  Без уважения к предкам не воспитаешь гражданина. Утеряв чувство национального самосознания, человек теряет себя, своё лицо. У гражданина развито чувство долга, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. Школьный   музей может внести вклад в решение этой задачи. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Оформление экспозиции развивает трудовые навыки, написание этикеток развивает аккуратность и внимательность.

Подготовка и проведение экскурсии развивает упорство и ораторские способности.

Школьный  музей, как элемент  образовательной и воспитательной работы, создаётся  по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов  школы. Он возникает как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В  музее   школы  учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной  школы , школьный  музей  выступает как своеобразная часть музейной сети страны.

Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Музей  – место, посвящённое наукам и искусствам.  Музей  – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

В заключение  хочется привести слова Л.Н.Толстого: « Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше...Это  – сознание своей неотъемлемости  от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Хотелось бы, чтобы первых было больше, а вторых меньше.

Литература

Сборник статей. М.,НП «СТОиК», 2006 Музей в школе: практикум.

Столяров Б.А. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», М.,1994;  1999

 Юхневич М.Ю Образовательный музей (педагогический, школьный, детский).М., НП «СТОиК», 2007

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья38.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Черепанова Ольга Юрьевна

                                                   учитель истории и обществознания

                                                       МБОУ «СОШ № 19»Ю. , 1 категория,

                                        162612 Вологодская область,

                                                           Череповец, ул. Первомайская 41, кв.112,

                                      cherepanova.olga.56@mail.ru

              тел.24 09 59

Первые шаги школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца.

Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». Слово « музей »  и латинского «museum» - «храм».  Надеюсь, что покровительницей  нашего школьного музея станет муза истории Клио, которая поможет нам справиться с трудностями по созданию музея, которые  носят как материальный  (ремонт помещения, подготовка стендов для выставок), так и методический характер; к сожалению, в отличие от Москвы и Петербурга в городе нет секции историков - руководителей школьных музеев в рамках городского МО и не выделяются средства на создание музеев от муниципальных властей. Хотелось бы надеяться на положительное решение этих проблем в будущем.

 В Вологодской области существует 140 музеев образовательных учреждений, из них 14 находятся  в Череповце. После посещения этих музеев мы убедились, что один музей дополняет другой, второй дополняет третий, третий дополняет четвертый, а все вместе постепенно рисуют картину города.

 Через 2 года школе №19  исполняется 50 лет. В этом году директор школы открыла проект «Школьный музей» и назначила меня руководителем.  Для музея было выделено отдельное помещение. Мною была разработана концепция  школьного  музея и создан план по её реализации.

 Задача школьного музея заключается в сохранении бытовых свидетелей времени, обучении и формировании взглядов учеников на происходящие события, развития самостоятельного анализа с максимальным использованием местных материалов. Главная цель  - спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой Родине, к людям, здесь живущим.

 Музей  - место, где встречаются настоящее и прошлое. В музее  чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки,  рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то скифом, то солдатом Северной войны, то бойцом, водружающим знамя над Рейхстагом.

У меня пока нет опыта в музейной работе, но очень хочется, чтобы дети знали и помнили хотя бы своих прадедушек. Различия музейной и школьной сфер образования, которые рассматриваются по принципу взаимодополнения,  видятся в следующем:

- школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование;

- по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в школе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.

Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций, дифференциации. Это вызвало к жизни явления, которые впервые прослеживаются только в 21 веке.

Известный педагог Сухомлинский утверждал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит мир и самого себя глазами патриота». В работе по патриотическому воспитанию я использую  тот  потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей.

Зачем в школе нужен музей? Собирая  и изучая  предметы и документы прошлого, дети учатся видеть в них предметы культуры, учатся бережному отношению к вещам. В школе, например, не осталось, что удивительно, почти ничего от советской символики, ни барабанов, ни горнов, ни знамён, а ведь с тех пор прошло не так много лет. Чтобы дети не росли варварами и не уничтожали всё, что создано прошлыми поколениями, и создаётся музей. Все предметы, уже собранные в музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в нашем музее. В итоге просыпается  интерес к истории. Само понятие  «история» не ограничивается рамками учебника.

Музейная обстановка учит культурному поведению в помещении. Не станут школьники мусорить  и пачкать парты, когда со стен экспозиции строго смотрят пагибшие герои.

 Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков.  Вещи, фотографии, документы рассказывают о выпускниках  и учителях школы. Большая часть экспозиции посвящена истории жизни  и подвигу Александра Курочкина, погибшего в Афганистане.

Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра.

 К основным жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:  Музей - экспозиция (выставка) и Музей - экскурсионное бюро.

Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов. Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по истории школы и её учеников.

Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных  изысканий в области истории и культуры края.  Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро. В школе подготовлена экскурсия о жизни и судьбе Александра Курочкина, также  мы собираем материалы об учителях и учениках и выпускниках школы, внесших лепту в развитие  нашего края, об участии членов нашего школьного коллектива  в различных конкурсах и викторинах.

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. Профиль нашего музея - исторический (военно-исторический, история региона, населенного пункта). Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья. Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

          Судьба семьи в судьбе страны. Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких им людей, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

          Семейный архив. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

           Школьный музей мог бы  собирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме»,  «Фотографии рассказывают», «Игрушки  наших родителей», и др. В процессе создания коллекции музея школьники проявляют инициативу. По предложению ребят возникли разделы музея «Значки нашей семьи» и «Наша школа в СМИ». В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

             Школа. Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

-  изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

-  свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

-  атрибуты школьной жизни разного времени  (учебники, тетради, дневники, ручки, грамоты, сертификаты  и т.п.);

-  детские сочинения, творческие работы обучающихся и учителей

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как классный альбом  (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем»,  «Из истории нашей школы», «Вести из классов».

           На настоящий момент в музее имеется необходимая документация, включающая:

-Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

-Текущий и перспективный планы работы музея

-Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

- Паспорт музея

Разрабатываются:

-Книга учета научно-вспомогательного фонд.

-Тематико-экспозиционный план

-Картотека

-Книга учета массовых мероприятий

-Книга отзывов

-Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

Начата  поисково-собирательская работа по плану:

-какие  музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

 Научно-экспозиционная работа:

- Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

 Работа с фондами:

- Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

 Методическая работа:

-Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

 Издательская деятельность:

-Составление буклета и путеводителя  по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др. Наш путеводитель может быть  востребован учащимися различных школ, которые активно занимаются исследовательской работой и им нужны сведения о том, где они могут найти материал об истории школы и судьбах её выпускников. У школьников - исследователей развивается кругозор, формируется гражданское самосознание, прививаются навыки исследователя. Музеи своими специфическими средствами вносят немалый вклад в гражданско-патриотическое, нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения.

Экскурсионно-массовая работа:

-График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Постоянные пересмотры и переоценки  истории привели к тому, что многие россияне превратились в  «Иванов, родства не помнящих». У нас принято критиковать большевиков за то, что они хотели  «разрушить старый мир до основанья», а затем построить новый, однако и сейчас каждый новый лидер пытается сделать тоже самое, отсюда и неуважение не только к прошлому своей страны, но и отсутствие отсутствие  перспективных взглядов на будущее . Зачем уважать традиции, если их всё равно осудят  в недалёком будущем, вот и  идеи типа «после нас хоть потоп».

Перед школой поставлена задача – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, своему народу.  Без уважения к предкам не воспитаешь гражданина. Утеряв чувство национального самосознания, человек теряет себя, своё лицо. У гражданина развито чувство долга, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. Школьный   музей может внести вклад в решение этой задачи. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Оформление экспозиции развивает трудовые навыки, написание этикеток развивает аккуратность и внимательность.

Подготовка и проведение экскурсии развивает упорство и ораторские способности.

Школьный  музей, как элемент  образовательной и воспитательной работы, создаётся  по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов  школы. Он возникает как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В  музее   школы  учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной  школы , школьный  музей  выступает как своеобразная часть музейной сети страны.

Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Музей  – место, посвящённое наукам и искусствам.  Музей  – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

В заключение  хочется привести слова Л.Н.Толстого: « Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше...Это  – сознание своей неотъемлемости  от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Хотелось бы, чтобы первых было больше, а вторых меньше.

Литература

Сборник статей. М.,НП «СТОиК», 2006 Музей в школе: практикум.

Столяров Б.А. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», М.,1994;  1999

 Юхневич М.Ю Образовательный музей (педагогический, школьный, детский).М., НП «СТОиК», 2007

 

 

Дворянскую называли пролетарской, тюремный переулок – переулком диктатуры

Этим материалом мы начинаем совместный проект газеты "Голос Череповца" и "Молодежного Единства", посвященный истории череповецких улиц.

 Сто лет назад Череповец выглядел несколько иначе. Тогда еще не было шумных магистралей, заполненных множеством автомобилей, автобусов и трамваев, заводских корпусов с устремленными ввысь жерлами труб и жилых многоэтажных домов.

 Если бы мы посмотрели на Череповец начала XX века с высоты птичьего полета, то обнаружили бы прямоугольник площадью примерно два на полтора километра. Да, наш город был невелик по размерам, он вполне умещался в рамках района, именуемого в настоящее время "Старым городом" и частично сохранившегося до наших дней.

 А если бы мы потрудились вспомнить арифметику и посчитали количество кварталов, у нас получилось бы их всего около шестидесяти. Улиц тоже было немного - чуть более двадцати. Но каждая была по-своему неповторима. Ведь своя история и своя судьба есть не только у людей, но и у каждого города, у каждой улицы. Информация, зашифрованная в названиях улиц, помогает более образно и в то же время реально представить процесс историко-культурного развития города. Названия являются отображением истории и культуры города и страны, общественных, политических и культурных реалий различных эпох, геологических особенностей местности, своеобразия ее географического положения. Названия череповецких улиц в этом смысле отнюдь не являются исключением. В них, в первую очередь, нашла отражение самобытная история города на Шексне.

 Так, название старейшей улицы Череповца - Воскресенский проспект - напоминало легенду о некоем московском купце, во внезапно наступившей темноте увидевшем необычный свет над горой и обретшем благодаря этому чудесное спасение. А также реальное историческое событие, связанное с основанием учениками Сергия Радонежского монахами Афанасием по прозванию Железный посох и Феодосием череповецкого Воскресенского монастыря, а фактически - и города.

 Память об одном из основателей череповецкого Воскресенского монастыря - Феодосии Череповецком - сохраняло название улицы Федосьевской. Она располагалась на месте села Федосьева, названного так в честь преподобного.

 Целая эпоха в жизни Череповца была связана с именем Ивана Андреевича Милютина (1829-1907) - крупного промышленника и предпринимателя, общественного деятеля и публициста, в течение 46 лет бессменно служившего городским головой и превратившего Череповец в один из ярчайших культурно-промышленных центров русской провинции. Одна из улиц города и была названа в память о нем - Милютинской.

 При участии И.А. Милютина в городе был создан целый ряд учебных заведений. В их числе Александровское техническое училище, носившее имя императора Александра II. Имя царя-освободителя было присвоено и одной из улиц Череповца - Александровскому проспекту, который явился, по существу, одним из символов связи Череповца с царствующим домом Романовых в XIX-начале XX веков.

 Улица Петровская хранила память об известном в городе враче, а Коржавская напоминала о протекавшей некогда на ее месте речке Коржавке и Коржавском городском кладбище, где был похоронен наш знаменитый городской голова.

 На самом берегу реки Ягорбы находилась Источницкая улица, которая начиналась у часовни в честь Богоматери "Живоносный источник" и располагавшегося рядом с ней источника. В народе часовню называли "Источница" - отсюда и название улицы.

 Украшением города являлась построенная на народные деньги Благовещенская церковь, давшая имя одной из площадей Череповца -Благовещенской.

 Названия многих улиц и площадей старого города были не только благозвучны, но и подчеркивали соотнесенность истории Череповца с многовековыми традициями, ее связи с основами бытия русского народа.

 Но в 1917 году "прервалась связь времен"...

 Одним из первых мероприятий новой власти стало переименование городских улиц. В связи с двухлетней годовщиной свержения самодержавия Череповецкий губернский исполнительный комитет постановлением от 11 марта 1919 года переименовал ряд городских улиц. Тогда были переименованы следующие улицы:

 2-я Покровская ул. - Р. Люксембург ул.,

 Александровский пр. - Луначарского,

 Благовещенская ул. - Социалистическая ул.,

 Благовещенская пл. - Революции пл.,

 Воскресенский пр. - Советский,

 Дворянская ул. - Пролетарская ул.,

 Заводская ул. - Володарского ул.,

 Источницкая ул. - Детская ул.,

 Казначейская ул. - Коммунистов ул.,

 Коржавская ул. - К. Маркса ул.,

 Крестовская ул. - Ленина ул.,

 Милютинская ул. - Деревенской бедноты ул.,

 Петровская ул. - Труда ул.,

 Покровская ул. - Зиновьева ул.,

 Садовская ул. - Энгельса ул.,

 Северный бульвар - Заря Свободы ул.,

 Сенная пл. - Красная пл.,

 Сергиевская ул. - К. Либкнехта ул.,

 Соборный пер.  -Красный пер.,

 Соборная пл. - Интернационала пл.,

 Торговая пл. - Им. 25 Октября пл.,

 Тюремный пер. - Диктатуры пер.,

 Федосьевская ул. - Красноармейская ул.

 Второй этап переименований в Череповце относится к 1976 - 1978 гг. Проходил он под эгидой 200-летия города. Переименования этого периода носят в основном характер именований в честь какого-либо знаменитого горожанина.

 В этом процессе приняли участие и горожане, которые в 1977 году стали участниками конкурса на лучшее название улиц города, где для переименования было предложено десять улиц, названия которых, как отмечалось, не всегда соответствуют современности ("Коммунист", 1977, 25 августа, № 169. с. 3).

 С 1919 г. – это улица Труда

 Ул. Дальняя – в ул. Боршодскую ( взнак дружбы вологжан с Боршодской областью в Венгрии).

 Ул. Флотская - вул. Командарма Белова.

 Ул. Грузовая – в ул. Химиков (одних из новых хозяев района) и т.д.

 Третий этап переименований прошел в 1990-е гг. Этот период ознаменован возвращением старых названий улицам города.

 На страницах газеты "Речь" развернулась полемика по переименованию улиц. Всем улицам с так называемой "советской" окраской были приписаны "подназвания": ул. Социалистическая - бывшая Благовещенская, Советский пр. - бывший Воскресенский. Только одной улице было возвращено старое название, правда, относящееся к 1919 году - это ул. Заря Свободы.

 В связи с интенсивным строительством стало быстро увеличиваться количество улиц. Большая их часть находится в Зашекснинском районе ("Простоквашино"): ул. Батюшкова, ул. Вичеловская, ул. Дальняя, ул. Рыбинская, ул. Монт-Клер, пр. Октябрьский, ул. Совхозная, Шекснинский пр. и др.

 Надо отметить и тот факт, что названия некоторых улиц существовали раньше, в других районах, но в связи с переименованием и перепланировкой они исчезли с карты города (ул. Наседкина - появилась в 1957 г. и почти через 30 лет снесена. На ее месте построен ДК ОАО "Северсталь"). Продолжают появляться и новые улицы. По большей части это улицы, относящиеся к Зашекснинскому району. В основном их образование связано с расширением городской черты и включением в нее ближайших деревень. Так появились улицы: Гритинская (деревня Гритино), Новогритинская (деревня Новое Гритино), Новосельская (деревня Новосельское).

 В настоящее время Череповец имеет достаточно сложную планировку улиц, названия которых требуют расшифровки, о чем мы расскажем в следующих публикациях.

 Алла Федяева.

 Источник: // Голос Череповца. – 2003. – 3 июня. – С.6.

1.09.12

Череповчане могут помочь воссозданию памятника Новгородскому ополчению 1812 года.

В честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в Великом Новгороде планируется восстановить утраченный памятник Новгородскому ополчению. В его составе с Наполеоном сражались отряды Череповецкого, Белозерского, Кирилловского и Устюженского уездов Новгородской губернии. Оно насчитывало свыше 10 тысяч человек. Ополченцы прошли славный боевой путь от Полоцка до Данцига, и во многом благодаря их доблести и самоотверженности была одержана победа над армиями Наполеона. Более 6 тысяч солдат-новгородцев не вернулись домой с полей сражения. В память о подвиге Новгородского ополчения в 1840 году на пожертвования жителей городов и уездов Новгородской губернии в Новгороде по проекту известного архитектора Александра Брюллова был сооружен памятник. В 1860 году при сооружении памятника в честь 1000-летия России монумент ополченцам перенесли на Софийскую площадь и установили напротив здания Дворянского собрания. В начале 20 века он был утрачен.

Сегодня, по инициативе общественности Великого Новгорода, решено памятник воссоздать. Это необходимо не только потому, что памятник является символом, отражающим вехи истории России, но и для того, чтобы восстановить справедливость и увековечить память защитников Отечества в войне 1812 года. Сбор средств на эти цели уже начали жители и предприниматели Великого Новгорода. Согласие на участие в работах по воссозданию мемориала дал академик Александр Рукавишников. Открытие памятника предполагается провести в сентябре 2012 года. Мемориал будет свидетельствовать, что жители сейчас соседних регионов: Новгородской и Вологодской области – имеют общие исторические корни и военные традиции. Участие в воссоздании памятника Новгородскому ополчению продолжит славные примеры благотворительности и меценатства, которых немало знает история. Жители Вологодчины могут присоединиться к этой инициативе и оказать содействие в сборе денег.

Имена людей, пожертвовавших более 100 тысяч рублей и 1 миллиона рублей соответственно, будут включены в памятный почетный список, размещенный в комплексе памятника. Подробная информация о поступлениях в Фонд и расходовании средств, имена жертвователей будет регулярно публиковаться в новгородских СМИ и на официальном сайте Администрации Великого Новгорода.

Сделать пожертвования можно путем перечисления средств в Фонд воинской славы Великого Новгорода с пометкой «Благотворительное пожертвование на памятник Новгородскому ополчению 1812 года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории города Череповца

Викторина по краеведениюсреди учащихся (студентов) общеобразовательных школ и средне - специальных учебных заведений «Путешествие в уездный город»...

Страницы истории города Череповца

Викторина по краеведениюсреди учащихся (студентов) общеобразовательных школ и средне - специальных учебных заведений «Путешествие в уездный город»...

Страницы истории города Череповца

Викторина по краеведениюсреди учащихся (студентов) общеобразовательных школ и средне - специальных учебных заведений «Путешествие в уездный город»...

Использование материалов ФЦИОР (федерального центра информационно-образовательных ресурсов) на уроках физики

В данной папке представлены материалы из коллекции ФЦИОР. Образовательные мультимедиа системы (ОМС) объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные модули....

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)...

Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"

 Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...