Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Каптелинина Ольга Павловна

   Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?»

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс  социально активных технологий воспитания обучающихся  "Растим гражданина"

Секция  : "Клуб "Растим гражданина"

Педагогический проект

"Использование  материалов  научно-исследовательской  деятельности  педагога и учащихся  на  уроках истории и обществознание"

                                     Автор работы  

  Каптелинина Ольга Павловна

                                                             учитель  истории  и  обществознания             МАОУ СОШ   села  Нижнетроицкий  

 

                                                                 

Москва 2021 год

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с. Нижнетроицкий,

секция "Клуб "Растим гражданина"

«Использование  материалов  научно-исследовательской  

деятельности  педагога и учащихся

 на  уроках истории и обществознания»,

Каптелинина  Ольга Павловна

Тезисы

 Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Цель данного исследования - изучить и   проанализировать работу с одаренными  детьми, организацию  работы  научного общества учащихся  «Эврика», проанализировать  применение исследовательских  работ учащихся и педагога на уроках истории и обществознания.

Для достижения цели я предполагаю:

  • Изучить и  проанализировать теоретический материал  организации  исследовательской работы в школе;
  • Провести  сравнительный  анализ  и сделать  выводы

В своей  работе  я  предполагаю  следующие  Методы  исследования:

Практические – описание, наблюдение,  метод  конкретных  социологических  исследований (анкетирование, интервьюирование, и т.д.)

Теоретические -  Обоснование необходимости  работы  с одаренными  детьми.

Гипотеза – в школе необходима организация исследовательской  работы с целью использования данных материалов  на уроках истории и обществознании.

В своей работе я использовала методическую  литературу по организации  исследовательской  деятельности в школе, по  повышению  педагогического  мастерства  учителя, материалы  исследований и материалы  детского объединения дополнительного образования «Эврика».

 

 

Содержание:

№ п/п

Содержание

Страницы

11

Тезисы      «Использование  материалов  научно-исследовательской  деятельности  педагога и учащихся  на  уроках истории и обществознания»

Стр. 2

22

Глава 1 Основная  часть Введение

Стр 4

33

Актуальность.  Объект и предмет исследования

Стр. 4

44

§1  Обоснование  необходимости  создания  научных  обществ  учащихся  в школе.

Стр. 6

55

§2 Специфика работы НОУ в школе

Стр. 7

66

§3 Формирование  компетенций

Стр. 8

77

§4    Познавательно - -коммуникативная работа

Стр  9

88

 Глава 2   Использование  накопленных знаний

Стр. 10

99

 Ожидаемые результаты

Стр. 12

910

Список использованной  литературы

Стр. 13

111

Приложение  

Стр. 14

Основная  часть

Введение

   Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

Мы  живем  в сельской местности, и порой кажется, что у нас не может быть ничего интересного. Но наше село, наша  школа  богата интересными, умными  людьми. В разные  времена существования нашей школы в ней учились   Шелудько Евгений  и Эдуард Солодовников,  Владимир Чернов  и Андрей Китов. Это ученики нашей школы, которые не только оставили добрый след, будучи  ее   воспитанниками , но и после нее они были на высоте. Поэтому их пример вдохновил и нынешних воспитанников  на   новые  интересные  и полезные  дела. Вот из них и сложился   творческий коллектив  детского объединения дополнительного образования  «Эврика».

 Актуальность созданной модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания в школе обусловлена противоречиями между:

– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение школой самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;

– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;

– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;

Особую важность проблема гражданско-патриотического образования и воспитания приобретает в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и стиля мышления молодых людей, размывания ценностей и нравственных основ и  фальсификации  истории. Особенно  фальсификация исторических фактов  коснулась  историю Великой Отечественной войны. В этой связи особое значение приобретает формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей и подростков.

Объект и предмет

 Объект исследования – процесс гражданско-патриотического воспитания детей школьного  возраста.

Предмет исследования – работа НОУ  в гражданско-патриотическом воспитании детей школьного  возраста.

Гипотеза исследования - патриотическое воспитание  школьников будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:

- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей  школьного возраста;

- владеть технологией включения метода исследований в педагогический процесс и обеспечивать руководство им;

- создать систему определенных условий, способствующих развитию гражданско-патриотического воспитания.

 Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

 Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?»

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В настоящее время исследовательская  деятельность очень актуальна и востребована в современном образовании и воспитании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

Исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно способна решать задачи формирования социально активной личности. Она подразумевает деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

 Проблема   исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов школьника и находится в зоне ближайшего развития.

        Требования,  необходимые для   использования метода проектов :

•        Наличие важной  в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .

•        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

•        Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

•        Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Новизна проекта заключается в создании системы компетентностного  подхода  к обучению  и воспитанию в школе. По сравнению с  ранее созданными  технологиями  данной направленности в том, что проектные технологии в гражданско-патриотическом  воспитании рассматриваются  не только  через  НОУ "Эврика", а через  создание полноценной системы образования и воспитания, а    главный вопрос для меня в работе  НОУ "Эврика" -  использование  исследовательских работ на уроках истории и обществознания.

Способы тиражирования опыта

Практическая  значимость  проекта  состоит в том, что ее результаты могут быть  использованы  непосредственно в практике  школьного преподавания   истории  и  обществознания и в воспитательной  работе  школы.

Кадровые ресурсы:

К реализации проекта  привлекаются  кроме   меня учителя - предметники, библиотекарь, психолог, классные  руководители

 §1  Обоснование  необходимости  создания  научных  обществ  учащихся  в школе.

Для развивающей работы   в школах существуют научные общества учащихся (НОУ),  создаваемых  в  старших классах.

Главная задача этих обществ — дать воспитаннику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности воспитанников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ.

Какое значение для воспитанников имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах  и   исследованиях.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых  разумом Ньютонов» существует в любом обществе. Эго необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

Во многих странах Западной Европы, в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно   раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса. НОУ  помогает  развивать  умения  делать  выписки, аннотации, собирать  научную  информацию.

 Формирование  коммуникативной  культуры, приобретение  навыков  аргументировать,  представлять,  дискутировать, доказывать  свою  правоту, ставить  вопросы,  решать  проблемные  ситуации, говорить обдуманно ,целенаправленно,     получать и передавать информацию,  работать  с литературными источниками,   выступать  с  докладами,  уметь  слушать  других  и  себя – все  эти  возможности   ребенок  получает, работая  в  НОУ

В 2008 году в школе было принято решение о создании  научного общества  учащихся. С чего начать? К кому обратиться за помощью? Вопросов  было больше, чем ответов. Начали с разговора с учащимися 8 – 11 классов. И появились неожиданные  результаты. Босов Андрей, ученик 9 класса,  вдруг сказал, что его интересуют особенности  русского  языка , а ученица того же 9 класса Мазитова Алина заинтересовалась историей создания  компьютеров и все, что связано с ними. А учащиеся 11 классов готовы были заняться вопросами экологии  нашего села,  вопросами  наркомании  и т.д.

Мы  определили  Цели научного общества учащихся  «Эврика»:

Расширение кругозора воспитанников в области достижений отечественной и зарубежной науки.

1. Выявление наиболее одаренных воспитанников в разных областях науки и развитие их творческих способностей,  для  чего  был создан  школьный  план  работы с одаренными  детьми (прилагается)

2. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы воспитанников, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

4. Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Задачи   научного общества учащихся  «Эврика»:

 - овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

-  почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;

-  научиться методам и приемам научного исследования;

-  научиться работать с литературой;

- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Исследовательская    работа   предполагает  индивидуальный  темп и способ  продвижения,  обеспечивая при этом  достаточно высокий  уровень  знаний.

§2 Специфика работы НОУ в школе

 Какова же специфика работы НОУ в школе? Вместе со школьным   психологом преподаватель  осуществляет диагностику личностных   особенностей  и  интеллектуальных способностей  обучающихся.  Для  диагностики  проводится  тестирование в 8 – 11 классах

Перед администрацией школы возникает задача: найти педагогов, создать им условия для повышения мастерства в сфере работы со способными детьми.  Учителей направляют на курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, где педагоги получают прекрасную  возможность    квалифицированной  поддержки   в плане  организации  НОУ  Во время  прохождения  курсов повышения квалификации  в  БИРО в сентябре  2008 года,  я  получила  квалифицированную  поддержку по организации  научно – исследовательской работы в школе, которая  мне помогла  в  организации  НОУ.

Выявляется и отсутствие у учителей, желающих заниматься с детьми в НОУ, практических навыков оформления исследовательской работы. Эту проблему я  решила благодаря прекрасной Памятке  «Научно-исследовательская деятельность учащихся», которую я составила по итогам работы на курсах повышения  квалификации в БИРО. В результате уровень (содержание, структура, оформление, исследуемые проблемы) работ становится значительно выше. (Памятка  прилагается)

Сегодня мы можем утверждать ,  что  работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую  направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации в архивах, лабораториях, библиотеках, экспедициях.

§3 Формирование  компетенций

НОУ способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:

учебно - познавательная (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов (факс, компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон) и информационных технологий (аудио- и видео-запись, электронная почта, Интернет, СМИ)

коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным, презентовать себя и т. д.);

компетенция личностного самосовершенствования и др.

Какие  же требования должны быть  предъявлены  к учителю, реализующему исследовательский подход в обучении.

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для них форме.

- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера   учеников, избегать директивных   приемов.

- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи   поставленных   вопросов.

- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать  к  нужным источникам  информации.

- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой   проблематике.

Как  показала   практика,  «лиха  беда  начала».  Сразу ничего не получается. С целью создания условий для самостоятельной творческой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся   необходимо   проводить   подготовительную   работу.  Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени для  того, чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.  Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН ) в  содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определенной степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать,  , но в очень незначительном объеме и только в момент его  востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно - методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, СД, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Считаю важным отметить то, что в исследовательской работе не может  быть  массовости. Индивидуальная  работа  с учениками  позволяет и учителю – руководителю  НОУ,  и   воспитаннику   лучше  узнать  предмет  исследования, понять значимость  данного  исследования как   для  самого воспитанника,  так и для  других  учащихся  

Проектная и исследовательская деятельность воспитанников  побуждает к организации   информационного   пространства  образовательного  учреждения.

§4    Познавательно - -коммуникативная работа

Для того , чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать  информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию,  [работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с  докладами, уметь слушать других и себя.

Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, нужна целенаправленная познавательно-просветительская работа среди членов НОУ.

Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д.

Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации - необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

 Проведение  данной работы  способствует  успешному  участию  воспитанников в научно – практических конференциях города и района. В  первый  год работы  школьного НОУ  «Эврика» на  IX НПК  школьников  района  было  представлено  3  работы. 2 – от объединения  «Исторический» и 1 работа – от НОУ «Эврика».   Результат – 1 место  заняли  Мешкова Анна и Юдина Виктория за работу «История двух славных семей села Нижнетроицкий».

Наша  практика показала, что воспитанники,  занимающиеся  исследовательской  работой в школе,  дальше, поступая в учебные  заведения, продолжают эту работу. Так,  увлекаясь  физикой  в школе, Китов Андрей после  ее окончания, поступил  в УГАТУ  и,  занимаясь исследовательской работой, принимает участие в республиканских и российских научно – практических конференциях. На вопрос «Зачем он это делает?» он отвечает просто:  «Интересно!» Это ли не главный показатель, дающий нам право на создание НОУ в школе, на работу с одаренными  детьми ?

Глава 2  Использование полученных  знаний.

Проводя  исследования по  организации  школьного НОУ я  пришла к выводу, что  исследовательскую  работу можно  начинать уже в начальной школе, что мы и попытаемся сделать.

 Знания, полученные  воспитанниками в ходе исследовательской  работы  они  успешно применяют в своей повседневной  школьной жизни, оценки по профильным предметам стали лучше.

Самый  главный вопрос для меня в работе  НОУ "Эврика" -  использование  исследовательских работ на уроках истории и обществознания.

Давайте рассмотрим  данный  вопрос поближе.

Уроки истории:  Изучая  в 9 и 11 классах  историю Великой Отечественной войны , мне очень пригодились работы  Ашрапова Артура  "Причины трагического начала войны  для Советского Союза." , Баранова Романа   "Факторы победы  советского народа   в Сталинградской битве ", Шафигулиной  Динары "Мой прадед" - о партизанском отряде, где воевал  ее прадед. Попова Ксения подготовила отличную работу "Дети блокадного Ленинграда",  а встреча  учащихся 9-11 классов с Мусифуллиной  Ф.Б.  и исследовательская работа  Алешиной  Влады  "Дети войны" дала представление об ужасающих  условиях  выживания детей в годы войны. Изучая тему  "Тыл в годы Великой Отечественной войны", активно  используется работа Сопочкиной  Евгении "Подвиг  тружеников тыла  на примере  Нижнетроицкой  фабрики" .  

Тема  Гражданской  войны  в Башкирии и селе Нижнетроицке подробно была  рассмотрена в работе  Ашраповой  Ангелины.

Уроки в 6 -7 классах  проходят  с иллюстрациями и материалами работы  Башмаковой Карины и Беловой Валерии о символах  и атрибутах  государственной  власти  на  Руси.

Работа Сальманова Флюра "Значение  Петра  I  для  России" дает  тему  для размышления о роли  Петра 1 в истории Российского государства.

На уроках  обществознания используются  работы Фроловой  Виолетты "Роль  общения в формировании личности", Мазитовой Алины  "Многодетная семья - счастливая семья".

При подготовке  Августовского совещания  в 2015 году школа  получила задание  подготовить проект "История развития Российского государства". Проект, выполненный учениками 9-10 классов  занял 1 место, а сейчас данный проект активно используется на уроках истории 6-7 классах.

Выбирая  материал для   НПК  педагогов , я учитываю тот факт, что материал исследовательских работ можно будет  использовать на уроках.

Так, мной  были подготовлены  работы "Установление Советской власти в Башкирии и селе  Нижнетроицкий", "Подвиг тружеников тыла  на примере Горьковского автозавода", "У войны не женское лицо".

Большое  подспорье на уроках  , где  изучаются темы  краеведения, играют работы Коновалвой  Ольги  "Сын земли  Нижнетроицкой - Советников  Виктор Антонович", Фроловой  Виолетты - "Летопись села Нижнетроицкий", Мешковой  Анны и Юдиной Виктории " Моя  родословная", работы Хабибуллиной Светланы  и Кузиной  Анастасии об учителях  Китовой Людмилы Александровны и Васильевой Валентины Федоровны, работа  Поповой Анастасии и Басыровой Регины об истории нашей школы,  

Ожидаемые результаты

Полученные  промежуточные   результаты позволяют сделать вывод о том, что формированию гражданско-патриотического сознания личности школьника способствует использование комплекса средств, приемов и методов организации урочной и внеурочной деятельности.  

 Работа над исследованием приносит   учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.

  Применение исследовательской   технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным.

  Патриотическая работа с использованием исследовательской  деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

•        знания по истории и культуре родного края, истории школы;

•        ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

•        реализация интересов и творческих способностей учащихся;

•        опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

•        формирование духовного мира личности учащихся;

•        опыт социальных отношений.

        Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

        Применение  исследовательской   технологии в гражданско-патриотическом воспитании в школе  имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.    

Выводы

  На  основе проведенного анализа  мы сделали  вывод, что организация работы  с одаренными  детьми,  организация  научно – исследовательской  работы  в  школе  необходима, и этому  вопросу следует  уделять  особенное  внимание.

Список  использованной  литературы:

  1.   Опыт  организации  исследовательской  деятельности  школьников: «Малая  академия  наук»./ авт.- составитель Г.И.Осипова . Волгоград.  Учитель. 2007.
  2. Повышение  педагогического мастерства  учителя: опыт  создания  системы  методической  работы   / авт – составитель Н.В.Ширшина.- Волгоград : Учитель, 2008
  3. Справочник  завуча. 5  - 11 классы./ Н.И.Дереклеева, Москва: «ВАКО»,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Данный доклад  представляет систему работы учителя ,  опыт  педагогической деятельности по применению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания...

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В статье представлен опыт работы учителя  по применению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания...

Использование педагогических\образовательных технологий на уроках истории и обществознания.

Анализ испльзования технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания....

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...