Педагогические техники, используемые на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Методика современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnik1.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические техники, используемые на уроках истории и обществознания

Приемы устного опроса

Базовый лист контроля. На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. Устный опрос учитель строит на основе  базового листа контроля.

«Светофор». Светофор – это полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор»  красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о согласии или не согласии с высказыванием учителя.

Опрос по цепочке. Ученик рассказывает, его прерывает учитель в логически завершенном месте темы, другой ученик по жесту учителя продолжает. И так несколько раз до завершения ответа.

Тихий опрос. Учитель беседует с одним или несколькими учениками шепотом, в то время как другие ученики заняты другой работой.

Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается на магнитофон. Затем вместе с учителем ответ прослушивается и анализируется.

Программируемый вопрос. Учитель задает вопрос и предлагает несколько вариантов ответов. Ученик выбирает один, по его мнению, правильный. Иногда полезно учителю защищать неправильный ответ, чтобы создать спор, дискуссию.

Проверка домашнего задания

Торт проблем. Ученики фиксируют все проблемы и затруднения при выполнении домашнего задания. В группе обсуждают и выясняют их причины и намечают путь их преодоления.

Изучение нового материала.

а) повышение интереса к учебному материалу:

Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключ для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Или учитель задает загадку (рассказывает удивительный факт) в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (фантастическая планета, фантастическое растение или животное и т.д.).

Лови ошибку. Учитель намеренно допускает ошибки при изучении нового материала. Или учитель выдает детям тексты, решенные задачи со специально допущенными ошибками. Задача ученика найти ошибку и ее исправить.

Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему вопросы.

б) изучение нового материала:

Ассоциативный ряд. Учитель пишет на доске новое слово или тему. Учащимся предлагается записать ассоциации, которые у них возникают в связи с представленным на доске словом, темой. Далее учитель обсуждает вместе с учащимися написанное. Определяется обобщенный образ темы (субъектный опыт учащихся) или рассматривается ее структурно-логическая схема.

Результаты социологического опроса. Ученики предварительно под руководством учителя разрабатывают вопросы для социологического опроса. Анализ результатов социологического опроса позволяют определить цели и план учебного занятия.

Нарисуй картину. Учитель называет тему. Дети в группе за 7 мин. рисуют картину, содержание которой соответствует названной теме. Нарисовав картины, группы представляют их на общее обсуждение. Ключевые слова группового обсуждения фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем   используются для разработки плана изучения нового материала.

Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

        Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.  

Первичная проверка понимания изучаемого материала.

Угадай слово по букве. Учащиеся делятся на группы. Учитель предлагает ученикам подобрать ключевые слова по теме, написать начальную букву этого понятия и ряд слов раскрывающие его смысл. Группы обмениваются заданиями, их задача разгадать понятия.

Вопросно-ответное общение. Каждый ученик придумывает по одному вопросу по изучаемой теме и записывает его на листочек. Затем эти листы передаются от одного ученика к другому. Каждый ученик отвечает на вопрос и записывает свой. Так может продолжаться до десяти человек.

Закрепления знаний и способов деятельности

Придумай сам. Ученикам дается задание - придумать задания по изучаемой теме, возможно уровневые задания. Затем ученики обмениваются заданиями, обсуждают ответы и способы их получения, решения.

Построение алгоритмов. Учитель детям дает задание по разработке алгоритмов решения определенных типов заданий.

Обобщение, систематизация и повторение пройденного материала.

Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Ученики в парах проговаривают свои опорные конспекты. Возможно обсуждение всех опорных конспектов в классе, выбор наиболее оптимального.

Повторение с контролем. Ученики составляют вопросы к изучаемому материалу. Затем ученики в парах отвечают на вопросы друг друга.

Повторяем с расширением. Ученики составляют вопросы к изучаемому материалу и добавляют вопросы, дополняющие знания по данной теме. Затем ученики обсуждают их в группах, наиболее интересные предлагают для обсуждения в классе.

Свои примеры. Ученики готовят свои примеры к изученному материалу, придумывают задания, задачи, варианты применения изученного теоретического материала.

Пересечение тем. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие изучаемый материал с любой ранее изученной темой.

Построение «дерева» темы. Работа с учащимися с определениями, ключевыми понятиями, установление между ними логической связи. Учащиеся в группе выполняют задания и афишируют сою версию перед классом.

Построение «здания» темы. Работа с учащимися с определениями, ключевыми понятиями, установление между ними логической связи. Учащиеся в группе выполняют задания и афишируют сою версию перед классом.

Задания с пропусками.. Ученикам выдаются индивидуальные или для группы задания с пропусками, затем обсуждают и сравнивают с  правильным. В зависимости от ошибок получают задания для коррекции.

Структурно-логическая схема с пропусками. Ученики заполняют пропуски в структурно-логической схеме.

Дача домашнего задания.

Уровневые домашние задания. Ученикам предлагаются три уровня домашнего задания. Первый уровень – обязательный минимум, соответствует образовательному стандарту. Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Третий уровень – творческие задания:

  • частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
  • чайнворды, кроссворды и т.п.;
  • учебные комиксы;
  • опорные конспекты;
  • мнемонические формулировки, стихи и др.

Задание массивом. Учитель задает большой массив заданий на всю тему. Ученик выбирает график и объем выполнения домашнего задания. Учитель обговаривает необходимый минимальный объем для выполнения каждым учеником.

Особое задание. Ученики получают персональные задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к ученикам, которые получают право на выполнение заданий повышенной сложности.

Творческие домашние задания.  Всем ученикам предлагается выполнить творческие домашние задания. Вид задания ученики могут выбрать самостоятельно.

Идеальное задание. Учитель не дает никакого определенного задания, а предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. 

Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом. Пример: 19, 12, 1, 9, 12, 1. (сказка, цифра – это номер буквы в алфавите).

 

 Приемы письменного контроля.

Фактологический диктант. Учитель проводит диктант по базовым вопросам, по теоретическим фактам. Вопросов не должно быть много, по времени диктанты должны быть краткосрочными, быстро проверяемыми. Возможно, такие диктанты лучше писать через копирку, затем ученик сравнивает с эталоном свои ответы.

Тренировочная контрольная работа. Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию ученика.

Блиц – контрольная. Учитель проводит контроль в высоком темпе для выявления усвоения знаний учащихся на уровне образовательного стандарта. Этот вид проверки не требует от учащихся пояснений или стандартного оформления.

Релейная контрольная работа. Учитель проводит контрольную работу по нескольким предыдущим домашним заданиям или заданиям, разобранным в классе. Главное, чтобы учащиеся знали, что все эти задания были разобраны. Если такие контрольные поводить систематически, то у школьников появляется стимул к осознанному восприятию учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Данный доклад  представляет систему работы учителя ,  опыт  педагогической деятельности по применению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания...

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В статье представлен опыт работы учителя  по применению современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания...

Использование педагогических\образовательных технологий на уроках истории и обществознания.

Анализ испльзования технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания....

Методы и формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания

   В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, ...