Как написать методические материалы для преподавателей.
методическая разработка по теме
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов. Они способствуют созданию учебно-методических материалов для обмена опытом педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей № 25
Как написать методические материалы для преподавателей
Методические рекомендации для преподавателей
Автор-составитель:
Мысь Е.А.,
методист.
Полысаево 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Учебно-методические материалы……………………………………….4
- Методические материалы для преподавателей…………………………4
- Требования к методическим материалам для преподавателей………..5
- Методическое пособие…………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….12
Введение
Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов - от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.
На августовской конференции руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса 2009 года было отмечено, что преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать электронные учебники, учебные пособия, методические рекомендации по своему предмету. В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами лицея. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Учебно- методические материалы.
Все учебно-методические материалы можно подразделить на три большие группы:
- Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
- Учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов.
- Методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.
Методические материалы для преподавателей
Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.
Методические материалы для преподавателей - это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.
Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель - оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.
Требования к методическим материалам для преподавателей:
- информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
- ясность и четкость изложения (популярность);
• ясность структуры;
- наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
- наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
- наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.
Методические материалы (пособия) для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические разработки.
Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические разработки отвечают на вопрос «что?»
Методические рекомендации:
- Один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
- Методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
- Материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория должна быть во введении.
Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.
В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).
Методическое пособие:
- Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.
- Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.
Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.
Примерная структура методического пособия
Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.
Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.
Примерное содержание основной части:
- Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность.
- Педагогическая идея (авторский замысел) - изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями Госстандарта профобразования, современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.
- Процесс реализации педагогической идеи.
- Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.
- Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.
- Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
- Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.
Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).
Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный автором результат?
- Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.
- Условия применения рекомендаций. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные рекомендации. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.
В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 - 3 пункта теории, остальное – практика. Заключение - до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается, в каком направлении предполагается работать дальше.
Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме. Список литературы включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с ГОСТ- 7.1-2003, ГОСТ Р - 7.05 - 2008.
Приложения (конкретные практические наработки автора).
Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.
При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление.
Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора.
Оформление методического пособия:
Оформление приложения - нет номеров страниц.
- На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое пособие.
- Посередине листа - инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом необходимо обозначить: Методическое пособие.
- Внизу листа указывается место и год издания.
- Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие.
На обороте титульного листа можно сделать анатацию.
Обложка - нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.
Титульный лист - считается, но не нумеруется.
Оглавление - пишется там, где есть главы.
Автор имеет авторское свидетельство.
Автор-составитель - тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)
Составитель – это тот, кто составляет программы по примерной.
В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.
Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один вид ссылок в тексте.
Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).
В пособии допускается использование таблиц и рисунков (с 2004г. не допускаются слова схема и диаграмма).
Заключение
Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг в 19 веке сказал:
Без стремления к научной работе учитель
неизбежно попадает во власть трех педагогических
демонов: механистичности, рутинности, банальности.
Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов - от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.
В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов. Методическая служба в первую очередь реагирует на запросы и вопросы педагогов. Поэтому методической службой разрабатываются методические рекомендации по востребованным темам. Надеюсь, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны педагогам.
Список литературы
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как написать методические материалы для обучающихся
В методических рекомендациях освещены требования к методическим материалам для обучающихся: рабочей тетради, курсу лекций, учебному пособию....
План издания методических материалов ОПОП СПО преподавателя
Содержит материалы, изданные преподавателем для реализации программы ОПОП СПО...
Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности
А.В. Шигаев Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности...

Сертификат о публикации Учебно- методические материалы для преподавателей ОБЖ В 10-11 классах
В публикации собраны материалы для проведения кроков по ОБЖ для 10-11 классов...

Сертификат о публикации учебно-методических материалов для преподавателей ОБЖ в 10-11 классов
В данной публикации были размещены материалы по ОБЖ по курсу 10-11 классов...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...