Главные вкладки

    Как написать методические материалы для обучающихся
    учебно-методический материал по теме

    Мысь Елена Алексеевна

    В методических рекомендациях освещены требования к методическим материалам для обучающихся: рабочей тетради, курсу лекций, учебному пособию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy_dlya_obuchayushchikhsya.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение

    начального профессионального образования

    Профессиональный лицей № 25

    Как написать методические материалы для обучающихся

    Методические рекомендации для преподавателей

                                                                                           Автор-составитель:

                                                                                                  Мысь Е.А.,

                                                                                                  методист.

    Полысаево 2011


    Содержание

    Введение………………………………………………………………………3

    1. Как разработать рабочую тетрадь по предмету………..………………..5
    2. Как написать курс лекций………………………………………………...7
    3. Как написать учебное пособие…………………………………………...8

    Заключение……………………………………………………………………9

    Список литературы…………………………………………………………..10


    Введение

            Методические материалы для обучающихся создаются преподавателями в тех случаях, когда содержание и форма изложения какой-либо темы курса в учебнике (учебном пособии) не отвечает современным требованиям или когда необходимо оказать обучающимся дополнительную методическую помощь для наилучшего самостоятельного усвоения ими данной темы, или в тех случаях, когда необходимо изучить нечто совершенно новое, актуальное. Методические материалы для обучающихся обычно содержат и элементы пособия, и элементы указаний.

    Методическое пособие для обучающихся - методический материал, содержание которого дополняет содержание учебника или учебного пособия и в котором основной упор сделан на то, что обучающийся должен дополнительно самостоятельно изучить.

    Методическими указаниями (рекомендациями) для обучающихся можно назвать методический материал, который в основном содержит требования и рекомендации, как лучше подготовиться к занятию, выполнить лабораторную работу или практическую работу, изучить тот или иной учебный материал.

    Их содержание может включать:

    • обоснование значимости основных вопросов темы для изучения

    учебного материала данной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом в этой или смежной учебной дисциплине;

    •        дополнительный учебный материал, отражающий новейшие
    научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не на-
    шедших должного отражения в литературе, рекомендованной про-
    граммой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам раз-
    делов или тем программы с целью изучения новых материалов,
    опубликованных в периодической печати, инструкций или других ис-
    точников);

    •        упражнения и задания с учетом использования в них элементов
    проблемного обучения и т. д.

    При реализации методических рекомендаций (указаний) в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста (рабочего) могут вноситься изменения в их содержание, последовательность изучения учебного материала при условии обязательного выполнения Государственных требований по конкретной специальности (профессии). Данные изменения рассматриваются и утверждаются на заседании методической комиссии и заместителем директора по учебно-производственной работе.

    Требования к методическим материалам для обучающихся:

    • соответствие действующей учебной программе;
    • соответствие современному уровню науки и техники;
    • грамотность изложения с точки зрения стилистики и правильности использования терминологии;
    • соответствие ГОСТам в оформлении;
    • качественный отбор иллюстративного материала;
    • рациональность распределения излагаемого материала по разделам и темам;
    • учет межпредметных связей;
    • глубина и доступность изложения;
    • учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся.

    Как разработать рабочую тетрадь по предмету

    Рабочая тетрадь - это учебное пособие для индивидуальной самостоятельной работы обучающихся. Она способствует активизации и систематизации материала, представленного в учебнике. Как правило, ее структура соответствует структуре учебника.

    Рабочие тетради должны включать вопросы и задания следующих групп:

    • на воспроизведение изученного материала;
    • для развития мыслительных операций;
    • для практического применения полученных теоретических знаний.

    Задания в рабочей тетради могут выполняться в виде рисунков, схем, таблиц, инструкций для проведения самостоятельных лабораторных занятий, Кроме того, в тетради должны быть помещены алгоритмы решения задач, графы для выполнения заданий учебника. Для выполнения работ в тетрадях должно быть оставлено достаточное свободное место. Помещенные в тетради рисунки, изображающие строение объектов, производственных циклов, должны быть комплементарны к изображениям на учебных транспарантах аналогичного содержания. Рисунки могут быть цветными и черно-белыми. Тетради должны издаваться в комплекте с учебником.

    К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования:

    1.  Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.
    2.  Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора - вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
    3.  Иллюстрации в рабочей тетради должны быть обучающими. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант, можно задать вопросы к иллюстрации.
    4.  Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала и др.
    5.  В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет систематизировать знания учащихся.
    6.  Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

    Как написать методические рекомендации для обучающихся

     Методические рекомендации для обучающихся содержат требования и предложения по подготовке к занятиям, руководства для выполнения лабораторных и практических работ, рекомендации по подготовке и защите рефератов и т. д.

    Их содержание может включать:

    • обоснование значимости основных вопросов темы для изучения

    учебного материала данной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом в этой или смежной учебной дисциплине;

    •        дополнительный учебный материал, отражающий новейшие
    научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов,
    опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников);

    •         упражнения и задания с учетом использования в них элементов
    проблемного обучения и т. д.

    При реализации методических рекомендаций (указаний) в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста (рабочего) могут вноситься изменения в их содержание, последовательность изучения учебного материала при условии обязательного выполнения Государственных требований по конкретной специальности (профессии).


    Как написать курс лекций

    Курс лекций - издание, подготовленное преподавателем (при отсутствии учебников и учебных пособий), которое отражает материал, читаемый определенным преподавателем, и аккумулирует опыт чтения курса (дисциплины).

    Требования, предъявляемые к курсу лекций:

    •  соответствие тематики и объема материала, включенного в курс лекций, учебной программе курса;
    •  систематизировано, логически последовательное изложение содержания изучаемого курса (его разделов, тем);
    •  структурированность содержания;
    •  сведение к минимуму дублирования информации из имеющихся учебников и учебных пособий;
    •  ясность и доступность изложения материала.

    Как написать учебное пособие

    Учебные пособия - издания в виде книг или брошюр, дополняющие или частично (полностью) заменяющие учебник. Для учебного пособия характерен либо неполный охват учебной программы, либо расширение за счет дополнительного материала, а также ненормированность  информации  в  зависимости  от  количества учебных часов.

    Разновидностью учебных пособий являются материалы для спецкурсов и факультативов, способствующие углубленному изучению предмета.

    В современной практике в качестве учебного пособия выпускаются книги, которые по своим типологическим характеристикам являются учебниками. Но так как они не прошли экспертизу, не соотносятся с контекстом той или иной системы обучения, их условно называют учебными пособиями.    

    Учебное пособие официально утверждается в качестве данного вида издания.

    Структура учебного пособия:

    1.  Оглавление.
    2.  Предисловие.
    3.  Методические рекомендации.
    4.  Основной текст.
    5.  Заключение.
    6.  Приложения.
    7.  Указатели.
    8.  Литература.


    Заключение

    Практика показывает, что создание оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая. Для успешного его решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподавания какой либо дисциплины, мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений, навыков.

    В методических рекомендациях уделено большое внимание требованиям к методическим материалам, разрабатываемым для обучающихся. Надеюсь, что рекомендации помогут преподавателю в разработке методических материалов, подготовка которых будет способствовать повышению качества образования.


    Список литературы

    1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические материалы для обучающихся к аккредитации по обществознанию

    использованы при подготовке к аккредитации по предмету обществознание...

    Как написать методические материалы для преподавателей.

    Предлагаемые методические рекомендации предназначены для   педагогов. Они способствуют созданию учебно-методических материалов для обмена опытом педагогических работников....

    Методические рекомендации для обучающихся "Как написать реферат"

    В методических рекомендациях приведена структура реферата, основные требования к написанию и оформлению....

    Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"

    Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....

    Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся Методические рекомендации для обучающихся

    Методические рекомендации подготовлены для самостоятельной работы  обучающихся СПО, но могут быть использованы для обучающихся школы. В настоящее время в  огромном информационном пространств...

    Методические материалы для организации практических занятий обучающихся по МДК. 03.03 "Музыкально-инструментальный класс"

    Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для организации обучающихся на практических занятиях ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» по МДК. 03.04 «Основы дирижерской техники» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

    Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по разделу 1.1. Дирижерский аппарат и принципы мануальной техники...