Методические материалы для организации практических занятий обучающихся по МДК. 03.03 "Музыкально-инструментальный класс"
методическая разработка по музыке на тему

Королева Екатерина Петровна

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации обучающихся на практических занятиях

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2016 г.

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях в 1 семестре по разделу № 1 "Развитие исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте (фортепиано)" по теме "Средства художественного исполнения произведений  разных стилевых направлений в музыке. Анализ пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика)" (6 ч.).

        Цель выполнения учебных заданий:

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

- средства художественного исполнения инструментальных произведений;

        Используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

- исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

-  музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

-  понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика);

- концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: эмоционально-образное исполнение пьесы на музыкальном

инструменте.

Критерии оценки выполнения практической работы обучающимся:

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1-6.

Средства художественного исполнения произведений  разных стилевых направлений в музыке (3ч.). Анализ пианистических особенностей (артикуляция, интонация, динамика, штрихи) для воплощения художественного образа и стиля исполняемого произведения (3ч.).

Учебные задания:

1.Ознакомление с нотным текстом различных стилей в музыке. Работа с разучиваемым произведением  с опорой на указания и замысел автора.

2.Знание средств художественного исполнения в музыке (мелодия, фразировка, приемы звукоизвлечения, темп). Применение их в произведениях изучаемого репертуара.

3.Исполнение нотного текста с применением пианистических особенностей в музыке (артикуляция, интонация, динамика, штрихи).

4.Исполнение и анализ приведенного нотного примера  с учетом средств выразительности и пианистических особенностей.

Учебное задание № 1. Ознакомление с нотным текстом различных стилей в музыке. Работа с разучиваемым произведением  с опорой на указания и замысел автора.

1.1Проанализируйте термины и алгоритм музыкально-теоретического анализа:

Алгоритм музыкально-теоретического анализа

1.        Мелодия;

2.        Приемы звукоизвлечения;

3.        Указания темпа и характера;

4.        Аппликатурные схемы;

5.Фразеровка;

Мелодия - (пение, песня),одноголосно выраженная музыкальной мысли;

Приемы звукоизвлечения -  легато (связно), стакато (отрывисто), нон легато(отдельно, снимая каждый звук);

Темп и характер - в музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы (веселая, печальная, грустная и др.)

Фразировка - средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз.

1.2 Проанализируйте произведение, определите характер.

Музыкальные произведения различных эпох и направлений (старинная, классическая, народная, русская  музыка).

Пример № 1.

Тамбурин Ж.Рамо

http://biblioclub.ru/services/fks.php?fks_action=get_file&fks_flag=2&fks_id=muz_encic_img_images_5_405.jpg



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации обучающихся на практических занятиях

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2015 г

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях во 2 семестре по разделу № 1"Освоение произведений различных художественных жанров и стилей" по теме: "Произведения малой формы (пьеса): анализ, формы работы. Произведения малой формы (пьеса): анализ, формы работы. Исполнительская выразительность пьесы: эмоциональная яркость." (8ч.).

Цель выполнения учебных заданий:

        Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, демонстрация правильной артикуляции, основы педализации;

-      средства художественного исполнения инструментальных произведений.

Используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

- исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

-  музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

-  понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика);

- концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: эмоционально-образное исполнение пьесы на музыкальном

инструменте.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы обучающимся

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21-28

Произведения малой формы (пьеса): анализ, формы работы (4ч.). Исполнительская выразительность пьесы: эмоциональная яркость (4ч.).

Учебные задания:

1.Ознакомление с нотным текстом. Анализ. Формы работы.

2.Разбор текста отдельными руками в медленном темпе.

3.Разучивание по нотам двумя руками в среднем темпе.

4.Выучивание наизусть, работа над звуком, фразировка, динамика, техническое овладение произведением.

Учебное задание № 1. Ознакомление с нотным текстом. Анализ. Формы работы.

1.1Изучите алгоритм работы над пьесой

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Теоретический анализ

  1. Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте;
  2. Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая);
  3. Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры;
  4. Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.);

        Исполнение на инструменте

1. Исполнить произведение на инструменте двумя руками (эскизно);

2. Исполнить произведение на инструменте двумя руками со счетом вслух;

3.При метроритмических затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками со счетом вслух;

4. Исполнить произведение на инструменте двумя руками с выполнением аппликатурных указаний;

5. При затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками с выполнением аппликатурных указаний;

6. Исполнить фортепианную партию на инструменте двумя руками со счетом вслух, выполнением аппликатурных указаний, выполнением штриховых и динамических обозначений.

На первом этапе работы над произведением происходит предварительное ознакомление, эмоциональное проникновение в образ, анализ пьесы Осмысливается замысел композитора, определяется характер, настроение, стиль музыки(4ч).

На втором этапе изучения произведения реализуется исполнительский замысел. Выстраиваются темпы, определяется метр. В результате общей формы произведения, устанавливается музыкальная фразировка. Чтобы полнее воплотить в реальное звучание то, что слышится внутренним слухом, необходима проработка штрихов, аппликатуры, переходов, средств выразительности. Требуется найти наиболее удобный, свободный, естественный способ исполнения (4 ч.).

ПЕРВЫЙ ЭТАП

-целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного проигрывания;

-прослушивания звукозаписи;

-изучение авторских и редакционных указаний;

-краткая словесная характеристика музыкального образа.

1.2 Определите темп и характер данных музыкальных примеров.

Пример№ 1.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации обучающихся на практических занятиях

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2015 г


Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по разделу № 1 «Художественно-музыкальное мышление в инструментальном классе».

        Цель выполнения учебных заданий:

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

- средства художественного исполнения инструментальных произведений;

        Используются технологии личностного-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

–исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

– музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

–понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика).

Критерии оценки выполнения практической работы обучающимся:

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

Концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста

 Практическая работа № 1-6. Средства художественного исполнения произведений разных эпох и основных направлений. Классификация музыкальных произведений разных стилей. Анализ пианистических особенностей (артикуляция, интонация, динамика, штрихи) для воплощения художественного образа и стиля исполняемого произведения.

Учебные задания:

1.Ознакомление с нотным текстом различных стилей в музыке. Работа с разучиваемым произведением  с опорой на указания и замысел автора.

2.Знание средств художественного исполнения в музыке (мелодия, фразеровка, приемы звукоизвлечения, темп). Применение их в произведениях изучаемого репертуара.

3.Исполнение нотного текста с применением пианистических особенностей в музыке (артикуляция, интонация, динамика, штрихи).

4.Исполнение и анализ приведенного нотного примера  с учетом средств выразительности и пианистических особенностей.

Учебное задание № 1. Ознакомление с нотным текстом различных стилей в музыке. Работа с разучиваемым произведением  с опорой на указания и замысел автора.

1.1Проанализируйте термины и алгоритм музыкально-теоретического анализа:

Алгоритм музыкально-теоретического анализа

1.        Мелодия;

2.        Приемы звукоизвлечения;

3.        Указания темпа и характера;

4.        Аппликатурные схемы;

5.Фразеровка;

Мелодия - (пение, песня),одноголосно выраженная музыкальной мысли;

Приемы звукоизвлечения -  легато (связно), стакато (отрывисто), нон легато(отдельно, снимая каждый звук);

Темп и характер - в музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы (веселая, печальная, грустная и др.)

Фразеровка - средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз.

1.2 Проанализируйте произведение, определите характер

Музыкальные произведения различных эпох и направлений (старинная, классическая, народная музыка).

http://record-music.ru/img/2015/062919/4137758



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации практических занятий обучающихся

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2016

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях в 3 семестре по разделу № 3"Культура  инструментального исполнительства в профессиональной деятельности" по теме: "Приемы педализации в соответствии с жанром и стилем произведения" (2ч.).

Цель выполнения учебных заданий:

        Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, демонстрация правильной артикуляции, основы педализации;

-     средства художественного исполнения инструментальных произведений;

Используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

-   исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

- музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

- понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика);

- концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста, приемы педализации.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: эмоционально-образное исполнение пьесы  с приемами педализации на музыкальном инструменте.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы обучающимся

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12-13

Приемы педализации в соответствии с жанром и стилем произведения  (2ч.).

Учебные задания:

1.Функциональные возможности педали.

2. Прямая педаль и запаздывающая педаль.

3.Слуховой контроль, координация движений при использовании педали в произведениях .

Учебное задание № 1. Функциональные возможности педали.

1.1Роль и особенности педализации  при игре на фортепиано.

Умение педализировать сообразно стилю, характеру музыкального произведения, зная и учитывая определенные акустические закономерности и особенности, возникающие при применении педальной системы фортепиано, очень важно. При беспедальной игре вибрируют лишь те струны, по которым ударил молоточек, причем, как только палец покидает клавишу, демпфер, падая на струны, сразу же прекращает их вибрацию, прерывает звучание. При нажатой педали одновременно поднимаются все демпферы, освобождая струны, которые, оказавшись открытыми, резонируют, обогащая взятый звук обертоновыми призвуками. В результате, звук становится более полным, насыщенным, богатым, более полетным, а затухание его, если не снимать педаль, длится дольше. 

ioshkinkati@yandex.ruhttp://pianomag.ru/files/5013/6345/3664/w118c_wn_sat_2.jpg

Рисунок 1.                                                Рисунок 2.

Когда главный смысл взятия педали заключается в ее воздействии на характер, окраску звука, такая педаль называется колористической. 

Колористическая педаль, темброво окрашивая и вместе с тем удлиняя отдельные тоны (аккорды), способствует их плавному соединению при игре legato или non legato. В таких случаях используется обычно запаздывающая (связующая) педаль, что наиболее характерно для кантиленных пьес. 

Различают педаль фактурную. Когда бас и гармонические фигурации реально звучат вплоть до появления новой гармонии благодаря педали и на этом фоне рельефно вырисовывается мелодия. Без педали фактура соответствующих сочинений или их фрагментов разрушается, и музыкальный образ утрачивает свои существенные черты. Подобную педаль называют также «романтической».

С точки зрения техники педализирования ее приемы различают по четырем основным признакам
- по времени нажатия педали (относительно момента взятия звука): предварительная, прямая и запаздывающая педаль; 
- по глубине нажатия: полная (глубокая — до «дна») или неполная (полупедаль);
- по продолжительности использования педали (от момента ее нажатия до полного снятия): длинная и короткая педаль; 
-  по характеру снятия: резкое снятие педали и плавное;

http://myfortepiano.ru/images/-------1.png

Рисунок 3.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации практических занятий обучающихся

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2016

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях в 5 семестре по разделу № 1 "Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности" по теме  "Эмоционально-волевые исполнительские качества в процессе аудиторного (публичного) исполнения произведений." (1ч.).

Цель выполнения учебных заданий:

        Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, демонстрация правильной артикуляции, основы педализации;

-     средства художественного исполнения инструментальных произведений;

Используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

-   исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

- музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

- понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика);

- концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: эмоционально-образное исполнение пьесы на музыкальном

инструменте в процессе аудиторного (публичного) исполнения.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы обучающимся

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18

Эмоционально-волевые исполнительские качества в процессе аудиторного (публичного) исполнения произведений (1ч.).

Учебные задания:

1. Проблемы преодоления и пути решения сценического волнения при публичном выступлении.

2. Воспитание воли и преодоление страха при формировании эмоционально-волевых качеств.

Учебное задание № 1. Проблемы преодоления сценического волнения - волевые качества.

1.1 Публичное выступление.

Публичное выступление - это решающий момент в творческой работе над музыкальным произведением. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории -  все это проявляется у каждого по-своему. Недоученной пьесы не должно быть, в противном случае может образоваться отрицательный комплекс, который подорвет уверенность в себе.

        Часто бывает и так, что и пьеса выучена, и музыкальный образ найден, и содержание вложено, а при публичном выступлении из-за волнения, паники, страха, произведение сыграно не так, как хотелось бы. Как же с этим бороться? Как готовиться к эстрадному выступлению?

         Решением этой проблемы может быть сосредоточенность. Дело в том, что волнующийся часто сосредоточен на сцене не на исполнении произведения, а на себе. Он находится на сцене с оглядкой на себя – как я сижу, выгляжу, двигаю руками, ведь все на меня смотрят – и эта позиция как раз и отвлекает его от исполнения произведения, т.е. от того, на что должно быть направлено все его внимание.

        Характерным признаком вредного концертного волнения является затуманивание сознания, при котором ослабевает связь между мыслью и слуховыми представлениями, с одной стороны, и движениями рук и пальцев - с другой. В результате ослабевает и общий слуховой контроль. Исполнитель теряет самообладание, допускает неточности, совершенно не свойственные ему при обычном исполнении. Сильное волнение особенно отражается на темпах, они становятся неспокойными и обычно более быстрыми. Исполнение теряет и определенность силы, качества звука, бледнеет выразительность музыкальной фразы.

1.2 Причины концертного волнения.

 - Волнение при публичном исполнении появляется чаще всего, когда пьеса недоучена.

 - Волнение появляется и тогда, когда  не доработана  пьеса. Сама мысль, что можешь ошибиться, приводит к ошибке, и начинается сильное волнение на сцене. Известно, что при игре движения рук и пальцев автоматизируются, чем автоматизированнее исполнение, тем меньше контроль, может возникнуть непредвиденное обстоятельство - и возникают ошибки.

 - Важная причина волнения перед публикой - традиция играть на память. Если пьеса не выучена на память надежно, появляются опасения, что память может подвести. Это может случиться, когда пьеса не запоминалась сознательно.

 - Причиной волнения могут явиться и такие ценные качества, как самокритичность, чувство ответственности перед публикой, которое обостряется во время исполнения. Стоит исполнителю представить себе, что он может ошибиться, как наступает сильнейшее волнение.

 - Также может подвести и  слабая нервная система, когда трудно сосредоточиться. Само присутствие слушателей - уже повод для волнения. Волнение при концертном исполнении свидетельствует о повышенной восприимчивости и чувстве ответственности.

http://www.kurianova.ru/wp-content/uploads/2015/02/El-jove-pianista-Behzod-Abduraimov-s-alia-amb-l-Orquestra-Simfonica-per-un-concert-especialment-liric.jpg       http://zateevo.ru/userfiles/image/Otveti_kosheya/14.0208/k140208_8.jpg

Рисунок 1.                                                     Рисунок 2.

        Какие же пути решения этих проблем можно найти при подготовке к публичному выступлению?

 - Сознательное и уверенное овладение музыкальным произведением, предназначенным для исполнения перед публикой. Установление наилучшей аппликатуры и ее усвоение. Ясное и живое представление о произведении как о естественном развитии музыкальной мысли.

 - Важно сознательное усвоение произведения на память. Могут помочь и зрительные восприятия -  вид нот, клавиатуры, представление пальцев на ней в момент исполнения. Старый испытанный способ усвоения сочинения со всеми подробностями - работа с нотами без помощи инструмента.

 - Одно из средств борьбы со сценическим волнением - сознательная тренировка исполнения перед публикой, обеспечивающая необходимую смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность. Последнее качество особенно важно. Исполнитель должен добиваться умения концентрироваться на исполнении до такой степени, чтобы забывать обо всем другом – концертной обстановке, публике, даже о самом себе.

https://img.gazeta.ru/files3/641/8187641/upload-AP860420027-pic905-895x505-70579.jpg

Рисунок 3.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Назовите причины концертного волнения.

2.Перечислите пути решения  сценического волнения при подготовке к сценическому выступлению.

3.Раскройте понятие: публичное выступление.

Учебное задание № 2. Воспитание воли и преодоление страха при формировании эмоционально-волевых качеств для публичных выступлений.

2.1 Важность «исполнительской воли».

        Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни располагают достаточно волевыми ресурсами для решения поставленных задач, другие же, по причине слабой не натренированной воли теряются и терпят неудачу. Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений и навыков. «Неудачи и срывы на эстраде зачастую происходят не столько от недостатка исполнительской техники 

сколько от недостатка «исполнительской воли», по утверждению известного пианиста Г. Р. Гинсбурга.

        Уверенность - атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока  не будет выработана привычка к организованной работе (привычки облегчают волевые усилия), становление воли будет идти тяжело. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна во всем, начиная с обычного, повседневного обихода. Каждый день заставить себя заниматься -  хочешь, не хочещь, есть настроение или нет. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Получается, что воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее содержание. 

        В любом случае -  это правило №  - воля формируется и крепнет, когда существует цель. Цели могут быть различные -  выучить то или иное произведение, подготовиться к экзаменам, к концерту, к конкурсу; цели могут быть отдаленными и близлежащими. В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором - нет. Такие необходимые человеческие качества, как энергия, настойчивость, инициативность пробуждаются и активируются при наличии у него целей. И напротив, те же качества атрофируются, глохнут при их отсутствии. Многое из нерешенного, несделанного в жизни - результат не слабости воли, как обычно полагают, а слабого видения цели. Цели могут осознаваться человеком, а могут пребывать на уровне подсознания. И. И. Павлов изложил ту же истину в виде научного закона: «Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас». Воля не в том, чтобы сделать, технически сработать что - либо, она в том, чтобы сделать все наилучшим образом, «по максимуму».

2.2 Преодоление страха....

        Работа над произведением должна быть качественной и осмысленной. Это так называемая работа в комплексе, куда входит преодоление технических трудностей, правильно расставленная аппликатура, анализ формы и гармонический анализ произведения. При разучивании наизусть должна работать как слуховая, мышечная. так и зрительная память.

        Полезно также учить по нотам без инструмента. Если процесс запоминания был правильно выстроен, и в запоминании участвовали и



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации практических занятий обучающихся

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Королева Е.П.

Нижневартовск 2016

Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях в 8 семестре по разделу № 12 " Эмоционально-образная интерпретация художественного  замысла произведения при подготовке к публичному исполнению" по теме "Эмоциональная яркость и художественная убедительность исполнения итоговой программы. Целостность исполнения произведений программы. Культура концертного исполнения произведений итоговой программы (10ч.).

Цель выполнения учебных заданий:

        Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, демонстрация правильной артикуляции, основы педализации;

-     средства художественного исполнения инструментальных произведений;

Используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

-   исполнение в медленном темпе по нотам с указаниями автора и умением определить стиль произведения;

- музыкально-теоретический анализ и  овладение  средствами художественного исполнения  на примере изучаемых произведений;

- понимание и исполнение нотного материала с применением пианистических особенностей (артикуляция, штрихи, интонация, динамика);

- концентрация внимания, слуховой контроль, грамотная расшифровка авторского текста.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: эмоциональная яркость, художественная убедительность и целостность произведений программы в процессе аудиторного (публичного) исполнения.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы обучающимся

"5" (отлично)

задание выполнено на творческом уровне (не обязательно по предложенному образцу), на основании изученных знаний и умений; отчетлива демонстрация понимания материала и применение его в измененной ситуации; исполнение на хорошем качественном уровне.

"4" (хорошо)

задание выполнено в соответствии с музыкальным текстом, на основании изученных знаний и умений; отчетливая демонстрация понимания материала; исполнено с незначительными ошибками, без эмоционального участия.

"3" (удовлетворительно)

задание выполнено не в полном соответствии с музыкальным текстом;  полного понимания материала не отслежено; исполнение неаккуратное.

"2" (неудовлетворительно)

задание выполнено небрежно, демонстрирует отсутствие понимания материала, грубые текстовые ошибки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12-21

Эмоциональная яркость и художественная убедительность исполнения итоговой программы. Целостность исполнения произведений программы. Культура концертного исполнения произведений итоговой программы (10ч.).

Учебные задания:

1.Эмоциональная яркость и художественная убедительность исполнения итоговой программы (4ч.).

2. Целостность исполнения произведений программы (4ч.).

3.Культура концертного исполнения произведений итоговой программы (2ч.).

Учебное задание № 1. Эмоциональная яркость и художественная убедительность исполнения итоговой программы.

1.1Правдивое воссоздание художественного образа и эмоциональная насыщенность при исполнении произведения.

        Главная задача при работе с произведением - проникнуть в содержание, а затем воссоздать его более правдиво. Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения.

        Прежде всего, необходимо ознакомиться с пьесой в целом. Проникновение в содержание произведения предполагает вникание в особенности его формы, мелодии, ладового и гармонического строения, фактуры и других средств выразительности. Параллельно с проникновением в идейно - эмоциональное содержание пьесы и созданием на этой основе исполнительного замысла идет процесс его реализации, работа над достижением нужного характера звука, фразировки, над преодолением фактурных и иных трудностей.

        Одним из важных моментов при работе над произведением является элемент выразительности - динамика. Она поможет выявить кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад. Главная задача -  выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность местных кульминаций соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их помощью будем  добиваться плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов осуществит спад. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.

Как пример разберем пьесу "Андантино" А. Хачатуряна, но прежде вспомним общий алгоритм работы над произведением.

1.2 Создание эмоциональной яркости и художественной убедительности в произведение.

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

        Теоретический анализ

Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте;

Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая);

Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры;

Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.);

        Исполнение на инструменте

1. Исполнить произведение на инструменте двумя руками (эскизно);

2. Исполнить произведение на инструменте двумя руками со счетом вслух;

3.При метроритмических затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками со счетом вслух;

4. Исполнить произведение на инструменте двумя руками с выполнением аппликатурных указаний;

5. При затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками с выполнением аппликатурных указаний;

6. Исполнить фортепианную партию на инструменте двумя руками со счетом вслух, выполнением аппликатурных указаний, выполнением штриховых и динамических обозначений.

        Игровые движения доводятся до автоматизма. Для того, чтобы эмоциональная программа воплотилась в реальном исполнении, необходимо проигрывать пьесу в настоящем темпе с полной эмоциональной отдачей. В процессе таких пробных проигрываний уточняются детали, нюансы исполнения. Весь проученный материал должен получаться как бы самостоятельно, без активного вмешательства, будто играет кто-то. Самоконтроль, преодоление неизбежных помарок.

http://static3.depositphotos.com/1000693/110/i/950/depositphotos_1108508-Pianist.jpghttp://st.depositphotos.com/1636317/3021/i/950/depositphotos_30212425-Young-pianist.jpg

Рисунок 1.                                                 Рисунок 2.

Рекомендации: Степень технической и художественной сложности  произведения не должна превышать ваши исполнительские возможности, но, в то же время, должна  быть полезна, чтобы продемонстрировать ваши умения.

1.3 Рассмотрим, как пример:  

Пример № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»

Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов СПО по дисциплине иностранный язык.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям   учреждений СПО организовать практические занятия  студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению,...

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...

Методические рекомендации по организации практических занятий по эколого – биологическому направлению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПД.07 «Естествознание (физика)»

Представленные методические материала предназначены для организации самостоятельной работы для обучающихся,занимающихся по индивидуальному учебному плану....

Методические указания по организации практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Цель организации практических занятий обучающихся - способствовать реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет практических занятий.Перед ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...