Методические рекомендации для обучающихся "Как написать реферат"
учебно-методический материал по обществознанию по теме

Мысь Елена Алексеевна

В методических рекомендациях приведена структура реферата, основные требования к написанию и оформлению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

 Профессиональный лицей №25

      Как написать реферат

Методические рекомендации для обучающихся

                                                           

                                                                       Автор-составитель:

                                                          Мысь Е.А.,

                                                       методист.

Полысаево 2012


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Что такое реферат?..............................................................................................4
  2.  Основные требования к выбору темы реферата…………………………6
  3.  Основные требования к написанию реферата……………………………7
  4. Процедура защиты реферата……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………...12


                                                                 Введение

Главным результатом деятельности Профессионального лицея является подготовка специалиста, обладающего не только системой знаний, умений и навыков в рамках основной профессии, но и способностью адаптироваться в социуме, профессионально самореализовываться,  быть компетентным и коммуникабельным. Тем более что в современных социально-экономических условиях повысились требования работодателей к выпускнику.

К одной из полипрофессиональных компетенций обучающихся относится умение выполнять рефераты. Выполнение рефератов может задаваться обучающимся преподавателями по изучаемым предметам.  В этом случае тема реферата выбирается совместно с преподавателем. Защита реферата проходит в назначенное преподавателем время (на уроке). Преподаватель так же может предложить обучающемуся сделать сообщение на уроке по определенной теме.

При защите реферата очень важно, чтобы защищающий в течение 10 минут мог рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.

Методические рекомендации предназначены обучающимся. Так же ими могут пользоваться преподаватели, для того чтобы поддерживаться единых требований к данному виду работы.


1. Что такое реферат?

Реферат – вторичный «переработанный» документ. Суть вторичного потока – это переработка первичных документов, краткое их представление. Составитель реферата – референт.

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержание книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.д.».                                                  

Написание реферата – это сложная аналитико-синтетическая переработка информации (АСП). Анализ  (лат. – разложение, разбор) – это логический приём, метод исследования, при котором изучаемый объект мысленно расчленяется на составные элементы. Синтез (лат. – соединение, составление, сочетание) – это логический приём, метод исследования, представляющий собой мысленное соединение частей предмета в процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей, познание предмета как единого целого.

 Реферат как вторичный документ представляет собой краткое содержание документа, его части или нескольких документов, включающих основные практические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. В нём должны быть предложения фактического характера.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Реферат является одной из форм текущего контроля знаний учащихся. Его назначение состоит в проверке степени усвоения материала конкретной темы изучаемого курса. Темы рефератов и формы их выполнения определяются преподавателем, который объявляет об этом в начале изучения учебной дисциплины. Одновременно преподаватель представляет учащимся список примерных тем рефератов. После предварительного согласования с преподавателем учащиеся могут писать реферат по самостоятельно выбранной ими теме.        

      Приступать к подготовке и написанию реферата следует после изучения основных положений учебного курса на основе того или иного учебника (учебного пособия) и дополнительной учебной литературы, а также материала по избранной теме. Подобный подход поможет правильно определить место и значение избранной темы (проблемы), а также план самой контрольной работы. Список рекомендуемых источников следует рассматривать как основу для начала самостоятельного поиска.

         План реферата и подбор материала разрабатываются учащимся, как правило, самостоятельно. Это дает основание судить о степени усвоения ими изученного материала.  При изложении материала следует проявить самостоятельность, не прибегая к механическому переписыванию учебной или научной литературы.

Реферат может включать составление разного рода сравнительных таблиц. Хотя объем реферата не должен превышать 15 страниц, учащийся в состоянии проявить при его подготовке свои творческие возможности, оригинальность суждений и аргументаций по рассматриваемому вопросу. Качество проделанной работы учитывается при его защите. 


              2. Основные требования к выбору темы реферата

            1.  Выбранная тема должна содержать определенную проблему и  

            быть  адекватной пройденному материалу по объему и степени  

            научности;

2. тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки    зрения;

3. в названии реферата следует определить чёткие рамки рассмотрения  темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими (например, по обществознанию не следует допускать название типа «Социальные отношения», по истории  «Наполеон Бонапарт» или «Николай II», по литературе «Творчество А.С. Пушкина», по биологии «Обитатели океана», по географии «Природа Америки»;

  1. следует по возможности воздерживаться от использования в названиях спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.


3. Основные требования к написанию реферата

  1. Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, содержание,   введение, основная часть, заключение, список использованной литературы).

   2.   Общий объем реферата должен быть в пределах 12-15 страниц машинописного  текста, оформленных в соответствии с ГОСТом. Всего реферат должен   содержать до 850 знаков.

   3.   При наличии сносок в реферате на использованные научные источники, сноски   должны содержать: фамилию и инициалы автора (авторов), название работы, место ее издания, год издания, номер страницы (страниц). Для статьи - название журнала, книги, газеты, в которой данная статья была опубликована.

4.  Ссылка на нормативные правовые акты (НПА) должна содержать название  НПА (если оно не указано в самом тексте реферата) с датой его принятия и  номером, с источником опубликования (название периодического или иного издания, год, номер, название статьи).

 5.  К реферату прилагается список источников (специальных, нормативных,

  научных), которой автор пользовался в процессе подготовки реферата.    

  Количество источников должно быть не менее пяти.

  6.   Реферат должен быть представлен в установленный преподавателем срок.

  Работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не  

  засчитывается и возвращается обучающемуся на доработку.

Требования к оформлению титульного листа

Вверху титульного листа указывается название учебного заведения, в центр е- тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, группу, Ф.И.О. руководителя. Внизу титульного листа - город и год написания.

        

Требования к содержанию

Следующим после титульного листа должно идти содержание с указанием  страниц. В содержании указываются: введение, основная часть

   (с  заголовками), заключение и список  литературы.

        

Требования к введению

    Введение должно быть осмыслением основной части реферата. Оно должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают.

    В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

   Очень важно уметь выделить цель (или несколько целей), а также  

задачи,  

которые требуется решить для точек зрения на ту или иную личность, а

задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

   Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируется его сильные и слабые стороны.

Объем введения обычно составляет две - три страницы текста.

Требование к основной части

Основная часть реферата содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. При написании основной части необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Требования к заключению

   Заключение, так же как и введение,  должно быть осмыслением основной части  реферата.

В заключении формируются выводы по параграфам,   обращается, внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы.

Объем заключения две - три страницы.

        Требования к списку  использованной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам автора или по названиям сборников). Необходимо указать автора, название источника, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.


4. Процедура защиты реферата

Учащийся, защищающий реферат, в течение 10-15 минут должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах.

Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего преподаватель задаёт вопросы по представленной проблеме.

        Выставление оценки

Оценка складывается из ряда моментов:        

  • соблюдения формальных требований к реферату;
  • грамотного раскрытия темы;
  • умения четко рассказать о представленном реферате;
  • способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Заключение

При выполнении любой реферативной работы необходимо соблюдать общепринятые требования, которые облегчают работу и являются универсальным алгоритмом. Учитывая эти требования, обучающийся может подготовиться к любому уроку, возможно и к конкурсу.

К тому же следует учесть, что многие учащиеся по окончанию лицея поступают в высшие учебные заведения, чаще всего на заочное отделение, продолжая свое образование. Для таких учащихся является обязательным выполнение большого количества самостоятельных работ в виде реферативных и курсовых работ. То есть отсюда видно, что в перспективе нынешнему учащемуся необходимы будут приобретённые знания, умения, навыки.


Список литературы

  1. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.- 124 с.
  2. Хуторецкий, М.И. Школьный реферат и основные требования к его написанию [Текст] / М.И. Хуторецкий, Т.А. Новиков // Завуч. – 2001. - № 8. – С. 82-85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Как правильно написать и оформить реферат"

Одной из форм самостоятельной работы обучающихся является написание реферата по предмету. Для многих обучающихся является проблемой составление и оформление реферата. Даное методическое пособие в дост...

Как написать реферат. Рекомендации ученикам

Как хорошо и грамотно написать реферат по любому предмету, общие правила....

Методические рекомендации по работе над рефератом

Данные методические рекомендации по работе над рефератом для учащихся общеобразовательных учреждений...

Методические рекомендации студентам по написанию рефератов

Методические рекомендации студентам СПО по написанию рефератов и темы рефератов для обучающихся на 1 курсе....

Методическое пособие «Как написать реферат»

Методическое пособие «Как написать реферат»  адресовано обучающимся КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» и составлено с учетом уровня их теоретической и практической подготовленнос...

Методические рекомендации по написанию школьного реферата, проектной работы

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.Для многих педагогов сегодня уже стали привычным...