Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
методическая разработка по музыке на тему

Мартыненко Люцина Римовна

Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются технологии личностного-ориентированного развивающего обучения, ИКТ-технологии, технологии  интерактивного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 115a_mdk_03.03_teoreticheskie_zanyatiya_.docx39.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ

для организации обучающихся на теоретических занятиях

по междисциплинарному курсу «Музыкально-инструментальный класс» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 215А

Составитель: Мартыненко Л.Р.

Нижневартовск 2015 г

        Методический материал разработан для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа).

        Цель выполнения учебных заданий:

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основные принципы сольного исполнительства;

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

- средства художественного исполнения инструментальных произведений;

        Используются технологии личностного-ориентированного развивающего обучения, ИКТ-технологии, технологии  интерактивного обучения.

Реализация учебного занятия требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано.

Технические средства обучения:

– персональный компьютер – рабочее место учителя;

– фортепиано.

– экран и мультимедиапроектор.

– устройство вывода звуковой информации – колонки.

        Средства обучения: нотная, учебная, методическая литература, алгоритмы и схемы исполнительского анализа и этапов работы над музыкальным произведением.

        Источники:

1. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2004.

2. Корыхалова Н.П.За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. - СПб.: Композитор, 2006.

3. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., Академический проект, Трикста, 2008.

5. Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2009.

        Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: устные ответы на контрольные вопросы по результатам работы в малых группах.


Лекционный материал

        Тема: Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта

Дидактические единицы: Музыкально-инструментальное исполнительство как важнейшая характеристика педагога-музыканта предполагает. Основные этапы развития инструментального исполнительства. Общая характеристика, предмет и задачи  изучения курса «Музыкально-инструментальный класс». Алгоритм самостоятельной работы над музыкальным произведением.

Основные понятия темы: музыкальная культура, музыкальное исполнительство, исполнительская компетенция учителя музыки, художественная интерпретация музыкального произведения, этапы работы над музыкальным произведением.

Одной из главных функций учителя музыки является инструментальное исполнительство, а интерпретация им произведений музыкального искусства - одной из актуальных проблем современного музыкально-педагогического образования. Авторитетные исследователи подчеркивали ведущую роль учителя музыки в процессе художественно-творческого становления личности школьника (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, и др.).

Музыкально-инструментальное исполнительство как важнейшая характеристика педагога-музыканта предполагает:

  •  свободное владение музыкальным инструментом
  • способность раскрыть художественное содержание музыкальных произведений
  • готовность к самостоятельной практической деятельности: педагогической и исполнительской
  • владение исполнительской техникой (педализация, динамика, агогика и т.д.).

Виды музыкальной деятельности в целом можно выразить общей схемой: Композитор – Исполнитель – Слушатель. Таким образом, музыкант-исполнитель – посредник между композитором и слушателем, а музыкальная интерпретация - результат взаимодействия нотного текста, исполнительских традиций и творческой воли исполнителя.

Составляющие профессионализма музыканта-исполнителя

  • Глубокое знание музыки разных стилей, осведомленность в различных областях литературы и искусства, ориентировка в современной художественной жизни.
  • Интеллектуальное, эстетическое и нравственное содержание личности исполнителя.
  •  Способность к ассоциативному мышлению (как компонент культуры, «второй план» артиста, опора на жизненный и художественный опыт).
  • Общительность (коммуникативность), отзывчивость, артистизм.
  • Профессионализм исполнителя – владение всеми компонентами ремесла. Уверенное владение всеми элементами исполнительской техники (от двигательной до артистической).

Особенности академической манеры исполнения

  • Композиторский текст - основа становления музыкального образа, порождающее начало исполнительского процесса.
  • Внешняя сдержанность и академическая строгость исполнения, преобладание музыкального воздействия на слушателя.
  • Отсутствие активной жестикуляции, сценической раскованности исполнителя, весомости визуального ряда, свойственной музыкальному исполнительству эстрадного и народно-песенного плана.

Психологические особенности музыканта-исполнителя

  • Взаимопроникновение интеллектуального и эмоционального начал, способность к образному мышлению - профессиональные требования к музыканту.
  • Развитие всех сторон психики: воображения, памяти, внимания, воли.
  • Психологический анализ и самоанализ, обращение к своему внутреннему миру.
  • Творческая работоспособность как черта личности музыканта

Основные этапы истории инструментального исполнительства

  • Первичные формы музыкального исполнительства
  • Античность и средние века: культовые и внекультовые формы религиозного музицирования.
  •  Освобождение профессионального музыкального искусства из-под  господствующего влияния церкви в эпоху Возрождения.

Исполнительское искусство XVII-XVIII веков:

  • Новый тип музыканта-практика - универсального художника, обладающего многосторонними знаниями и навыками.
  • Слияние в одном лице исполнителя и творца музыки, импровизация как основа его исполнительского мастерства.
  • Музицирование в избранном кругу слушателей, интимное сопереживание чувств, отсутствие эстрады.
  • Выдвижение молоточкового фортепиано – предшественника современного рояля.

Музыкальное исполнительство в XIX веке

  • Публичные концерты и театральные представления как форма музицирования.
  • Разделение труда композитора и исполнителя в начале XIX в.
  •  Формирование нового типа исполнителя-интерпретатора на протяжении XIX века.
  • Распространенность особого типа исполнителя-виртуоза в первой половине XIX века.

Развитие исполнительства в России

  • Проникновение новых европейских форм музицирования в быт русского общества в XVII в. Создание домашних капелл столичными боярами. Приглашение на службу иностранных музыкантов. Проникновение органа и клавесина в придворный обиход.
  • Зарождение концертной жизни Петербурга в первой половине XVIII века. Постепенное расширение социального состава концертной аудитории. Концентрация концертной жизни при дворе (30-е годы). Концерты в домах крупной знати. Регулярные концерты в столице с конца 70-х годов.
  • Музыкальная жизнь Москвы во второй половине 18 века. Развитие музыкального театра, музыкального образования, концертной практики.
  • Столичная музыкальная жизнь во второй четверти XIX века. Гастроли крупнейших иностранных музыкантов (Берлиоз, Лист, Шуман, К. Вик и др.).
  • Выдающиеся представители русского исполнительского искусства 1-ой половины XIX века: гитаристы (А. Сихра, С. Аксенов), скрипачи (А. Львов), виолончелист Матвей Виельгорский.
  • Исполнительское искусство России во второй половине XIX – начале ХХ века. Выдающиеся русские пианисты (братья Рубинштейны), певцы (Шестакова, Петров, Ф. Стравинский, М. и Н. Фигнеры). Создание «Императорского Русского музыкального общества», осуществлявшего развитие концертной жизни в России. Деятельность «Бесплатной музыкальной школы».

Музыкальное исполнительство ХХ в.

  • Музыкальное исполнительство ХХ века. Тенденции дегуманизации музыкального искусства.
  • Экспансия буржуазной массовой музыкальной культуры во второй половине века. Новые формы артистической деятельности, тенденция комплексного (аудиовизуального) воздействия на слушателя.
  • Музыкальное исполнительство ХХ века. Тенденции дегуманизации музыкального искусства.
  • Экспансия буржуазной массовой музыкальной культуры во второй половине века. Новые формы артистической деятельности, тенденция комплексного (аудиовизуального) воздействия на слушателя.
  • Создание электронных музыкальных инструментов (Терменвокс, 1917; Волны Мартено, 1928) и синтезаторов. Их технические особенности и художественные возможности.
  • Многообразие современной музыкальной жизни.
  • Фестивали современного музыкального искусства как средство его распространения в слушательских массах и организации досуга населения. Роль радио, телевидения и других современных средств массовой коммуникации в трансляции музыкального искусства. Широкий международный обмен в области музыкального исполнительства.

Выдающиеся музыканты-исполнители

  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Ференц Лист
  • Николо Паганини
  • Братья Рубинштейны
  • С.В. Рахманинов
  • Святослав Рихтер
  • Давид Ойстрах
  •  Эмиль Гилельс
  • Мстислав Растропович
  • Юрий Башмет
  • Денис Мацуев

Общая характеристика, предмет и задачи изучения курса «Музыкально-инструментальный класс»

За время изучения МДК «Музыкально-инструментальный класс» (с 1-го по 8-й семестры) студент должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности», а именно:

 - исполнять произведения педагогического репертуара инструментального жанра.

 - аккомпанировать детскому составу исполнителей.

Педагогическая музыкально-инструментальная деятельность педполагает владение важнейшими навыками

  • чтения нот с листа
  • транспонирования
  • аккомпанирования
  • инструментальной импровизации.

Формы работы студента в музыкально-инструментальном классе

  1. Исполнение по нотам незнакомого произведения:
  2. Разбор произведения (меделенное проигрывание, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста);
  3. Чтение с листа (исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте).
  4. Эскизное чтение с листа;
  5. Исполнение технических формул: гаммы, аккорды, арпеджио.
  6. Исполнение инструктивных произведений: этюды, упражнения.
  7. Исполнение музыкальных произведений по нотам.
  8. Исполнение музыкальных произведений наизусть.
  9. Исполнение музыкальных произведений в ансамбле.
  10. Аккомпанирование.
  11. Транспонирование.
  12. Подбор по слуху.
  13. Импровизация.

Три уровня в исполнительском построении музыкального текста: артикуляция, фразировка, композиция.

  • Артикуляция (произношение) - соединение или различение единичных тонов, а также переход от звука к паузе.
  • Фразировка - смысловое разделение музыкального материала с целью раскрытия художественного содержания произведения, организация музыкального тематизма.
  • Чувство формы как охват прозвучавших разделов произведения и ясное представление его последующего развития.

Алгоритм самостоятельной работы над музыкальным произведением

Теоретический анализ

  1. Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте;
  2. Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая);
  3. Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры;
  4. Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.);

Исполнение на инструменте

  1. Исполнить произведенияе на инструменте двумя руками (эскизно);
  2. Исполнить произведение на инструменте двумя руками со счетом вслух;
  3. При метроритмических затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками со счетом вслух;
  4. Исполнить произведение на инструменте двумя руками с выполнением аппликатурных указаний;
  5. При затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками с выполнением аппликатурных указаний;
  6. Исполнить фортепианную партию на инструменте двумя руками со счетом вслух, выполнением аппликатурных указаний, выполнением штриховых и динамических обозначений.

Вопросы:

  1. Каковы составляющие профессионализма музыканта-исполнителя?
  2. Перечислите и охарактеризуйте 3 основных этапа развития инструментального исполнительства.
  3. Перечислите 5 выдающихся музыкантов-исполнителей.

Задание: Работая в малых группах, установите соответствия в последовательности этапов работы над произведением:

Этапы работы над произведением

А.Первый этап самостоятельной работы

1. Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.);

Б.Второй этап самостоятельной работы

2. Исполнить произведенияе на инструменте двумя руками (эскизно);

В.Третий этап самостоятельной работы

3. Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая);

Г.Четвертый этап самостоятельной работы

4. Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры

Д.Пятый этап самостоятельной работы

5. Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте;

Критерии оценки выполнения задания обучающимся:

Количество установленных соответствий

Оценка

4-5

«5»

2-3

«4»

1

«3»

Осуществите само- и взаимоконтроль по предложенным критериям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...

Рабочая программа МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"

Фрагмент рабочей программы междисциплинарного курса "Музыкально-инструментальный класс" в рамках Профессионального модуля "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность" р...

Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...

Методические материалы для организации деятельности обучающихся на практических занятиях

Методические материалы предназначены для организации деятельности обучающихся на практических занятиях по учебной дисциплине "Естествознание". ...