Публичное представление
опыты и эксперименты по теме

Григорькина Елена Юрьевна

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.  

Константин Кушнер

Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, являются ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, сформировать  умение и желание самосовершенствования и самообразования, развить навыки устной и письменной речи; воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных  средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Среди конкретных задач  выделяю:

  1. усвоение обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах;
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  3. развитие самоорганизации при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации;
  4. приобщение к богатству и красоте родного слова, запечатленного в  художественных произведениях.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в  экономическом и социальном пространстве системы образования. В современном мире молодым людям нужны умения  самостоятельно приобретать знания, мыслить; уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными.

Поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

В течение нескольких лет работаю над проблемой «Развитие орфографической зоркости у школьников».

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема  орфографической грамотности до сих пор не решена.

Концептуальность опыта:

Овладение орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка.

Проблема орфографической грамотности волновала ученых в разные периоды.

Впервые в период грамматизма – антиграмматизма было сформировано содержание понятия «орфографическая грамотность».

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление, учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.

Так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения.

Обучая письму, я обучаю ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой.

В школе обучения языку, письму и правописанию, должно быть поставлено так, чтобы обучающиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы они понимали, что письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.

Кроме того, важным условием успешного обучения правописания является такое изложение правил, которое показало бы, что наше правописание не набор случайных правил. Понимание правописания как известного рода системы во многом облегчит усвоение правописания, так как установит связь между определенными, кажущимися, разрозненными правилами.

Но правописание правильнее считать не просто системой, а совокупностью систем, так как оно включает в себя правила, относящиеся к разным сторонам письма.

Все правила приходится изучать постепенно. И учет ошибок, и работа над ошибками, также  ведется по этим правилам. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает обучающийся особенности слова.

Так как грамотное в орфографическом отношении письмо – необходимый компонент письменной речи, своеобразный речевой навык, то, заботясь о формировании орфографического навыка, мы, неизбежно вынуждены соединить орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию памяти, в частности связанных с уровнем сохранения материала и его повторением.

Кто много пишет, тот, вообще говоря, должен быть более грамотным, если только вся эта работа в целом организована целесообразно.

Созданная программа по русскому языку, действующая ныне, дает возможность для создания благоприятных условий усвоения орфографического материала, так как обеспечивает связь с занятиями по языку в целом, ставит занятия по орфографии на прочную базу знаний и умений в области языка.

Таким образом, проблемой орфографической грамотности занимались и занимаются. Для успешного разрешения этой проблемы учителю необходимо знать, что занятия по орфографии не могут быть оторваны от занятий по грамматике, так как грамматика дает основание для усвоения орфографических правил и для их понимания. Орфографический навык – это речевой навык.

КАКОЙ ПУНКТ?

В условиях, когда учащиеся переходят из «начального звена» в «среднее» для меня стало очевидным, что наряду с многообразием современных педагогических технологий и методов целесообразно использовать и традиционные методы обучения:

  1. наглядный, позволяющий визуализировать учебный материал с помощью иллюстраций, таблиц, схем, демонстраций учебного материала с помощью ИКТ;
  2. словесный, включающий объяснение, разъяснение, рассказ, пересказ, беседу, выразительное и комментированное чтение, цитирование, лекцию, дискуссию, диспут;
  3. практический, предусматривающий устную и письменную работу по учебникам и учебным пособиям: выполнение упражнений, чтение и анализ текстов,  составление планов, конспектирование, языковой анализ (различные виды разборов), проблемно-поисковые вопросы и задания, проблемные ситуации, творческие задания;
  4. методы контроля и самоконтроля: устный и письменный опросы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование, самостоятельные и контрольные работы.

   На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

1.Применение технологий личностно-ориентированного образования, среди которых особое значение имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности, ориентированные на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы.

2. Применение здоровьесберегающих технологий, важная составная часть которых – рациональная организация урока, предполагающая чередование разных видов деятельности, эмоциональную разрядку на определённых стадиях урока, физминутки.

3. Применение разных видов диагностики уровня знаний: тестирование, работа по карточкам, проверка рабочих тетрадей по предмету, зачеты, контрольные и самостоятельные работы, дидактические упражнения, итоговые задания.

4. Создание психологически комфортной обстановки на уроке, организация всего учебного процесса таким образом, чтобы каждый обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность.

5. Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных.

6. Игровые технологии.

 В своей  работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому  провожу уроки в форме деловой игры, путешествия, уроки-лекции, семинары, практикумы. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Ведущая педагогическая идея:

 Создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета.

Теоретическая база опыта

В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей.

Теоретические основы орфографии — это прежде всего принципы, на которых она построена. Принципы орфографии — наряду с типом письма и составом его знаков — являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то названием своей монографии Н. С. Рождественский: «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания». Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:

- правила передачи фонем буквами в составе слов;

- правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

- правила переноса слов из одной строки в другую;

-  правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;

-  правила графических сокращений слов.

В настоящее время широко принята теория морфологического принципа правописания.

«Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях обрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для рассказывания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма». (Богоявленский Д.Н. «Психологические принципы обучения орфографии»)

Технология опыта

Знания, навыки грамотного письма осваиваются через упражнения. Именно они составляют главное содержание учебной деятельности. Неудивительно, что характер упражнений, их последовательность, интенсивность, эффективность постоянно находились и находятся в поле зрения обучающих и обучающихся.

В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.

Эффективность упражнений определяется рядом действий:

  1. упражнения  провожу систематически, способствующие условиям и этапам формирования навыков;
  2. велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий, понимания этих действий;
  3. упражнения должны быть посильными для учащихся и в то же время включать трудности, постепенно их увеличивая;
  4. эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их выполнение активизирует познавательные способности школьников.

Классификация упражнений:

  1. По цели, назначению упражнения делятся на обучающие и контрольные.

  1. По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические.

К аналитическим отношу: орфографический разбор, чтение примеров с последующим объяснением орфографии и другое; а к синтетическим – списывание приложений со вставкой пропущенных букв, подбор предложений на данное правило и так далее.

  1. По дидактическому материалу, данному для их выполнения.

  1. По характеру работы над дидактическим материалом.

Для одних упражнений дидактический материал не меняю (орфографический разбор), для других в дидактический материал вношу разного рода изменения (творческий диктант).

  1. По степени самостоятельности при их выполнении.

Могут выполняться по образцу, данному учителем или учебником; и требующие самостоятельного решения.

 

  1. По форме речи: письменные и устные.

К устным относят орфографический  разбор, который может предшествовать записи текста или следовать за ним.

  1. По степени закрепления материала упражнения могут проводиться по закреплению одной темы или нескольких; упражнения по орфографии могут не совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса русского языка.

Группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у школьников, которые выделяются традиционно в методике.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Особенно эффективен на первой стадии обучения сразу после объяснения правил. Он развивает орфографическую зоркость. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.

По объему орфографический разбор бывает полным, частным или тематическим.

Регулярно проводимый орфографический разбор облегчает работу над ошибками.

СПИСЫВАНИЕ

Передача в письменной форме зрительно-воспринимаемого слова, предложения, текста.

Чаще всего сочетается с выполнением грамматического, лексического или словообразовательного задания.

Списывание делится:

  1. на сплошное или выборочное;
  2. на учебное или контрольное;
  3. на простое или сложное;
  4. по вопросам;
  5. самодиктант;
  6. творческое.

ДИКТАНТ

Упражнение, которое строится на соотношении устной речи и письменной.

Диктант способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.

Диктанты классифицируются:

  1. по структуре текста для диктанта:
  1. словарные;
  2. состоящие из отдельных предложений;
  3. представляющих связные тексты;
  1. по назначению:
  1. обучающие;
  2. контрольные – проверочные;
  3. контрольные – контрольные;
  1. по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма:
  1. предварительный;
  2. комментируемый;
  3. объяснительный;
  1. по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста:
  1. диктанты с изменением текста: выборочный, творческий, свободный;
  2. диктанты с продолжением текста;

ИЗЛОЖЕНИЕ

Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.

Различают:

  1. зрительные или слуховые;
  2. полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые;
  3. повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие;
  4. обучающие и контрольные;
  5. с грамматическим заданием и без него.

СОЧИНЕНИЕ

Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.

В сочинении важным является орфография. После написания сочинения в соответствии с заданием, учащиеся письменно объясняют написание слов с теми орфограммами, над которыми  нужно работать в данный момент.

Сочинения как устные, так и письменные классифицируются:

  1. по источникам материала:
  1. сочинения о пережитом, виденном, слышанном (непосредственный опыт);
  2. сочинения на книжном материале, по картинам, рассказам учителя (опосредованный опыт);
  3. сочинения, где используются разные источники;
  1. по степени самостоятельности:
  1. коллективные;
  2. индивидуальные;
  1. по жанрам:
  1. повествование;
  2. описание;
  3. рассуждение;
  1. по стилю:
  1. эмоционально-образные (художественные);
  2. деловые (научные).

Благодаря упражнениям, которые проводятся систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.

В результате упражнений образуется прямая связь между грамматическим характером орфограммы и ее письменным оформлением. Возникает такое положение, при котором ученик пишет по правилу, не создавая этого правила, и поэтому может быстро, по ходу письма, выполнять сложные учебные задания.

После того, как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, обучающиеся приступают к выполнению орфографических упражнений.

Таким образом, успешное формирование орфографических навыков у школьников возможно при выборе упражнений по предлагаемому порядку действий и выполнении упражнений в определенной системе. А также если эти упражнения систематически используются и дополняют друг друга.

Не разнообразие упражнений, а их целесообразность, определяемая задачами правильного становления навыка и его неуклонного развития, приносит положительный эффект.

Результативность работы

 Поиск и применение интенсивных форм обучения русскому языку, новых подходов к использованию существующих методов и средств повышения орфографической зоркости учащихся сопровождается анализом достигнутых результатов.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении русского языка  удается:

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить обучающихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

- научить  быть  уверенными в себе;

 - раскрыть всесторонние способности учащихся;

 - повысить качество знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....