Урок по экологии в 5-6 классах
тест (9 класс) по теме

Рубашкина Наталья Николаевна

 

ТЕМА: "Влияние деятельности человека на природу родного города".

Цели:  образовательная- побудить интерес учащихся к

           окружающему миру;формировать знания учащихся о

           воздействии человека на окружающую природу;

           выработать правила поведения в природе;

           закрепление экологических знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   в  5-6  классах  ( 4  четверть ).

Тема:  Влияние деятельности человека на природу родного города.

Цели:  образовательная- побудить интерес учащихся к

           окружающему миру;формировать знания учащихся о

           воздействии человека на окружающую природу;

           выработать правила поведения в природе;

           закрепление экологических знаний;

           воспитательная- воспитание чувства патриотизма и любви

           к малой Родине;экологическое воспитание;

           развивающая- развитие речи; умение доказывать свою точку

           зрения.

Оборудование:1)таблицы редких животных своей местности (дикий

           кабан , дрофа, лось, цапля, нутрия, хомяк); 2) карточки о

           лекарственных растениях; 3)кроссворд «Охрана природы»;

           4)карточки для групповой работы.

                     ХОД    УРОКА.

                                                                   Эпиграф к уроку.

                                               «Земля на нас тогда не обижается, когда дома отражены в росе,

                                              А в окнах их ромашка отражается.»

                                                                                                                О. Дмитриев.

1.Организация  класса:

        а)объявление темы урока  -  запись на доске;

        б) постановка  задачи: 1)Подумать  над  проблемой,  как  найти пути сохранения всех

          проявлений жизни на Земле.2)Определить какие виды деятельности человека

          оказывают влияние на природу нашего района, города.3)Выработать правила

           поведения  в природе.

                                                                                                                                     

2. Беседа по домашнему заданию.

   1.Какой раздел природоведения мы начали изучать?

   2.Когда началось развитие жизни на Земле:

       а) 300 млн. лет назад;

       б)3,5 млрд. лет назад;

       в)10 млн. лет назад.

   3.Где началось развитие жизни на Земле:  а) в океане;           б) на суше.

   4.Что произошло с живыми существами того времени:   а) вымерли;

                                              б)дали начало современным существам.

   5.Назовите причины вымирания живых существ.

Учитель:  «В настоящее время существуют другие причины исчезновения растений и животных.Эти причины мы должны с вами установить и наметить меры по их устранению.»

  6.Назовите какие причины существуют в настоящее время, которые приводят к исчезновению живого мира?

     а) увеличение численности населения;

     б)появление техники;

     в)изменение климата.

Учитель: «У каждого из нас  есть своя большая и маленькая Родина. Но где бы мы не

жили, кем бы мы не были , для всех прекрасным и радостным домом остаётся Земля. Но

никогда люди не испытывали  такую остроту тревоги за наш общий дом!

     Загрязняются воздух, почвы , вода. Безвозвратно исчезли сотни тысяч видов растений.

Вырублено половина лесов, гибнут реки, озёра, моря, океаны. Каждый день на Земле вымирает один вид животных.Скоро только в зоопарке останутся гориллы (показывает),

Бенгальские тигры и другие виды животных

          Дерево, трава и птицы

          Не всегда умеют защититься.

          Если будут уничтожены они-

          На планете мы останемся одни.

Так поэт В.Берестов выразил своё беспокойство за животный и растительный мир Земли.

За 100 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц.Мы живём в условиях глобальной экологической катастрофы. Вы уже знакомы с понятием «экология».Это наука, изучающая взаимосвязи человека и природы.»

Новый материал.

1.Чтение на доске основных задач урока.

2.Выделение основных путей влияния человека на природу ( беседа).Назовите негативные явления:

а) вырубка деревьев,

б) загрязнение и распашка почв,

в) охота на животных

г) загрязнение воды, воздуха .

(Запись в тетради схемы)

  охота                                                                       вырубка деревьев

 загрязнение воды        ЧЕЛОВЕК                 распашка и загрязнение почвы

загрязнение воздуха                                                пожары

3.Учитель: «Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому давайте вспомним и запишем в тетрадь негативные изменения, происходящие в природе в нашем районе, городе».

Ответы:

а) на территории района ( особенно в сёлах) вырубаются деревья по берегам рек;

б)по вине жителей  образовалось много свалок мусора;

в)Богатовский карьер, Богураевский – запыляют воздух, загрязняют воду;

г) стоки с ферм, с полей загрязняют реки (Лихая, Быстрая,Калитва, Северский Донец).

4.Ребята, послушайте стихи , которые вы сочинили сами ( опережающее задание).

   1-й ученик:   бросают в речку грязь и мусор,

                          Не любят реченьку свою.

                          Ах, если б слышали  вы, люди,

                          Как стонет речка поутру.

  2-й ученик:    А возле леса на опушке

                          Грибы уже и не растут.

                         Завалено страшнейшей кучей.

                         И всё везут, везут, везут.

3-й ученик:     Воздух в Белой Калитве

                        Весь пропитан ядом.

                        Карьер пылит,

                        Противогаз надеть велит.                                  

4-й ученик:    Раньше  ели мы арбузы-

                        Были очень рады.

                        А теперь нельзя их есть-

                        Говорят:»Нитраты».

 5-й ученик:    Посёлок свой  родной все любят.

                        Но вот что очень уж занятно:

                        Ведь любят, а природу губят-

                        Вот это очень непонятно.

5.Учитель: «А сейчас, ребята, послушайте   «Сказку о степном царстве-государстве».Представьте, что это царство-государство- наш родной посёлок.

                       Жил да был царь степной с бородой.

                       Он любил и берёг край родной.

                       Да случилось горе великое:

                       На царство напала чернь дикая.

                                                       И пожрала она все дубравушки,

                                                       Потоптала зелёные травушки,

                                                       Замутила озёра ясные-

                                                       Наступили денёчки ненастные.

                      И заплакали звери степные:

                      «Как нам жить- поживать?

                      Будем горе горевать, приговаривать:

                      « Ой, спаси ты нас, царь,

                                                         Царь наш, батюшка,

                                                         Погибает зелёная травушка.

                                                         Нам не жить без неё, без красивой,

                                                         Ведь она- наша Родина милая.

                     Тут и жук подоспел, запричитывал:

                     «Вот уж горе-то, горе великое.

                      Не вредители мы. Мы-   полезные.

                      День-деньской все мы трудимся бедные.

                                                         А жужелица:» Жу-жу-жу!

                                                         Ничего я не пойму.

                                                         Поедали мы личинку,

                                                         Спасали мы малинку,

                                                         А теперь нам не везёт,

                                                         Кто же от беды спасёт?»

                        Ну, а рыбки все в речке заплакали,

                        И солёные слёзки закапали:

                       «Невозможная жизнь внашей речушке.

                        Ой, спаси, сохрани нас царь-батюшка».

                                                         Пригорюнился царь, призадумался

                                                         Как спасти свой народ от горя лютого,

                                                         От горя лютого, лихолетюшка?»

  Вопрос:1) Можно ли помочь царю степному?

                  2)Что вы предлагаете?

           а) не рубить деревья у реки;

           б) не рвать в поле много цветов;

           в)не убивать степных зверей и птиц;

           г)не уничтожать полезных насекомых;

           д) не загрязнять реки и пруды.

Работа в группах: 

               а) выработать правила поведения в природе;

               б) доказать, что они необходимы.

ГРУППА    № 1.     Как вы можете у себя в саду, в огороде бороться с вредителями?

                                         а) собирать вредителей;

                                         б) осенью и весной сжигать ботву и листья;

                                         в) привлекать птиц;

                                         г) опрыскивать ядохимикатами.

ГРУППА  № 2.      Покидая стоянку во время похода, что вы сделаете с мусором?

                                        а)выбросите в  водоём;

                                        б) оставите на берегу;

                                        в) закопаете;

                                        г) сожгёте.

ГРУППА  № 3.      Если вам представиться возможность построить дом на берегу реки,

                                Покрытым лесом, что вы сделаете?

                                         а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

                                         б) выберете полянку под стройку подальше от вида на реку;

                                          в)вырубите молодые заросли.

  ГРУППА  № 4.    После разлива реки во время весеннего половодья в понижениях, на

                                Лугу, остаётся много мальков рыбы. Ваши действия:

                                          а) ничего не стану делать;

                                          б) соединю понижение протоком с рекой;

                                          в) наловлю и сварю уху.

 ГРУППА  № 5.    На территории района находится Апанасовский карьер по добыче

                               Известняка.он загрязняет воздух, реку, от взрывов рушатся постройки.

                               Ваши действия:      а) закрыть разработку;

                                                                б) согласиться жителям на переселение;

                                                      в)засадить лес, отделив населённый пункт от карьера.

(Ребята дают ответы по 1 человеку от группы).

7.Работа в парах. Разгадывание кроссвордов.

     а) у детей-кроссворды;

     б)учитель показывает таблицы с изображением растений и животных, ребята находят

        (по горизонтали)   куда записать;

     в) затем читают, что у них получилось по вертикали.

ВЫВОД:    -Ребята, мы познакомились с охраняемыми животными в нашей местности и

                    Лекарственными растениями.

КРОССВОРД   № 1.                                                              КРОССВОРД  № 2.

«ЖИВОТНЫЕ».                                                      «РАСТЕНИЯ».

1.лось                                                                                      1.пустырник

  2.хомяк                                                                              2.череда

3.дрофа                                                                         3.мать- и- мачеха

4.цапля                                                                               4.зверобой

  5.нутрия                                                                                5.одуванчик

6.кабан                                                                                    6. девясил

                                   

8.Выработка общих правил поведения детей в природе (запись на доске).

   (Можно оформить отдельно на альбомном листе)

         1.Умей вести себя в лесу, на лугу, на берегу водоёма, будь вежливым гостем.

         2.Не рви цветы; смотри, любуйся, зарисовывай.

         3.Не ломай деревья, не делай из них вырезки.

         4.Не лови ради забавы животных.

         5.Не сори в лесу.Сколько мусора принёс-столько унеси обратно.

9.УЧИТЕЛЬ (чтение стиха). ПРАВИЛА В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ:

         Как пойдёте вы в поход,

         Помните,ребята:

         Не разоряйте птичьих гнёзд,

         Стреляя из рогаток.

                                      Консервных банок целый склад

                                      В лесу не надо оставлять,

                                      А надобно сейчас понять-

                                      Свалить всё в кучу, закопать.

         И муравейники в лесу

         Вам трогать не пристало.

         Ведь не хотите же, всерьёз,
        Чтоб хуже людям стало.

                                       Зимой, когда за окнами пурга,

                                       Когда всё мёрзнет в холода,

                                       Подумайте о птицах.

                                       Добро сердец ваших потом

                                       Воздастся нам сторицей.

10.ВЫВОД  УЧИТЕЛЯ.

     Природу Земли надо беречь. Земле необходима забота и тепло человеческих рук.

     Только тогда мы сохраним во всей красе природу и нашего города и всей Земли.

      Для этого нам надо постараться

      Не забывать и выполнять

      Все правила придуманные нами.

      Начнём, друзья, сначала сами.

11.ВРУЧЕНИЕ ПАМЯТОК О ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ С  ДОМАШНИМ

     ЗАДАНИЕМ: ДОПОЛНИТЬ ПРАВИЛА СВОИМИ.

12.ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ.


   



Предварительный просмотр:

                             ТЕСТ  ПО ТЕМЕ: « ЯПОНИИ».

1.Верно ли утверждение, что Япония стала ведущей индустриальной страной, имея только один вид ресурсов – трудовые ресурсы:

а) Да

б) Нет.

   2. Какому государству относится следующий набор слов: шахматы, музеи под открытым небом, классический танец, йога, десятичная система исчисления, культ змеи, древний эпос:

а) Япония,

б) Китай,

в) Индия.

    3.По каким показателям, связанным с населением, Япония является мировым лидером?

а) Урбанизация,

б) Продолжительность жизни.

  4. Подберите пару: термин – определение.

1.Бонсай                       а) Красивое письмо тушью и кисточкой

2.Гейша.                  б) Борьба тяжеловесов

3.Икебана.               в) цветущая вишня

4.Кабуки.                 г) выращивание карликовых деревьев

5.Каллиграфия.        д) крупнейший мегалополис страны

6.Кимоно.                е) искусство составления букетов

7.Сакура.                ж) национальная женская одежда

8.Суши.                з) женщины, профессионально развлекающие гостей

9.Сумо.                и) классический театр, в труппе которого только мужчины

10.Токайдо.                к) блюдо из сырой рыбы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест по географии для 9 класса.

  1.  Хозяйство Центральной России формировалось под влиянием следующих факторов: ….…

а) концентрация научного потенциала;

б) небольшая транспортная обеспеченность;

в) наличие высококвалифицированных кадров;

г) формирование собственной металлургической базы;

д) использование собственного сырья и энергии;

е) направление развития по типу районов нового освоения.

2. Экскурсионно-туристический маршрут «Золотое кольцо России» объединяет города: ..…..

      а) Сергиев Посад;             в) Нижний Новгород;            д) Калуга

      б) Суздаль;                        г) Кострома;                            е) Тверь.

3. Соотнесите названия республик Европейского Юга и их столицы.

       а) Ростовская область;                                        1)  Майкоп;

       б) Кабардино-Балкария;                                     2) Махачкала;

       в) Адыгея;                                                            3) Нальчик

       г) Дагестан;                                                          4) Владикавказ.

4. Соотнесите название отраслей и их центры:

       а) атомное машиностроение;                             1) Новочеркасск;

       б) транспортное машиностроение;                    2) Ростов-на-Дону;

       в) сельскохозяйственное машиностроение      3) Волгодонск;

                                                                                     4) Таганрог.

5. Общероссийское значение имеют следующие центры курортного хозяйства Европейского Юга.

       а) Анапа;          б) Ростов-на-Дону;         в) Таганрог;        г) Пятигорск;         д) Сочи

6. Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с:

       а) Украиной;          б) Казахстаном;         в) Монголией;        г) Китаем.

7. Расположите регионы по мере увеличения их площади:

         а) республика Саха (Якутия);

         б) республика Адыгея;

         в) Московская область;
        г) Архангельская область.

8. Расположите города по мере улучшения благоприятности их природных условий для жизни населения:

         а) Ростов-на-Дону;           б) Сыктывкар;           в) Ярославль;            г) Новый Уренгой.

9. Назовите минеральные ресурсы сосредоточенные в основном в европейской части России:

         а) нефть и газ;                                                 б) каменный уголь и золото;  

         в) оловянные руды и калийные соли;           г) железные руды и калийные соли.  

10. Главным районом добычи нефти, газа и угля в России является:

         а) Северный Кавказ;      б) Урал;      в) Западная Сибирь;       г) Дальний Восток.

11. Установите соответствие:

         а) 70 %;                                  1) ГЭС;

         б) 20 %;                                  2) ТЭС;

         в) 10 %;                                  3) АЭС;

         г) 0,01 %                                 4) другие.

12. Крупнейшей металлургической базой России является:

         а) Центральная;        б) Уральская;        в) Сибирская;         г) Дальневосточная.

13. Города-центры черной металлургии полного цикла:

         а) Магнитогорска, Липецк, Новокузнецк;

         б) Череповец, Электросталь, Тула.

14. Тяжёлое машиностроение производит:

         а) трактора;         б) часы;        в) металлургическое оборудование;      г)локомотивы.

15.  Города-центры тракторостроения России:

        а) Челябинск и Волгоград;                б) Владимир и Павлодар.

16. Назовите подотрасль химической промышленности, производящие соли, кислоты, щёлочи:

         а) горная химия;                    б) основная химия;                г) химия полимеров.

17. В каком лесоизбыточном районе отсутствует целлюлозно-бумажная промышленность:

         а) Северном;         б) Западно-Сибирском;     в) Восточно-Сибирском;     г) Уральском.

18. Основным звеном АПК является:

         а) растениеводство;         б) животноводство;              в) сельское хозяйство.

19. Важнейшей зерновой культурой Россия является:

         а) гречиха;                 б) овёс;                  в) пшеница;                   г) кукуруза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»

Тема урока: Способы добывания пищи.  Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...

Урок "Основы экологии. Экологические факторы" 6 класс

Разработка урока по теме "Основы экологии". Комбинированный урок-экскурсия...

Методическая разработка урока по экологии "Структура сообщества". 10 класс

Разработка урока на основе программы  по экологии автора В.В.Пасечник.  Данный урок знакомит обучающихся с особенностями видовой, морфологической, пространственной, трофической структуры эко...

Игра по экологии для учащихся 11 класса "Экология и я!

Игра "Экология и я" предназначена для общеобразовательных школ на уроках 11 класса по географии или биологии. Проводится по правилам "своей игры", включает в себя разделы: Экология в доме, Охрана прир...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....