Самоанализ преподавателя
статья по теме

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна

Самоанализ преподавателя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_prepodavatelya_matematiki.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности преподавателя математики

Атавовой Рупияханум Шарабутдиновны

Окончила физико-математический факультет Дагестанского государственного педагогического института в 1992 году. Работаю преподавателем математики ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» (до 31.12.2008 ГОУ НПО «Профессиональное училище №12») с 2001 года. Общий педагогический стаж работы 21 лет.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю необходимость формирования обучающегося как культурной, нравственной, социально-зрелой личности, обладающей хорошим уровнем знаний и умений.

Главной задачей своей педагогической деятельности, как преподаватель математики, считаю обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки. При этом необходимо создавать условия для усвоения изучаемого материала на более высоком уровне для обучающегося, проявляющих интерес и имеющих способности к математике. Обучающиеся, поступающие в колледж, на отделение технического профиля имеют очень слабые знания по математике за курс основной школы, недостаточные умения и навыки общеучебного и умственного труда. Без умения организовывать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьёзные успехи в овладении знаниями. Овладение знаниями в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. Необходимо развивать учебно-интеллектуальные умения у обучающихся. Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума.

Обновление содержания образования по математике в связи с модернизацией образования заставило по-новому взглянуть и на свою педагогическую деятельность. Из опыта работы знаю, что желаемого результата можно добиться при наличии следующих факторов:

- обучение на основе минимума содержания образования;

- организация учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося с помощью овладения продуктивными способами обучения;

- использование дифференцированного подхода (на основе индивидуальных особенностей, учебных возможностей обучающихся) и уровневой дифференциации (на основе минимума содержания образования);

- формирование общеучебных умений и навыков обучающихся.

Отбор учебного материала производится исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта содержания среднего (полного) общего образования по математике.

При отборе содержания я стараюсь использовать материалы нескольких альтернативных учебников и учебных пособий. При отборе материала ориентируюсь на доступность языка для обучающихся.

То, что конечные результаты не всегда соответствуют планируемым,- ситуация обычная. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направления и причины отклонения. В педагогической системе в качестве снижающих эффективность её функционирования могут выступать изменения в учебных программах, планах, несовпадение личных целей участников образовательного процесса, опережающее развитие науки, переход к новым технологиям и методикам обучения, изменение состава обучающихся, педагогического персонала, социальной среды.

Исходя из вышеизложенного, преподавателями общеобразовательных предметов была проведена диагностика учебно-интеллектуальных умений обучающихся 1 курса. Было охвачено 89 человек.

Исследование внимания включало следующие качества: объём, концентрацию, устойчивость, умение переключать внимание. При изучении индивидуальных особенностей памяти обучающихся применялись методики слуховой, зрительной, смысловой памяти.

Диагностика мышления состояла из тестов: «Умение выделять главное», «Сравнение», «Умение устанавливать логические связи», «Теоретический анализ».

Результаты исследования по всем диагностическим материалам были сведены в единую девятибалльную шкалу, что позволило провести сравнительный анализ выраженности того или иного психического процесса у отдельно взятого испытуемого и в целом у группы обучающихся. Низкими являются данные от 1 до 3 баллов, средними 4-6 баллов, высокими 7-9 баллов.

На схеме отражены средние значения у обучающихся трёх психических познавательных процессов или учебно-интеллектуальных умений.

Рассматривая эти данные можно отметить, что внимание обучающихся характеризуется низкими значениями по объёму и концентрации внимания, что свидетельствует о недостаточной произвольной регуляции у обучающихся сосредоточенности сознания, в учебной деятельности. Это проявляется в непродолжительной самостоятельной деятельности их на изучаемый материал, объём. Вместе с тем, у обучающихся слабо развито такое качество внимания, как переключение. Этот показатель необходимо учитывать при организации урока. Смена (чередование) разных видов учебной деятельности способствует повышению внимания обучающихся к изучаемой теме. Но если преподаватель в процессе объяснения нового материала не вносит изменений в познавательную деятельность, то уровень понимания материала резко снижается, затрудняется процесс усвоения и закрепления знаний.

Мыслительная деятельность обучающихся, а именно умения сравнивать, выделять главное, устанавливать логические связи, теоретически анализировать, характеризуется низкими значениями. И поэтому преподавателю в течение всего курса обучения необходимо разрабатывать и использовать на уроках задания, развивающие умственную, познавательную деятельность обучающихся.

Слуховая и зрительная память учащихся (№1, №2) имеет максимальное значение, смысловая память (№3) развита вполне удовлетворительно: 6 баллов.

    Внимание:

Задания         №1 – объём внимания

                       №2 – устойчивость внимания

                       №3 – умение переключать внимание

                       №4 – концентрация внимания

    Память:

Задания         №1 – слуховая

                       №2 – зрительная

                       №3 – смысловая

     Мышление:

Задания          №1 – умение сравнивать предметы, понятие

                        №2 – умение выделять главное

                        №3 – аналитико-синтаксическая деятельность, обобщение

                        №4 – умение устанавливать логические связи между понятиями

                        №5 – умение теоретического анализа.

Проанализировав уровень обученности и обучаемости контингента 1 курсов, было выявлено несоответствие базового уровня знаний по предмету и умений обучающихся основным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания, а также низкий уровень развития общеучебных навыков и умений. В связи с этим возникла необходимость расширения и пополнения знаний в своём самообразовании.

Предыдущая тема по самообразованию была «Использование элементов образовательной технологии «Группового обучения». Над этой темой я работала в течение трёх лет. В работе использовалась методика применения нестандартных уроков, групповые формы, индивидуализация и дифференциация. Трудоёмкость заключалось в разработке разных видов заданий для групповых форм работы. На основе этой технологии и был проведён в прошлом учебном году урок на группе №26 (2 курс, «Операторы ЭВМ») по теме «Вычисление площади криволинейной трапеции». Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии самостоятельного группового обучения.

В ходе экспериментальной работы по технологии группового обучения мною были проведены открытые уроки, где обучающиеся продемонстрировали высокую познавательную деятельность в соответствии с уровнем сложности математических заданий.

Опытом работы по реализации личностно – ориентированного обучения делилась с коллегами на методических советах и педагогических чтениях в докладе по темам «Осуществление дифференцированного подхода к работе обучающихся на уроке с учетом выявленных пробелов в знаниях», презентацию «Использование образовательной технологии «Группового обучения основанной на дифференциации».

Совершенствование профессионального мастерства осуществляю оснащением кабинета математики разноуровневыми тестовыми заданиями по темам: «Первообразная», «Иррациональные уравнения», «Правила вычисления производных», «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», «Тригонометрические уравнения». При проведении уроков использую информационные программы «Супер - тест», «Генератор тестов».

Создаю презентации в программе «Power Point», использую программу «Excel» для построения графиков различных функций. Почти во все контрольные работы по темам включаю задания из контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ прошлых лет.

Результативностью работы по данной технологии я делилась на межрегиональном семинаре математиков, который проходил в г. Санкт- Петербург, а также в сборниках «Новые стандарты. Новые идеи» по теме «Компетентностный подход в обучении математике», «Традиции и новации образовательной системы» по теме «Способы ликвидации математических затруднений при изучении физики».

В своей педагогической практике стараюсь использовать все методы и средства обучения для передачи знаний по предмету на основе научности. Чётко формулирую триединую цель урока, довожу её до обучающихся и реализую в ходе урока практически полностью. Использую современные идеи, методы активного обучения, обеспечивающие выработку новых навыков деятельности. Одним из средств включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность является организация самостоятельной работы. На моих уроках самостоятельная работа составляет более половины учебного времени. Достаточное место в работе с обучающимися отвожу устной работе, которая позволяет ускорить темп работы, усиливает интерес обучающихся, способствует развитию смекалки, сообразительности.

К активным формам обучения отношу также современные образовательные технологии:

  1. «Технология разноуровневого обучения» по методике З.И. Колмаковой и К.К. Планова, где обучающиеся делятся на подвижные группы. Каждая группа овладевает программным материалом на следующих уровнях: 1 – минимальный уровень, 2 – базовый уровень, 3 – творческий уровень. Применение такой технологии позволяет на уроке развивать способных обучающихся и правильно оценивать слабых обучающихся.
  2. «Технология полного усвоения знаний» позволяет отойти от традиционных форм обучения и использовать систему активных и интерактивных форм: игровых уроков, семинаров, соревнований и т.д. при использовании данной технологии обучающиеся усваивают содержание учебного материала сразу на занятиях.
  3. «Технологию адаптивного обучения», в которой обучающиеся самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными особенностями овладевают учебным материалом.

Диагностика результатов обучения указывает на более высокий рост уровня обученности знаний обучающихся по темам, изучаемым посредством новой технологии в сравнении с темами, изучение материала осуществляется традиционным способом обучения.

Познавательная активность возможна при условии, что деятельность, которой занимается обучающийся, ему интересна. Высокая познавательная активность возможна только на уроке интересном для обучающегося, когда ему интересен предмет изучения. Но для создания глубокого интереса обучающегося к дисциплине, для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы, творчества. С этой целью стараюсь разнообразить свою работу нестандартными формами урока и нетрадиционными приемами: уроки-игры, уроки-зачёты, уроки-конкурсы, комбинированные уроки. Включаю в уроки игровые моменты. Обучающиеся составляют и решают математические кроссворды, составляют рисунки на координатной плоскости, изготавливают модели геометрических тел. С целью привития интереса к математике решаем задачи-шутки, задачи частично-поискового характера, творческие задачи, провожу программированный опрос, математические диктанты. Веду консультации по математике, с целью углубления знаний по дисциплине. Ежегодно на базе кабинета проходит декада предметов естественно-математического цикла, которая имеет большое значение в развитии интереса к предмету, в воспитании культурной социально-значимой личности. В рамках декады провожу внутриколледжные олимпиады, конкурсы, конкурсы рефератов. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых обучающихся, не давая останавливаться в своем развитии более сильным обучающимся, учу всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер, целеустремленность при решении сложных заданий.

Хотелось бы, чтобы обучающиеся видели меня не в роли наказывающего, а в роли человека, который ведёт и направляет к лучшему, который учит, как помочь, как по-доброму отнестись к другому. Отрадно, что каждый год обучающиеся нашего колледжа желают получить высшее образование и поступают в различные высшие учебные заведения.

Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности других наук. Сегодня одной из приоритетных направлений программы развития образования является информатизация образования.

С 2008 по 2012 учебный год я работала над научно-методической темой самообразования «Использование информационных технологий в образовательной технологии группового обучения». Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать обучающемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении обучающегося; создаёт условия для самостоятельного приобретения обучающимися знаний; обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения; создает комфортную среду обучения; с помощью компьютера создается прекрасная наглядность, обучающийся имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий. Одним из форм обучения является применение на уроках информационных технологий.

Данная система педагогической деятельности позволяет мне развивать познавательную деятельность обучающегося, способствующую формированию профессионально-мобильного, конкурентоспособного, квалифицированного специалиста.

С 2012 учебного года начала работу над научно-методической темой «Технология модульного обучения». Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучающегося; рекомендации (советы) преподавателя по её успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ тренера - преподавателя по баскетболу Попова Владимира Владимировича

Самоанализтренера - преподавателя по баскетболуМБОУ ДОД «ДЮСШ...

самоанализ деятельности преподавателя хореографии

Самоанализ деятельности преподавателя хореографического искусства РМБУ ДО «Знаменская Детская школа искусств» Бастрыкиной Анастасии Николаевны Танцуй для себя. Если кто...

Самоанализ деятельности преподавателя Н.В.Пожарицкой за 2019/20 учебный год

Преподаваемые дисциплины: «Биология», «Химия», «Физика», «Астрономия», «Экология».Кроме преподавания я провожу консуль­тации, дополнител...

Самоанализ деятельности преподавателя Н.В.Пожарицкой за 2020/21 учебный год

Преподаваемые дисциплины: «Биология», «Химия», «Физика», «Астрономия», «Экология», «Основы МСГ в пищевом производстве», «О...

Самоанализ деятельности преподавателя Н.В.Пожарицкой за 2021/22 учебный год

Преподаваемые дисциплины: «Биология», «Химия», «Физика», «Астрономия», «Экология», «Основы философии».Кроме преподавания я прово...

Самоанализ деятельности преподавателя Н.В.Пожарицкой за 2022/23 учебный год

Преподаваемые дисциплины: «Биология», «Химия», «Физика», «Астрономия», «Экология»Кроме преподавания я провожу консультации, дополнительные з...