Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
материал по теме

Смольянова Татьяна Ивановна

 

Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Цель классного руководителя: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smoljanova_kls_ruk.rar18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

        Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Цель классного руководителя: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.

С 2006  по 2013 учебный год я выполняла функции классного руководителя 11 класса. Учащиеся 11 класса, в котором я являюсь классным руководителем отличаются  высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов. В классе 5 человек учатся на «отлично»; 12 человек на «4» и «5».

        Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Подростки  бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.

        Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 23 годак работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:

1. Система воспитательной работы.

          Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Свою деятельность классного руководителя  я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

           При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

         Основываясь на Программе воспитательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», я в своей работе ставила следующие  воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.

Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.

Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.

Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

В воспитательном процессе реализую следующие  направления программы:

- духовно-нравственное воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- эколого-краеведческое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- семейное воспитание;

- профилактическое направление.

          Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только  направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

2. Наличие системы самоуправления в классе.

           Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

          Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.  

         Участие в самоуправлении помогает моим учащимся  сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.

Задачи  структуры  самоуправления:

развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;

развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;

развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Модель ученического самоуправления за 23 года работы в качестве классного руководителя часто  видоизменялась, но я использовала следующую структуру  самоуправления:

        Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.

Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту  класса, членов школьного актива.

        Староста – постоянно  следила  за работой членов актива  школы и помогала  им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом  класса и классным руководителем проводили  классное собрание, где обсуждались следующие вопросы:

- вопросы текущей недели;

- обсуждение нарушителей дисциплины;

- составление планов работы;

- подведение итогов работы (отчет каждого сектора);

Управлял  детским сообществом совет класса, состоящий из трех ступеней: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирало  ответственных за каждый участок работы.

      Трудовой сектор – нес ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.

      Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.

      Спортивный сектор – нес ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.

       Культмассовый сектор – оказывал  помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводил классные КТД.

       Учебный сектор – проводил рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводил итоги успеваемости и посещаемости.

       Цветоводы – отвечали  за организацией в классе уютной обстановки.

       Каждый ученик в классе имел и имеет  своё общественное поручение,  и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.  

       Организация классной деятельности осуществлялась через коллективно - творческие дела, для проведения которых создавались советы дела. Они составляли  план мероприятий, обсуждали его с классом, готовили  материалы по его проведению.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.

      Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

4. Динамика межличностных отношений.

          Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

          Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть  межличностные отношения.

          Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.

           Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя   в системе отношений с другими.

Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

 Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика.  Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено: в 11 классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 11 классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Вместе с классом ездили на экскурсию в имение Пушкиных – Болдино, в Тарханы, в Наровчат, в Нижний Новгород. Эти экскурсии обогащают детей духовно и сплачивают коллектив

5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 11 классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся.

6. Правонарушения.

Учащиеся 11 класса не нарушали общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете  в  инспекции ПДН по г. Саранску не состояли.

7. Пропуски занятий. 

В 11 классе практически  отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины.  Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни  местного социума

Учащиеся 11 класса принимали активное участие в жизни не только класса, но  школы и города с 2008  по 2013 учебные годы. В 2009 году заняли 1 место по сбору макулатуры. В 2008-2009 учебном году Щемерова Мария заняла III место в городском конкурсе творческих работ и сочинений «Родные языки в созвездии культур». Сасаева Елена и Урзяева Надя -  призеры конкурсов рисунков. В 2011-2012 учебном году Урзяева Надя стала финалистом городского конкурса «Ученик года». В каждом школьном концерте художественной самодеятельности есть участники из моих воспитанников.

9. Работа с родителями.

           Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я старалась сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствовалась следующими правилами:

·        к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

·        общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

·        изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

·   изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

В своей работе с родителями использовала  различные формы  работы. Назову основные из них:

Родительские собрания  – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

Не секрет, что родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.

С самого начала я ставила перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания  любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), через родительский комитет по телефону.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Перед  родительским собранием я обязательно обходила всех учителей - предметников, беседовала с ними о классе и учениках; выписывала текущие оценки детей по предметам; подготавливала отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей и т.д.

Старалась  показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

       Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им,  насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, посещения на дому помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

10. Нареканий и жалоб в адрес классного руководителя  со стороны родителей учащихся в процессе работы сучащимися не поступало.

11. Реализация здоровьесберегающих технологий.

       Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

    В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию.

       Не секрет, что от правильной организации урока, уровня его рациональности,  психологической атмосферы во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

        Поэтому на классных часах,  особенно в 5 и 6 классах,  старалась использовать игровые технологии, оригинальные задания, делала  небольшие отступления, которые позволяли снять эмоциональное напряжение, настраивали ребят на позитивную волну.

        По окончании внеклассных мероприятий ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

        Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

         Отдельное внимание отвожу  гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещение, в котором занимаются учащиеся, часто проветривается и имеет оптимальную температуру. Постоянно проводится  влажная уборка.

Большое внимание уделялось  профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Учащиеся моего класса всегда  активно занимались  и занимаются спортом:

Буянова Яна – баскетбол (III место по району и городу)

Грибанова Мария – баскетбол (III место по району и городу)

Гришуков Артем – баскетбол, футбол

Елистратов Дмитрий – баскетбол, футбол

Лапшинов Влад – дзюдо (занимает призовые места)

Трунин Дмитрий – баскетбол

Федюшкина Кристина – баскетбол

Оськина Елена – баскетбол

По пятницам дети с удовольствием ездят на каток в Ледовый дворец.

12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.

        Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.

          Именно поэтому программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

          Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

          Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

           Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

С целью воспитания духовно-нравственной личности проводила внеклассные мероприятия и классные часы по следующей тематике:

Классные часы: «С малой родины моей начинается Россия», «За шаг до наркотиков», «Подросток и закон», «О друзьях и о дружбе», «Прислушивайтесь к своему сердцу», «Жить без наркотиков. Просто жить…», «Чтобы все в моей жизни было не зря», «Вечные ценности (долг, совесть)», «Оккультизм и секты», «Культура речи – залог здоровья».

Викторина «Знаешь ли ты историю Саранска?».

Экскурсия в музей Эрьзи.

Посещение театра

  В своей работе классного руководителя я старалась пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получала право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.

Директор школы                                          Г.А.Матяева

Завуч по ВР                                                  С.А.Шелудякова                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

В данном выступлении представлена система воспитательной работы в классе....

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

   Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. У...

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя Ветчинниковой Л.А.

Характеристика работы в качестве классного руководителя....

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя.

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя....

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценносте...