Контрольная работа по педагогике
материал по теме

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Обобщение опыта работы в детском хоровом коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_pedagogike.docx884.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова

Формирование детского коллектива

как средство воспитания ребенка

Контрольная работа

Выполнила студентка 2 курса заочного отделения

музыкально-педагогического факультета

Картамышева

Екатерина   Вячеславовна

Кострома 2008

Введение

Способность понимать, чувствовать «прекрасное», является не только определённым критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе.

Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание «прекрасного» переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные эстетические и духовные ценности, созданные человеком, человечеством.

Любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство.

Система эстетического воздействия предполагает тесную связь различных форм классной, внеклассной, внешкольной художественно-творческой деятельностью ребёнка.

Постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные симпатии, предпочтения. Выбор тех произведений, которые нравятся ребёнку более других, является показателем его эстетического вкуса. «Эстетический вкус по сравнению с другими показателями эстетического развития школьника является наиболее определённым и педагогически управляемым. Одним из направлений эстетического вкуса является вкус художественный. В нём отражаются индивидуальное отношение, оценка, ценностные ориентации школьника в литературе и искусстве.

Эстетическое воспитание может быть успешно осуществлено, если педагог учитывает возрастные психолого-педагогические особенности школьников, а так же возможности их восприятия».[1]

Формирование эстетической и художественной культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания. В специальную задачу входит передача подрастающим поколениям всего накопленного человечеством опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и, особенно во всей системе художественных ценностей, а также в отношениях людей с природой.

В основе эстетического воспитания лежат принципы гуманизма, красоты, гармонии и совершенства.

Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».

Будучи важнейшим средством передачи всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, эстетическое воспитание выполняет свои специфические задачи:

  1. Оно начинается с создания определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность. Тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
  2. Задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
  3. Воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в «активного создателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты».[2]

Каждый человек вырабатывает к миру своё собственное неповторимое отношение. Эти отношения имеют различный характер и принимают разнообразные формы. Различные способы жизнедеятельности фиксируются в специальных формах сознания, психических процессах и функциях, физиологических механизмах, навыках, умениях, нормах и привычках в поведении людей. Причиной зарождения тех или иных форм отношения человека  к миру является рост потребностей людей, которые, возникнув, заставляют человека познавать мир и изобретать, совершенствовать орудия, дающие ему возможность создавать продукты для удовлетворения своих потребностей.

Из общей сферы взаимодействия человека с миром выделялись различные формы и способы познания и деятельности. Одни из них фокусировали в себе более широкие связи человека с миром, другие – более узкие. Эстетические отношения охватывают всё богатство отношений человека с миром и оказывают существенное влияние на материальное и духовное производство и потребление, общественно-политическую жизнь, нравственные. Бытовые, семейные отношения, сферу общения людей и т.д. В эстетических отношениях концентрируются и закрепляются, прежде всего, духовные, т.е. чисто человеческие эмоции и чувства, которые по природе своей представляют собой органичный сплав непосредственно испытываемых человеком чувств и его интеллекта. Чувственно-эмоциональный опыт всего человечества закрепляется в различных психических функциях человека (восприятие,  чувство, вкус, память), в физиологических механизмах, в его стремлении к жизнетворчеству, т.е. полноте, гармонии жизни.

Искусство совершенствует и развивает чувства людей. Через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.

Академическое пение - это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому одно из важных  средств формирования нравственных  и эстетических идеалов.

Объединение «Обучение хоровому пению», созданное в 2001 году, является  частью творческого коллектива Североморского Дома творчества детей и юношества.

Одна из форм музыкального воспитания - коллективное творчество, в данном случае - обучение хоровому пению. Обучение развивает чувство ансамбля, память, ритм, внимание. Кроме того, помогает детям почувствовать себя артистами, т.к. уже на первом этапе обучения они видят результат своей работы, выступая с небольшими концертами.

Акцент в работе делается на:

  1. воспитание у детей патриотических чувств;
  2. обучение детей эстрадным традициям,
  3. пропаганду здорового образа жизни,
  4. организацию досуга детей.

Ведущая идея программы «Обучения хоровому пению» - это создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала ребенка, социализация посредством полученных знаний, художественных и жизненно-необходимых навыков, целостное восприятие  культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности, ее подготовка к активной социальной жизни.

Концентрическое построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Развитие творческой индивидуальности - одна из первостепенных задач современной педагогики.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует воспитанию гармонически развитой личности, подъему общей музыкальной культуры, формированию  и развитию музыкально-эстетических взглядов, расширению знаний о мировой музыкальной культуре.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

Программа рассчитана на 7 лет по предмету - академическое пение для детей от 5 до 18 лет.

Программа разбита на блоки, позволяющие обучать детей с дошкольного возраста до юношеского. В блоках предусмотрена возрастная градация.

Подготовительная группа – 5 – 6 лет                                                        12 человек

1 блок (младшая группа) – 7 – 8 лет                                                          12 человек

2 блок (средняя группа) – 9 – 13 лет                                                          12 человек

3 блок (старшая группа) – 14 – 18 лет                                                       10 человек

Каждый год обучения – это этап не только освоения теоретических и практических основ разнообразной деятельности; это этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Главной целью программы является – способствовать формированию интереса к классическому искусству, воспитанию художественного вкуса, культуры восприятия и развитию индивидуальных творческих способностей путем освоения основ вокального искусства на основе использования лучших образцов мировой культуры, подготовка к активной социальной жизни, приобретение начальной музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.

Задачи программы:

Образовательные

  1. ознакомление детей с лучшими образцами мирового академического искусства,
  2. ознакомление с лучшими классическими традициями, с эстетикой классического

исполнения;

  1. приобретение навыков вокального, ансамблевого и хорового исполнения в

академической манере;

  1. изучение и освоение классической песни, их основных творческих и

исполнительских закономерностей;

  1. формирование у детей музыкально - ритмических навыков;
  2. обучение приемам актерского мастерства;
  3. организация детьми концертной деятельности;
  4. ознакомление детей с историей классической музыки.
  5. Развитие голоса и чистоты интонации, формирование вокальных навыков,

знакомство с музыкальным репертуаром.

  1. Ознакомление с классическими произведениями;
  2. Приобретение навыков сольного исполнения;
  3. Ознакомление с произведениями одноголосного построения, а также двух- и

трехголосия;

  1. Формирование и развитие ритмических навыков и темповой устойчивости;
  2. Развитие музыкального слуха и выразительной игры на гитаре;
  3. Формирование культуры поведения и общения, привитие любви к музыкальному

искусству и шедеврам классической гитары, как составляющей части духовного развития;

  1. Формирование культуры слушания и уважения к классической музыке;
  2. Развитие эстетического и художественного вкуса;
  3. Развитие волевых качеств характера, трудолюбия, самоконтроля,

координационных способностей;

  1. Привитие умения слушать и слышать не только себя, но других.

Воспитательные

  1. формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе

изучения классического наследия, формирование культуры общения,

  1. воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие  своей

страны, уважения и любви к эстраде как особой составляющей культурного  наследия  русского народа;

  1. углубление представления детей об окружающем посредством музыкально

ритмической деятельности;

  1. развитие инициативы и самостоятельности детей;
  2. развитие у детей активности и самостоятельности;
  3. формирование способности адаптироваться в современном обществе.
  1. Воспитание музыкального слуха как важного фактора пения, воспитание

организованности, внимания, ответственности в момент индивидуального и коллективного исполнения музыкальных примеров.

Развивающие

  1. развитие эстетического и художественного вкуса,
  2. развитие  вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей;
  3. развитие у обучающихся высокой культуры исполнения произведений,;
  1. развитие индивидуальных творческих способностей через создание сценического

образа;

  1. развитие и укрепление в своих силах и знаниях, поиск новых познавательных

ориентиров.

  1. Развитие музыкальных способностей детей.
  2. Развитие профессионального интереса к предмету.
  3. Изучение разных стилей и жанров вокальной и инструментальной музыки.
  4. Формирование музыкального мышления.
  5. Совершенствование музыкальных способностей.

Социальные

  1. способствовать естественному преодолению всевозможных психофизиологических

барьеров,

  1. способствовать развитию толерантности, общения, активной созидательной жизни,

развитию культурного уровня детей.

Педагогические принципы обучения:

На протяжении всего курса обучения используются различные принципы обучения для успешной реализации программы:

  1. принцип индивидуализации;
  2. принцип новизны;
  3. принцип цикличности;
  4. принцип преемственности;
  5. принцип наглядности;
  6. принцип доступности;
  7. принцип систематичности;
  8. принцип сознательности.

Дошкольный и младший школьный возраст – этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путём активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету изучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.

Средний школьный возраст характеризуется ярким проявлением предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, происходит интенсивное нравственное формирование личности.

Подростков начинает привлекать внутренний мир человека, что проявляется в осмыслении личностных отношений с коллективом в плане самопознания и самоопределения, выработке собственных этико-эстетических взглядов, суждений, оценок, освоения общественного поведения. В социальном отношении подростки становятся более активными, а их деятельность во всех сферах – осмысленной, им свойственны глубина переживаний, появление индивидуальных вкусов, привязанностей. Приоритетным направлением в музыкально-эстетическом воспитании выступает нравственная направленность музыки. Необходима её взаимосвязь с другими областями познания, в первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством. Целостность познания позволяет преодолеть возрастные противоречия, высветляет и преображает чувственный мир в его деятельном аспекте. Необходимо развивать у  старшеклассников такие формы эстетического отношения, которые побуждали бы к общению с искусством, его освоению, а также выражению чувств, мыслей, творческих замыслов.

Через овладение вокальными навыками, основами музыкальной теории, сольфеджио, непосредственного общения с авторами песен, прослушивание лучших образцов мировой музыки, умение самостоятельно анализировать собственное исполнение произведений и исполнение друзей, воспитывается многогранная яркая творческая индивидуальность.

На занятиях проводится  углубленная работа по обучению музыкальной грамоте и сольфеджио, развитию вокальных данных.  Дети учатся правильно петь как с микрофонами,  так и без микрофонов, исполнять произведение под фонограмму, под «живой» аккомпанемент.

Преимущество объединения, в дальнейшем именуемое как концертный хоровой коллектив, в его большой мобильности. Он может выступать на любой площадке. Однако чрезмерное увлечение концертной деятельностью мешает учебному процессу и снижает уровень подготовленности коллектива.

Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяет педагог в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Иногда необходимо для распеваний не 15-20 минут, а гораздо больше – это зависит от вокальной «формы» коллектива, или наоборот меньше – в зависимости от состояния поющих.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание; другие развивают гармонический слух, улучшают дикцию и т.д.

Очень разнообразят и оживляют занятия творческие упражнения варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов. Слушание песен, посещение концертов, беседы о музыке – это помогает развить у детей художественный вкус.

Комфортность режима работы достигается ориентацией на психологические возможности конкретной возрастной группы, настрой на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка.

Группы академического хорового пения  формируются с учетом возраста и характеристики детских голосов. При приеме в коллектив проводится прослушивание для определения характера и качества голоса ребенка, уровня развития музыкального слуха и чувства ритма.

Подготовительная группа

Для ребят младшей возрастной категории целесообразнее проводить занятия в игровой форме всей группой.

Групповые занятия должны отличаться большой динамичностью, эмоциональностью, разнообразным использованием форм музыкального общения  (пение всей группой, дуэтом, трио, переклички, сольное исполнение).

Обязательным является игровой момент, конкурсное исполнение отдельных музыкальных фраз, самостоятельное придумывание движений во время исполнения песен.

Особенно важной и трудной является работа по постановке голоса.

В задачу руководителя входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: правильное звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция и др.

Голоса детей младшего возраста характеризуются легким головным звучанием. Физиологически оно определяется тем, что при пении работают лишь края еще не развившихся голосовых связок.

Постановка голоса сводится главным образом к поддержанию легкого звучания и охрана голоса детей от громкого «крикливого» пения.

Обычный диапазон детей: до1( ре 1) – ре2(ми бемоль2).

Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость, вибрато голоса, добиваться естественного звучания.

Большое внимание уделяется распевкам, простейшим вокальным  упражнениям и попевкам.

Первые упражнения следует петь очень легко, в середине 1-ой октавы с последующим расширением диапазона.

Все упражнения на начальном этапе поются в медленном темпе, который можно ускорить лишь тогда, когда будут достигнуты легкость звука, чистота интонации и четкость в произнесении гласных и согласных.

Рекомендуются несложные распевки с простейшим музыкальным и ритмическим рисунком, также могут быть использованы фразы из песен, различные скороговорки на одном звуке.

При подборе репертуара учитываются возрастные особенности и возможности, вокальные и сценические особенности детей, их желания и привязанности к тому или иному стилю.

Нередко участники коллектива сами предлагают довольно оригинальные и сценически яркие произведения полюбившихся им эстрадных исполнителей. И если эта песня включается в репертуар, то во время работы над ней стараемся найти новые оригинальные решения, как вокальных партий, сопровождения, аранжировки, так и сценического действия.

Для обучающихся младшего возраста  выбираются несложные одноголосные произведения, которые могут исполняться солистами с поддерживающей группой, дуэтами, трио и т.д., так и всей группой одновременно.

В течение года рекомендуется выучить не более 10 песен: яркообразных, но не сложных, соответствующих возрастным особенностям малышей, с легким для их произношения текстом.

Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие включение элементов игры, учитывающие диапазон ребенка.

Разучивание произведения должно начинаться с рассказа об этом произведении, как об одном из видов искусства в интересной форме.

Затем должен состояться показ песни.

Беседы о музыке с прослушиванием произведений должны быть небольшими по продолжительности, доступными по содержанию, занимательными и интересными.

Ожидаемые результаты:

  1. понятия об основных музыкально - выразительных средствах (мелодия, гармония, лад, темп, ритм, размер, динамика);
  1. название нот;
  2. длительности нот и пауз;
  3. петь по нотам;
  4. правильно пользоваться певческим дыханием;
  5. правильно формировать гласные в сочетании с согласными в процессе пения;
  6. следить за чистотой интонации;
  7. контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука).

Младшая группа

Для ребят младшей возрастной категории целесообразнее проводить занятия в игровой форме всей группой.

Групповые занятия должны отличаться большой динамичностью, эмоциональностью, разнообразным использованием форм музыкального общения  (пение всей группой, дуэтом, трио, переклички, сольное исполнение).

Обязательным является игровой момент, конкурсное исполнение отдельных музыкальных фраз, самостоятельное придумывание движений во время исполнения песен.

Особенно важной и трудной является работа по постановке голоса.

В задачу руководителя входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: правильное звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция и др.

Голоса детей младшего возраста характеризуются легким головным звучанием. Физиологически оно определяется тем, что при пении работают лишь края еще не развившихся голосовых связок.

Постановка голоса сводится главным образом к поддержанию легкого звучания и охрана голоса детей от громкого крикливого пения.

Обычный диапазон детей: до1( ре 1) – ре2(ми бемоль2).

Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость, вибрато голоса, добиваться естественного звучания.

Большое внимание уделяется распевкам, простейшим вокальным  упражнениям и попевкам.

Первые упражнения следует петь очень легко, в середине 1-ой октавы с последующим расширением диапазона.

Все упражнения на начальном этапе поются в медленном темпе, который можно ускорить лишь тогда, когда будут достигнуты легкость звука, чистота интонации и четкость в произнесении гласных и согласных.

Рекомендуются несложные распевки с простейшим музыкальным и ритмическим рисунком, также могут быть использованы фразы из песен, различные скороговорки на одном звуке.

При подборе репертуара учитываются возрастные особенности и возможности, вокальные и сценические особенности детей, их желания и привязанности к тому или иному стилю.

Нередко участники коллектива сами предлагают довольно оригинальные и сценически яркие произведения полюбившихся им эстрадных исполнителей. И если эта песня включается в репертуар, то во время работы над ней стараемся найти новые оригинальные решения, как вокальных партий, сопровождения, аранжировки, так и сценического действия.

Для обучающихся младшего возраста  выбираются несложные одноголосные произведения, которые могут исполняться солистами с поддерживающей группой, дуэтами, трио и т.д., так и всей группой одновременно.

В течение года рекомендуется выучить не более 10 песен: яркообразных, но не сложных, соответствующих возрастным особенностям малышей, с легким для их произношения текстом.

Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие включение элементов игры, учитывающие диапазон ребенка.

Разучивание произведения должно начинаться с рассказа об этом произведении, как об одном из видов искусства в интересной форме.

Затем должен состояться показ песни.

Беседы о музыке с прослушиванием произведений должны быть небольшими по продолжительности, доступными по содержанию, занимательными и интересными.

Ожидаемые результаты:

  1. понятия об основных музыкально - выразительных средствах (мелодия, гармония, лад, темп, ритм, размер, динамика);
  1. название нот;
  2. длительности нот и пауз;
  3. петь по нотам;
  4. правильно пользоваться певческим дыханием;
  5. правильно формировать гласные в сочетании с согласными в процессе пения;
  6. следить за чистотой интонации;
  7. контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука).

Средняя группа

В процессе общения происходит разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей обучающихся.

В процессе обучения необходимо продолжать уделять внимание умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкая атака); сохранению устойчивого положения гортани.

Продолжается формирование основных свойств голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру, пение вибрато).

Вводится пение без сопровождения – a’cappella,  элементы 2-х голосного пения.

Голоса этой возрастной группы находятся в стадии формирования, зависящей от физического развития детей и роста их гортани.

В этом периоде голоса звучат более  плавно и ярко, с большей содержательностью звука.         Необходимо оберегать голоса от перегрузки, так называемого грудного звучания.         Диапазон голосов простирается приблизительно от си2 - до1  до ми2  или  от до1-ре1 до ми2-фа2.

Занятия с мальчиками  в мутационный период должны носить эпизодический характер при постоянном наблюдении за состоянием голоса.

В этом случае, если педагог не компетентен в работе с мальчиками, в период смены голоса, занятия с ними должны совершенно прекращаться.

Продолжается изучение основ музыкальной теории и сольфеджио.

Начинается серьезная работа над  созданием сценического образа.

На втором году обучения особое внимание уделяется четкости и ритмичности исполнения движений, а также грамотному проведению репетиции.

Продолжается работа с микрофонами, без микрофонов, под «живой» аккомпанемент и под фонограмму.

Изучаются различные приемы ансамблевого звучания: пение группой в унисон, 2-х голосие, через октаву, сольное пение с применением вокальных контрапунктов остальной группы.

Для певцов среднего звена водятся более сложные распевки с более широким интервалом звучания.

Рекомендуются распевки закрытым ртом: постепенное обучение пению вибрато на примерах музыкальных упражнений, использование 2-х голосных распевок  способствуют развитию гармонического слуха.

Важную роль играет развитие навыков дыхания, необходимо добиваться спокойного, медленного, мягкого вдоха через нос, при остающихся в покое плечах.

В результате неоднократных упражнений дети приобретают ощущение глубокого вдоха с расширившимися нижними ребрами.

Продолжительность дыхания формируется пением более длинных фраз на одном дыхании.

Знакомство с авторами песен, присутствие их на репетициях и концертах помогают более глубокому раскрытию содержания песен, более точному воплощению  сценического образа. А беседы о различных направлениях, жанрах музыки расширяют кругозор. Беседы проводятся с обязательным прослушиванием музыкального материала.

Ожидаемые результаты:

  1. понятие одноименных ладов;
  2. два вида лада: минор и мажор;
  3. формы музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариационная);
  4. основные понятия о средствах музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика, регистр, тембр и др.).
  5. петь  простейшее двухголосие;  работать над «сглаживанием» регистров;
  6. выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;
  7. в процессе пения работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  8. при работе над вокализами добиваться  плавного  звуковедения;
  9. вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения;
  10. при работе над текстом в произведениях, добиваться смыслового единства текста и музыки;
  11. работать над расширением диапазона голоса;
  12. в процессе исполнения произведений работать над чистотой интонации;
  13. работать над музыкально-выразительным исполнением произведения.

Старшая группа

Ребята этой возрастной группы, почти сформировавшиеся певцы, глубоко индивидуальные, имеющие свои особенности звучания голоса, свое творческое

лицо.

С этой возрастной категорией проводятся групповые занятия, индивидуальные и, в зависимости от разучиваемого репертуара, занятия по звеньям. Звучание голосов ребят старшей группы уже приближено по характеру к звучанию взрослого голоса. Звучание голосов - смешанное (головное и грудное). Нередко уже намечен  характер голоса, тембр - более высокий или низкий.

Воспитание голоса сводится к выработке правильного соотношения между головным и грудным звучанием и выработке микста (смешанного звучания).

Примерный диапазон голосов  девочек: ЛЯ малой октавы – Си2,  ФА малой октавы-Ре2

Примерный диапазон голосов мальчиков: Ми большой октавы - Ми1, Соль большой октавы - Соль1.

Форсировать развитие диапазона не следует, необходимо работать преимущественно над укреплением середины диапазона.

Для более эффективной работы по развитию голоса старшей возрастной категории необходимо сообщать ребятам краткие сведения о строении голосового аппарата и процессе звукообразования. На занятиях следует избегать усталости, которая может быть вызвана громким продолжительным пением.

На ансамблевых занятиях помимо сольного, двухголосного пения, ребята начинают овладевать трехголосием.

Продолжается изучение элементов музыкальной теории.

Занятия ритмикой имеют целенаправленный характер - создание многогранного образного сценического движения во время исполнения номеров концертной программы.

Использование микрофона, фонограмм, звукозаписывающих устройств  самое полное и профессиональное.

Занятия сопровождаются беседами и дискуссиями о различных классических  направлениях, стилях и жанрах с обязательным прослушиванием музыки.

Осуществляется постоянное общение с авторами песен / встречи, беседы, их присутствие на репетициях и концертах/.

Продолжается система самоконтроля и самоанализа через использование звукозаписывающих систем.

В этом возрасте  исполняются произведения  различной сложности:

Трех- и четырехголосие, пение a’cappella, исполнение различных джазовых аранжировок на различные слоги.

Немаловажным моментом является соотношение количества включаемых в работу произведений со степенью трудности, их исполнения, поскольку как перегрузки, так и недогрузки в этом плане снижают уровень работы.

Разучивание необходимо производить под фортепиано, небольшими фразами, добиваясь чистого интонирования, верных штрихов, четкой дикции.

Можно предложить пропеть некоторые фразы закрытым ртом.

После того, как произведение тщательно выучено, может использоваться фонограмма, а затем и микрофон.

Ведется кропотливая работа над созданием сценического действия.

Здесь учитывается все: и количество артистов на сцене, их местонахождение, которое может быть самым разнообразным, в зависимости от того, кто исполнят эту песню, а кто является поддерживающей группой.

Тщательно отрабатываются вступления.

Учитывается местонахождение исполнителя, время выхода, режиссура исполнения произведения, проигрыши, финал.

Ожидаемые результаты:

  1. изученные итальянские термины, их понятия и обозначения;
  2. тонико-доминантные тяготения;
  3. размеры  2/4, 3/4, 4/4, 6/8; изученные жанры музыки;

уметь

  1. читать ноты в изученных тональностях;
  2. ориентироваться в нотной записи мелодии и текста исполняемого произведения;
  3. исполнять двух- и трехголосие с расширением диапазона голоса;
  4. выравнивать звучность голоса на всем диапазоне;
  5. развивать четкую дикцию, выразительность слова в речитативах;
  6. развивать и укреплять певческое дыхание и чистоту интонации;
  7. развивать подвижность голоса с помощью упражнений в процессе работы над текстом музыкального произведения;
  8. создавать художественный образ исполняемого произведения, используя творческий подход и эмоциональные возможности;
  9. петь в ансамбле 2-3 произведения современных композиторов;
  10. самостоятельно   работать над укреплением ряда технических приемов

пения.

Программа «Обучения хоровому пению» составлена на основе прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развитие способностей детей, повышение престижа студии у родителей и коллег; повышения социальной адаптации обучающихся и апробирована в течение 7 лет, а также дала положительные результаты в достижении своей главной цели.

Огромное значение уделяется выбору репертуара. В  работе используются только высокохудожественные произведения, обладающие не только выразительной мелодией, но и хорошим грамотным текстом, помогающие воспитывать у юных исполнителей эстетическую культуру и художественный  вкус.

Репертуар хорового коллектива «Радуга»:

Классические произведения: «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь», «Ave Maria» И.С. Бах - Ш. Гуно, Ф. Шуберта, К. Сен-Санса, «Ave verum» В. А. Моцарта, «Восхваление природы человеком» Л. Бетховена, «Мы поем веселья песни» В.А. Моцарта и другие;

Произведения композиторов XX века: Я. Дубравина, Е. Крылатова, И. Космачева, Е. Птичкина, Б. Савельева, О. Хромушина и т.д.;

Духовные произведения: «Да исправится молитва моя» Д. Бортнянского, «Мати Божия» П. Чеснокова, произведения из литургии П. И. Чайковского в обработке для детского хора и др.;

Произведения военной тематики: «Катюша», «Смуглянка», «Песня фронтового шофера», «Гусарский марш» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», «Не вешать нос, гардемарины!» из к/ф «Гардемарины, вперед!», «Кап, кап, кап» из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», «Марш нахимовцев», «Гимн КЮМовцев», для исполнения с духовым оркестром.

Произведения зарубежных композиторов: «Хлопайте в ладоши» Д. Гершвина, «Дым» Д. Гершвина, «Любовь пришла»; «Дым» Дж. Керн и т.д.;

Цикл народных песен, включая русские, норвежские, финские и шведские;

Каноны;

Произведения современных композиторов Заполярья: В. Я. Боброва, М. И. Цыпленкова, Н. А. Степановой и т.д.

Также на занятиях ребята учатся умению правильно анализировать собственное исполнение произведений для наиболее точного определения ошибок, чистоты интонирования, соотношение хорового исполнения   и фонограммы.

Результатом деятельности коллектива могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах:

2004 г. Участие хорового коллектива в городском конкурсе «Капельки» (1 место);

2005 г. Участие сводного хора мальчиков хоровой студии «Радуга» и воспитанников кадетских классов общеобразовательной школы-интерната в Областном конкурсе вокалистов (2 место);

2006 г. Выступление сводного хорового коллектива с участием духового оркестра 7 оперативной эскадры надводных кораблей СФ на Фестивале-конкурсе разножанрового творчества, посвященный 55-летию г. Североморска «Город открытых сердец» (2 место);

Участие в конкурсе солистов-вокалистов «КАПЕЛЬКА»:

2007 г. Прудников Глеб. Диплом за 2 место;

2008 г. Прудников Глеб. Диплом за 1 место;

2008 г. Андреев Артем. Диплом за 2 место.

2008 г. Картамышев Данила. Сертификат областного фестиваля.

2008 г. Цыпленкова Вита. Диплом за 1 место.

2008 г. Участие военнослужащих Ракетного Крейсера «Маршал Устинов» в городском конкурсе КВН (1 место).

Провожу методическую работу:

  1. занимаюсь разработкой методических пособий,
  2. занимаюсь планированием и анализом педагогической деятельности,

организацией и проведением открытых занятий;                  

  1. участвую в мастер - классах, семинарах, конференциях, праздниках;

  1. участвую в творческих встречах по обмену опытом с коллективами области и России;
  2. совершенствую профессиональное мастерство (курсы повышения

квалификации, участие в областных методических совещаниях по обобщению опыта, выступления на научно-практических конференциях);      

  1. организую и провожу открытые занятия для коллег и родителей.
  2. участвую в педагогических и вокальных конкурсах.  

Для работы с хором  необходимы: руководитель – хормейстер, концертмейстер (фортепиано),  звукооператор.

Для занятий хоровым пением необходимо иметь:

  1. материально-техническое оснащение кабинета:  музыкальные инструменты, аудиоаппаратура;
  2. сцена;
  3. специализированная аппаратура для работы на сцене: микрофоны (не менее 2-х радиомикрофонов и 4  шнуровых),  звукозаписывающая аппаратура, микшерский пульт;
  4. нотный материал;
  5. методические пособия;
  6. сценические костюмы.

Заключение

Воспитание у детей любви к хоровому искусству – может быть, в этом и состоит высшая педагогическая стратегия, педагогическая мудрость: навыки должны созреть в процессе работы над эстетическим образом, а не над самими навыками! Не превращать навыки в цель, а понимать их и использовать только как средство создания образа. Это не ново, но на практике весьма трудно достижимо.

Хоровое искусство сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, создаёт настроение, украшает быт, воспитывает представление о красоте. Музыка обладает силой объединять мысли и чувства миллионов людей. Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всей истории человечества играла и играет значительную общественную и культурно-воспитательную роль.

Одна из существенных черт цельной личности – стремление к творческому самопроявлению. Другая черта, характеризующая цельную личность – овладение элементами общечеловеческой культуры. Эстетическому воспитанию отведена особая роль: довести до совершенства гармонию человеческих чувств, взглядов, вкусов, сформировать представление об эстетическом идеале.


[1] Алиев Ю.Б. «Основы эстетического воспитания» - М., Просвещение – 1986г. – С. 376

[2]Сост. Лабковская Г.С. «Эстетическая культура и эстетическое воспитание» - М., Просвещение – 1983г. – С.49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"

В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и  пути формирования ценностных ориентаций у подростков....

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике и психологии ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сегодня в условиях  уменьшения уровня рождаемости и сохранения достаточно высокого уровня смертности проблема здоровья невольно входит на передний план среди других вопросов, определяющих судьбу ...

готовые курсовые работы по педагогике

Быстро научиться решать производныеПри расчете NHE =NFE исходят из того, что за каждый оборот колеса каждый зуб используется при указании границ диапазона (например: 20–30 м, ХХ–ХХI вв.). В Приложение...

Методические рекомендации к написанию курсовой работы по педагогике

Данные рекомендации предназначены студентам специальности 050141 Физическая культура...

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ на тему «Проблема формирования мотивации учения у школьников»

Эта работа была выполнена на курсах повышения квалификации работников образования по курсу педагогики и психологии...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»

Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...