"Интеллект-карта как метод формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"
материал

Федорова Раиса Геннадьевна

24.04.2019 г.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллект-карта343.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.99 МБ

Предварительный просмотр:

«Интеллект-карта как метод формирования общих

               и профессиональных компетенций обучающихся»

ГБОУ НПО СО «Профессиональный лицей №22»

Автор: Федорова Р.Г., мастер

производственного обучения

 

В современных условиях информационного общества требуется принципиальное  изменение организации образовательного процесса, где смещение наибольшего внимания должно произойти в сторону сокращения на занятиях пассивного слушания и возрастания доли самостоятельной работы обучающихся.

Этому виду учебно-познавательной деятельности ФГОС уделяет особое внимание, что вызывает у учащихся трудности, связанные с переходом к новым формам обучения, требующим от них навыков анализа, умения работать с учебной литературой, ясно и логично излагать свои мысли, успешно применять свои знания в практической деятельности.

Все эти навыки необходимы учащимся, так как в процессе учебно-познавательной деятельности им необходимо не только понять новый материал и запомнить его, но и воспроизвести его, а затем применить на практике.

Иногда, даже хорошо уяснив новую информацию, многие из них в решительный момент не могут воспроизвести усвоенное, так как не владеют приёмами запоминания, не умеют выделить главное, не ставят своей целью прочное запоминание.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой памяти, включающей в себя запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В процессе самостоятельной работы для запоминания учащиеся чаще всего используют прием повторения, что занимает много времени и при этом не всегда даёт ожидаемый  результат.

Чтобы сделать процесс запоминания более эффективным, необходимо обучить учащихся  приёмам смыслового структурирования информации, помочь не только запомнить, но и воспроизвести  информацию.

С воспроизведением информации связан процесс мышления, оперирующий такими общеучебными навыками, как анализ, сравнение, обобщение, синтез.

Важной стороной мышления в процессе самостоятельной работы является самооценка и рефлексия, направленные на осмысление своей учебной деятельности.

Учащемуся, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управления своей деятельностью, приёмами самоконтроля  и саморегуляции.

Все эти приёмы помогут учащемуся в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.

В значительной степени эти проблемы формирования у учащихся необходимых навыков самообразования и саморазвития решают интеллект - карты, апробацию  которых на занятиях и в самостоятельной работе учащихся я начала в этом учебном году в своей группе.

                  Интеллект – карта как метод формирования

                учебно-познавательных  компетенций обучающихся

        В книге «Шок будущего» американский писатель Элвин Тоффлер выдвинул тезис, определяющий, на мой взгляд, стратегическую цель современного  образования и его  ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

        В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Одним из таких методов является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Эффективность и результативность использования интеллект - карт тесно связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, за представление образов, размеры и пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного и креативного мышления.

Тони Бьюзен создал интеллект-карты, являющиеся  инструментом, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Бьюзен писал: «Создавая интеллект - карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которыми мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации». 

        Таким образом, интеллект-карта - не просто другой способ воспринимать и выводить информацию,  это абсолютно другой способ мышления. Неслучайно эти карты получили сразу множество вариантов своего названия: ментальные карты, карты ума, карты сознания, интеллектуальные карты, ассоциативные карты, карты мыслей…

 Метод интеллект – карт как метод формирования учебно-познавательной деятельности  обучающихся, как нельзя лучше, органично вписывается в новые деятельностные и практикоориентированные подходы к организации образовательного процесса, вызванные к жизни новым поколением стандарта профессионального образования.

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является устойчивая тенденция изменения организации учебной  деятельности обучающихся, в которой значительно возросла доля их самостоятельной как аудиторной, так и внеаудиторной работы, управляемой преподавателем.

При этом преподаватель является  организатором, одним из источников информации, консультантом и помощником, а учащийся занимает ответственную и творческую позицию в получении и освоении индивидуального познавательного опыта.

         Метод использования интеллект-карт вооружает преподавателя инновационным способом решения актуальных проблем их профессиональной и социальной деятельности, что способствует

  • повышению мотивации, а, следовательно, и качества  знаний обучающихся,  конкурентоспособности  их в образовательном процессе;
  • развитию креативности обучающихся, их предметных,   коммуникативных и социальных  компетенций в процессе их учебно-познавательной деятельности;
  • активизации самостоятельной (аудиторной и  внеаудиторной) деятельности учащихся.

    Для учащихся же интеллект-карта дает возможность   перестроить свое

     мышление на принципиально новый способ:

  • быстро и эффективно охватывать суть сказанного или прочитанного;
  • структурировать информацию по сложности, концентрировать своё внимание, выстраивать логические и смысловые связи;
  • учиться быстро и легко запоминать и вспоминать при необходимости  нужную информацию с помощью интеллект - карты;
  • лучше охватывать происходящее и более четко планировать и контролировать свою деятельность;
  • развивать навыки визуализации информации, учиться использовать ассоциации;
  • учиться приёмам генерирования идей (мозговой штурм, «дождь идей»);
  • развивать  креативное мышление.

Общие правила  создания интеллект - карты

        Интеллект-карта должна соответствовать требованиям, чтобы  оправдать своё  название, иначе она будет всё тем же текстом, только чуть-чуть приукрашенным и слегка структурированным.

        Составление интеллект-карты требует соблюдения определённых правил:         1. Для создания интеллект-карты удобнее всего рисовать на бумаге    формата А4 (не большой, не маленький). Расположение должно быть горизонтальное, цвет бумаги — белый.

        2. Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делать маленьким, маленькое- большим и т.д.) С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы в первую очередь, интеллект-карта нравилась самому автору

         3. Структура интеллект - карты может быть

Радиальна: основная идея, задача или объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии интеллект- карты.

Понятная:  из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета.

Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью – это то, к чему стоит стремиться.

        4. Разнообразие интеллект - карты предполагает

использование различных по виду картинок, изменение размера шрифта, масштаба, т. к. однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

        5. Применение кодирования: более важное рисовать красным или зеленым цветом, использовать общепринятые коды, придумать собственные коды для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

        6. Использовать картинки везде, где только можно, так как трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют построить  перспективу. Символы использовать  как собственные, так и общепринятые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисовать нужно всегда, он должен  содержать 3 и более цветов и быть  желательно объемным.

        7. Слова использовать не больше одного-двух на ветке.

Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые:  1-2 слова, увидев которые,  можно  вспомнить всю картину целиком. Буквы должны быть печатные: так их  проще читать. Лучше если буквы будут трехмерные: такие  буквы привлекают внимание.

        8. Использовать  разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания.  С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, нужно  помнить о целостном восприятии и соотношениях цветов. Если интеллект- карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится полифония и целостное восприятие нарушится.

        9. Линии смысловых и логических связей изображаются по принципу: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи  одного блока информации с другой. Для указания направления связи необходимо  использовать  стрелки.

  1.                    Интеллект-карты  имеют следующие отличительные свойства:
  • наглядность – вся проблема (идея) с её многочисленными сторонами и гранями должна быть видна с первого взгляда;
  • привлекательность – интеллект-карта должна быть эстетична, интересна, приятна, оригинальна на вид. Тони Бьюзен призывал «Настраивайтесь на создание красивых  интеллект-карт»;
  • запоминаемость – благодаря визуальным образам, символам, цвету, своеобразному  стилю, интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременность - интеллект-карта наводит на мысли о новых, более современных идеях, позволяет эффективно и результативно решать проблемы по мере их поступления или прогнозировать их;
  • творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач;
  • возможность пересмотра – интеллект-карта позволяет  при необходимости  вставить в неё  недостаток информации и понять, что ещё не хватает.

Применение интеллект-карты в учебном процессе

        Поскольку  интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения  творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, то для более эффективного применения данного метода обучения я советую учащимся  следовать трём принципам:

         «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь  как можно больше интеллект-карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты можно составлять как  индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам.

Составление интеллект-карт подходит любому человеку, и может использоваться в учебном процессе во всевозможно разнообразных приёмах, методиках,  педагогических формах   обучения и на разных их этапах, а также и в нашей повседневной жизни.

На учебных занятиях я  апробировала в этом году интеллект-карты  в процессе групповой работы учащихся, прежде всего  на этапе изучения нового материала,  распределив деятельность учащихся  по следующим этапам.

1 этап:

- знакомство с интеллект-картой, с принципами и правилами её создания;

2 этап:

- обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название раздела и темы, содержащиеся выводы, иллюстративный материал);

- определение объёма материала, выделение главных его составляющих, оценивание его сложности;

-  свободное групповое предложение идей и ассоциаций по теме;

-  построение индивидуальных интеллект-карт;

-  обсуждение первичных представлений и найденных ассоциаций по изучаемой теме;

          -  составление предварительной интегральной интеллект-карты

3 этап:

-  индивидуальное обстоятельное (чтобы ничего не упустить из внимания) прочтение элементов текста;

-  обсуждение результатов повторного  чтения материала;

-  дополнение и при необходимости коррекция индивидуальных интеллект-карт;

4 этап:

-  при необходимости ещё одно прочтение и обсуждение наиболее сложных или непонятных фрагментов текста;

          -  завершение коррекции индивидуальных интеллект-карт;

          - групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение;

 - окончательное завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт.

По мере работы от темы к теме у каждого учащегося вырабатывается свой стиль, свой почерк создания интеллект-карт.              

Заключение

        Опыт использования интеллект-карт даже в такой короткий срок позволил мне добиться, на мой взгляд, значительных успехов.

         И прежде всего это выразилось в том, что у моих учащихся повысился интерес к занятиям, что привело  и к  повышению мотивации их учения. Следствием этого стало резкое повышение уровня индивидуальных достижений учащихся. Хорошие успехи одних давали повод другим добиваться лучших результатов.

Так мне пришлось внедрять рейтинговую систему оценки интеллект-карт. Результаты по оцениванию интеллект-карт бурно комментировались и обсуждались в группе.

Для самих же обучающихся работа над созданием интеллект-карт помогла приобрести опыт самостоятельной, активной и творческой познавательной деятельности, эффективность которой выразилась в следующих результатах:

  • началось постепенное формирование  общеучебных умений и навыков, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • мои учащиеся почувствовали  уверенность в своих силах и способностях, стали чаще проявлять творческий подход и ассоциативное мышление;
  • повысилась результативность их  познавательной деятельности;
  • ими приобретались навыки самостоятельного выявления слабых мест в усвоении учебного материала  и навыки проведения самоанализа своих недочётов и осуществления адекватной самооценки.  

Библиография:

  1. Мюллер Хорст (пер. нем. В.В. Мартыновой, М.М. Дрёмина), Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей, М., издательство «Омега-Л»,2007
  2. Тоффлер  Элвин, Шок будущего, ООО «Издательство АСТ», 2002

Интернет – ресурсы:

Программы:

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

Company Logo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Модель формирования общих и профессиональных компетенций при освоении ПМ.03 Выполнение работ по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Презентация модели формирования общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятель...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....

Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся в системе СПО: английский язык

Изучение английского языка в системе СПО должно быть связано с будущей профессией обучающихся и обеспечить формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) в соответствии с требованиями ...