Педагогические технологии.
статья на тему
Описание здоровьесберегающей педагогической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
Цель- привитие навыков здорового образа жизни, создание комфортных условий и благоприятного эмоционального фона на занятиях , построение урока с учетом работоспособности учащихся.
В своей практической деятельности я использую здоровьесберегающие технологи.
- Медико-гигиенические технологии.
- Психолого-педагогические технологии
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Экологические здоровьесберегающие технологии
Мониторинг заболеваемости обучающихся, который проводится ежегодно, показывает, что в классах, где я работаю наблюдается снижение уровня заболеваемости и количества часто болеющих детей.
. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Таланова Наталья Викторовна использует следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного) Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц,
3. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения Саратовской области) Цель технологии- снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.
4. Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка используются тексты (для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ), пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.
5. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
Как показывает практика, применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классных коллективах
Здоровьесберегающие образовательные технологии. На каждом уроке биологии решается задача формирования у учащегося потребности в здоровье и сознательном отношении к нему, привития системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Использование мной данной технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я считаю. Это дает положительные результаты в обучении и направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий. Регулярно как классный руководитель разрабатываю, провожу с ребятами спортивные мероприятия \прил.27\
В основе всех применяемых мною технологий лежит деятельностный подход в обучении и воспитании, который определяет систему всей работы. Деятельностный подход ориентирован на организацию активной познавательной деятельности ученика на всех этапах планирования и организации учебного процесса: в педагогическом целеполагании, выборе содержания, форм средств обучения. Таким образом, в процессе использования форм, приемов и методов учебно - воспитательной работы формируется человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. В качестве общей цели технологии деятельностного подхода видится ребёнок, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного развития ребёнка
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
- осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
- достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
- осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
- организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного процесса,
С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это?– объективные методы оценки результатов обучения,
а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:
- “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
- Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
- Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
- Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
- Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
- Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении.
№ п/п | Здоровьесбере гающий компонент | Возрастучащихся | Периодичность использо вания | Краткое обоснование выбора |
1 | Зарядки - релаксации, построенные на несложных физических движениях, игры, пение, танцы. | 8-13 лет | Постоянно | Дает возможность снять умственное и физическое напряжение, обеспечить детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, создать хорошее настроение, что, в свою очередь, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности позволяет достичь цели и решить задачи обучения. |
2 | Новизна и нетрадиционность учебного материала | 8-16 лет | Постоянно на уроке | Положительное влияние на эмоциональную сферу ситуации ожидания необычного, провоцирующей повышение интереса учащихся к происходящему на уроке. (интерес от предстоящего знакомства, например, просмотра кинофильма, от предстоящей экскурсии и т.д.). |
3 | Аутогенная тренировка | 8-16 лет | Постоянно на уроке | Способствует решению таких проблем, как большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведет к снижению качества получаемого образования особенно в середине и в конце учебного дня. |
4 | Дифференцированный подход в обучении | 8-16 лет | Постоянно на уроке | Возможность моделирования ситуации успеха у каждого отдельного ученика. |
5 | Технология обучения в сотрудничестве. | 8-16 лет | Постоянно на уроке | Для создания положительного климата, атмосферы успеха, преодоления проблем взаимопонимания учитель-ученик. |
Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении | ||||||
Привлечение внимания обучающихся, учителей и родителей к сохранению здоровья и профилактике детских и подростковых заболеваний. | Формирование способности объективно оценивать факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Ценностное отношение к своему здоровью. | Введены в практику: - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) - гимнастика для глаз на уроках, физминутки - тренинги здоровья: тренировка дыхания при изучении темы «Дыхательная система», правильная осанка при изучении темы «ОДС», приемы релаксации при изучении темы «Нервная система» и др. | 1. Повышение мотивации к изучению предмета, профилактика болезней, повышение культуры общения. 2. Составлена и реализована программа элективного курса «Человек и его здоровье» (участие в муниципальном конкурсе методических идей, фестивале ИД первое сентября «Открытый урок», окружном конкурсе «Лучший педагог образовательного учреждения» 3. Призеры конкурсов творческих работ по профилактике ЗОЖ: - Клычкова Маша 10 А Акция «Молодежь против наркотиков», конкурс творческих работ «Жизнь стоит того, чтобы жить» (поселковый конкурс, диплом 1 степени) - Клычкова Маша 10 А Конкурс социальной рекламы среди учащихся «Я против наркотиков, алкоголя и табакокурения» (диплом участника) - Клычкова М., Пирогова Т., Городилова С. – 10 А Конкурс листовок антинаркотического содержания «От слов к делу» (дипломы участников) | |||
Информационно-коммуникационные технологии изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие. | ||||||
Повышение информационной культуры обучающихся в условиях современного общества, мотивация учебно-воспитательного процесса | Информационно-коммуникативные умения и навыки |
| 1.СоставленыУМК: - библиотека электронных пособий по курсу ботаника, зоология, анатомия, общая биология, - виртуальная лаборатория по химии. - комплекс электронных пособий к элективным курсам - банк творческих работ учащихся - библиотека электронных пособий к внеклассным мероприятиями, воспитательной работе - банк заданий для подготовки к ЕГЭ 2. повысился объём выполняемой работы на уроке и внеклассных занятиях в 1,5-2 раза 3. обеспечился доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам 4. повысилась наглядность обучения 5. облегчилась проверка знаний учащихся 6. усилилась мотивация обучения, интерес к предмету, высокий эстетический и эмоциональный уровень (музыка, анимация)
7. Создан персональный мини-сайт в социальной сети работников образования |
Авторы некоторых источников методической литературы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», предлагают позиции, что вообще нет никаких здоровьесберегающих технологий, да ещё во множественном числе!!! Есть образовательные технологии (а технология - это целая и целостная модель), в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения. Придерживаюсь того же мнения: что любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.
Таким образом, цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения - достижение учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранение и укрепление здоровья.
На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Считаю, что никакие другие предметы как биология и химия ни ориентированы на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса и дают им представление о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. Особенно курс биологии 8 класса: ребята, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете, создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.
Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За период обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Такая тенденция - уменьшение количества здоровых детей прослеживается и в нашей школе.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем. В нашем методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя химии и биологии на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие нетрадиционные формы обучения. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
Использование компьютера и системы голосования для тестирования обучающихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
Можно ли купить здоровье?
- Купить здоровье нельзя. Его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Лишь упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся своим бесконечным здоровьем.
В наше время поход в любой магазин или супермаркет можно сравнить с прогулкой по отделу бытовой химии. Этикетки кичатся элементами из таблицы Менделеева, мясо сгармонизировано гормонами и подкрашено, молоко по вкусу напоминает подбеленную воду, хлеб, в котором эффект подъема на дрожжах имитируется химическими разрыхлителями, принял на себя полномочия оружия массового поражения. Что означает буква Е на этикетках?
Таблица 1. Коды некоторых пищевых добавок.
Е | Значение |
100-182 | Красители. Усиливают или восстанавливают цвет продукта. |
200-299 | Консерванты. Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов, химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты. |
300-399 | Антиокислители. Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета. |
400-499 | Стабилизаторы. Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышают вязкость. |
500-599 | Эмульгаторы. Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла. |
600-699 | Усилители вкуса и аромата. |
900-999 | Пеногасители. Предупреждают или снижают образование пены. |
Запрещенные | |
Е – 103, 105, 111, 121(краситель цитрусовый красный 2), 123(красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид), | |
Опасные добавки | |
Опасные: Е-102, 110, 120, 124 (понсо 4R), 127 | |
Вызывающие злокачественные опухоли: Е – 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211 (бензоат натрия), 213-217, 240, 330 (лимонная кислота), 447 | |
Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта Е- 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466 | |
Аллергены: Е -230, 231, 232, 239, 311-331 | |
Вызывающие болезни печени и почек: Е –171-173, 320-322 | |
Вредные для кожи: Е-230-232 | |
Вызывающие расстройство желудка: Е-338-341, 407, 450, 461-466 | |
Повышающие холестерин: Е-320, 321 | |
Классификация согласно «Codex Alimentarius» |
Лимонад, жевательная резинка, чипсы…… На уроках химии и биологии ребята узнают о полезных и вредных продуктах питания.
Кроме того, на уроках химии у обучающихся воспитывается убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Дети учатся примененять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
- Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
- Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
- Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
- Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
- Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
- Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-25107-1477373162.jpg)
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681330-1444152511.jpg)
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967205-1509529231.jpg)
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420064-1662843320.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...