Методическое сообщение "Сценическое волнение"
статья по теме

Канева Елена Юрьевна

Методическое сообщение на творческой встрече "Вдохновение" в ГДШИ. Работа расскрывает методы преодоления сценического волнения учащихся исполнительских отделений ДШИ и ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenicheskoe_volnenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДШИ

Шахтерского района»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 «Сценическое волнение»

Преподаватель

фортепианного

отделения  

Канева Е.Ю.

г.Воркута, 2012.

В своей книге «У врат мастерства» Григорий Михайлович Коган освещает некоторые стороны интересующий нас проблемы.

Многолетнее «всматривание» в процесс пианистической работы привело автора к убеждению, что успешность ее, в том числе и работы чисто технической, зависит не только от того, как трактовать пьесу, исполнять фразу, держать руки, ставить пальцы, извлекать звук и т.п., но и от того, как «установлена» при этом психика пианиста, какова его «психологическая настройка» во время домашних занятий. Она – необходимое условие для достижения наибольшего успеха, условие, нарушения которого подчас достаточно, чтобы потерпеть неудачу даже при наличии хороших пианистических данных и преподавателя высокой квалификации.

Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель – первое условие успеха в какой бы то ни было работе.

Рефлекс цели направляет, «настраивает» на нужный лад нервную систему, а через нее весь организм человека; «поведение» наших рук, ног и других органов действия подстраивается, приспосабливается к тому, что у нас на уме.

«Живая задача», то есть устремление сознания в основном не на совершаемое движение, а на то, ради чего оно совершается, - вот залог успеха в работе.

Далее Григорий Коган касается таких понятий как «память» и «воображение». Ученые подтверждают, что все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Стало быть, память – резервуар воображения. Неслучайно крупные мастера искусства отличались, как правило, замечательной памятью.

Профессиональная первооснова мастерства: нужно уметь видеть, чтобы уметь запоминать, уметь запоминать – чтобы уметь воображать, уметь воображать – чтобы уметь воплощать (в данном контексте «видеть» тождественно «слышать»).

Далее Григорий Коган говорит о сосредоточенности в работе – втором (после ориентации сознания на цель) условии успешности этой работы. Длительная непрерывная сосредоточенность на предмете творческой работы необходима . здесь же следует искать ключи к решению некоторых других проблем, живо интересующих учащихся и педагогов.

Одной из таких проблем является вопрос о режиме работы. Сколько часов в день нужно играть? Когда, в какое время дня лучше всего заниматься, какие следует делать перерывы и т.д.?

Разные существуют мнения. Однако! Играть можно сколько угодно, но ощутимую пользу приносят лишь те часы, когда работа совершается с полной сосредоточенностью. Часы же, посвященные упражнениям при «поверху скользящем внимании», оказываются простой потерей времени.

Сосредоточенность – ключ не только к вопросу о режиме работы. Она «отмыкает» и другую проблему, еще большей важности, составляющую предмет вечных забот и страхов учащихся.

Речь идет о волнении. Волнение волнению рознь. Известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Она спасает исполнение от будничности, способствует возникновению артистического подъема.

Но помимо «волнения-подъема», существует еще другой вид эстрадного волнения – «волнение-паника», являющегося подлинным бичом большинства учеников. Под влиянием такого волнения не редко идет насмарку чуть ли не вся подготовительная работа. Игра лишается управления, память изменяет, прекрасно выученная вещ превращается в позорное месиво. Обычный результат подобного «исполнения» - жестокая психическая травма, боязнь эстрады.

Каковы причины этого широко распространенного грустного явления?

Если оставить в стороне нервные забеливания, требующие не педагогического, а врачебного вмешательства не учения, а лечения, и те довольно частые случаи когда волнение вызывается ясным или смутным сознанием того, что вещь не готова, не вполне «выходит», то причиной волнения считается обыкновенно преувеличенная скромность волнующегося, его неверие в себя, в свои способности, недооценка им своего дарования.

Однако тонкие знатоки исполнительской психологии держатся по этому поводу диаметрально противоположного мнения: не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей, в чрезмерном любовании собой видят они корни волнения.

Может у «нервозности» есть другое название – самолюбие?

Преувеличивая значение «события», масштаб своей ответственности, волнующийся ученик в то же время боится не справиться с ней.

Преувеличивает ли человек свои способности или преуменьшает их, самовозвеличивание или самоуничижение – две стороны одной и той же медали.

В обоих случаях ученик занят оценкой себя, рассматриванием себя.

Волнующийся ученик сосредоточен не на своей работе. Он работает с ежеминутной оглядкой на себя – как я сижу, выгляжу, двигаю рукой, все на меня смотрят, что обо мне подумают после этого пассажа, я справлюсь, нет, я не справлюсь, я оскандалился и т.д., - и эта оглядка как раз отвлекает его от предмета его работы, то есть от того, на чем должно быть сосредоточенно его внимание.

Сосредоточение на исполняемом произведении – вот вернейшее средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает «волнение-паника». Если ученик панически волнуется за себя – значит, он не достаточно взволнован той музыкой, той пьесой, которую играет. Волнуйся за композитора! Так решается сложный, сильно волнующий учеников (и не только учеников) вопрос о волнении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г. Коган У врат мастерства изд. «Советский композитор», М., 1977г.
  2. С. Савшинский Режим и гигиена работы пианиста изд. «Советский композитор», Л., 1963г.
  3. Г. Цыпин Музыкант и его работа, изд. «Советский композитор», М., 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...

Методическая работа "Публичное выступление" (проблемы эстрадного волнения)

Работа о проблемах выступлений на концертных площадках. Как подготовить ученика к концерту, чтобы его выступление не пострадало от эстрадного волнения? Как настроить ученика непосредственно перед выхо...

А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами.

Семейный капустник, сценарий которого можно использовать на день матери или 8 марта.Задачи: формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей...

методическое сообщение "Эстрадное волнение"

Самочувствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная от школьника и кончая зрелым артистом. С первого класса обучения в музыкальной школе ученику на...

Эстрадное волнение

Вынос программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени. Проверить себя можно лишь на эстраде. Порой бывает так: за что больше всего боишься, играешь хо...

Оптимизация сценического волнения.

Как справиться концертмейстеру со сценическим волнением? Одним из способов является психотехника якорения, которая позволяет в нужный момент под полным сознательным контролем вызвать нужное позитивное...

Профилактика эстрадного волнения музыканта

Нет такого артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. Страх сцены испытывают очень многие люди, и иногда он достигает такой силы, что под угрозой оказывается...