Оптимизация сценического волнения.
статья по психологии по теме

Коршунова Наталья Владимировна

Как справиться концертмейстеру со сценическим волнением? Одним из способов является психотехника якорения, которая позволяет в нужный момент под полным сознательным контролем вызвать нужное позитивное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Сценическое волнение может возникать по различным причинам и переживаться по-разному. Концертмейстеры волнуются всегда, особенно если возникают неучтённые моменты: звук на сцене всегда другой, нежели на репетициях, другое освещение, наличие микрофонов, ощущения клавиш, посадка, расстояние до пюпитра, контакт с исполнителем (часто приходится играть спиной к сцене) и множество других нюансов, которые невозможно предвидеть.

Конечно, у каждого концертмейстера есть свои способы нивелирования таких неожиданностей. Особенно легко это получается, если сознательно подключать механизмы контроля психологических состояний.

Мой многолетний опыт работы в качестве концертмейстера позволяет предложить психотехнику «якорение», как наиболее эффективную и простую в использовании. Кроме того, поставленные якоря работают не только на сцене, но и в проблемных жизненных ситуациях. Необходимо учитывать только одно: ведущий канал восприятия.

Глава 1. Ведущий канал восприятия.

Психологи давно разделили людей на 3 категории по способу приёма информации:

  1. Визуалы – люди с «фотографической» памятью, которым «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
  2. Аудиалы – люди, которым запомнить информацию легче со слов собеседника, свободно улавливающие любой, даже самый незаметный  звук
  3. Кинестеты – люди, которым для восприятия информации необходимо двигаться, они живут в мире чувств и ощущений.

В обществе примерно 60% людей обрабатывают информацию визуально, 20% - аудиально и ещё 20% - кинестетически. К кому больше относитесь Вы? Это можно определить по многим признакам: речь, жесты, дыхание, положение глазных яблок в паузах.

Для лучшего понимания можно  порассуждать о какой-нибудь значимой для Вас проблеме на камеру, а потом воспроизвести. Такая хитрость позволит:

- во-первых, услышать какие слова Вы произносите;

- во-вторых, уловить тембр Вашего голоса;

- в-третьих, увидеть широту Ваших жестов; и, может быть даже

- в-четвёртых, определить тип дыхания.

Соберём внешние проявления ведущего канала восприятия в таблицу:

визуалы

аудиалы

Кинестеты

жесты

На уровне головы

На уровне груди

Ниже уровня груди

дыхание

поверхностное

грудное

Глубокое диафрагменное

голос

Высокий, темп быстрый

Ритмичная речь

Низкий, темп медленный

Используемые слова

Вижу, ярко, тёмный, картина, высокий, узко, взглянуть с точки зрения…

Слышу, звучно, темп, тихий, звучит как песня…

Ощущается, тяжело, нежный, почувствуй разницу, тянуться к успеху…

Определение собственного ведущего канала восприятия позволит наиболее точно и эффективно поставить и воспроизвести «якорь».

Глава 2. Техника якорения.

Якорь — метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния. Процесс якорения используется для стабилизации какого-либо состояния посредством стимула и получения в дальнейшем доступа к нему в любое нужное время. Вы как бы бросаете якорь в нужном вам месте, и тогда «течение обстоятельств» уже не унесет вас в пучину неподвластных вам событий.[1] 

То есть во-первых, якорь необходимо «бросить» в нужном нам месте, а во-вторых, воспроизвести в нужной нам ситуации. Наша память, определив один из элементов яркой эмоции, сама восполнит настроение целиком.

Как часто концертмейстеры, разучивая произведение и создавая ансамбль с исполнителем, делают в нотах пометки карандашом: в этом такте задержаться, чтобы вокалист успел вздохнуть, а здесь, наоборот ускорится, потому что у исполнителя длинная нота и ему может не хватить дыхания. Почти всегда. Другими словами – мы ставим «визуальные якоря на внимание». В следующий раз, когда аккомпаниатор открывает свои ноты, исписанные галочками и лигами, он сам того не замечая, становится более внимательным к исполнению произведения – идёт за вокальной партией, помогая вокалисту дышать и выдерживать темп. Такой тип «якорения» называется автоматическим.

В жизни мы всегда незаметно якорим нужное нам состояние, чтобы потом вызвать и  воспользоваться этим ресурсом. То же самое можно сделать сознательно, поймав момент высшего проявления необходимой эмоции и потом определённым словом, жестом, касанием вызвать всю гамму переживаний.

Теперь по-порядку.

1. Определяем нужное состояние. На сцене концертмейстеру необходимо спокойствие, уверенность, внимание. По-поводу внимания уже говорилось выше, пробуем поставить якорь на уверенность, а к нему приложится спокойствие.

2. Вызываем состояние. Для этого вспоминаем ближайший или самый яркий момент, когда мы чувствовали себя очень уверенно.

3. На пике состояния устанавливаем якорь. Для этого сделаем что-то необычное в контексте. Помня о том, что воспроизводить стимул якоря нам придётся на сцене, где концертмейстер периодически оказывается в центре внимания, делаем что-то незаметное для окружающих. Кинестетам подойдёт соединение большого и среднего пальцев левой руки. Аудиалам лучше на выдохе шёпотом произнести короткое слово (я пользуюсь словом «якорь»). Визуалы могут воспользоваться маленькой картинкой, наклейкой в нотах (я обычно приклеиваю «солнышко» или «сердечко» рядом с названием произведения). Держим стимул 5 – 7 секунд, пока не почувствуем спад вызванного состояния уверенности.

4. Отвлекаемся. Кстати, а какая погода на улице? Разомкнули пальцы, отвели взгляд от картинки, помолчали, подумали о том, что будем готовить на ужин или когда выбрать время и купить новые кроссовки.

5. Проверяем работу якоря. Смыкаем пальцы, или посмотрели на картинку, или выдохнули заветное слово – что чувствуете? Уверенность? Якорь поставлен и воспроизведён правильно. Если не получилось, то возможно якорь был установлен не на пике состояния, а раньше, или чуть позже. Или выбранный стимул обычен в вашей жизни. То есть, вы каждый день произносите это слово, или смыкаете пальцы, или смотрите на эту картинку. Исправьте ошибки.

6. Повторяем процесс. Для закрепления якоря повторим ещё два раза пункты 2, 3, 4, 5. «Незакреплённые якоря» долго не работают. А нам до выхода на сцену как минимум неделя, или полторы.

7. Воспроизводим якорь в нужной ситуации. Вы на сцене. Волнуетесь. Глубоко вздохните и выдохните заветное слово, сомкните большой и средний пальцы левой руки, а правой откройте ноты и улыбнитесь весёлой картинке. К вам пришла уверенность!

Глава 3. Возможности использования якоря.

Если требуется очень много уверенности, или уверенность плюс спокойствие, плюс энергичность, плюс хорошее настроение, можно создать «счастливый пиджак» или «счастливое платье», в зависимости от того, что на Вас будет надето во время выхода на сцену. Всё просто. Выбираем одно состояние, надеваем пиджак, платье, туфли или на что Вы решили «якорить» и проходим технику до конца. Получилось, выбираем другое состояние, и устанавливаем новый якорь на предыдущий. Получилось, якорим дальше. В итоге Вы создадите такой талисман, с которым Вам и стадионы будут не страшны.  

Только, использовав якорь один раз, не забывайте его периодически восстанавливать. И помните три простых правила работы с якорями:

1. Ставьте якорь на пике состояния.

2. Используйте для стимула что-то необычное в контексте.

3. Воспроизводите стимул точно.

Психотехника успешно применяется в работе с самыми разными проблемами, но лучше, если этим занимается специалист. В настоящей работе затронут только один аспект применения якоря для оптимизации собственного состояния. Чтобы понять все тонкости техники якорения, необходимы теоретические (любой учебник по НЛП)  и практические навыки.  


[1] «Руководство к курсу НЛП-практик». Авторы - Андрей Плигин, Александр Герасимов, «Центр НЛП в образовании». Издание «КПС+», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Сценическое волнение"

Методическое сообщение на творческой встрече "Вдохновение" в ГДШИ. Работа расскрывает методы преодоления сценического волнения учащихся исполнительских отделений ДШИ и ДМШ....

Теоретическое осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения.

Взаимовлияние исполнителя и слушателя всегда проявляется в каждом выступлении.Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие - от ученика музыкальной школы до мас...

Проблемы сценического волнения и психологической подготовки к выступлению

Эта работа может быть полезна преподавателям детских школ искусств,так как затрагивает важный вопрос психологической подготовки учащихся к концертным выступлениям....

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»

В данном материале представлен опыт работы и даются конкретные рекомендации по преодолению сценического волнения у юных вокалистов....