Самоанализ
материал по теме

Лапина Валентина Сергеевна

Самоанализ педагогической деятельности учителя физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_lapinoy.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя физики Лапиной Валентины Сергеевны

МБОУ СОШ№1 им. Серегина М.В.

г. Киржач, Владимирская область

Педагогический стаж 33 года.

Квалификационная категория: первая

 «Отличник  профессионально- технического образования Российской Федерации»

2013 г.

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события.

 Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в основной школе основы обучения физике требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.

Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Исходя из этого, главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного ученика, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

·                     учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

·                     информационные компетенции:  учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

·                     коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их  творческих способностей.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий:

  1. Личностно-ориентированный подход в обучении,
  2. здоровьесберегающие технологии,
  3. метод проектов,
  4. информационно-коммуникационные технологии обучения.

Для этого в своей работе я опираюсь на основные методы обучения:

·        методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности

·        методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

·        метод контроля и самоконтроля учебной деятельности

На уроках физики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика.

Так как основной формой организации обучения является урок, то   принципы построения урока, примерную типологию урока и критерий оценивания урока провожу в рамках системно-деятельного подхода.

В процессе урока я использую различные методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Первый этап урока- это организационный — создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу узнать» выделяя содержательную область «могу». На этом этапе идет подготовка детей к активной мыслительной деятельности в завершении создается затруднение, которое фиксируется самими учащимися.

 Далее я организую коммуникативную деятельность учащихся по исследованию

возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. На этом этапе обнаруживается недостаток имеющихся знаний и требуется открыть новые. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой цели урока.

На следующем этапе урока организую выбрать учащимся метод решения проблемной ситуации в форме мозгового штурма. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

Далее идет  первичный этап закрепления знаний, то есть учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания по новому материалу.

На следующем этапе использую индивидуальную форму работы учащихся, они самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этого этапа урока состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

В итоге урока организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Домашнее задание даю  с элементами выбора творчества.

План — конспект открытого урока

« Атмосферное давления. Опыт Торритчелли. »

  1. ФИО (полностью) Лапина Валентина Сергеевна
  2. Место работы  МБОУ СОШ № 1 г. Киржач
  3. Должность Учитель
  4. Предмет  Физика
  5. Класс 7
  6. Тема и номер урока к теме: Измерение атмосферного давления. Опыт Торритчелли. Урок № 43
  7. Базовый учебник Физика 7 класс. Автор А.В.Перышкин
  8. Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе изучения темы «Атмосферное давление. Опыт Торритчелли.»
  9. Задачи:
  • Обучающие

Раскрыть явления, подтверждающие существование атмосферного давления, раскрыть физическое содержание опыта Торритчелли

  • Развивающие

Развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике

  • Воспитательные

Воспитывать у учащихся необходимость заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы.

  1. Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала
  2. Форма работы учащихся: заполнение конспектов, выполнение виртуальных экспериментов, решение задач
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийной системой.

Ход урока:

Таблица 1

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Введение в тему (постановка проблемных вопросов)

Задает проблемные вопросы;

1.Нальем в стакан воды и накроем листом бумаги, перевернем стакан вверх дном, вода не выльется из стакана. Почему вода не выливается из стакана, что удерживает бумагу, закрывающую стакан?


F:\Опыт со стаканом 1.ppt



2.В стеклянную банку с не очень широким горлышком опустили кусочек горящей бумаги, а на горлышко положили сваренное вкрутую очищенное яйцо. Почему яйцо начинает втягиваться в банку?

F:\Яйцо входит в банку.ppt


Отвечают на вопросы учителя

1.Лист бумаги удерживается на стакане атмосферным давлением, очевидно снаружи оно больше, чем давление жидкости в стакане

2.Банка наполниться белым дымом, воздух расшириться, лишняя часть выходит из банки. Воздух внутри банки остывает и давление уменьшается, а под действием атмосферного давления, которое больше снаружи, яйцо входит в банку.

2.

Формулировка темы урока

  1. Какой же из этого можно сделать вывод? В данных опытах имелось атмосферное давление, но величину этого давления мы не знаем. А каким  образом можно узнать величину атмосферное давление?
  2. Формулирует и записывает тему на доске

В данных опытах мы увидели действия большего значения атмосферного давления на бумагу и на яйцо, но величину давления мы с вами не знаем. Сегодня на уроке мы узнаем как измерить величину атмосферного давления и почему для его измерения не подходит формула для расчета давления жидкости, узнаем в каких единицах измеряют давление.

3.Атмосферное давление можно наверное измерить каким — то прибором.


 ученики выдвигают различные гипотезы, сравнивая величину давления в жидкости


4.Записывают тему урока в тетрадях





3.










4.










5.

Изучение новых понятий темы








Самостоятельная работа учащихся








Подведение итогов работы

Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Флеш-презентация "Измерение атмосферного давления.Опыт Торричелли" 

Слайд-шоу"Измерение атмосферного давления" 


Организует групповую самостоятельную работу учащихся по вычислению атмосферного давления.

Тест к уроку"Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли" 

Тестовая работа "Давление" 


Анализирует достижение цели урока, работу учащихся на уроке, выставляет оценки, записывает на доске домашнее задание (§ 42, упр. № 19 (зад.5)

1.Воспринимают материал и делают записи в тетрадях








1.Работа по тестовым заданиям: вычисление атмосферного давления

Учащиеся выполняют задания, делают записи решения в своих тетрадях, а затем озвучивают полученные результаты




1.Слушают, записывают задание в дневник

Приложение к плану-конспекту урока

«Атмосферное давление. Опыт Торритчелли».

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест и т.д.)

1.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торритчелли

Мультимедиа

Флеш-презентация "Измерение атмосферного давления.Опыт Торричелли" 

Слайд-шоу"Измерение атмосферного давления" 

2.

Тесты к уроку

Информационно-тренировочный

Интерактивное задание

Тест к уроку"Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли" 

3.

Тестовая работа

тренировочный

Интерактивное задание

Тестовая работа "Давление" 

Учитель:

1-й проблемный вопрос: Почему вода не выливается из стакана, что удерживает бумагу, закрывающую стакан?

Ответ детей:

  1. Вода не выливается из стакана потому, что лист бумаги сильно прилип к стакану и бумагу удерживает атмосферное давление, которое больше снаружи, чем внутри стакана.

2-й проблемный вопрос:

  1. Почему яйцо начинает втягиваться в банку?

Ответ детей:

2.На яйцо снаружи давит атмосферное давление, которое больше, чем внутри банки, поэтому яйцо входит в банку.

Как узнать величину атмосферного давления? (ученики выдвигают различные гипотезы, сравнивая величину давления в жидкости)

Учитель: формулирует тему урока.

В данных опытах мы увидели действия большего значения атмосферного давления на бумагу и на яйцо, но величину давления мы с вами не знаем. Сегодня на уроке мы узнаем как измерить величину атмосферного давления и почему для его измерения не подходит формула для расчета давления жидкости, узнаем в каких единицах измеряют давление.

Демонстрация:

Интерактивное задание мультимедиа (Флеш-презентация "Измерение атмосферного давления.Опыт Торричелли" 

Слайд-шоу"Измерение атмосферного давления") Опыт Торритчелли.

Дети воспринимают материал и делают записи в тетрадях.

Учитель: организует групповую самостоятельную работу учащихся по вычислению атмосферного давления  с помощью тестов Тест к уроку"Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли" , Тестовая работа "Давление"

Учитель на заключительном этапе урока: анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки.

Учащиеся: слушают

Учитель:  записывает на доске домашнее задание (§ 42, упр. № 19 (зад.5)

Учащиеся: записывают домашнее задание в дневник

Под моим руководством учащимися были разработаны проекты и презентации:

 «Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность учащихся»,  " Эта фантастическая сила трения»,  презентация к уроку Опыт Торричелли1.ppt, лабораторная работа Лр 11 кл..ppt

  Учащийся 7 класса Самойлов Андрей был награжден грамотой за участие в районном конкурсе по физике «Я -  исследователь» с презентацией  "Эта фантастическая сила трения»,

Мои ученики ежегодно принимают участие в олимпиаде по физике (школьный и районный уровень).

год

класс

Участники/результат

2010-2011 учебный год

7

10 чел:   1 победитель,

       1 призёр

2011-2012  учебный год

7

15 человек:  1победитель,

                      3 призёра

2012-2013  учебный год

7

8

9

10

15 человек:  3 победителя

- муниципальный этап:

2012-2013  учебный год

8

9

10

3  человека: победителей нет

 Результаты ЕГЭ в 2012- 2013уч.гг.

год

класс

Кол-во  сдававших

Результат / баллы

2012-2013

11

4

Бобров Антон

Зоркин Артём

Каширин Владислав

Лебедев Антон

41 балл

47 баллов

75 баллов

81 балл

Результаты за последние три года:

  положительная динамика успеваемости учащихся по физике

 2010-2011 учебный год – 100%

 2011-2012  учебный год – 100%

 2012- 2013 учебный год – 100%

2) качество знаний  за год

год

класс

результат

2010-2011 учебный год

7

78%

2011-2012  учебный год

7

66%

2012-2013  учебный год

7

8

9

10

11

75%

68%

78%

100%

86%

                                                   

Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:

 - стабильную качественную успеваемость по предмету;

-  формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий;

- формирование информационной культуры у разных возрастных категорий.

Основными формами обобщения и распространения своего опыта в межаттестационный период являлись:

1. Открытый  урок в 7 классе  « Атмосферное давления. Опыт Торритчелли. » (школьный  уровень) 2013 г

  1. Выступления на педагогическом совете школы «Развитие одаренности обучающихся через применение ИКТ на уроках физики» 2013г.
  2. Выступление на районном семинаре учителей физики   с докладом: «Использование ИКТ на уроках физики» 2013г.
  3. Создала свой мини-сайт Мой Сайт учителя физики и информатики Лапиной Валентины Сергеевны

Разместила презентацию исследовательского проекта по физике на тему: «Влажность воздуха и её влияние на жизнедеятельность учащихся» на школьном сайте по адресу:seregin-skool.ucoz.ru

2013 год — Участие  в Общероссийском конкурсе методических разработок уроков для педагогов «Эврика» в номинации Презентация социального проекта. Награда – Диплом Общероссиского конкурса

2013 год — Участие в Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Лучшая презентация  к уроку». Награда — Диплом лауреата Всероссийского педагогического конкурса

Кабинет физики соответствует общим требованиям учебного кабинета и санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется паспорт кабинета.

 В лаборатории при кабинете имеется необходимое оборудование для проведения лабораторных и практических работ. В кабинете физики имеется компьютер, мультимедийный проектор,  коллекция дисков по физике. Оформление кабинета способствует  организации учебного процесса. Имеются стенды: «Инструкция по ТБ», «Готовься к ГИА и ЕГЭ», «В помощь учащимся», «Творческие работы учащихся» и  другие. Для проведения занятий и организации мониторинга отслеживания  образовательных достижений школьников мной разработан разнообразный дидактический материал: тестовые задания, контрольные работы, лабораторные работы, которые хранятся в кабинете и используются учителем на уроках физики.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. В настоящее время второй год буду работать над темой  самообразования «Развитие коммуникативных компетенций на уроке физики». Прошла методическую и теоретическую подготовку на курсах повышения квалификации в ВИПРОКРО: Свидетельство о повышении квалификации. «Подготовка учителя физики к реализации ФГОС» регистрационный номер 2257-б, г. Владимир, 19.04.2013.

Качество успеваемости обучающихся в 2008-2009 уч.г. (Диаграмма №2)  

        

Качество успеваемости обучающихся в 2009-2010 уч.г. (Диаграмма №3)

                                                                              (Диаграмма №4).

Качество успеваемости обучающихся в 2010-2011 уч.г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...