О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
учебно-методический материал по теме

Малярчук Лариса Васильевна

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

                                                     Ким Э.В.,  Крылов А.И., 
                                        Панасенкова О.А., Королева Н.Ю.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.

 

Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на 
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, 

общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,

развитие познавательных и творческих способностей и

интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.  А это значит учащихся необходимо  научить: 

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
•    способам  поиска, переработки и представления информации;
•    приемам и методам умственного труда; 
•    основам  коммуникативных умений.

В преддверии нового учебного года учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания  требования к подготовке учащихся, на которых  в стандарте второго поколения  будет акцентироваться особое внимание.

 

В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

 

Приведенный ниже   примерный перечень общеучебных умений и навыков предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.  Учитель всегда может его  дополнить  и внести коррективы в зависимости от уровня подготовки класса.  В каждом отдельном случае он сам  решает, когда и как начинать и заканчивать обучение каждому из умений. Какова продолжительность каждого из этапов формирования умения. Какие уроки,  и по  какой теме  целесообразнее  использовать для формирования того или иного умения или навыка.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Категория ОУУН

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Учебно-организационные умения и навыки

        Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

        Работать в соответствии с предложенным планом.

        Сравнивать полученные результаты сожидаемыми.

        Ставить учебную задачу под руководством учителя

 

        Планировать свою деятельность под руководством учителя.

 

        Оценивать работу одноклассников.

        Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

        Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

        Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

        Ставить учебные задачи,

        Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

        Владеть различными способами самоконтроля.

Примеры

  Учащийся различает учебную задачу – составитьописание реки или составить характеристикуреки.

 

  Сохраняя логику заданного плана, учащийся составляет полное и целостное описание реки

                    После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки

        «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?» -  учащиеся с помощью учителя ставят задачу -установить факторы, влияющие на особенности климата континента.

        «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?»  На основаниикакого источника информации это можно доказать?

        Учащиеся оценивают ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

        «Какие факторы могут оказывать влияние на возможности хозяйственного использования реки? Покажите это на конкретных примерах»

 

        До и/или после выполнения работы учащиеся сопоставляет её результаты с ожидаемымии отмечают,  насколько точно он с ней справился

        Проектно-исследовательская работа «Перепись населения в школе: состав, структура, миграционная подвижность»

Для достижения поставленной цели учащиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности.

        Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий.

Учебно-логические умения и навыки

 

        Выделять главное, существенные признаки понятий.

        Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

        Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

        Классифицировать информацию  по заданным признакам.

        Выявлять причинно-следственные связи

        Решать учебные проблемные задачи.

        Определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.

        Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

        Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

        Систематизировать информацию.

        Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

 

        Владеть навыками анализа и синтеза.

 

        Структурировать информацию.

 

        Определять реальные проблемы и пути их решения.

 

Примеры

        Задания на самостоятельное составление определений понятий, знакомых школьникам, - горы, равнина, река, озеро – путем выделения их существенных признаков.

         Сравните план местности и географическую карту, ответив на вопросы: 1) каков размер изображенной территории? 2) во сколько раз уменьшены расстояния? 3) какие условные знаки похожи, а какие различаются? Сделайте вывод.

        К каким горам по высоте относятся Гималаи? Почему?

         Какие горные породы изперечисленных относятся к магматическим, а какие – к осадочным?

        Найдите в тексте учебника причину образования озер на севере Северной Америки.

        Известно, что бессточные озера являются солеными. Озеро Чад – бессточное, однако же оно  пресное. Объясните этот факт.

        Сравните тропический морской и тропический континентальный климат. План сравнения определите сами. Сделайте вывод.

        Составьте комплексную характеристику Бразилии, объясняя каждый приведенный факт.

 

        Разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе.

Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, хребет Черского, Становой хребет, Сихотэ-Алинь, хребет Джурджур, Урал, Срединный хребет, Кавказ.

        Пользуясь учебником и атласом, составьте характеристику природно-хозяйственной зоны степей.

        В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства  в зоне тундры.

 

1.   Проанализируйте карты «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России». Сформулируйте факторы размещения электростанций разных типов.

2.   Составьте логический опорный конспект изученного параграфа.

3.   Сформулируйте главную проблему изучаемого региона и предложите пути ее решения.

Учебно-информационные умения и навыки

        Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.

        Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.

        Качественно и количественно описывать объект.

        Классификация и организация информации;

        Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

        Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

        Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

        Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), 
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

        Создание собственной информации и еёпредставление в соответствии с учебными задачами;

        Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления;

        Составление рецензии, аннотации;

Примеры

        Составить простой план по прочитанному тексту учебника.

        Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.

        Составить вопросы к тексту

        Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис.

        Составить логическую причинно-следственную цепочку  по текст учебника.

        Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов.

        На основе учебного текста составить

логический опорный конспект

        Используя статистические данные Федеральной службы Государственной статистики, сравнить основные показатели экономического развития двух регионов по выбору. Составить диаграмму.

        Составить резюме по изученной теме «Население России»

Учебно-коммуникативные умения и навыки

        Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.

        Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

        Выслушивать и объективно оценивать другого;

        Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

        Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы;

        Уметь вести дискуссию.

        Вести полемику, участвовать в дискуссии;

        Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Примеры

        Объяснить правила работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату.

        Представить результаты собственных наблюдений (например, за погодой, фенологическими явлениями и т.п.).

        Составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника;

        Составить рекламное объявление, например, путешествия по Австралии, которое будет опубликовано в газете, прозвучит в радиопередаче, в телепрограмме.

        Дать комплексную характеристику территории, подчеркнув (выявив) взаимосвязи природных и социально-экономических компонентов;

        Задавать вопросы докладчику в целях уточнения, получения дополнительной информации.

        Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках проекта «Перепись населения в школе»;

        Дать оценку экологическим решениям местных властей, используя официальные материалы и данные природоохранных общественных организаций

Работа со специальными предметными, в нашем случае, географическими умениями,  предполагает владение учащимися общеучебных умений. 

Все предметные географические умения можно, пожалуй, объединить в четыре  большие группы:

1    умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
2    умения  ориентироваться  на     местности;
3    умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
4    умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике

При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения

Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков в процессе обучения географии

Доклад на заседании РМО учителей географии"Формирование общеучебных умений и навыковв процессе обучения географии".Главная отличительная особенность современного урока состоит в том,чтобы на...

Статья "Значение спортивного туризма для формирования жизненно важных умений и навыков у школьников".

Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения.Основ...