О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
учебно-методический материал по теме
О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
Ким Э.В., Крылов А.И.,
Панасенкова О.А., Королева Н.Ю.
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков,
общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,
развитие познавательных и творческих способностей и
интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:
• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.
В преддверии нового учебного года учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания требования к подготовке учащихся, на которых в стандарте второго поколения будет акцентироваться особое внимание.
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
Приведенный ниже примерный перечень общеучебных умений и навыков предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. Учитель всегда может его дополнить и внести коррективы в зависимости от уровня подготовки класса. В каждом отдельном случае он сам решает, когда и как начинать и заканчивать обучение каждому из умений. Какова продолжительность каждого из этапов формирования умения. Какие уроки, и по какой теме целесообразнее использовать для формирования того или иного умения или навыка.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Категория ОУУН | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Учебно-организационные умения и навыки | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты сожидаемыми. | Ставить учебную задачу под руководством учителя
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Оценивать работу одноклассников. | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями | Ставить учебные задачи, Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями . Владеть различными способами самоконтроля. |
Примеры | Учащийся различает учебную задачу – составитьописание реки или составить характеристикуреки.
Сохраняя логику заданного плана, учащийся составляет полное и целостное описание реки После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки | «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?» - учащиеся с помощью учителя ставят задачу -установить факторы, влияющие на особенности климата континента. «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?» На основаниикакого источника информации это можно доказать? Учащиеся оценивают ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты | «Какие факторы могут оказывать влияние на возможности хозяйственного использования реки? Покажите это на конкретных примерах»
До и/или после выполнения работы учащиеся сопоставляет её результаты с ожидаемымии отмечают, насколько точно он с ней справился | Проектно-исследовательская работа «Перепись населения в школе: состав, структура, миграционная подвижность» Для достижения поставленной цели учащиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности. Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий. |
Учебно-логические умения и навыки
| Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам. | Выявлять причинно-следственные связи Решать учебные проблемные задачи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. | Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Систематизировать информацию. Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.
| Владеть навыками анализа и синтеза.
Структурировать информацию.
Определять реальные проблемы и пути их решения.
|
Примеры | Задания на самостоятельное составление определений понятий, знакомых школьникам, - горы, равнина, река, озеро – путем выделения их существенных признаков. Сравните план местности и географическую карту, ответив на вопросы: 1) каков размер изображенной территории? 2) во сколько раз уменьшены расстояния? 3) какие условные знаки похожи, а какие различаются? Сделайте вывод. К каким горам по высоте относятся Гималаи? Почему? Какие горные породы изперечисленных относятся к магматическим, а какие – к осадочным? | Найдите в тексте учебника причину образования озер на севере Северной Америки. Известно, что бессточные озера являются солеными. Озеро Чад – бессточное, однако же оно пресное. Объясните этот факт. Сравните тропический морской и тропический континентальный климат. План сравнения определите сами. Сделайте вывод. Составьте комплексную характеристику Бразилии, объясняя каждый приведенный факт.
| Разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе. Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, хребет Черского, Становой хребет, Сихотэ-Алинь, хребет Джурджур, Урал, Срединный хребет, Кавказ. Пользуясь учебником и атласом, составьте характеристику природно-хозяйственной зоны степей. В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства в зоне тундры.
| 1. Проанализируйте карты «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России». Сформулируйте факторы размещения электростанций разных типов. 2. Составьте логический опорный конспект изученного параграфа. 3. Сформулируйте главную проблему изучаемого региона и предложите пути ее решения. |
Учебно-информационные умения и навыки | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект. | Классификация и организация информации; Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). | Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), | Создание собственной информации и еёпредставление в соответствии с учебными задачами; Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления; Составление рецензии, аннотации; |
Примеры | Составить простой план по прочитанному тексту учебника. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста. Составить вопросы к тексту | Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис. Составить логическую причинно-следственную цепочку по текст учебника. | Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов. На основе учебного текста составить логический опорный конспект | Используя статистические данные Федеральной службы Государственной статистики, сравнить основные показатели экономического развития двух регионов по выбору. Составить диаграмму. Составить резюме по изученной теме «Население России» |
Учебно-коммуникативные умения и навыки | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. | Выслушивать и объективно оценивать другого; Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы; Уметь вести дискуссию. | Вести полемику, участвовать в дискуссии; Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Примеры | Объяснить правила работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату. Представить результаты собственных наблюдений (например, за погодой, фенологическими явлениями и т.п.). | Составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника; Составить рекламное объявление, например, путешествия по Австралии, которое будет опубликовано в газете, прозвучит в радиопередаче, в телепрограмме. | Дать комплексную характеристику территории, подчеркнув (выявив) взаимосвязи природных и социально-экономических компонентов; Задавать вопросы докладчику в целях уточнения, получения дополнительной информации. | Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках проекта «Перепись населения в школе»; Дать оценку экологическим решениям местных властей, используя официальные материалы и данные природоохранных общественных организаций |
Работа со специальными предметными, в нашем случае, географическими умениями, предполагает владение учащимися общеучебных умений.
Все предметные географические умения можно, пожалуй, объединить в четыре большие группы:
1 умения работать с географическими картами и моделями Земли;
2 умения ориентироваться на местности;
3 умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
4 умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике
При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знан...
Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения
Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...
Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков в процессе обучения географии
Доклад на заседании РМО учителей географии"Формирование общеучебных умений и навыковв процессе обучения географии".Главная отличительная особенность современного урока состоит в том,чтобы на...
Статья "Значение спортивного туризма для формирования жизненно важных умений и навыков у школьников".
Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения.Основ...