Главные вкладки

    Методическая разработка по географии на тему:
    Формирование универсальных общеучебных умений и навыков в процессе обучения географии

    Эпова Валентина Николаевна

    Доклад на заседании РМО учителей географии"Формирование общеучебных умений и навыковв процессе обучения географии".Главная отличительная особенность современного урока состоит в том,чтобы научить детей основам организации собственной учебной деятельности. Необходимообучить детей способам поиска и переработки информации,методам и приемам умственного труда,формированию коммуникативных умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon doklad_na_mo_formirovanie_obshcheuchebnyh_navykov.ppt189 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии Эпова В.Н. Выступление на МО учителей географии Веселовского района Ростовской области 29.03.2017

    Слайд 2

    Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими . В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться .

    Слайд 3

    Нацеленность на: ● формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, ● общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, ● развитие познавательных и творческих способностей и интересов .

    Слайд 4

    Учащихся необходимо научить: • основам организации собственной учебной деятельности; • способам поиска, переработки и представления информации; • приемам и методам умственного труда ; • основам коммуникативных умений.

    Слайд 6

    При формировании умений и навыков выделяются основные этапы : • ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; • тренировка в применении этого умения; • проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

    Слайд 7

    Категория ОУУН 5-6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Учебно-организационные умения и навыки Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Ставить учебную задачу под руководством учителя Планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивать работу одноклассников. Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями Ставить учебные задачи, Планировать и корректировать свою деятель- ность в соответствии с ее целями, задачами и условиями . Владеть различными способами самоконтроля.

    Слайд 8

    7 класс - Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивать работу одноклассников. 8 класс – · Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. · Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. · Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями. «Почему Южная Америка – самый влажный материк Земли?» - учащиеся с помощью учителя ставят задачу – установить факторы, влияющие на особенности климата континента. «Почему Австралия – самый сухой материк планеты?» На основании какого источника информации это можно доказать? «Какие факторы могут оказывать влияние на возможности хозяйственного использования реки? Покажите это на конкретных примерах. До и/или после выполнения работы учащиеся сопоставляют ее результаты с ожидаемыми и отмечают, насколько точно он с ней справился

    Слайд 9

    Категория ОУУН 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Учебно-логические умения и навыки Выделять главное, существенные признаки понятий . Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам. Выявлять причинно-следственные связи Решать учебные проблемные задачи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Систематизировать инфор- мацию. Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. Владеть навыками анализа и синтеза. Структурировать информацию. Определять реальные проблемы и пути их решения.

    Слайд 10

    7 класс - Выявлять причинно-следственные связи. Решать учебные проблемные задачи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. 8 класс – Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Систематизировать информацию. Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. Найдите в тексте учебника причину образования озер на севере Северной Америки. Сравните тропический морской и тропический континентальный климат. План сравнения определите сами. Сделайте вывод. Составьте комплексную характеристику Аргентины, объясняя каждый приведенный факт. Разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе. Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, хребет Черского, Становой хребет, Сихотэ-Алинь, хребет Джугджур, Урал, Срединный хребет, Кавказ. Пользуясь учебником и атласом, составьте характеристику природно-хозяйственной зоны степей. В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства в зоне тундры

    Слайд 11

    Категория ОУУН 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Учебно-информационные умения и навыки Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект. Классификация и организация информации . Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы. Созда- вать тексты разных типов (описательные, объяснитель- ные). Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления. Составление рецензии, аннотации;

    Слайд 12

    7 класс - Классификация и организация информации. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами, составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы. Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). 8 класс – Представление информации в различных формах и видах. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами, составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст). Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис. Составить логическую причинно-следственную цепочку по тексту учебника. Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов . На основе учебного текста составить логический опорный конспект.

    Слайд 13

    Категория ОУУН 5-6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Учебно-коммуникативные умения и навыки Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы. Уметь вести дискуссию. Вести полемику, участвовать в дискуссии. Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

    Слайд 14

    7 класс - Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. 8 класс – Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы. Уметь вести дискуссию. Составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника. Составить рекламное объявление, например, путешествия по Африке, которое будет опубликовано в газете, прозвучит в радиопередаче, в телепрограмме. Дать комплексную характеристику территории, подчеркнув взаимосвязи природных и социально-экономических компонентов. Задавать вопросы докладчику в целях уточнения, получения дополнительной информации.

    Слайд 15

    Главные предметные географические умения 1. умения работать с географическими картами и моделями Земли; 2. умения ориентироваться на местности; 3. умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов); 4. умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

    Слайд 16

    Учитывая уровень подготовки класса, учитель может внести изменения в данный перечень общеучебных умений и навыков; решить, какие уроки, и по какой теме целесообразнее использовать для формирования того или иного умения или навыка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Общеучебные умения и навыки в образовательной области "Технология"

    Доклад раскрывает тему общеучебные умения и навыки на уроках технологии...

    Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике

    При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...

    Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

    Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

    Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

    В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...

    Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

    Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

    Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

    О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

    О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения ПО ГЕОГРАФИИ...