Проблемы обучения с системе НПО и СПО
статья по теме

Костерина Елена Владимировна

В этой статье рассматриваются проблемы обучения в системе начального и среднего професионального образования, связанные с особенностями контингента обучающихся, и способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_obucheniya_v_siteme_npo_i_spo.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы обучения в системе НПО и СПО

Костерина Е.В., преподаватель математики                                                           СПб ГБПОУ колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец»

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению проблем организации обучения, необходимо обозначить: что же такое образовательный процесс и каковы особенности его организации.

Образование - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.

В образовательном  процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Образование - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

Работа в системе НПО И СПО накладывает свои особенности на этот процесс. И одной из таких особенностей является сам контингент обучающихся.  Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к получению знаний, в систему НПО приходят дети, с трудом закончившие школу, не имеющие желания  изучать какие бы то ни было дисциплины. Выбор образовательного учреждения за таких студентов делают их родители,  не согласовываясь с пожеланиями ребенка о получении той или иной профессии. Такие дети посещают занятия неохотно, занимаются без интереса и желания и в большинстве случаев никогда не работают по полученной профессии. Особую группу учащихся НПО и СПО занимают дети из социально-  и материально-неблагополучных семей,  дети-сироты, опекаемые, из неполных семей и т.д. К сожалению, так называемые «трудные дети» зачастую составляют половину контингента, что ставит перед любым преподавателем ряд проблем:

-как объяснить сложный материал доступно для каждого ученика, сохраняя научность излагаемого материала, если объективные психофизиологические  показатели  у некоторых студентов затрудняют восприятие ими даже основных предметных понятий и действий;

-как дифференцировать задания и определить интеллектуальные возможности студентов, не нарушая требования к минимуму содержания образования и в то же время, определяя задания адекватные возможностям учащегося;

-как работать с детьми, часто пропускающими занятия;

-как организовывать внеклассную  самостоятельную работу студентов

и ряд других противоречий.

На мой взгляд, одним из средств, помогающим  преподавателю и студентам в таких ситуациях станут информационно-коммуникационные технологии.           Использование различных электронных образовательных ресурсов добавляет наглядности в процесс обучения, презентации, гипер-тесты, видеофрагменты скорее заинтересуют современного ученика, чем традиционный способ подачи материала «мел-доска». Использование Интернет-ресурсов – практически незаменимо при работе как с отстающими студентами, так и с одаренными, талантливыми детьми. Дистанционное взаимодействие преподавателя и студента, конечно же,  не должно заменять прямое общение, а только дополнять его.

   К сожалению, надо отметить слабую материально-техническую базу, неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий – это одна из проблем, которую системе СПО необходимо решить в ближайшее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспекты и проблемы интеграции национальной системы образования в условиях глобализации.

 В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становится его фундаментальной основой. Совершенствование системы образования — один из стратегических ресурсов р...

Обучение иностранным языкам. Основная проблема обучения произносительной стороне речи .

Основные теоретические проблемы , упражнения для разбора проблемы...

Некоторые проблемы обучения информатике и ИКТ в системе СПО на примере нашего учебного учреждения.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является обучение информатике – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Именно ур...