Динамическая страховка в Айкидо
методическая разработка по теме

Гречко Сергей Николаевич

В материале рассматриваются методы обучения детей младшего и среднего школьного возраста технике страховки в айкидо (укеми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamicheskaya_strakhovka_v_aykido_ukemi.doc185.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Арзамаса

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им. А.П.Гайдара

Методическая разработка раздела:

«Динамическая страховка в айкидо (укеми)»

 образовательной программы «Айкидо»

                                                  Гречко Сергей Николаевич

педагог дополнительного образования

                                                                             вторая квалификационная категория

Арзамас – 2013

Методическая  разработка раздела образовательной  программы.

1.Я, Гречко Сергей Николаевич, педагог дополнительного образования, имею вторую квалификационную категорию. Работаю в Центре развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара города Арзамаса с 2007 года.

Я работаю по программе «Айкидо». Возраст детей с 6 до 18 лет, срок  реализации  3 года.

Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Она  составлена  на основе используемой литературы и собственного опыта с учетом нормативных документов. Периодически я её дополняю и перерабатываю с учетом новых требований.

Предусматривается последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства занимающихся, преемственность в решении задач обучения базовым упражнениям и укрепления здоровья юных спортсменов, поддержка интереса к занятиям спортом и профилактики основных социальных недугов, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов и подготовки к активной трудовой деятельности.

Обучение двигательным действиям определяется как процесс взаимодействия между преподавателем и учеником, в результате которого у занимающегося формируются двигательные умения и навыки.

Одним из ведущих факторов достижения высоких результатов являются техническая и физическая подготовленность занимающихся, которые основываются на современных методиках  развития у учеников специальных двигательных навыков, в частности навыков динамической страховки при падении (укеми).

Достижение необходимого результата будет более качественным, если в процессе тренировки использовать специально разработанные комплексы и программы, учитывающие передовой опыт ведущих инструкторов, объективные критерии развития ведущих компонентов подготовленности, тестирование и оценка которых способствует ускоренному росту, стабильности и эффективности техники выполнения технических комплексов айкидо.

Педагог управляет деятельностью обучающегося, опираясь на знание закономерностей обучения. Основные закономерности обучения находят отражение в методических принципах. Методические принципы содержат обязательные требования, ориентиры и правила к проведению процесса физического воспитания  для обеспечения необходимого эффекта.

Основными методическими принципами являются:

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип систематичности;
  • принцип прогрессирования;
  • принцип обеспечения безопасности.

                Актуальность программы заключается в том, что освоение техники динамической страховки (укеми) оказывает несомненную пользу ученикам не только в ходе тренировочного процесса, но также и в повседневной жизни: способствует  уменьшению травматизма при падении на улице, в т.ч. в гололёд, на лестницах  и т.п., кроме того значительно уменьшает саму вероятность падения при потери равновесия, т.к.  в ходе тренировок  по освоению техники динамической страховки у учеников  значительно улучшается уровень общей координации.

 Актуальность программы также обусловлена тем, что освоение техники динамической страховки (укеми) имеет значительный оздоровительный аспект. При выполнении упражнений страховки при падениях (укеми) позвонки выравниваются, улучшается подвижность межпозвоночных суставов, позвоночнику придается гибкость и предотвращается возникновение межпозвоночных грыж. Укеми является мягкой формой массажа всего тела ученика, позволяющей незаметно проработать не только традиционно массируемые группы мышц, но, и воздействовать на внутренние мышцы и суставы, практически недоступные для обычных видов массажа.

           Новизна моей программы заключается в том, что она полностью адаптирована для данного объединения образовательного объединения, в то время как отсутствует типовой материал по восточным единоборствам и в частности айкидо. Программа позволяет раскрыть возможности каждого ребенка в зависимости от его способностей, развить не только физически, но и творчески.

Программа  составлена на основе  учебно - методического пособия

Рольф Бранд «Айкидо-учение и техника гармоничного развития»,

А.Качан, А.Чуфистов «Айкидо. Образовательная программа дополнительного образования для специализированных детских групп, учреждений дополнительного образования и спортивных клубов»

Материалов полученных ежегодных семинарах по  повышению квалификации инструкторов Айкидо, а так же собственного педагогического опыта.

Цель раздела: Совершенствование исполнения техники  айкидо  

через освоение техники динамической страховки при падении (укеми).

Задачи раздела: 

обучающие:

-формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через движения айкидо

-сообщение специальных физкультурно-спортивных знаний обучающимся - как необходимой предпосылки сознательного освоения техники айкидо,

 -формирование мотивации для организованных и самостоятельных занятий айкидо.

-формирование базовых навыков, обучение и совершенствование основных видов страховки при падении (укеми).

воспитательные:

-   воспитание нравственности, коллективизма, милосердия;

- привитие эстетического вкуса, содействие умственному и трудовому воспитанию в специфических условиях процесса физического воспитания;

- всестороннее воспитание физических качеств и основанных на них двигательных способностей.

развивающие:

-укрепление здоровья и закаливание организма детей, что
предполагает совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; обязательное соблюдение гигиенических требований при проведении практических, грамотное дозирование нагрузки, освоение навыков самоконтроля занимающимися;

-гармоническое развитие и совершенствование форм телосложения,
что предполагает формирование правильной осанки, воспитание
телесной красоты и др.

    В физическом воспитании задачи обучения в широком понимании неотделимы от формирования физических и психических способностей, без которых невозможно эффективное решение двигательной задачи. Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии  с возрастными особенностями.

    Основной контингент обучающихся  составляют 7-10 лет.  Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебного материала в каждом разделе.  Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.    Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в айкидо составляет для девочек 6-8 лет, а для мальчиков – 6-9 лет. Продолжительность этапа – 1-2 года. Занятия проходят в группах начальной подготовки.

          Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.

     В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения занятия, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения.

     Для детей этого возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.

     Оптимальный возраст для начала этапа базовой подготовки начальной спортивной специализации для девочек составляет 8-10 лет, для мальчиков – 9-11 лет, средняя продолжительность этапа 2-3 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах.

У детей среднего школьного возраста и юношей под влиянием занятий спортом происходит ускоренное и более адекватное характеру деятельности развитие психических качеств, причем направленность изменений в таких качествах соответствует специфике вида спорта.

Развитие психических качеств юных спортсменов наблюдаются определенные этапы преимущественного развития, характерные для конкретного качества.

Целью управления процессом формирования мотивов занятий спортом у подростков 11-14 лет интересов является правильная организация мотивационных моментов при начальном усвоении вида спорта.

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет учеников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Юношеский возраст самый сложный в деле формирования мотивов занятий спортом. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей», и юноша или девушка покидают спортивную секцию или спортивную школу.

     

     Дополнительная образовательная программа рассчитана на три года, которые делятся на три этапа- начальный (1-й год обучения); средний (2-й год обучения); завершительный или выпускной (3-й год обучения). Каждый из этапов по полугодиям разбит на два пол-этапа, в конце которых проводятся контрольные занятия. Также имеется группа индивидуального обучения.

Все занимающиеся в секции Айкидо делятся на три возрастные категории по общефизической и спортивной подготовленности: подготовительная (1-й год обучения 6 -10 лет (от 8-кю желтый пояс, до 7-кю степени красный пояс); средняя -подростковая (2-й год обучения) 11—14 лет (от 6-го Кю зеленый пояс, до 4-го Кю синий пояс); выпускная (3-й год обучения) юношеская 15-18 лет (от 4-го Кю синий пояс до 1-го Дана черный пояс).

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Первый год обучения:

1.Овладение общеразвивающими и специальными упражнениями, позволяющими, необходимыми для перехода к изучению техники  страховки при падении (укеми).

2.Умение правильно выполнять базовые варианты страховки при падениях в варианте исполнения: без партнёра.

3.Овладение и уверенное выполнение в медленном темпе  техники страховки при падениях (укеми) из статического положения.

4.Твёрдое знание основных терминов, правил поведения на тренировках, названия применяемых технических действий.

5.Успешное завершение программы первого года обучения и аттестация на 9-7 кю.

Для второго года обучения:

1. Развитие гибкости, выносливости,  координации движения, скоростных качеств.

2. Умение выполнять технику  страховки при падении (укеми) с максимальной амплитудой в динамике, слитно.

3. Овладение основами применения техники страховки при падении (укеми) в ходе отработки свободной техники дзию вадза.

4. Успешное завершение программы второго года обучения и аттестация на 6-4 кю.

Для третьего года обучения:

1.Совершенствование специфических для айкидо физических и волевых качеств занимающихся.

2. Уверенное  выполнение техники страховки при падении (укеми) с максимальной скоростью, мощностью и эффективностью.

3. Умение комбинировать варианты  техники страховки при падении (укеми), переходить от одного  к другому в зависимости от действий противника.

4. Успешное завершение программы третьего года обучения и аттестация на 4 кю – 1-й Дан.

3.Образовательные технологии.

  Для организации более эффективного учебного процесса, для повышения качества обучения на занятиях используются образовательные технологии:

Развивающее обучение строится по принципам:

- каждое занятие – что-то новое,

- от простого к сложному,

-от известного к  неизвестному.

Это весь процесс получения практических и теоретических знаний, специальных навыков и умений, развитие своих способностей.

Разноуровневое  обучение.

  Дети имеют разный уровень способностей, разный тип нервной деятельности, вид темперамента, разные характеры, поэтому одно из условий успешной работы – дифференцированный подход, рассчитанный на разный уровень знаний и умений.        

  Исходя из практического опыта в обучении детей технике динамической страховки (укеми), предлагается руководствоваться следующими наработками:

  • целостный показ движения и показ движения по фазам, причем учитывать тот факт, что каждый конкретный ученик увидит движение по-своему;
  • не форсировать освоение укеми, используя желание учеников выполнять самые сложные задания без учета своих возможностей;
  • время наработки укеми в каждом занятии должно составлять не менее 25% от общего времени занятия;
  • наработку укеми можно и нужно «прятать» в наработку формального выполнения  иных технических действий айкидо;
  • скорость выполнения на начальной фазе разучивания невысокая, требовать от учеников точного выполнения инструкций по фазовому выполнению;
  • четко представлять себе желаемый результат и корректировать его под индивидуальные возможности ученика.

Следует отметить, что игровые формы построения занятий дают наиболее эффективную отдачу в процессе обучения.

Здоровьесберегающие  технологии  подразумевают: соблюдение режима занятий, использование динамических пауз, проведение бесед по  технике безопасности, учет возрастных особенностей детей.

Педагогические методы и приемы, используемые для эффективной  реализации раздела программы:

-Словесный;

-Наглядный;

-Практический.

Формы организации образовательной деятельности:

Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию. 

 Практические занятия: отработка пройденного материала и изучение нового.

Учебно-тематический план по разделу

«Динамическая страховка при падении (укеми)»

Тема

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

Страховка при падении (укеми) 1 год обучения

1

20

21

Страховка при падении (укеми) 2 год обучения

1

15

16

Страховка при падении (укеми) 3 год обучения

1

10

11

Система деятельности

Соблюдение необходимости целостного показа движения обязательно.

Рисунок выполнения страховки при падении  перекатом назад (уширо кайтен укеми) должен быть полностью идентичен рисунку выполнения страховки при падении  перекатом вперед (мае укеми). Об этом обязательно нужно рассказывать ученикам. И одним  из вариантов обучения является показ в последовательности: перекат вперед и без остановки – перекат назад.

Важным моментом является требование правильной постановки работы рук при выполнении страховки при падении (укеми) и сопровождение ладоней рук взглядом.

При обучении детей страховке перекатом назад (уширо кайтен укеми) ключевым моментом является работа руки, соответствующей впереди стоящей ноге. При выполнении  переката эта рука выкладывается по линии переката, разворачиваясь ладонью вниз к покрытию (в более сложном варианте выполняется удар этой рукой по покрытию). Выполнение данного требования позволяет сократить срок обучения перекату назад за счет наиболее естественного движения корпуса ученика. Введение этого требования при обучении различных возрастных групп показало свою высокую эффективность. Практически с первого момента соблюдения этого правила девяносто процентов занимающихся  сразу страховку перекатом назад.

Скорость выполнения переката на начальной стадии обучения должна быть невысокой.

Строго соблюдать правила безопасности при работе в группе, дистанция от следующих друг за другом учеников, как минимум два переката.  Допускается предупреждать партнера голосом о возможном столкновении.

Литература

  1. Тамура Нобуеси Айкидо.   Этикет  и  передача традиций  (книга для учителей). София, 2002 г.
  2. Джузеппе Раглиони    Ки-Айкидо путь объединения сознания и тела Тесса Санкт-Петербург, 2002 г.

3.        Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
«Издательство АСТ», Москва, 2000 г.

  1. Адель Вестбрук, Оскар Ратти   Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г.
  2. В.С. Рубин «Избранные разделы теории и методики физической культуры» Москва-2000 Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования.
  3. КАЧАН А.Б. ЧУФИСТОВ А.В. «АЙКИДО программа занятий для
    детей дошкольного и школьного возрастов» Москва-2004 Учебное
    пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного
    образования, специализация Айкидо.

.

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества им. А.Гайдара

Методическая разработка занятия по разделу программы:

«Динамическая страховка в айкидо (укеми)»

в образовательном объединении «Айкидо»

Тема занятия: «Высокая страховка (тоби уке)»

        

Гречко Сергей Николаевич

педагог дополнительного образования

вторая квалификационная категория

Арзамас

2013г.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива:

     Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.

     В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения.

     Для детей 8-12-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.

Цель: Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Задачи:

Образовательные: Обучение основам техники высокой в айкидо (тоби укеми); 

Развивающие: Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

Воспитательные: Воспитание морально-этических и волевых качеств

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы  организации учебного занятия: индивидуальные, групповые

Место проведения: ЦРТДиЮ им. А. Гайдара, спортивный зал

Оборудование и инвентарь: маты.

Ход проведения занятия

№п.п

содержание

время

форма

1.Вступительная часть. Разминка.

1.1

Общее построение, отмечаю присутствующих в журнале учета, инструктаж по технике безопасности;

5

групповая

1.2

Общая разминка (на месте). Цель: тщательная разминка и разогрев всех групп мышц, подготовка к выполнению элементов айкидо, связанных с гибкостью, растяжкой, равновесием. Качественная разминка позволяет свести к минимуму риск получения микротравм при выполнении элементов динамической страховки в айкидо.

9

групповая

2.Основная часть

2.1

Выполнение задней страховки при  падении на месте (уширо хантен укеми) на счёт.

2

групповая

2.2

Выполнение передней (маэ укеми), задней страховки (уширо укеми) кувырком из положения сувари вадза (на коленях) на счёт.

5

групповая

2.3

Выполнение передней (маэ укеми), задней страховки (уширо укеми) кувырком из положения тачи вадза (стоя) на счёт.

3

групповая

2.4

Выполнение передней (маэ укеми), задней страховки (уширо укеми) кувырком из положения тачи вадза (стоя) через партнёра с выходом в стойку. Обучающийся находящийся в роли ассистирующего (уке), находится при этом в положении «на четвереньках»)

7

парная

2.5

Выполнение передней (маэ укеми), задней страховки (уширо укеми) кувырком из положения тачи вадза (стоя) через партнёра с опорой плечом на корпус партнёра. Обучающийся находящийся в роли ассистирующего (уке), находится при этом в положении «на четвереньках»).

7

парная

2.6

Выполнение «высокой страховки» (тоби укеми) в парах из положения тачи вадза (стоя). Выполняется в различных вариантах захвата для опоры (катате дори, коса дори). Партнёры в ходе выполнения технического элемента меняются ролями. Также даётся команда: «поменяться партнёрами», команда даётся несколько раз в ходе исполнения упражнения.

40

3.Заключительная часть

3.1

ОФП (отжимания от пола, упражнения на пресс (спину), приседания, комплексные упражнения.

10

групповая

3.2

Общая оценка всей тренировки (педагог выявляет положительные (отрицательные) стороны, делает замечания и дает свои рекомендации по устранению ошибок).

2

групповая

Результаты учебного занятия:

       Положительная динамика развития физических качеств занимающихся

выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, определение вида динамической страховки в айкидо (укеми) для последующих занятий;

Список литературы:

  1. Тамура Нобуеси Айкидо.   Этикет  и  передача традиций  (книга для учителей). София, 2002 г.
  2. Джузеппе Раглиони    Ки-Айкидо путь объединения сознания и тела Тесса Санкт-Петербург, 2002 г.

3.        Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
«Издательство АСТ», Москва, 2000 г.

  1. Адель Вестбрук, Оскар Ратти   Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г.
  2. В.С. Рубин «Избранные разделы теории и методики физической культуры» Москва-2000 Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования.
  3. КАЧАН А.Б. ЧУФИСТОВ А.В. «АЙКИДО программа занятий для
    детей дошкольного и школьного возрастов» Москва-2004 Учебное
    пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного
    образования, специализация Айкидо.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип психологического айкидо.

Каждая личность в себе имеет "родителя",  "взрослого" и "дитя". Желательно, в общении, в контакте с социумом учитывать эти аспекты....

Программа дополнительного образования по Айкидо 2013г.

Программа дополнительного образования по Айкидо 2013г. С некоторыми изменениями успешно используется педагогами в ГБОУ ЦВР Патриот на протяжении уже более 10 лет....

Использование web-трансляций (WT) при проведении занятий Айкидо с детьми.

Опыт использования WT в секции Айкидо ГБОУ ЦВР «Патриот» (при гимназии 1534, Москва). Педагог дополнительного образования Голуб А.В....

Динамическая страховка в Айкидо

В материале рассматриваются методы обучения детей младшего и среднего школьного возраста технике страховки в айкидо (укеми)...

План-конспект открытого урока Айкидо

laquo;Подготовительные упражнения в сувари вадза»...

Гимнастика. Упражнение выполняемые со страховкой и без страховки.

Цель:1.Развитие силы, ловкости.          2.Повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта....

Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Аннотация:  Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях  айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...