Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".
учебно-методический материал по теме

Швайла Светлана Николаевна

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Основная задача детского дома - помочь в социальной адаптации воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Рузаевский детский дом – школа №1»

Инновационный

опыт

«Организация воспитательного процесса как средство успешной социальной  адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни».

               

                     воспитателя 1 семьи

                                  Беляниной С.Н.

                                   

                                     

                                              -2013-

«Организация воспитательного процесса как средство успешной социальной  адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни».

Для решения проблемы по социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни  мною разработан инновационный педагогический опыт.

Актуальность проблемы:

      В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

        В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.  Основная задача детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.

        Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

   Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

       Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.

     Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

       К социальной адаптации выпускников детского  дома можно отнести:

  • психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
  • наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;
  • профессиональное самоопределение;
  • социальная активность;
  • благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;
  • удовлетворенность своим статусом, отношениями.

Цель:

  • оказание социально-психологической правовой помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе.
  • формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  • подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • наличие такого социального явления как «репликативное» сиротство (когда бывшие воспитанники домов-интернатов возвращают своих детей под опеку государства, порождая новый виток социального сиротства);
  • показаны критерии недостаточной эффективности процесса социализации детей - сирот интернатных учреждений (многие воспитанники так и не смогли создать собственной семьи);
  • определены основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники-сироты в период постинтернатной адаптации;
  • разработаны предложения, программы по совершенствованию процесса социализации детей-сирот в интернатных учреждения.

   Условия формирования опыта:

Мой опыт формировался на базе ГБОУ «Рузаевский детский дом – школа», где уделяется внимание интересам каждого ребенка, их индивидуальным особенностям, где отношения строятся на доверии и уважении.

Теоретическая база:

 Изучены работы И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых, где прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.

Ведущая педагогическая идея:

формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.

 Условия реализации поставленных целей:

  • теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;
  • совершенствование воспитательной работы в учреждениях по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе;
  • создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников  из числа детей-сирот;
  • содействие социально-педагогической адаптации детей-сирот в учреждениях профтехобразования;
  • обеспечение взаимосвязи школы-интерната, ПТУ, институтов и учреждений в решении проблемы адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни.

Предполагаемый результат:

  • социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
  • трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
  • морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
  • физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).

Основные методы обучения:

  • теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
  • изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • использование эмпирических методов (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта).

Практическая значимость. Уровень проработанности:

     Над данным проектом работа велась на протяжении двух лет. При диагностике можно увидеть хороший результат по подготовке детей к самостоятельной жизни. Все наши выпускники выбрали профессию по душе, с успехом обучаются в ВУЗах, ПТУ..., строят семейные отношения. Ведется постинтернатное сопровождение, выпускники нашей семьи часто приходят в гости, поддерживается телефонная связь.

     По данному инновационному опыту была разработана и утверждена программа по подготовке детей к самостоятельной жизни. Данная программа может быть реализована в детских домах, школах. Работа по данному направлению еще ведется и находится на аналитическом уровне.

Выполнен большой объем работы:

  • Разработана и утверждена программа по подготовке детей к самостоятельной жизни «Дорога в счастливое завтра» Диагностика подтверждает ее целесообразность;
  • Созданы условия для дальнейшего формирования подготовки детей к самостоятельной жизни, приближенные к домашним (оборудованы кухни бытовой техникой…)
  • Налажен контакт с учреждениями: ПТУ, ВУЗами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома

Изучение особенностей постинтернатной адаптации выпускников детского дома -основное направление моей педагогической деятельности. На протяжении нескольких лет я исследую различные стороны постинтернат...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"

Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...

"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...