Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".
учебно-методический материал по теме
В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Основная задача детского дома - помочь в социальной адаптации воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Рузаевский детский дом – школа №1»
Инновационный
опыт
«Организация воспитательного процесса как средство успешной социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни».
воспитателя 1 семьи
Беляниной С.Н.
-2013-
«Организация воспитательного процесса как средство успешной социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни».
Для решения проблемы по социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни мною разработан инновационный педагогический опыт.
Актуальность проблемы:
В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Основная задача детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
К социальной адаптации выпускников детского дома можно отнести:
- психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
- наличие позитивно-ориентированных жизненных планов;
- профессиональное самоопределение;
- социальная активность;
- благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;
- удовлетворенность своим статусом, отношениями.
Цель:
- оказание социально-психологической правовой помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, направленной на обеспечение полноценной жизни в обществе.
- формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
- подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
- развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- наличие такого социального явления как «репликативное» сиротство (когда бывшие воспитанники домов-интернатов возвращают своих детей под опеку государства, порождая новый виток социального сиротства);
- показаны критерии недостаточной эффективности процесса социализации детей - сирот интернатных учреждений (многие воспитанники так и не смогли создать собственной семьи);
- определены основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники-сироты в период постинтернатной адаптации;
- разработаны предложения, программы по совершенствованию процесса социализации детей-сирот в интернатных учреждения.
Условия формирования опыта:
Мой опыт формировался на базе ГБОУ «Рузаевский детский дом – школа», где уделяется внимание интересам каждого ребенка, их индивидуальным особенностям, где отношения строятся на доверии и уважении.
Теоретическая база:
Изучены работы И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых, где прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.
Ведущая педагогическая идея:
формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.
Условия реализации поставленных целей:
- теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;
- совершенствование воспитательной работы в учреждениях по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе;
- создание системы психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки выпускников из числа детей-сирот;
- содействие социально-педагогической адаптации детей-сирот в учреждениях профтехобразования;
- обеспечение взаимосвязи школы-интерната, ПТУ, институтов и учреждений в решении проблемы адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни.
Предполагаемый результат:
- социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
- физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
Основные методы обучения:
- теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
- изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
- опытно-экспериментальная работа;
- использование эмпирических методов (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта).
Практическая значимость. Уровень проработанности:
Над данным проектом работа велась на протяжении двух лет. При диагностике можно увидеть хороший результат по подготовке детей к самостоятельной жизни. Все наши выпускники выбрали профессию по душе, с успехом обучаются в ВУЗах, ПТУ..., строят семейные отношения. Ведется постинтернатное сопровождение, выпускники нашей семьи часто приходят в гости, поддерживается телефонная связь.
По данному инновационному опыту была разработана и утверждена программа по подготовке детей к самостоятельной жизни. Данная программа может быть реализована в детских домах, школах. Работа по данному направлению еще ведется и находится на аналитическом уровне.
Выполнен большой объем работы:
- Разработана и утверждена программа по подготовке детей к самостоятельной жизни «Дорога в счастливое завтра» Диагностика подтверждает ее целесообразность;
- Созданы условия для дальнейшего формирования подготовки детей к самостоятельной жизни, приближенные к домашним (оборудованы кухни бытовой техникой…)
- Налажен контакт с учреждениями: ПТУ, ВУЗами…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома
Изучение особенностей постинтернатной адаптации выпускников детского дома -основное направление моей педагогической деятельности. На протяжении нескольких лет я исследую различные стороны постинтернат...
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...
"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...