Технологии активного обучения
статья по теме

теоретический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_aktivnogo_obucheniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии, реализующие принцип активного обучения

                      Наша страна вступает в посттехногенную эпоху, когда радикально начинает меняться отношение к человеку. На современном этапе человек позиционируется, в том числе и в системе образования, как субъект, а его развитие становится ведущей целью.    Этот новый социальный подход обуславливает серьезную модернизацию российского образования, отражением которой стал Федеральный государственный стандарт основного общего образования, формулирующий совершенно новые требования к результатам освоения  обучающимися образовательной программы, согласно которым результатом  обучения должен стать «человек компетентный».

      Очевидно, что существовавшая ранее традиционная образовательная модель, для которой свойственны субъектно–объектные отношения между учителем и учащимися, а основной задачей считалось усвоение определенной суммы знаний с помощью показа и тренировочных упражнений стала неэффективной, т.к. информация в современном мире стала легко доступной и набор предметных знаний стремительно теряет свою ценность. При этом традиционная образовательная модель не может в качестве конечного продукта создать личность, свободно ориентирующуюся во всех разнообразных противоречиях современного мира.

     Современное образование как один из проводников социальной адаптации вынуждено переходить к новой образовательной системе, в которой учитель перестает быть транслятором информации и становится организатором учебно-деятельностного процесса, направленного на оснащение ученика набором умений по добыванию, интегрированию или созданию информации.

    Необходимым условием для реализации требований  ФГОС является переход на активные формы и методы обучения, под которыми понимаются методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. 

Одной из технологий, отвечающих принципам активного обучения, является технология  проблемного обучения, оформившаяся еще в ХХ веке, но не потерявшая своей актуальности и по сей день

Технология проблемного обучения есть система методов и средств обучения, основой которой выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

   Несомненно, уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения. Как  показывает педагогический опыт, проблемное обучение требует  целенаправленной подготовки ученической аудитории. При переходе в среднее звено обучающимся еще присущи такие возрастные психологические особенности, как преобладание непроизвольного внимания, недостаточно развитые наглядно-образное и логическое виды мышления, также играет свою роль недостаток жизненного опыта, влияющий на качества памяти.

   Исходя из этого, первоначально преобладает эвристический метод, подразумевающий, что учитель не только  актуализирует начальные условия деятельности  на уроке, но и формулирует промежуточные задачи. Проблемный метод вводится в учебную деятельность постепенно, сообразно росту интеллектуальных возможностей обучающихся.

   Ценность проблемного обучения состоит в том, что в его рамках происходит развитие основных личностных качеств обучающегося: мышления и внимания, создается положительный эмоциональный фон обучения, деятельность ученика носит творческий характер, возрастает глубина понимания изучаемого материала и, как следствие, знания, к добыванию которых ученик приложил личные усилия, останутся в памяти значительно дольше.

    Философское обоснование необходимости проблемного обучения дал Э.В. Ильенков, остроумно сравнивший  традиционную систему с математиком, "который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задачек, ни способов их решения". Ученый настаивал на том, что "учить специфически-человеческому мышлению – это значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему действительное разрешение [1, с. 21].

  Еще  одной технологией, позволяющей активизировать познавательную деятельность обучающихся, является технология развития критического мышления.

  Данная технология разработана в к конце ХХ века в США и представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

  Целью этой образовательной технологии является развитие мыслительных навыков обучающихся, а именно коммуникативных и рефлексивных умений и действий школьников, востребованных не только в учебной, но и в повседневной жизнедеятельности.

  Специфика технологии заключается в том, что она создана на обоснованном взаимодействии человека и информации, обладает инструментальной обеспеченностью на всех фазах, реализуется на принципах сотрудничества и совместного планирования.

  Главная роль в технологии развития критического мышления отводится тексту, а методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Основные стадии урока – это стадия вызова (здесь происходит пробуждение интереса к информации, актуализация уже имеющихся знаний и жизненного опыта обучающихся) , осмысления содержания (получение новой информации) и рефлексии (помогает обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал и наметить направления в дальнейшем изучении материала).

    Следует отметить, что деление урока на выше упомянутые стадии полностью соответствует этапам когнитивной деятельности.

    Как уже говорилось, данная технология обладает богатым инструментарием методов и приемов, среди которых следует отметить такие как кластер (графическая организация материала в виде грозди), инсерт (активное чтение материала с его маркировкой), синквейн (нерифмованное стихотворение -  пятистишие), денотатный граф (особый способ вычленения из текста ключевого понятия) и другие.

    Технология развития критического мышления способствует формированию гибкости мышления, коммуникативности, самостоятельности, толерантности, ответственности за результат своей деятельности.

 

   Современное общество сегодня немыслимо без широкого использования информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

  Применение информационных технологий позволяет использовать мощный визуальный канал, удерживающий произвольное внимание обучающихся на довольно значительное время, способствует индивидуализации обучения и развитию самостоятельности, помогает организации поисковой работы, проверочных и тренинговых упражнений.

  Замечено, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самообразования, совершенствуются навыки отбора и анализа информации.

  Подводя итоги, можно утверждать, что использование ранее упомянутых образовательных технологий позволяет перейти к преподаванию в рамках новой образовательной парадигмы и, как следствие, повысить мотивацию школьников к обучению, сделать более продуктивным процесс усвоения учебного материала, содействовать успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся.

  1. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить.- М.: НПО "МОДЭК", 2002.- 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология активного обучения учащихся 5 -6 классов французскому языку с использованием опорно-семантических схем

   Повышение  качества  обучения  учащихся  является  важнейшей  задачей,  стоящей  перед  учителем.  Практика  работы  по...

Кейс - технологии активного обучения.

1.Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по ст...

О методе перехода от традиционной технологии к технологиям активного обучения.

В учебном процессе возникает много проблем, и главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопро...

"Кейс- технологии активного обучения"

Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.технология это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве....

Групповая работа как технология активного обучения

В данной работе рассматривается групповая работа как технология активного обучения в свете компетентностного подхода к реализации ФГОС СПО в практике образовательного процесса техникума....

Фитжитал - зал конференции. Тема выступления: " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии. Комментарии к статье учителей округа.

Фитжитал - зал конференции. Тема выступления:  " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии.Комментарии к статье учителей округа....

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...