Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.
статья по теме

Михайлова Светлана Геннадьевна

Обобщение опыта учителя географии

Михайловой С.Г.

Содержание:

1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------2

2.Технология описания опыта -----------------------------------------------------------------------------3

3.Результативность опыта ----------------------------------------------------------------------------------7

4.Библиографический список ------------------------------------------------------------------------------8

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_differentsiatsiya.doc287.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

г. Бийск, Алтайского края

Обобщение опыта учителя географии

Михайловой С.Г.

ТЕМА:

Дифференциация - как путь реализации

личностно-ориентированного образования в современной школе.

2013 г.

Содержание:

1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------2

2.Технология описания опыта -----------------------------------------------------------------------------3

3.Результативность опыта ----------------------------------------------------------------------------------7

4.Библиографический список ------------------------------------------------------------------------------8

Цель: показать эффективность использования технологии дифференцированного обучения при работе с учащимися «группы риска» в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу и основные требования к использованию технологии дифференцированного обучения на уроках географии вобщеобразовательной школе.
  2. Обосновать эффективность использования технологии дифференцированного обучения при работе с учащимися «группы риска».
  3. Разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения при работе с учащимися «группы риска».
  4. Внедрение методических рекомендаций в образовательный процесс на уроках географии при работе с учащимися «группы риска».

  1. Информация об опыте

      Каждый человек от природы уникален. Один вид деятельности он способен выполнять, достигая при этом творческого уровня, проявляя высокую степень мотивации, другой – на подражательном, исполнительском уровне, больше под давлением извне, чем под воздействием внутренних побуждений. Различается и уровень развития психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи и т.д. Наличие индивидуальных особенностей учеников – предпосылка необходимости дифференциации в процессе обучения.

     Принципы технологии дифференцированного обучения оказались мне близки. Обращение к личности ребенка, к его внутреннему миру, создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей каждого школьника, помогает мне сформировать у учеников глубокое осмысленное отношение, устойчивый интерес к уроку географии.

      Выбор данной технологии оказался не случайным. Над проблемой «Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса» наша школа работала с 2008 года. Актуальность выбора школой технологии и внедрением ее видов и форм в учебно-воспитательный процесс обусловлен:

  1. Необходимостью перехода к личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников.
  1. А также особенностями микросоциума контингента учащихся нашей школы.

    Социальный состав жителей микрорайона нашей школы отличается большим разнообразием, включая семьи рабочих, служащих, в том числе военнослужащих, а также в школе обучаются дети двух детских домов. Из 620 учащихся  школы, 72 ученика – дети детских домов. Поэтому в каждом классе есть дети «группы риска», у которых отстают познавательные процессы и часто травмирована психика. Для достижения положительного результата дифференциации и индивидуализации в школе педагогическим коллективом и психологической службой проводится психолого-педагогическое диагностирование уровня обученности, воспитанности и развития учащихся. Учитель, начинает работу с классом с кабинета психолога и беседы с классным руководителем, где получает полную информацию о классе, о способностях каждого ребенка, степени его обученности, уровне психического развития. С этого начинала свою работу и я.

2. Технология описания опыта

В качестве оснований для дифференциации я использую наличие базовой подготовки учащихся (фактические знания, умения, навыки, успеваемость), а также учитываю уровень развития психических процессов. В процессе общения с детьми на уроках я опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения и организовываю работу так, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих возможностей, смог самореализоваться как личность на уроке.

 Над темой самообразования «Дифференцированный подход при обучении учащихся «группы риска» я работала 3 года. Когда учитель организует работу с такими слабыми детьми, он должен помнить следующим правила:

  1. Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него:  

дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  1. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  1. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно разбить его на части и давать и постепенно, по мере усвоения.
  1. Лучшее не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.
  1. Путем правильный тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница») нужно формировать  у такого ученика уверенность в своих силах знаниях, в возможности учиться.
  1. Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относиться к ним.
  1. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
  1. Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

       Изучив достаточно глубоко литературу, психологические особенности детей, я стала реализовывать эту технологию на практике и поняла главное: мне нужно добиваться, чтобы интерес к каждому уроку и предмету в целом у всех детей, в том числе и у детей «группы риска» никогда не ослабевал. А это возможно при условии, что урок содержательный, увлекательный, разнообразный по формам и методам обучения. Поэтому я стараюсь проводить наряду с традиционными уроки-практикумы, уроки-путешествия, уроки-игры, пресс-конференции и т.д. Использую такие формы обучения, которые вызовут повышенную активность, а не пассивное восприятие нового.

      Так, на уроках географии в 6-ых классах при изучении темы «Составление плана местности» я использую групповую форму обучения и провожу урок-практикум. Класс разбивается на группы. Каждой группе дается инструктаж по составлению фрагмента плана школьного двора. Каждому члену группы задание дифференцировано. Цель каждой группы правильно составить фрагмент плана школьного двора, т.к. затем из фрагментов составляется план в целом. При такой форме организации деятельности возрастает ответственность каждого ученика за  его работу в группе и  работу класса в целом. Такая форма учебной деятельности очень нравится детям, вызывает у них повышенную активность.

Часто на уроках использую фронтальную форму организации учебной деятельности. Например, на уроках природоведения при изучении темы «Воздух» дети самостоятельно в ходе беседы формулируют основные свойства воздуха, делают выводы, наблюдая за демонстрацией опытов и опираясь на свой субъективный опыт. При такой форме организации урока, деятельность учащихся активизируется, дети высказываются без боязни ошибиться, проявляют инициативу. В беседе принимают участие и те дети, которые часто отмалчиваются.

На уроках географии в 6 классе, например, при изучении темы «Свойства вод Мирового океана», используя фронтальную форму, ставлю перед классом вопрос-проблему: «Откуда поступает соленая вода в Океан?» При проблемном изложении еще нет полной самостоятельности учащихся, но оно обеспечивает их внимание, учит слушать и понимать объяснение учителя, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает познавательный интерес.

       Практически на каждом уроке я использую индивидуально-обособленную форму организации деятельности учащихся, причем на разных этапах урока. Например, на этапе проверки домашнего задания, предлагаю желающим работу по карточкам с дифференцированными заданиями, причем позволяю ученику самому выбрать вид карточки: в словесной форме, условно-символической, графической.     В карточки, которые адресованы слабым учащимся, включаю задания I и II уровня сложности. I уровень – задания по узнаванию, опознанию явлений и предметов т.е. отвечающие на вопрос: «Что?» и «Где?»

Ко II уровню сложности относятся задания – копии, т.е. воспроизведение информации об изучаемом объекте. Задания II уровня сложности требуют от учащихся более глубоких знаний, чем простое узнавание и ответов на вопросы: «Как?»,  «Какой?», «Что характерно?»

Также при проверке домашнего задания иногда к доске приглашаю слабых учеников и предлагаю ответить на вопрос по плану, который записан на доске.

Вначале объяснения новой темы, например, «Озера», перед детьми ставлю вопросы: «Видели ли вы озеро?» «Опишите его. Чем оно отличается от реки?» Спрашиваю слабого ученика описать этот природный объект. Таким образом, при решении познавательных задач я опираюсь на знания учащихся, их жизненный опыт. Это опять же стимулирует слабых детей к дальнейшей работе на уроке. Дети с большой детализаций воспроизводят картины природы, тех мест, где им пришлось побывать. Иногда на уроках я использую прием аналогий (сравнения). Так, например, тему «Природной Комплекс» с трудом понимают особенно слабые учащиеся: в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса? Аналоги природного комплекса могут выступить «7 волшебных джинов» (т.к. природных компонентов тоже 7). Каждый джин – определенного цвета: джин растения – зеленый, вода – голубой и т.д. Чтобы показать как взаимодействуют все компоненты друг с другом, я прибегаю к помощи акварельных красок соответствующих цветов, поочередно растворяя каждого «джина» в воде. Дети с восхищением наблюдают, как будут красиво меняться цвета в стакане, таким образом, понимая, что каждый компонент влияет друг на друга. И в конце демонстрации опыта растворяю «черного джина» - человека, показывая, как экологически «плодотворно» человек влияет на ПК. Такой прием позволяет прочнее удерживать информацию в памяти детей «группы риска».

      При изучении нового материала использую работу с учебником и уделяю большое внимание умению слабых учеников выделять в тексте учебника главную мысль и записывать ее в свернутом виде.

         На этапе закрепления новых знаний дифференцирую задания следующим образом: для наиболее сильных учащихся подбираю задания на применение знаний в новой ситуации, требующий от детей поисковой или частично-поисковой деятельности. Например, после изучения свойства воды Мирового океана – солености – наиболее сильным учащимся предлагаю решить задачу: Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18%? Во сколько раз меньше, чем из 1 тонны воды Красного моря?

Для детей чуть послабее предлагаю применить свои знания в сходной ситуации (т.е. решить подобную задачу).

Для слабых учеников предлагаю задания на уровне воспроизведения знаний: повторить правило, вывод, показать изученные географические объекты на карте.  

Особое значение я придаю работе с контурными картами, как средство формирования у школьников правильных пространственных представлений, особенно при выполнении заданий творческого характера.

Изучая географию материков и океанов, я предлагаю учащимся задания:

  1. на предложенном контуре материка нанести реки и озера;
  1. обозначить на контуре материка все климатические пояса и области.

Большое внимание я обращаю на развитие речи детей, т.к. это важный фактор совершенствования личности, показатель интеллектуального и общего развития ученика. На уроках использую фронтальный опрос, но стараюсь не увлекаться, т.к. он может приучить детей к коротким ответам.

       При индивидуальном опросе требую от детей неодносложных ответов, а полных, правильно построенных, насыщенных терминами и понятиями. В ходе индивидуального опроса одного ученика стараюсь активизировать весь класс, т.к. потом предлагаю проанализировать ответ по плану.

  Большую роль в пополнении словарного запаса учащихся играет дополнительная литература и поэтому, чтобы привлечь детей к чтению дополнительной литературы, я на уроках постоянно сообщаю что-то новое, интересное, занимательное, чего нет в учебнике.

При изучении особо интересных тем «Вулканы», «Землетрясения», «Эпоха Великих географических открытий», предлагаю учащимся приготовить доклады и кроссворды.

Важнейшим источником географических знаний является карта, которая развивает не только пространственное воображение, но и речь детей, поэтому при ответе у доски дети должны читать карту. В географии есть правило: «Все, что показываешь – называй, все, что называешь – показывай». При чтении карты дети составляют целый рассказ об объектах: горах, реках, морях, странах и т.д.

  1. Результативность опыта

       Какую ценность имеет дифференциация процесса обучения для отдельной личности?

  1. Дает возможность каждому ученику успешно освоить содержание изучаемого предмета.
  1. Сделать процесс обучения комфортным, адаптируя его к особенностям ученика. Это повышает его мотивацию к учению, вселяет в него уверенность в свои знания, возможности, что немаловажно для его самораскрытия и самореализации в жизни.

Свою работу по дифференциации процесса обучения считаю очень важной, т.к. это позволяет улучшать качество знаний учащихся по предмету

                          80

85

90

95

100

%

качества

1

2

3

4

Четверть

Качество знаний учащихся 6 А

класса за 2012-2013 учебный год

                              0

20

40

%

качества

1

2

3

4

Четверть

Качество знаний учащихся 9 А

класса за 2012-2013 учебный

год

Другим показателем результативности является психологическая комфортность обучения. Проводя анкетирование среди учащихся 10-ых классов, с которыми я работаю шестой год, результаты оказались следующие:

Нравится

ли

вам предмет география

нравится

очень нравится

не очень нравится

48

13

6

С каким настроением вы идете на урок

С отличным

С хорошим

С хорошим, если выучил урок

10

38

14

Удовлетворены ли вы качеством учебного процесса

да

Не очень

нет

54

8

Не ответил никто

т.е. степень тревожности у детей перед уроком не высокая.

     Свою работу по дифференциации процесса обучения считаю очень важной, т.к. это позволяет улучшать качество знаний учащихся по предмету, а также снижать степень тревожности и повышать психологическую комфортность обучения.

  1. Библиографический список

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

2. Душина И. В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: 2000.
  2. Крылова О. В.Современный урок. География в школе № 2.2006.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – М.: издательство «Учитель», 2004.
  4. Муравьев Е.М. Учебно-воспитательный процесс в школе. – М., 2000
  5. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной  

школе: Учеб. Пособие. – М.: издательство Московского психолого-           социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

  1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.
  2. Яковлева Н. В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

«Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».

Обмен опытом по организацииучебного процесса в ходе подготовки к итоговой аттестации...

формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...